Что ждёт реку нашу?

ЧТО  ЖДЁТ  РЕКУ  НАШУ?
-------------------------------------------
Природа подарила нашему лесостепному краю и нам два бесценных подарка
- тучный , нигде в мире не встречающийся чернозём и реку Ворону.
Невелика наша река , всего-то около 400 километров , но как говорят в народе – мал золотник , да дорог!
Кто знает , сколько веков несёт свои воды светлоструйные через наши края Ворона? Она возникла , может, в то немыслимо далёкое время , когда ледник , медленно сползая с севера, на своём пути создавал возвышенности , озёра , реки , нёс огромные валуны , до неузнаваемости преображая ландшафт…
А может быть , когда шумели дремучие леса , росли гигантские папоротники и бродили мамонты…. Много было тогда больших и малых рек и речушек в наших краях, от них редко сохранившиеся названия да всё разрастающиеся овраги под степными ветрами да бездумной деятельностью человека.
Одна Ворона и выжила до наших дней!
Наша маленькая Ворона упоминается в стародавних грамотах. Войска известного в истории древнего мира персидского царя Дария Гистаспа во время походов на скифов в 515 году до нашей эры, по преданию, доходили до слияния рек Вороны и Хопра, до так называемого теперь Теллермановского леса под Борисоглебском.
Значится река и в летописях под 1148 годом: князь Глеб Юрьевич иде к Рязани и бывъ в городах Червленом Яру и на Велицей Вороне. Вся часть степей по левую сторону от реки Воронежа до берегов Хопра и Вороны известна была в то время под общим названием Червленого Яра.
В 14 столетии Ворона служила границей Рязанских владений со стороны Золотой Орды. В грамотах митрополитов Феогноста и Алексия (середина 14 века ) говорится, что здесь существовали русские поселения ещё в 13 веке и что по реке Вороне устроены были караулы и сторожевые посты, наблюдавшие за движением воинственных кочевых племён…
В журнале «Знамя» в 1947 году Сергей Юрин публикует очерк «На реке Вороне». «…нигде – то видети человека, точно пустыня велия и зверия множество: козы, лоси, волци, лисицы, выдра, медведи, бобры» - писал летописец о землях по берегу Вороны. Лес с годами отступал и отступал от Вороны. Остался узкой полосой по Вороне. Называется он урман, урема. Само слово тоже теперь забыто. Автор очерка отмечает: урема на Вороне – редкое для центральных областей явление. По богатству леса и его разнообразию леса Вороны можно сравнить только с реками Дальнего Востока. Дошедший из глубины веков лес приречный с высокими дубами, разнообразным клёном, вязом, ивой, липой, осиной, берёзой, орешником, ольхой…Богатый, живой, цветущий лес совсем в недалёком прошлом и страдающий, поражённый многими болезнями теперь…
Много поколений людей пили её изумительной чистоты воду , восхищались её красотой. Река видела табуны золотоордынских коней , русские полки , шагающие в Крым на «туретчину» или на Балканы освобождать «братишек болгар»…Славная и длинная история у реки Вороны. Царь Пётр сплавлял по ней лес для строительства кораблей в Воронеже .Многие известные люди жили на её берегах , писали о ней – Жемчужников , Боратынский , Воейков , Лунин , Ширяев , Чичерин. Даже Салтыков-Щедрин доброе слово замолвил о нашей речке в своей книге «За рубежом». А с каким восторгом о рыбалке на Вороне писал рыбак , писатель , увлечённый человек Сабанеев!
Наши деды и прадеды селились на её берегах , жили дарами леса и реки , любовались её красотой , оберегали её.
Многие века река Ворона была самым ценным и дорогим богатством нашего края! В самых дальних весях встретишь совсем тебе незнакомого человека (я такого человека встречал в Одессе) и скажет он тебе : »Это у вас река Ворона?», И невольно возгордишься малой родиной!
Около 30 лет назад наш земляк , журналист , писатель , патриот своего края
Борис Иванович Илёшин написал гимн-прославление нашей речке , назвал её изумительно красочно , лирично – «Река золотых зорь»!
Прочитаешь книгу и непременно захочется встретить рассвет летнего дня на её берегу , и будешь помнить эти минуты всю свою жизнь. И  благодарить себя за чудесный подарок самому себе!
Знал Борис Иванович , любил с детства Ворону , вырос на её берегу. Его домик и теперь ещё цел.
Журналист Илёшин стремился отпуск проводить на Вороне. Для него это были счастливые дни. А сколько у него друзей было , со сколькими людьми встречался на её берегах!
Книга почти забыта , мало известна молодёжи. Жаль!
