Дареному коню в зубы не смотрят

Рассказ

Хороша русская пословица, да больно суровой оказалась на деле.  Не жданно, не гаданно, на пороге последнего десятилетия ХХ-го века, в моих руках оказалась дареная иномарка, пригнанная из Германии-«FIAT-132A», 1980 г.в. 2,0 j.e, система впрыска бензина фирмы «BOSCH». Цвет необыкновенно красивый, перламутро-коричневый. Таких в округе Белоруссии  никто никогда не видал. Слов нет, радости моей не было конца, с момента первой встречи с красавицей, 11 января 1991 года, в 11 часов вечера, когда жена с братом, подкатили к нашему подъезду дома, из Бреста в  Оршу. Мы в течение 2-х часов разгружали дареные вещи и продукты из машины, тоская их на 5-й этаж дома. Время позднего ужина, женщины захлопатали на кухне, а Саша, брат жены, подает мне прозрачный пакет с продолговатой книжкой.

Держу в руках цветное описание, теперь уже моей, машины. Сердце замирает от восторга! В разной раскраске показана вся конструкция машины, с главными типо-размерами, габаритами, перечнем расходных эксплуатационных материалов, таблицей главных характеристик двигателя, рекомендациями по эксплуатации. Одним словом, в моих руках оказалось сокровище, тем более, у меня никогда не было своей машины, это первая и, особенно дорогая! На ночь машину поставили в гараж, подготовленный к стоянке. Гости от встречи разъехались по домам. На следующий день иду смотреть машинку при дневном свете. Подходит сосед из другого ряда гаражей, начинаем вместе осматривать диковинку. Двигатель V-образный, 4-х цилиндровый, инжекторный, с расходомером воздуха системы «BOSCH». На этом наши познания конструкции двигателя закончились, дальше тёмный лес и потемки. Начинаем смотреть кузов, видим вздутия под резиновыми молдингами дверей. Краска на порогах тоже местами вздута, видны ржавые раковины на ободах крыльев. Залажу рукой под низ дверок, нащупываю сквозные прогнившие отверстия разной величины. Становится ясно, как божий день, раз машине 10 лет, значит она многое видела на своем веку. Опытный в автоделе сосед меня подбадривает,  что все это испровимо, кузавные работы делают многие умельцы, только надо найти толковые, умелые руки, главное сейчас не торопиться. С тяжелым чувством угасшей радости возвращаюсь домой, на доклад жене. Спокойная и доброжелательная спутница жизни меня внимательно выслушала и говорит: - Ничего страшного, у нас осталось от поездки в Германию еще 1500 рублей, которые мы можем потратить на ремонт. Я воспрянул духом и, в эту ночь уснул, совершенно умиротворенный - задача четко обозначилась, главное сейчас найти хороших мастеров по кузовным работам.

Наводки и распросы бывалых знатоков автодела, вывели меня на наш завод «Металист», где работают два друга, классные специалисты-автослесари по иномаркам, Гриша и Володя. Выбрал день недели пятницу и поехал на завод знакомиться с будущими врачами моей машинки. В конце рабочего дня на проходной познакомились. Показываю красивый альбом FIAT-132А, ребята в замешательстве листают страницы, хвалят Запад за красоту оформления машины и альбома. Договорились, что приедут в гараж с рабочим иеструментом для снятия профиля и размеров выкроек  порогов, нижней полосы дверей, осмотрят днище и, если надо выгнут профиль ланжеронов. Решили, что все профили они сделают из металлопласта, это обеспечит надолго защиту кузова от нашей пагубной зимней соли. Сварные швы будут делать латуневым прутком с бурой, газовой гарелкой- малюткой, чтобы меньше повело металл при нагреве и меньше выгорела защита металлопласта. Для меня это было познание новшества в сварочном деле. Простучали резиновым молотком днище машины на смотровой яме, оределили маста замены металла. Объем работ предстоял большой. Отступать некуда, разъехались до мая месяца, когда потеплеет и начнем кузовные работы. Ребята мне периодически позванивали, докладывали о сделанной работе по формированию профилей замены гнилых деталей корпуса машинки.

