Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 102

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЗАВИДИЧИ, И ВРЕМЯ СВЯЦКИХ

По судебному делу, которое инициировала настоятельница бернардинского монастыря в 1779 году, можно узнать, какая обстановка складывалась вкруг монашеских земель в преддверии больших перемен. Владельцы территорий к концу падения Речи Посполитой не гнушались нахальным образом залезать в бернардинский удел и потрошить его. Обогащаясь, шляхта рушила 200-летний порядок, устроенный церковной властью, игнорировала установленные межи.

Особенно обострились отношения на севере, где плебан развернул фольварочное хозяйство. «Земли там не меряны», - сетовал визитарий Лепельского костела, готовя в 1782 году доклад в Вильно – для духовной власти.

Броварок добавлял конфликтных настроений. Белое (Бяла), с криничным водоемом на полуострове, манил необычным существованием и усиливал притязательные мотивы.

Сразу за фольварком бернардинская граница заканчивалась, и на открытой береговой линии лежали Завидичи. Само слово указывало на иную предназначенность. Местечко хорошо просматривалось со всех сторон, а напротив, на противоположном берегу озера располагался Старый Лепель.

Согласно скарбовой ревизии Полоцкого воеводства за 1580 год, Завидичи не входили в состав «стародавнего места Лепельского», значились отдельно. Кому же они принадлежали?

Кое-что можно почерпнуть из большой энциклопедии - географического словаря царства Польского и других славянских стран, изданного варшавскими учеными в 1880—1902 годах. Некто «A.K.L.», автор статьи о Завидичах, писал, что «в местном архиве находятся документы по усадьбе, начиная с XVII века». До наших дней они не дошли, но обозреватель их использовал – это несомненно, и мы можем на них опереться.

Помимо документов «из архива», он располагал еще одним пластом информации - не менее важным: добытым "из музея". Спросите, откуда такой музей?
 
Посвященные знают, что в Завидичах жил Михаил Кусцинский – помещик, фотограф-любитель, изыскатель, член-корреспондент Московского археологического общества. Он настолько увлекся изучением края, что создал коллекцию разысканных раритетов и демонстрировал в своем поместье.

Кусцинские были последними частными владельцами Завидич, приобретя их (Стефан Кусцинский) у Свяцких.

О Свяцких я рассказал в одной из предыдущих глав. Паны отметились земельными тяжбами с плебаном на Белом. Дело дошло до суда, и, судя по всему, Свяцкие проиграли – покинули побережье.

Но возродились в другом месте – в полсотне километров восточнее, за Чашниками. Можно было бы не акцентировать на этом внимание – чего не бывает с переселением, если бы не удивительные метаморфозы. Похоже, что пан унес с собой завидное желание находиться в центре «улльской чаши» - вблизи соединительных речных артерий. Словно в честь плебанского Белого, Свяцкие основали «osadu» в окрестностях Лукомля, и назвали ее Белицей (сейчас агрогородок Пламя на границе Сенненского и Чашникского районов).

Аналогия проявилась не только в однокоренных названиях. Будто перенимая плебанский питейный опыт, энергичный землевладелец создал собственное спиртопроизводство. В Белице была винокурня - «gorzelnia». А еще - два водных млына и ветрак. Похоже, что пан добился цели - воплотил лелеянный замысел: иметь свой (как у плебана) броварок.

(Продолжение следует).

На снимке (из интернета): восточный берег Лепельского озера, где образовались Завидичи.


27.03/21


Рецензии