«Могучие дубы , как сказочные великаны, широко распахнули свои узловатые руки-ветви. Под их покровом выбрали себе место клёны и липы , вязы и ясени…у старой черёмухи тихо журчал , разговаривал сам с собой , маленький ключик…
Притягательны своей , какой то волшебной красотой эти тамбовские места. Всякому , кто хоть раз побывал здесь , они западают на всю жизнь…
А весной , когда солнце сгоняет с полей последний снег и тысячи ручьёв и ручейков устремляются к реке ,  узнать Ворону невозможно. В могучей неукротимой силе она сбрасывает с себя потемневший ледяной панцирь , начинает крутить и бурлить , с богатырской удалью выворачивает с корнем прибрежные деревья и вместе с огромными льдинами несёт их вниз по течению…Недели две, а иногда и больше , играет , беснуется Ворона , заливает низинные луга и огороды , отрезает от дорог сёла и деревни. Пока спадёт полая вода , жители многих сёл добираются к соседям на лодках. Вода весной в Вороне глинистая , студёная, а летом прозрачная , как стёклышко…»
Это в книге о нашей Вороне тридцатилетней давности.
Много интересного , необычного по теперешним временам , прочитаешь в ней : как в окрестностях построили 67 прудов , как сажали лес и лесополосы , как рос и поднимался наш город , какой сказочный вид открывался с берегов Вороны на растущие  белостенные пятиэтажки.
«Весной городок утопает в белокипенном вишнёвом цветении , а августовским летом рдеет от красочных сочных ягод. Зелёными массивами сады стекают по склонам к реке…»
 Многие ли теперь помнят в Уварове тех людей , которыми восхищался Илёшин? Увидишь ли былую сказочную красоту?
Жил в нашем городе Виктор Романович Лазорин. Друг, наставник молодёжи воспитатель любви к природе для многих мальчишек. Часто он встречался с ними , любовался рассветами на Вороне , золотыми закатами. Был он политкаторжанином , в сибирскую зиму 1919 года в одном из походов против Колчака отморозил ноги , сражался в войсках прославленного в те годы Василия Константиновича Блюхера.
Мальчишкой-школьником слышал о Лазорине. Каждое утро по дороге в школу проходил мимо его могилы , в лучах утреннего солнца ярко пылала хромированная звезда на памятнике , стоял он там , где теперь возвышается архангел Михаил-памятник примирения.
Любил Виктор Романович Ворону. И без обеих ног часами пропадал на реке , около него кучковалась ребятня. Много он знал о нашей реке. Любил природу…
Как всё изменилось за прошедшие тридцать лет! Изменилась и наша Ворона.
Думаю , каждому интересны и удивительны слова о Вороне из книги Бориса Илёшина. Это удивление круто перемешано и с глубокой тревогой за судьбу беззащитной  реки под напором бездушной цивилизации и бездуховного
человека.
Теперь Ворона далеко не такая , совсем не такая! Трудно теперь реке , Плохо с ней поступают люди. Под впечатлением в который раз прочитанной книги решил пройти по берегу Вороны. Время весеннее , разлив. Какой он теперь , похож ли на тридцатилетней давности , о котором пишет Борис Иванович?
Очарование книжное исчезло , полное разочарование испытал. Даже сожалею , что пошёл берегом реки. Конец апреля , но ничто не напоминает о полноводной , могучей , широко разлившейся реке , о чём пишет в своей книге Илёшин.
Бетонный мост. С удивлением , с затаённым дыханием смотрел тогда , в далёком детстве , на сталкивающиеся , громоздящие льдины – картина эта торжества природы , реки жива в памяти. Всё тогда поражало могучей стихией. Какая сила!
Ничего подобного  сколько лет нет на Вороне. Трудно вспомнить , когда был настоящий былой ледоход. Хотя природа богатырски сильна и не поддаётся  бездумной деятельности человека. Вот и в этом, 2012 году повторился через много лет богатырский разлив и много неприятностей доставил низким местам. Затопил дороги, огороды и даже дома… Любимая всеми нами ослабевшая наша Ворона, как бы хотела всем нам гордо заявить: «Есть ещё порох в пороховницах!»
Редки теперь столь могучие разливы, неужели  остались только  в книгах да воспоминаниях стариков?
В веках она не была в таком состоянии , как в наши дни. Как же можно так загадить родную , в былом светлоструйную речку? Берега её в черте города  -сплошная свалка.
В 2009 году , будь люди более внимательны к своей истории и своему родному краю
 обязательно отметили бы 100 летье Бетонного моста. Это практически единственное сооружение  в нашем городе в таком почтенном возрасте.
Многие утрачены (и без войны!) навсегда.
