Тунгуска Татьяна. метео 2

                Тунгуска Татьяна.
На моё сообщение о том, что я совсем недалеко от посёлка, чуть было не нарвался на медведя, тунгуска – Татьяна, эвенкийка лет сорока, одинокая женщина, в детстве осталась сиротой. Девочкой с тринадцати лет она вынуждена была заниматься охотничьим промыслом самостоятельно, обратила на меня внимание.

Услышав о том, что я чуть было, не попал в поле зрения медведя, рассказала о своих встречах с медведем:

- С детства о повадках медведей много рассказов слышала. Это умный и очень коварный зверь.

Молодая была, совсем девчонка, охотилась в тайге одна.

Встречалась с медведем много раз, но одна стрелять его я боялась всегда. Потому что, бывает, с одной пули его не убьёшь, а раненый медведь очень опасен, может напасть, и растерзать тебя в клочья.

Когда медведь, встаёт на задние ноги, становится выше человека, и весом килограммов за двести. Страшно!

На задних лапах ходит, как человек. Богатырь! Ведёт себя в тайге, как хозяин!
Стрелять в него становится жутко, я до сих пор боюсь. И всегда стараюсь осторожно уходить от него.

Но однажды, лет десять назад, уже в конце лета, а в это время медведи бывают сытые, становятся добрее, редко нападают…

Я набродилась по тайге, расставляя ловушки на птиц.

Ходила одна. Без собаки, чтобы не портить ей нюх на пушных зверушек. Ведь, соболя, горностая, белку, норку, выдру, ондатру, росомаху, летом стрелять нельзя, - у них в это время мех плохой, не товарный!

Уставшая, я решила вскипятить чаю и пообедать.

Поставила ружьё возле кедра, положила котомку с хлебом. И с котелком, с патронташем на поясе, с финкой в ножнах, пошла к водоёму, набрать воды.

Видно, не заметив, я расположилась в зоне промысла медведя. А они очень ревнивы на этот счёт, никого не допускают в зону своего промысла!
Обязательно прогонят со своей территории! Даже собратьев.

Набрала воды, и возвращаюсь к котомке.

А медведь тихо, почти беззвучно, встал на задние лапы и уже идёт на меня в нападение!..

Мгновенно я вспомнила все рассказы охотников, что медведь, нападая на человека, начинает рвать с его головы скальп.

Я немедленно выхватила из ножен финку, и бросилась ему в ноги.

Медведь напал на меня, и начал топтать меня, и драть мои ноги, разорвал чирки – лёгкие охотничьи брезентовые сапоги, и сильно порвал правую ногу.

Не знаю, откуда у меня силы взялись. Силы защиты от смертельной опасности мгновенно сконцентрировались во мне. Молодая была, решительная.

Финкой я длинно располосовала ему живот с толстой, как у свиньи, прослойкой подкожного жира.

Медведь взревел, но рвать меня бросил. С рыком, истекая кровью, сполз с меня, и с разрезанным животом, с рёвом, невдалеке, кряхтя, лёг издыхать.

Вся в медвежьей крови, жестоко помятая, с болью в окровавленных ногах, в сильном нервном стрессе, я подскочила к ружью, перезарядила двустволку пулями-жаканами, подскочила к раненому медведю, и выстрелила ему в голову.

И тут же обмякла.
Села у кедра без сил от боли и страха опасности, охватившего меня нервной дрожью. Трясло меня, как в лихорадке. 

Облокотившись на ствол кедра, просидела в шоковом состоянии минут тридцать - сорок, пока успокоилась, и пришла в себя!

Перевязать раны нечем. Хорошо кровотечения было мало, и остановилось само. Брезентовые чирки защитили ноги, не дали разорвать их в клочья.  Но встать не могу. Болит всё помятое тело и ноги.

Сняла с ремня патронташ, и ремнём, как бинтом, плотно перевязала икру правой ноги.

Как идти? А идти до посёлка ещё далеко. И ползти... по валежникам тайги, - не проползёшь.

Постреляла в воздух несколько раз подряд, может, услышит, кто поблизости, придёт на помощь.
Посидела в ожидании помощи ещё минут тридцать.

Никто меня не услышал. Ответного выстрела не было. Значит, на помощь ждать некого, никто не придёт. Делать нечего, надо идти…
Надо самой как-то добираться домой.

Выбрала сук из валежника для опоры. Нашла брошенный котелок, перезарядила ружьё, собрала патронташ в котомку, и покондыляла домой на трёх ногах, голодная, сильно помятая и больная.

А ты хорошо сделал, что вернулся домой, как увидел медведя.

Медведь мог учуять тебя, и выследить, даже просто так, из любопытства: кто ещё, кроме него, охотится в его зоне?

И прогнал бы тебя с места своего промысла. А это могло быть очень опасно!

А, что медведь близко у посёлка ходит, это плохо!
Говорят, на ближайшей Игнатьевой заимке телёнка задрал.

Будь осторожен.
С одной «мелкашкой» в тайгу не ходи.
Если недалеко, и на птицу, ходи с мелкашкой и с ружьём, и всегда имей при себе пули-жаканы для безопасности. Патроны с жаканами, под калибр, купи себе в Промхозе.

Секретарь сельсовета Матвей Карелин уже распорядился: Охотникам организовать отстрел медведя!
Сильно расхулиганился медведь, осмелел – не к добру! Стал подходить близко к жилищам, нападает на домашних животных.
 
ЗСВ. сентябрь 1963г.  Пересказал С. Зверьков, сентябрь 2018г Коломна.


Рецензии