Продавец меда - пилот

Шел усталый  мартовский снег с дождём.  Дул западный ветер.  В такую погоду и собаку на улицу не выгонишь. Лишь изредка торопливо пробегали люди.

На входе в небольшой городской рынок пожилой человек торгует медом. Поставил четыре  баночки на пластиковый ящик. Разместил рядом с баночками свои визитки, с указанием телефона и имени - Владимир. Обычный человек.  Приветливый, похожий на других, чем-то. Нет, не совсем похож. А лицо, будто высеченное из гранита, выражало волю, доброту и уверенность в себе.

Возможно, он был ранее сельским бухгалтерам, или писателем. А может быть  - военным? Так сразу не поймёшь.  Ботинки начищены, брюки наглажены, на голове старенькая кожаная фуражка.  А на плечах дубленка, темно коричневая. Может быть, пенсия у него маленькая, может не на что жить? Кто знает? И никто не скажет вам -  почему на холодном ветру, когда идёт дождь, мокнет человек?
 
Человек, подвернув воротник, спрятался от ветра за киоском, возле своих баночек мёда. Добродушно улыбался. Надо же! Значит его душа счастлива, а он, от рождения -всепогодный.

- Уважаемые, берите медок, - приглашает он прохожих! - Если купите мёд, то никогда не пожалеете. Есть цветочный, гречишный, из липы, донника. Иммунитет повышает. За год съедаю три ведра меда! На реке Сейм  держим пасеку уже 70 лет!

Под навесом киоска, возле продавца мёда, спрятались люди от дождя со снегом.  Слушали его исповедь, его воспоминания, как спасательный круг, брошенный в сегодняшнее безразличие и одиночество. Снег и непогода пробудили  у продавца потаенные чувства. Какому-то седому мужчине, в красной куртке, он начал декламировать свои стихи «Прощание с детством». После этого душевно читал - «Аэропорт».

«Аэропорт, аэропорт!
Весь мир до тонкостей знакомый.
Бетонная для взлета полоса
И примыкающая щекой к аэродрому.
Аэропорт – дорога в небеса!»

Вот невысокая женщина остановилась возле него. Купила мед. Назвалась Антониной Ивановной и сообщила, что она почти ровесница Юрия Гагарина. Раньше на Байконуре жила. Грамотная такая. Говорит, что была учительницей математики. До сих пор знает таблицу умножения 13х13,  25х25 и другое.

А наш продавец начал и ей рассказывать, как его дядя помог поступить в лётное училище. Помог получить паспорт, т.к. из села не отпускали. Говорил, что  он лётчик, жена его - врач, кандидат наук.  Когда возле него останавливается очередной покупатель, он снова начинает рассказывать о себе.
 
- Ой, как все во взводе  дразнили колхозником, издевались! - Правда, потом, уже на втором курсе летного училища в Егорьевске, зауважали.  Показал, что могу лучше всех играть в футбол, в шахматы.  Но, трудно было овладевать высшей математикой!  Не отчислили, но хотя уже и собирались.

- Пять лет работал в Гурьеве, в аэропорту. - Даже казахский язык начал изучать, собирался там жить. Мен сені суйемін, Казакстан! Я люблю тебя, Казахстан!

- На работе было весело, всегда в движении, интерес какой-то. Это  настоящая жизнь! Не то, что на пенсии. Тогда побывал на всех футбольных полях Союза, картинных галереях и выставках!

- А то, еще, летели как-то на Кавказе и не рассчитали, взяли перегруз на полторы тонны. Пожадничали «приварком». Занимайте эшелон 6300! - кричал диспетчер по радиосвязи. Занимаем, по мере возможности, - отвечаем  ему. А мощности двигателя не хватает. Слева и справа горы,  рядом с крыльями.
 
Пришлось ему включить резервный, дополнительный двигатель.  Еле-еле вышли на нужную высоту. Начали подниматься, все «выкше» и «выкше», - так и произнес,  со своим диалектом, продавец меда.  А сейчас, уже почти тридцать лет, на пенсии. Пчёлами занимаюсь, теперь они летают!  Летом рыбу ловим.  И лодка есть, все  снасти, огород и дом.  Красота, одним словом!

