Идеальный педагог?

         
              РЕЦЕНЗИЯ  на статью Владима Филиппа
       «Ах, если бы…» http://proza.ru/2021/03/26/1181
                Попытка дискуссии.

       Здравствуйте, уважаемый Владим!
     Конечно, как учитель, не могла я пройти мимо вашей взволнованной и эмоциональной статьи о взаимоотношениях учителя и учеников. Но ответ получается таким длинным, что я решила его поместить как отдельное эссе.

     Итак, в центре вашей статьи – советы итальянского педагога Чезаре Ката, дающего ученикам советы на лето. Честно признаюсь, что  автор советов при первом чтении вызывает умиление и восхищение.

      Действительно, по вашим словам, так «тонко и душевно и без всякого менторства и скуки выдано задание».
      Правда, насчёт менторства можно бы поспорить, однако не буду. Соглашусь с вами: забота, и теплота, и даже поэзия в советах, безусловно, есть.

      Понравились  такие, как «Читайте - и много!», «Ведите дневники»,  «Танцуйте и не стесняйтесь!»,  «Занимайтесь спортом»,  «Смотрите хорошие фильмы», «Будьте вежливыми и добрыми», «Будьте хорошими»…

    Так что же, спросите вы,  меня смущает? А задумалась я о том, есть ли истинное «понимание детства» в этих советах.

     При повторном и более внимательном чтении  обратила внимание, насколько  они оторваны  (вместе с мясом оторваны) от современной реальной жизни подростков.  Кажется, даёт их тихий домашний учитель, работавший в богатой семье два века назад.
 
    Отсюда эти обкатанные, гладкие фразы:  «Избегайте всего, что приносит вам негатив и ощущение пустоты», «Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет».

    Ещё одно недоумение вызвали советы, которые можно было бы обратить не к непоседливым детям, а к самоуглублённым солидным философам.

    Ну, где вы найдёте подростков, которые  будут бродить «по утрам вдоль берега моря в полном одиночестве и думать о том, что больше всего они любят в жизни»?!
   Им гораздо полезнее побегать, порезвиться в волнах!

   Или: на рассвете «Стойте молча и глубоко дышите. Закройте глаза и почувствуйте благодарность».

   Или: «мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь. Сделайте все от вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте». - А ЧТО фактически от них зависит в детстве? - это они сами зависят от о-очень многого!
 
    И, наконец, вообще НЕ могу согласиться с такими советами, как: «Перечитайте конспекты наших уроков: сравните все то, о чем мы читали, с тем, что происходит в вашей жизни». 
     Скажите, видели ли вы ребёнка, который летом (ЛЕТОМ!) перечитывает конспекты уроков?! Я – нет! И даже предлагать такого не отважусь.
 
    Или: «Читайте, потому что лето вдохновляет на мечты и приключения».
     Эх, а вот летом-то и надо бы на деле испытать эти приключения, осуществить мечты, а не проживать их на страницах книг! А читать приятнее в то время года, когда за окном льёт нудный дождь или трещит мороз!

    Далее вы, Владим, с сожалением восклицаете: «Как хотелось бы, чтобы у твоих детей, внуков был бы такой учитель. Сколько в этом человеческого».
 
     Невольно рождается вопрос: «А почему бы САМОМУ родителю не стать детям и внукам ТАКИМ наставником? Почему зачастую свои родительские обязанности люди  перекладывают на плечи чужого человека?  Ведь ОСНОВЫ характера закладываются прежде всего В СЕМЬЕ! Моё глубокое убеждение в том, что то, каким человек станет в жизни, зависит главным образом от семейного воспитания, а не от учителя!

   В заключение, уважаемый Владим, хочу ещё раз поблагодарить вас за пример  идеальных мыслей образцового  педагога. Я убеждена, что не только в других странах, но и В РОССИИ  ЕСТЬ  не менее, чем итальянец Чезаре Ката, опытные и энергичные подвижники и умные учителя.
 
   Для примера даю ссылку на авторов Прозы и их произведения.
Это замечательный педагог Олег Букач http://proza.ru/2016/11/19/1009

Повесть Ольги Юлтановой «Четвёрка из 7-Б» http://proza.ru/2019/03/25/682

Или душевные воспоминания Евгении Гитальчук-Вирченко
«Василий Грищук и другие» http://proza.ru/2016/02/05/1321

    

      
      
   
   
   


Рецензии
Семья - это основа становления личности каждого маленького человека. Если семья неблагополучная, то педагогам приходится прилагать гигантские усилия, чтобы помочь ребёнку исправить те искажения, которые допустили родители. Сейчас принято предъявлять претензии учителям за плохое воспитание. А ведь это в корне неверно.
Ребёнок - это золотая серединка между родителями и учителями. Чтобы был баланс в развитии ребёнка, должно быть сотрудничество и тесное сотворчество педагогов и родителей. Если этого нет, то на учителя падает потрясающая нагрузка. Он выполняет не только свою работу, но часто заменяет родителей.
Я всегда с горечью воспринимала желание моих учеников стать моими детьми. Они просили меня стать им мамой и забрать к себе при живых родителях...
Конечно, есть учителя, которым не место в школе, однако, почему-то общественность и особенно СМИ любят дискутировать и выносить на всеобщее обсуждение именно негативные примеры, а ведь в нашей стране столько учителей-подвижников! Попирать авторитет учителей стало модно, оскорблять и унижать прилюдно. Это очень горько и больно.

Людмила Ренжина   23.04.2024 23:02     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Людмила, за понимание!
У нас с вами много общего во взглядах на мир и на людей!
С глубоким уважением,

Элла Лякишева   24.04.2024 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 76 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.