История состоит из дат. Оттиски студенческих лет

Часто вспоминаются эпизоды из моего студенчества. Например этот ныне особенно часто на фоне нынешнего пересмотра истории - очередного, конечно.
  История, она такая, что регулярно пересматривается и переписывается.
 Вот странички из моих дневников за 2006 год, август, в один из периодов моих - "болдинской осени", то есть увлеченной работы и самообразования, в ту пору исторического. Впрочем, я всегда увлечена, но бывают у каждого волны особого подъема успеха в делах и увлечения новым.


Итак...Близость к сравнительно недавним событиям делает записки более детальными и красочными, ведь с годами многое забывается, уходит из актуальной памяти в глубинные закрома, чтобы внезапно сверкнуть когда что-то вдруг актуализирует-пробудет эти закрома долговременной памяти. Посему лучше выпишу из дневников(к тому же жанр личных дневников правдивее "мемуаров", ведь писалось изначально "для себя", я и не предполагала это публиковать, но сейчас понимаю ценность многого, что не считалось таковым когда-то. К их числу относятся, личные записки, которые перечитываешь, словно открываешь себя неведомую-полузабытую. А мы еще удивляемся, отчего не помним свои прежние инкарнации и потому не очень верим в перевоплощения.
--------------

28/08/2006

В истории меня теперь интересуют главным образом точные даты событий. И каждый день теперь я вспоминаю эпизод из своего студенчества. Сдавая на 1 курсе контрольную работу по политической истории 20 века(переделанная бывшая "История КПСС", которую изучали наши предшественники), я говорила бойко и много, но не сумела ответить на вопрос проф.N(*здесь выпущу фамилию, оставив лишь литеру N.)о точных датах событий. Лишь пролепетала такую клишированную часто встречаемую фразу:

"У меня плохая память на даты".

Это была дежурная фраза-выручалочка вместо "я не знаю".

Реакция профессора была для меня неожиданной. С легким оттенком даже удивления он парировал:

  "Вся история состоит из дат!"

Больше на "исторических" экзаменах(целая охапка их от мировой до региональной)я не ссылалась на плохую память и вообще никогда более не жаловалась на память и не жалуюсь "на память" - вульгарное оправдание лени, нежелания заставлять свою волю и ум, внимание".

Отступление, комментариий:

Память у меня вообще нормальная. Памяти, как таковой, как нейронной структуры, может быть и нет в нейрофизиологии мозга. Это дебатируемый в науке вопрос, а память - целиком функция внимания и интереса. Что интересно, что осветишь своим вниманием, то в первую очередь и запоминается, запечатлевается сначала в кратковременной, а затем и в долговременной памяти("закрома").

Продолжу автоцитирование.

Лекции профессора N. были правда ниже всякой критики - он систематически превращал их в балаган, рассказывая каждый раз по 1,5 часа (то есть на всем протяжении лекционного времени) о своих поездках по миру и к ним еще массу анекдотов, большей частью не осбенно приличных, которые еще может быть были бы уместны в мужской компании за бутылкой, но никак не в устах профессора на собственной лекции. Впрочем, я их забыла. Но помню например такую быль, похожую на байку. Профессор-историк, рассказывал о поездках по Западной Европе еще в советское время.

Я был в Париже, сказал он. Вызывая у нас больше не зависть, а удивление. Ведь Париж для нас был всё одно, что на Марсе.
И вот гуляя по парижским бульварам, увидел автосалон и заглянул. Ко мне подскочил француз-владелец и давай расхваливать свой товар.
Это, мол, Марседес, а это Рено, Фольксваген и т.д. Отличные марки спортивных автомобилей, не желаете взглянуть, мсьё?
А я ничего не отвечаю, только глазами хлопаю, и французский мой подкачал, и ничего не понимаю про превосходные модели.

Так длилось несколько минут, владелец тараторил, я молчал, только разглядывая никогда невиданные прежде шикарные автомобили.
Наконец владельца автосалона осенило и он воскликнул:

А! КамарАд советИк!