- Недавно давление подскочило. Невестка поставила пять капельниц. Немного помогло!  А когда засыпал, видел свои полярные сны, командира экипажа. И, даже во сне, пытался разглядеть – а кто же летит вторым пилотом? Но потом опять давление загуляло, в придачу - бессонница напала.

Говорит, пошел к невропатологу платному. Тот усадил его на стул, попросил закрыть глаза, успокоиться, ни о чем не думать. Потом говорит шутливо – взлетный режим! Закрылки 15 градусов! Руки пилота автоматически начали шарить в воздухе, искать РУД – рычаг управления двигателем! Не забывается такое!

- Знаете, в полете всякое бывает. - Однажды в январе, или феврале 1987 года, летел борт-механиком на АН - 26. Дул встречный ветер. Долетели на Северную Землю, разгрузились. Стали лететь назад - снова ветер в "нюхало", как говорят летчики, т.е. встречный. Да, признаюсь, еще у нас и несколько пассажиров было. Метель, пурга, минус двадцать четыре. Неповторимо прекрасен замерзший океан!

- Запросили посадку на Диксоне, но его закрыли по метеоусловиям. До Хатанги  уже не хватало горючего. Впрочем, вскоре и ее закрыли. Пошли на запасной аэродром, Косистый. Там радары могли контролировать  весь Ледовитый океан! Хорошо, что командир корабля, Сикачев, опытный пилот. Ранее он был инструктором. За первым заходом посадил самолёт на запасной аэродром Косистый.
 
- Но, только шасси собиралось коснулись полосы - керосин закончился, - со вздохом проговорил продавец меда. - Двигатели замолчали и включилась аварийная сигнализация. Наш самолет, семнадцать тонн, упал. Ухнул. Побежал по полосе. Выровнялся. Остановился. Мир безмолвствовал. Время замерло. Застучало в висках.

Ему тогда командир экипажа еле руки оторвал от РУД, так сжал сильно, от напряжения. Он ведь управлял двигателями самолета. Еще бы несколько секунд и разбились бы. Там бы и остались! Далеко от дома, за 3 945 километров от родного села Пески. Тогда ему было тридцать пять!

- Нет, я не  виноват! - Я  правильный режим управления  двигателями установил! –  извинялся продавец меда. По-честному, при посадке четыреста килограммов керосина должно было оставаться, чтобы всегда можно было уйти на запасной. А у нас ноль! Все в экипаже осознали, что одной ногой уже побывали на том свете.

Самолет отбуксировали на стоянку. Пошли в гостиницу. Она размещалась в двухэтажном здании вместе с диспетчерской, почтой, детским садиком,  поселковым советом. В гостинице всегда тараканов и клопов было немерено! Магазин был закрыт. Пришлось идти домой к продавцу Оле, за ящиком водки. Потом прогулялись по берегу,  выискивая янтарь. Но снег мешал.

- Полетели на Хатангу уже на следующий день. - Все были в стрессовом состоянии. Обошлось. Спасибо Николаю Угоднику! – проговорил, счастливо улыбаясь, продавец меда, вынимая из кармана маленькую иконку.
 
Счастливым людям всегда легче жить!


Рецензии
Замечательно!
Но таки хочется узнать: что же случилось?
почему горючки не хватило?
И ещё захотелось на лесную пасеку - раз была - на Алтае...Красотища!
Всех благ

Ольга Андрис   04.09.2023 02:21     Заявить о нарушении
Благодарю за интерес, вопросы и отзыв.

Тогда все обошлось "цок-прицок", хотя дважды дул встречный ветер, возможно и человеческий фактор помог. Заполярье и авиация всегда имели повышенные риски и непредсказуемость, но это история давно минувших дней.

Успехов и удачи Вам!

Александр Стадник 2   05.09.2023 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.