Старый капитан

В начале девятнадцатого века, с появлением судов с паровым двигателем ( пароходов), судовладельцы парусных судов не выдерживая конкуренции в скорости доставки груза и пассажиров – разорялись.
Парусные корабли, полностью зависящие от стихии ветра, попадая в штиль, останавливались и часто запаздывали с прибытием в порт назначения на месяц, а иногда и на два. При внезапном налетевшим свирепым шторме или урагане, если команда не успевала убрать паруса – судно боковым ветром переворачивало, и оно тонуло. Часть парусов даже в бурю оставлялась для управления судном, что, к сожалению, не всегда удавалось и тогда, его швыряло по гигантским волнам, словно щепку, унося, сбивая с курса, подхваченное мощным течением, уносилось далеко в мертвую зону океана. А если рядом оказывался скалистый берег – корабль выбрасывало, разбивая о скалы.
В то время, многие капитаны и матросы хлынули на новые скоростные, безопасные пароходы с металлическими корпусами с более высокой оплатой труда и рентабельностью. Пароходные компании, разорив парусных судовладельцев, начали жесткую конкуренцию между собой в переманивании пассажиров комфортабельными каютами с первоклассными удобствами и более быстрым путешествием. Суда в любую погоду и при плохой видимости, шли на полном ходу, не сбавляя скорости, что часто приводило к столкновению со встречным судном и гибелью либо одного, либо обоих. Капитан, полностью зависевший от капризов своего хозяина, в случае, опоздания в порт назначения - мог быть уволен. В те времена, в наиболее плотном движении торговых судов, при пересечении Атлантического океана из Англии в Америку, большими пароходными компаниями, был объявлен конкурс на скорость - «Голубая лента Атлантики» Ливерпуль – Нью-Йорк. Победившей команде и капитану выдавалась большая денежная премия.
  В те времена в городе Гапсаль, жил старый капитан дальнего плавания, времен парусных судов Арнольд Теер.
Когда на новые пароходы за большими деньгами ушли лучшие капитаны и матросы, упрямый Теер  остался на своем, не смотря на то, что его, опытного и грамотного специалиста, приглашали, знавшие его судовладельцы.
 Но, А. Теер, по характеру резкий и принципиальный, будучи человеком светским и хорошо воспитанным, постарался выразить свой отказ насколько мог деликатнее:
«Уважаемые господа! По морскому уставу, для капитана, безопасность пассажира – дело Святое! Даже если этот пассажир окажется на судне один. Все остальное: сохранность судна, груза и скорость, время прибытия в назначенный порт, так же очень важны, но находятся на втором плане. Вы, -глубоко уважаемые, являетесь хозяевами судна на берегу, а там, на воде, в океане, или море, хозяин Бог и я – капитан вверенного мне Вами судна. Объявленный Вашими коллегами - приз «Голубая лента Атлантики» привела к грубейшим нарушениям в безопасности движения судов, став дурным примером и на других широтах. Этот приз стал дорогой слез и проклятий! А сколько их еще будет?! Моя эпоха парусных судов уходит в прошлое, и простите меня старика, ведь я уже не молод, и уйду вместе с ней! Но пока похожу еще под парусами».
С той поры прошло тридцать лет, и очередной жертвой  «Голубой ленты Атлантики» стал всем известный лайнер-гигант «Титаник». Его считали непотопляемым, но случилось столкновение с айсбергом, произошедшее в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Из 2800 пассажиров и команды, было спасено лишь 700 человек. С «Титаника» впервые была произведена передача сигнала «SOS». Этому послужило величайшее изобретение великого русского ученого А.С. Попова «Беспроволочного телеграфа». 7 мая 1895 года принято считать «Днем изобретения радио». После гибели Титаника, английский суд, состоявшийся 30 июля 1912 года, признал виновным капитана Смита, несправедливое обвинение было сфабриковано под диктовку пароходной компании «Уайт Стар». Капитан Смит погиб и не смог защитить себя. Его проглотил океан с 2000 пассажиров.
     Когда я был на острове Хийумаа (Даго), старый моряк Йуган, мой родственник, когда-то хорошо знавший капитана Теера, однажды рассказывал мне: «Уйдя на берег, он с морем так и не расставался и до конца дней своих зажигал старый Гапсальский маяк. Старожилы вспоминали, как старый капитан, в любую погоду садился в лодку и на веслах плыл зажигать маяк. Когда он стал вдовцом, за ним приезжала из России его дочь Ольга (твоя бабушка), и забирала к себе жить под Одессу. Но он, погостив у дочери, вернулся назад, прощаясь, сказал ей, и твоему деду: «У вас мне было хорошо! Спасибо вам за все, но мне каждую ночь снится мой старый маяк, и я должен его зажигать!»
Жизнь капитана Теера была полно приключений, он несколько раз тонул. В те далекие времена, расовые предрассудки встречались часто и среди капитанов. Теер, хотя был капитаном строгим, но справедливым и не жестоким. Ему, глубоко верующему, нравилось видеть у себя на судне рядом матросов разных национальностей. В своих воспоминаниях он, шутя, рассказывал: «Матросы, сходя на берег, прутся в портовой кабак-притон, и там, столкнувшись с матросами с других судов и другой национальности, но такими же, как они долго не видевшими суши. Крепко напившись, начинали драки со звериной жестокостью, ломая носы и челюсти, пуская в ход ножи и свинчатки с бляхой на ремне. В основном это случалось из-за женщин, но бывало и просто так, по привычке.
    В море же, то были совсем другие люди – в беде черный, спасал белого, а белый – желтого. Палуба корабля – это маленький клочок суши среди безбрежного и грозного океана. Здесь все одно целое, и нация не имеет никакого значения. Главное что ты, а уж потом кто ты».
Бабушка Ольга рассказывала, что у себя дома, в Гапсале, в спальне висела морская койка - матрас и он любил спать в ней. На обычной кровати он мучился от бессонницы и жаловался на головную боль. Когда он был в России, зять Густав, мой дед, подвесил ему гамак.
Супруга капитана говорила: «Дома бывал он как в гостях. Вся жизнь моя, с любимым мужем, морским бродягой, прошла в радостных, но коротких встречах и мучительно долгих грустных расставаниях!»
Последний капитан похоронен в г. Гапсале, в старой Эстонии его помнят и поют про него песню.
Эпилог
Профессия моряка останется на все времена почетной и опасной. По статистике, ежедневно где-то в море гибнет одно судно. Морская стихия полна грозных и непредсказуемых сюрпризов и к сожалению стихия в лучшую сторону не меняется.


Рецензии