Возлюбленная поэта Адама Мицкевича

Владелицей подмосковного сельца Жегалово, которое находилось на высоком правом берегу реки Клязьмы, была Авдотья Михайловна Бакунина (1793-1882). Известно, что в 1830 году в Жегалово при помещичьей усадьбе были: двор, в котором жили дворовые люди (4 души мужского пола и 5 женского), и 5 дворов крестьянских (15 душ мужского пола и 18 женского), а также мельница на Клязьме. Жители являлись прихожанами  церкви Знаменской села Иевлево Знаменского, которое находилось недалеко от сельца Жегалово.

Род Бакуниных внесён в шестую часть родословной книги Тверской губернии. Авдотья Михайловна Бакунина была дочерью генерал-майора Михаила Михайловича Бакунина и Варвары Ивановны, урождённой Голенищевой-Кутузовой. Михаил Михайлович с 1801 года находился на гражданской службе, был губернатором в Петербурге, а затем сенатором в Москве. Варвара Ивановна приходилась троюродной сестрой полководцу М.И. Кутузову, была писательницей, написала «Персидский поход в 1796 году», в ко-тором она сопровождала мужа, и «Двенадцатый год». Помимо старшей дочери Евдокии у Бакуниных было ещё пятеро детей: Василий, Иван, Александр, Екатерина и Праско-вья.

Авдотья Бакунина была прекрасной художницей, ученицей братьев Брюлловых. За ус-пехи в живописи она, выпускница Академии художеств, получила возможность стажи-роваться в Италии и Франции, имела золотую медаль от Академии художеств. Евдокия Михайловна играла заметную роль в московском обществе и была невестой поэта Мицкевича, но брак расстроился из-за различия вероисповеданий.   

Историк А.А. Корнилов писал, что Бакунина «пленила сердце Адама Мицкевича (1798-1855), когда знаменитый польский поэт в двадцатых годах прошлого века служил против воли в Москве, будучи выслан по высочайшему повелению из Вильны. Авдотья Михайловна также не осталась равнодушной к поэту; но роман этот не увенчался бра-ком, так как и жених и невеста оказались слишком решительными приверженцами каждый своей народности и своей веры. У Авдотьи Михайловны, по свидетельству её родных, до самой смерти – а она умерла в глубокой старости – хранилась переписка её с Мицкевичем; но она никогда никому не показывала этих писем и завещала их сжечь после её смерти, что и было свято исполнено её сестрой Екатериной Михайловной». Евдокия Михайловна замуж не выходила, умерла в 1882 году на 89-м году жизни.

В середине XIX века сельцо Жегалово перестало существовать, а на противоположном берегу реки Клязьмы появилась деревня Новое Жегалово, ныне деревня Жигалово.               


Рецензии