На смерть поэта

19 марта, спасаясь бегством от житейской поденщины, шагнул в пустоту Андрей Егоров. «Условно мертвому» поэту так и не удалось «вернуться к живым» [1]: Егоров дошел «до предела» еще в 2018 г., находясь в СИЗО [2], однако смерть тогда не «отлилась» в конкретную форму, а посему прыжок с 11 этажа следует считать закономерным рецидивом. Извечная драма недовоплощенности и не могла разрешиться никак иначе.

«В свои 37 Егоров умер человеком без семьи, сбережений, квартиры и имущества» [3], — напрасно сокрушается некий Алексей Кащеев, блогер, поэт и нейрохирург [4]. От текста этой дежурно-скорбной газетной выдержки, звучащей, словно приговор, так и веет неуместной горечью. «Хоронить его нам, друзьям», — досадует «известный врач» [3]. И непонятно, куда в этой фразе смещены скорбные акценты: к слову «нам» или «хоронить»?

«Мертвые сраму не имут», — любил повторять Егоров [1]. Однако мы, живые, не можем не взбунтоваться против конвейера дутых величин, движимого силой инерции наивного цинизма знатоков житейской пошлости.

С чего вдруг так называемые фэйсбучные друзья Егорова, для которых «стихи и картины» всего-навсего лишь последний элемент в ряду с «битым Самсунгом» [3], решили, что могут выносить вердикт поэту с зияющих высот своего наивно-обывательского арбитража? «Какой был великий копирайтер» [3] — такова, стало быть, будет отходная молитва коллегии Верховного потребительского суда?

Сциентистски-настроенный современник со своей глупой, граничащей с дешевым мистицизмом, верой в потребительский прогресс склонен наивно выискивать в поэзии квазирациональное, «слишком человеческое». Отсюда имеем фрейдистские трюизмы о сублимации в творчестве или редукционистские формулы типа «стихосложение — физиологическая потребность» [4].

Семья, объем сбережений, количество денег, друзей, «лайков», любовниц — очередной набор трюизмов, по своей банальности не уступающий психоанализу — все эти параметры сегодня принято считать неотъемлемыми степенями свободы. Однако поэт существует по собственным законам (еще один трюизм — если уж быть до конца последовательным). Судя по всему, Егоров активно проявлял себя на Facebook, впрочем, количество виртуальных «френдов» не спасло его от затяжной депрессии [5]. По большому счету, пользователи крупнейшей соцсети (пожалуй, как и любой другой), несмотря на иллюзию сопричастности, остаются равноудаленными друг от друга. Логотип «Книги лиц» в таком случае предельно эмблематичен: бледная полупарабола одиночества тоскливо чертит синевато-сизый фон.


P.S. Я не был лично знаком с Андреем Егоровым. Не очень-то близки мне, откровенно говоря, и его диссонансные, в стиле Воячека, стихи [6]. Зачем же, в таком случае, я написал этот очерк? Мейнстримная экономическая теория в духе Фрейда провозглашает, что альтруизм — это бессознательное следование своекорыстию. Пускай тогда и про меня черкнет пару строк какой-нибудь бедолага, если я вдруг тоже отважусь «шлепнутся», так и не дотянув до сорока.



1. Андрей Егоров о стихах, написанных за решеткой / «Опыт — это костыль для тех, у кого нет воображения»: еще три поэта о своих стихах // https://daily.afisha.ru/

2. Андрей Егоров. Худший случай / Почему за наркотики может сесть любой // https://expert.ru/

3. Поэт Андрей Егоров покончил с собой // https://www.kp.ru/daily/27254.5/4385043/

4. Врач и поэт Алексей Кащеев — о природе стиха и сексе с пациентками // https://m.lenta.ru/articles/2016/01/04/kasheev/amp/

5. https://vk.com/id60608042?w=wall60608042_14880

6. Андрей Егоров // Можно просто Юра // https://formasloff.ru/


Рецензии