Примечания к главе 1 параграфы 7-12

1.   Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994. – С. 503.
2.   См.: Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М.: 1982. – С. 122.
3.   Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – С. 503.
4.   С. С. Аверинцев описывал смысловую структуру античного мира как круг, у которого нет центра. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – С. 77.
5.   См.: Там же. С. 64–76.
6.   Там же. С. 15.
7.   Аристотель. Соч. В 4 т. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – С. 67.
8.   Там же. С. 69.
9.   Там же.
10.   Примечательно, что, благодаря Ж. Лакану, отождествившему бессознательное со структурой языка, современный психоанализ утвердился во мнении, что центр наслаждения у человека располагается не в физиологическом, а в символическом поле.
11.   Платон. Соч. В 3 т. – М.: Мысль, 1968–1972. – Т. III (1). – С. 79.
12.   Платон. Соч. В 3 т. – Т. II. – С. 28.
13.   Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М.: 1989. – С. 239.
14.   Там же. С. 297.
15.   См.: Новиков А. А. Рациональность в её истоках и утратах // Вопросы философии. – 1995. – № 5. – С. 51–57.
16.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 188.
17.   Платон. Соч. В 3 т. – Т. III (1). – С. 544.
18.   Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. – М.: Мысль, 2003. – С. 412–427.
19.   Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. – СПб.: Алетейя, 2007. – С. 95–109.
20.   Мамардашвили М. К. Введение в философию / М. Мамардашвили // Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С.  15.
21.   Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – С. 505.
22.   Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – С. 295–297.
23.   Там же. С. 295.
24.   Ортега-и-Гассет Х. Идея начала у Лейбница и эволюция дедуктивной теории / Х. Ортега-и-Гассет // Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – С. 327–328.
25.   Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: Фолио, 2000. – С. 129.
26.   Там же. С. 132.
27.   Там же. С. 134.
28.   Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии. – 1993. – № 10. – С. 124.
29.   Там же.
30.   Там же. С. 125.
31.   См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – С. 114–122; Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии. – 1993. – № 10. – С. 123.
32.   Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – С. 118.
33.   Приведём различение, сформулированное С. С. Аверинцевым: «Ибо стоит представить себе, что всё обстоит наоборот: что человеку дано как дар и задано как задача конкретное обладание абсолютной ценностью, стоящей в самом центре ценностного круга; что обладание это можно навсегда обрести, но можно и безвозвратно утратить; что, следовательно, все поступки и все события в жизни человека и в истории человечества так или иначе соотносятся с перспективой абсолютного спасения или абсолютной гибели, приближая либо то, либо другое, и в этой перспективе получают смысл, неизмеримо перевешивающий весомость их пластического обличья, – коль скоро всё это представляется так, для этики и эстетики высокого жеста, отрешённого смеха и благородного презрения просто не останется места. Если только абсолютную ценность и впрямь возможно “стяжать”, то не домогаться её со всей сосредоточенной алчностью скупца, не трястись над ней, не ползти к ней на коленях со страхом и надеждой, со слезами и трепетом, позабывая о достойной осанке, – уже не героическое величие духа, но скорее нечувствительность души, её “ожесточение”». Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. – С. 78.
34.   Верую, ибо абсурдно (лат.)
35.   Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского / Аврелий Августин. – М.: АСТ, 2006. – С. 54.
36.   Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. – М.: Республика, 1992. – С. 300.
37.   Там же. С. 301.
38.   Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 264.
39.   Познай самого себя (лат.)
40.   Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. В 12 т. – М.: Большая российская энциклопедия, 1991–1994. – Т. I – С. 24.
41.   Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 91.
42.   Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Правда, 1982. – С. 519.
43.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 44.
44.   Боэций Датский. О высшем благе, или О жизни философа // Вопросы философии. – 1994. – № 5. – С. 125.
45.   Цит. по: Зеньковский В. В. Основы христианской философии. – М.: Свято-Владимирское Братство, 1992. – С. 10.
46.   Клодель П. Введение к поэме о Данте // Вопросы философии. – 1994. – № 7–8. – С. 95.
47.   Там же. С. 93.
48.   Там же. С. 94.
49.   Там же. С. 90.
50.   Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – М.: Мысль, 1998. – С. 711–712.
51.   духом всеобщего (лат.)
52.   Николай Кузанский. Об учёном незнании. Об уме // Антология мировой философии. Возрождение. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – С. 129.
53.   Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах // Антология мировой философии. Возрождение. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – С. 701.
54.   Это происходит не без влияния работы Р. Луллия «О квадратуре и треугольности круга». См.: Мелих Ю. Б. Значение понятия «стяженное» Н. Кузанского и его интерпретация в учении Л. П. Карсавина // Историко-философский ежегодник. 2000. – М.: Наука, 2002. – С. 265–266.