Весна   1991-го  года в Белоруссии  наступила рано и активно, в середине апреля снег сашел, установилась устойчивая теплая погода. Мне  с сынишкой нетерпелось приступить к подготовке машины под сварочные работы. Для демонтажа внутренней обшивки салона и снятия кресел, машину подогнали к подъезду дома, в гараже для складирования всех атрибутов демонтажа места не было, да и просто, здесь можно передахнуть, попить чайку, ведь сынишке шел только 12-й годок. С большим трудом, разбираясь в премудростях крепления деталей салона, мы два дня пластались с сынишкой по аккуратному снятию, без сломов и задиров всех внутренних кострукций. Получилась гора и малениькая тележка всего снятого оборудования. Хорошо, что сообразили крепежь разложить по коробочкам с надписями откуда снято. Потом, когда приступили к сборке после ремонта, оценили нашу предусмотрительность. Дениска, сынок, был на вершине детского счастья, покрутить детальки настоящей машины. Время нашей совместной работы, отложилось в памяти как лучшее, за все последующие годы.

В начале мая месяца, я отогнал подготовленную машину в село Телентеево, дачный участок сварщика Гриши. Оно расположено недалеко от завода «Металист», через речку Адров. Мастерам после работы было удобно добираться к месту своей домашней слесарки. Договорились все далать не спеша, на совесть, с выдачей 50% аванса. Окрыленный хорошим началом, к вечеру вернулся домой. На дорогу обратно  городским транспортом  ушел час времени, что вполне меня устраивало для инспекционных поездок проверки качества работы автослесарей. По выходным дням, я без предупреждения приезжал к своим новым друзьям. В течение месяца они всегда были при деле, машина преображалась на глозах. Не зря мне их сосватали, знающие меня люди, они просто не могли меня подвести. Обеды проходили сухо, я даже не намекал, а они не просили. Уговор был такой – в конце завершающей работы полный расчет и банкет на природе. Обе стороны слово сдержали. В конце мая я принимал готовую машину. Это был звонок - новенькие пороги, ланжероны, чашки днища, низы дверок, арки крыльев, заменены наклонные уголки окон задних дверок. Все зашпаклевано и отшлифовано под покраску. Когда приехал в свой гараж, мужики по достоинству оценили работу моих добрых друзей. Я поддерживаю с ними хорошие отношения и до сего времени. Пока все живы и здоровы. Сварочные работы были выполнены настолько аккуратно, что мне не пришлось полностью перекрашивать кузов, я подобрал близкую по цвету краску и закрасил швы как молдинги. При прохождении техасмотра мне не было замечаний по внешнему виду машины.

Наступило время сборки машины после восстановительных работ. Начало лета, дни теплые, длинные, машина возле подъзда. С чувством любви и красоты машинки, мы с сынишкой испытали истинное наслаждение от приятной интересной работы. Два дня упорной работы, все было закончено и  мы доложили семье о готовности к старту. На следующий день отправились на дачу, распаложенную на берегу Днепра, в 11-ти километрах от Орши. Соседи по даче ахнули от увиденной нашей красавицы.

Для нас пришло долгожданное  время путешествий и поездок на природу. В зимнее время всей семьёй вызжали в лес кататься на лыжах. Это было лучшее время жизни нашей дружной семьи. Дети с теплым чувством вспоминают свое детство и поездки по красивейшим местам синеокой Белоруссии.  Слава Всевышнему, дороги и придорожный сервис в нашей стране Европейского уровня, мы это увидели и наблюдали в течении 20-ти лет эксплуатации безупречной, надежной, красивой, экономичной машины «FIAT-132A».

20 апреля 2016 года Игорь Назаров / Игорь Сибиряк /.


Рецензии