Глупым быть совсем не обязательно. Ко дню Победы

                (Из записей Марка Неснова)
               
                Тьмы низких истин мне дороже
                Нас возвышающий обман.
               
                Пушкин А.С.


                Мой отец инвалид - фронтовик никогда меня специально не воспитывал и не делал внушений, потому что словестное воспитание
 считал делом излишним и бесполезным.
Он верил, что только примеры родителей, друзей и близких, формируют человека наряду с житейскими обстоятельствами.

Много лет понадобилось мне, чтобы усвоить правильность такого понимания воспитания, с которым большинство моих знакомых не очень согласно.

И всё-таки однажды отец сделал мне замечание, которое я запомнил на всю оставшуюся  жизнь.

На вопрос вошедшей соседки:
-Где мама?
я, не задумываясь, бодро отрапортовал:
-Она понесла тёте Паше подсолнечное масло.

-Зачем ты рассказал про масло – спросил отец, когда соседка вышла – какая в этом была необходимость?
-А что тут такого? Я же правду сказал.
-Говорить правду много ума не надо.

Больше он ничего не объяснял.

Мне было обидно, поэтому я спросил вечером отца, почему он рассердился.
Я сказал правду и масло - это никакой не секрет.
В школе говорят, что всегда надо говорить правду.

Папа погладил меня по голове и улыбнулся чему-то своему:
-Правду, Марик, нужно говорить тогда, когда нужно.
А, когда не нужно, тогда можно и промолчать.
Глупым быть совсем не обязательно.

Я тогда так ничего и не понял.

После этого прошло лет семь или восемь.

Умерла наша знаменитая соседка Олимпиада Андреевна Пучко - бывшая дворянка, фронтовичка и знаток всего на свете.
Она курила Беломор, по всем вопросам имела своё мнение, люто ненавидела большевиков, чего никогда не скрывала.

Но Россию и русский народ она любила ещё больше, поэтому в конце двадцатых вернулась с родителями в Россию, где все,кроме неё погибли в лагерях.
За ней тянулось много разных историй и приключений.
И то, что она ещё на свободе, окружающих очень удивляло.

В моей жизни это была, пожалуй, самая интересная, образованная и благородная женщина, которая по чудесному стечению обстоятельств выжила назло всем жизненным невзгодам.

После того, как народ ушёл с кладбища, у могилы осталась одна незнакомая мне седая женщина, с которой мой отец остался, отправив меня с мамой домой.

Как - то за ужином, вспоминая Олимпиаду Андреевну, отец рассказал  историю про женщину, которую мы видели на кладбище.

…В начале пятидесятых годов провинциальный промышленный город Николаев не мог похвастаться обилием развлечений.
Их было очень немного.

Одним из таких развлечений был силуэт женщины в витрине универмага, на котором механизм менял ткань и расцветку платья.

Женщины собирались у этой витрины и подолгу любовались дефицитными в ту пору ситчиками и крепдешинами.

Чуть в стороне от толпы, у дерева, часто стояла женщина в старой военной форме без погон, с остановившимся взглядом.
Она оживлялась только тогда, когда появлялась ткань определённой расцветки, а потом снова замирала до следущего появления этого рисунка.

К тому времени все давно уже сняли военную форму, поэтому на женщину смотрели, как на ненормальную, тем более, что и смотрелась она не очень здоровой.

Ходили слухи, что перед войной она заказала у портнихи платье, которое, уйдя на фронт, не  успела забрать.
Всю войну она печалилась по этому поводу, а после тяжёлой контузии эта печаль превратилась в навязчивую идею.

Она решила найти своё платье, с которым была связано утерянное прошлое, а до этого не хотела снимать военную форму.

Женщина не помнила ни имени портнихи, ни её адреса.
Даже её версия, что это было в Николаеве у людей вызывала сомнение.
Никто не мог ничем помочь этой странной и больной женщине.

И только Олимпиада Андреевна, узнав об этой истории, взялась за дело с присущей ей решительностью и энергией.

Она добыла в горпромторге нужную ткань, нашла портниху и договорилась сшить платье по нужному фасону и размеру.

Когда платье было готово, она объяснила странной женщине, что портниха переехала в другой город, а платье оставила родственникам на случай, если за ним придут.

Женщина не выразила никакой радости, а приняла платье, как должное и стала в нём ходить.

С Олимпиадой Андреевной они подружились, и эта дружба сохранилась до самой смерти последней.

Женщина понемногу вернулась к нормальной жизни и стала работать поваром в школе-интернате.

Со временем она вышла замуж за школьного военрука и зажила обычной жизнью советских людей того времени.

Папа знал об этом, но у нас в семье  никогда на эту тему не говорили.

Только после смерти Олимпиады Андреевны отец рассказал эту печальную историю с хорошим концом.

Женщина поведала отцу на кладбище, что никогда не верила тому, что это
 её платье.
Но была так благодарна за проявленное к ней внимание, что постеснялась возразить.
И тоже солгала, что узнала платье.

А потом новое платье и забота  Олимпиады Андреевны помогли ей выйти из депрессии и потихоньку вернуться к нормальной жизни.

-Так что, сынок, иногда ложь бывает полезней правды.
Важно для чего ты это делаешь.

И я согласен со своим отцом.
Важно для чего ты это делаешь.


Рецензии