55.   Бруно Дж. Диалоги. – М., 1949. – С. 242.
56.   Лютер М. Избранные произведения 1520–1526. – Харьков: 1984. – С. 68.
57.   Николай Кузанский. Об учёном незнании. Об уме. – С. 126.
58.   Там же. С. 120.
59.   Фичино М. Письмо Марсилио Фичино Джованни Ручелаи. В чём состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности // Антология мировой философии. Возрождение. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – С. 244–245.
60.   Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах… – С. 696.
61.   Там же.
62.   Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – С. 63.
63.   Леонардо да Винчи. Книга о живописи // Антология мировой философии. Возрождение. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – С. 309.
64.   Фичино М. Письмо Марсилио Фичино Джованни Ручелаи… – С. 254.
65.   Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах… – С. 697.
66.   Там же. С. 603.
67.   Стивенсон Р. Л. Собр. соч. В 5 т. – М.: Правда, 1981. – Т. 1. – С. 57, 67.
68.   Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – С. 63.
69.   Бруно Дж. Диалоги. – С. 307–308.
70.   Там же. С. 311–312.
71.   По выражению Бовилла – amplissima domus.
72.   Цит. по: Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. – С. 169.
73.   Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах… – С. 695.
74.   Там же.
75.   Там же. С. 696.
76.   Бубер М. Два образа веры. – С. 173–174.
77.   Галилей. Избранные труды. В 2 т. – М.: 1964. – Т. 1. – С. 201.
78.   Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 70–71.
79.   Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – С. 126.
80.   Николай Кузанский. Об учёном незнании. Об уме… – С. 113.
81.   Там же. С. 112.
82.   Там же. С. 113.
83.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – М.: Мысль, 1977–1978. – Т. I. – С. 210.
84.   Там же. С. 200.
85.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 223.
86.   Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – № 1. – С. 6.
87.   Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – С. 5.
88.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – М.: Мысль, 1977–1978. – Т. II. – С. 28–29.
89.   Там же. С. 12.
90.   Там же. С. 13.
91.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – Т. I. – С. 70.
92.   Слово о науке. Кн. 2. – М.: Знание, 1981. – С. 49.
93.   Сахаров А. Д. Нобелевская лекция «Мир, прогресс и права человека» // Октябрь. – 1990. – № 1. – С. 15.
94.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – Т. I. – С. 116.
95.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – Т. II. – С. 509.
96.   Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. – С. 619.
97.   Выготский Л. С. Психология искусства. – Минск: Современное Слово, 1998. – С. 472.
98.   Гоббс Т. Соч. В 2 т. – М.: Мысль, 1989–1991. – Т. II. – С. 16.
99.   Там же.
100.   Там же. С. 29.
101.   Гоббс Т. Соч. В 2 т. – Т. I. – С. 97.
102.   Гоббс Т. Соч. В 2 т. – Т. II. – С. 11.
103.   Там же. С. 79.
104.   Ньютон И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. – М.-Л.: 1927. – С. 314.
105.   Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собр. трудов академика А. Н. Крылова. – М.-Л.: 1936. – Т. VII. – С. 662.
106.   Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск: Наука, 1993. – Т. 1. – С. 499.
107.   Локк Дж. Соч. В 3 т. – М.: Мысль, 1985–1988. – Т. I. – С. 91.
108.   Там же. С. 155.
109.   Там же. С. 167.
110.   Гассенди П. Соч. В 2 т. – М.: 1966. – Т. I. – С. 195.
111.   Гассенди П. Соч. В 2 т. – Т. II. – С. 476.
112.   Гольбах П. О природе // Антология мировой философии. В 4 т. – М.: 1970. – Т. 2. – С. 666.
113.   Там же. С. 666–667.
114.   Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. – М.: 1908. – С. 11.
115.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – Т. I. – С. 22.
116.   Декарт Р. Соч. В 2 т. – М.: 1989. – Т. 1. – С. 81.
117.   Там же. С. 316–317.
118.   Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. – С. 441.
119.   Выготский Л. С. Психология искусства. – С. 372–373.
120.   Примером духовного пробуждения служит пушкинский «Пророк», с обращённым к нему воззванием: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…»
121.   Хайдеггер М. Бытие и Время. – Харьков: Фолио, 2003. – С. 64.
122.   Декарт Р. Избранные произведения. – С. 483–484.
123.   Декарт Р. Соч. В 2 т. – Т. 1. – С. 316.
124.   Мамардашвили М. К. Картезианские размышления / М. Мамардашвили // Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 581.
125.   Декарт Р. Избранные произведения. – С. 168.
126.   Декарт Р. Соч. В 2 т. – Т. 1. – С. 314.
127.   Декарт Р. Избранные произведения. – С. 98.
128.   Декарт Р. Соч. В 2 т. – Т. 1. – С. 84.