И юбилейный мост превращён в свалку.
Никого и ничего не стесняясь, купают здесь иномарки. По старой дороге на Шибряй завалы мусора. И это безобразие делаем мы : горожане , жители прибрежных улиц.
Трудно поверить и представить , что на берег Вороны везут мусор из каких то дальних и неведомых краёв. Да и не проедешь сюда - не по огородам же едут!
Ещё в более безобразном состоянии ручей Подгорный - завалы , горы мусора, и они растут год от года. Что же будет , если в одну из вёсен повторится былой могучий разлив? Куда вся эта масса двинется?
Конечно , можно искать и при желании оправдания находить , какие то объяснения , причины. Но несомненна одна , и самая главная : неуважение к природе , к людям , к самим себе. Живём мы одним днём , думаем только о себе. Да и о себе , своём будущем думаем ли?
В задумчивости иду берегом , с тревогой представляю – что же здесь будет ещё через тридцать лет , если люди не одумаются?
В обиде на нас река золотых зорь. Не помнит она подобного непотребного обращения с собой , не понимает , чем она у людей заслужила такую немилость. Почему уживается в людях восторг от общения с природой и махровая неблагодарность к ней?
Добрая и ласковая речка Ворона взывает к людям о спасении. Есть же люди , отвечающие за её здоровье , или нет таковых? Должны быть такие неравнодушные люди , болеющие душой за судьбу реки а не только оставляющие автограф в ведомости на зарплату…
А может быть , и душа нашего народа покрылась такой же коростой равнодушия , бездуховности и себялюбия , как берега Вороны мерзостью?
Какие же жгучие вопросы и не только на берегу Вороны…
Нам постоянно говорят , что неудержимое движение людей , общества по пути цивилизации ведёт к совершенствованию человека. Так ли это?
Всё чаще простые люди сомневаются, да и как не задуматься , взирая на окружающий мир , на терроризм , техногенные катастрофы и на всё , что сопровождает нашу жизнь в наступившем веке.
И учёные всё чаще стали сомневаться , что идём мы правильной дорогой …
В книге Илёшин рассказывает о встречах с директором Уваровского лесхоза в начале 60-х годов Ефимом Ивановичем Серёгиным.
О добрых делах поведал директор :о посадках леса и лесополос , о строительстве прудов , о сохранении животного мира ,  заботе о птицах ,  сбережении красоты природы ,  активном движении молодёжи в защиту леса.
Много памятных и добрых дел тогда было сделано. Не задумываясь , мы и теперь встречаем плоды труда наших отцов и дедов , часто пагубно используем.
Государство уделяло большое внимание лесу, лесоразведению. Специальные организации были созданы. Суровая ответственность существовала за незаконную рубку леса.
Посаженные тогда лесополосы и теперь поднимают свои кроны к небу и как будто бы просят о защите от алчного уничтожения!...
А как теперь обстоят дела в лесу , лесном хозяйстве? Решил и я встретиться с теперешним директором лесхоза Николаем Анатольевичем Мартыновым.
В прекрасный солнечный  цветущий майский день нерадостный у нас состоялся разговор. Как и я , он испытывает чувство тревоги за состояние природы. Мой собеседник может быть сильнее подвержен унынию , чем я -он больше знает , много отвратительного видит. Да и как не болеть его сердцу , не тосковать душе – вся жизнь отдана лесу , его благополучию и здоровью.
Как бы подводя итог нашей беседе , сходимся в общем мнении : плохо реке , нет у неё хозяина . никто её не пытается защитить от нашего с вами варварства…
Много разговоров , постановлений по охране природы , да мало дел реальных.
Как не впасть в уныние , видя и не имея возможности пресечь варварство – губят лес , захламляют реку , под корень уничтожают лесополосы , защищающие нас от суховеев , подчистую выгребают рыбу.
Что тут сделаешь? Каждый , с обострённой душой и страдающий сердцем , чувствует себя в положении Дон Кихота , сражающегося с ветряными мельницами. Нам только остаётся просить людей не быть дикарями.
Наша река , лес да и планета так беззащитны и взывают к нашей совести и разуму.
«Берегите сук , на котором сидите!» - обращается река Ворона к нам , беспамятным.
А мне , кажется , в нашей маленькой речушке Ворона отражается судьба и будущее великой Руси.
                «Гладь реки в лесах , словно в короне ,
                Гонит прочь с души печаль и грусть.
                Кто ни разу не был на Вороне ,
                Тот , увы , совсем не видел Русь»
                (Уваровский поэт Л.Колесников)
Июнь 2010, апрель 2012года.март 2021 года.


Рецензии