И махнул рукой, а я, пристыженный, ушел восвояси.

Не помню, вся ли аудитория расхохоталась, по-моему, юмор дошел не до всех(как и перевод с французского), но я едва сдержалась чтобы громко не расхохотаться, и эту историйку запомнила навсегда отчего-то. Так и узрела внутренно эту сценку. Как вокруг своих машинок суетится маленький щуплый французик средних лет, в куртке, может быть, вельветовой, и черной французской беретке, и расхваливает свой товар, и как он, с оттенком легкого презрения, выпаливает своё:А! Камарад советик! Мол, всё ясно с вами. Нечего дальше распаляться.

Самое печальное, он был не уникум, а, может быть, наиболее ярким представителем определенного типа старого вузовского профессора, которому уже нечего бояться за себя, но и нечего уже сказать своего в науке и просто пора на пенсию. Понятно, что проф. не потому регулярно сбивался с темы лекции на воспоминания и анекдоты, уже после первых пяти минут лекции, до звонка не возвращаясь к своей непосредственной задаче(прочтению лекции), что не знал или не помнил материала, а потому что всё это ему давно надоело. Но зачем же он и прочие так мало уважают себя:тянут до последнего, вместо того, чтобы будучи еще сравнительно в силах- уйти на заслуженный отдых?! И время высвободится - можно будет еще что-то писать и издавать. Может быть, лучшее за всю жизнь?! В науке в том числе.

Здесь снова прерву перепечатку и добавлю от сегодняшнего дня, 27/03/2021

Ведь творчество, наука, писательство - требует времени и свободы. Не только свободного времени, но и свободного духа. Свободы от суеты, от отчётности и прочей "пены дней". Но они работают, старые кадры, тянут лямку, не уступают талантливой молодежи, вцепившись намертво. И молодежь не у дел часто, и старики уже давно профессионально выгорели, а отдыхать и дать прийти времени мудрости - не хотят. А тут еще пенсионная реформа 2018года. в Европе уже давно старые кадры вынуждены работать вырабатывая пенсию, и безработица среди молодых отчаянная. Кто и зачем устраивает этот конфликт поколений?

Дело ведь не только в том, что старый профессор не хотел, надоело давно про 2 съезд РСДРП рассказывать, он это уже десятки лет рассказывал, и снова давай! Теперь уже "переосмысленно", в рамках уже "Социально-политической истории 20 века", а не истории КПСС., а может ли старый человек вот так взять и переосмыслить всё, что он преподавал всю жизнь? Зачем же такое насилие над душами старых профессоров? Вот он, как все старые люди, и сбивался на воспоминания.

Звенел звонок, и профессорские байки, недосказанные, обрывались на полуслове.
"Перепишите с доски параграфы и страницы, дома прочтете". - с этими словами мы расставались.  А у нас и учебников не было. Курс-то новый, должны были быть методички. Но никто вопросов не задавал...Ничего не читал, ибо и нечего, и неохота.

Так просидев несколько лекций, я взбунтовалась. И перестала посещать лекции тех преподавателей, которые мне ничего не давали, пусть они и были милы как люди, как этот профессор истории и философии(бывшего научного коммунизма). Пусть халява, что радовало бездельников. Но я не хочу высиживать впустую время в душных аудиториях. Я имею право как студент посещать те лекции, которые мне интересны и тех преподавателей, которых выберу сама. В остальное время имею право самостоятельно заниматься дома и в читальных залах университета и других библиотек. Это была целая история, но уже другая...Об этом в другой раз.

Да, а за ту работу я таки отхватила пятерку и еще профессор сказал остальным в аудитории:"вот как надо писать работы и отвечать!".

"Да, и история состоит из дат, запомните это на будущее!"

Я улынулась и поклонилась.

Спустя  ...цать лет я уже в интернете с немалым изумлением знакомлюсь с ДРУГОЙ историей, о которой мы не подозревали и в которой уже совсем другие даты.

27/03/2021


Рецензии