129.   Там же.
130.   Декарт Р. Избранные произведения. – С. 99.
131.   Там же. С. 197.
132.   Декарт Р. Соч. В 2 т. – Т. 1. – С. 197.
133.   Декарт Р. Избранные произведения. – С. 428.
134.   Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 147.
135.   Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. – С. 525.
136.   Слово о науке. Кн. 2. – С. 25.
137.   Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. – М.: 1957. – Т. 1. – С. 522.
138.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 236.
139.   Цит. по: Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. – С. 637–638.
140.   Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. – Т. 1. – С. 579.
141.   Там же. С. 377.
142.   Там же. С. 404.
143.   Там же. С. 387.
144.   Бэкон Ф. Соч. В 2 т. – Т. II. – С. 19.
145.   Декарт Р. Избранные произведения. – С. 363.
146.   Об этой форме порабощения младших студентов старшими в XVII в. см.: Герье В. И. Лейбниц и его век. – СПб.: Наука, 2008. – С. 30–33.
147.   Бруно Дж. О причине, начале и едином. О бесконечности, вселенной и мирах… – С. 690.
148.   Лейбниц Г. Соч. В 4 т. – М.: Мысль, 1982–1984. – Т. I. – С. 424.
149.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 242.
150.   Лейбниц Г. Соч. В 4 т. – Т. I. – С. 295.
151.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 299.
152.   Лейбниц Г. Соч. В 4 т. – Т. I. – С. 398.
153.   Там же. С. 426.
154.   Там же. С. 420.
155.   Там же. С. 134.
156.   Там же. С. 427.
157.   Там же. С. 295.
158.   Цит. по: Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – С. 264.
159.   См.: Ягодинский И. И. Философия Лейбница. Процесс образования системы. – СПб.: Наука, 2007. – С. 103.
160.   Лейбниц Г. Соч. В 4 т. – Т. II. – С. 463.
161.   Майоров Г. Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. – М.: 1973. – С. 159.
162.   Лейбниц Г. Соч. В 4 т. – Т. I. – С. 428.
163.   В эссе «Три картины о вине», комментируя «Вакханалию» Пуссена и дух того времени, Х. Ортега-и-Гассет писал: «Оптимистические ожидания Возрождения не сбылись. Жизнь тягостна и чужда поэзии, она всё более сжимается в пространстве. Народы Европы впадают то в мистицизм, то в рационализм. Что это за жизнь?! Она сведена к минимуму, ибо крайне ограничено действие; и все же, чем сильнее подавляет своей суровостью наше сегодняшнее существование, тем чаще память обращается к жизненному блеску в этом сейчас уже смутно нами представляемом прошлом». Цит. по: Ортега-и-Гассет Х. Три картины о вине / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – С. 90–91.
164.   Установка новой эпохи прекрасно выражена Б. Паскалем: «Человек только тростник, слабейшее творение природы; но это мыслящий тростник. Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали».
165.   Мейнеке Ф. Возникновение историзма. – М.: Российская полит. энциклопедия, 2004. – С. 158.
166.   Юм Д. Соч. В 2 т. – М.: Мысль, 1966. – Т. I. – С. 89, 90.
167.   Локк Дж. Соч. В 3 т. – М.: Мысль, 1985–1988. – Т. II. – С. 3.
168.   Цит. по: Рассел Б. История западной философии. В 2 т. – М.: Миф, 1993. – Т. 2. – С. 126.
169.   Там же. С. 165.
170.   Быть – это быть воспринимаемым (лат.)
171.   Беркли Д. Соч. – М.: Мысль, 1978. – С. 186.
172.   Там же. С. 188.
173.   Юм Д. Соч. В 2 т. – Т. I. – С. 805.
174.   Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. – М.: ИПЛ, 1989. – С. 59.
175.   В. И. Ленин пишет: «Тела, говорят нам, суть комплексы ощущений… Но мозг есть тело. Значит, мозг есть тоже не более как комплекс ощущений. Выходит, что при помощи комплекса ощущений я (а я тоже не что иное, как комплекс ощущений) ощущаю комплексы ощущений». Там же. С. 51.
176.   «Непосредственно дано нам только одно чувственное восприятие или только одна мысль, – именно та, которую мы мыслим в данный момент. Значит, если быть последовательным, то надо отрицать не только существование других людей кроме моего собственного Я, но и существование всех представлений в прошлом» Там же. С. 105.
177.   Там же. С. 332–334.
178.   Там же. С. 281.
179.   Пуанкаре А. Наука и гипотеза / А. Пуанкаре // О науке. – М.: Наука, 1990. – С. 191–192.
180.   Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С. 301.


Рецензии
Примечания к главе 1 (параграфы 7-12). С. 165-170.

Олег Кустов   02.06.2021 08:02     Заявить о нарушении