Ледовый переход Рыси

                ЛЕДОВЫЙ   ПЕРЕХОД   «РЫСИ»


В  феврале  1918  года  германские  войска  заняли  южный  берег  Финского  залива  и  создали  угрозу  Ревелю. В  порту  Александра III  стояли  английские  и  русские  подводные  лодки. Это  было  время, когда  большая  часть  личного  состава  Балтийского  флота  уже  демобилизовалась, недоукомплектованные  экипажами  корабли  находились  в  плохом  техническом  состоянии, встав  на  хранение  в  порту.
Неясной  складывалась  и  политическая  обстановка. Чтобы  спасти  находившиеся  в  Ревеле  корабли  Балтийского  флота  от  захвата  немецкими  войсками  их  переправляли  в  Гельсингфорс  на  другую  сторону  Финского  залива. Положение  флота  усугубляла  суровая  зима: замерзали  Финский, Рижский  и  Ботнический  заливы.

На  подводной  лодке  «Рысь», которой  командовал  Константин  Евгеньевич  Введенский, осталось  всего  лишь  14  человек, почти  вдвое  меньше, чем  положено  по  штату. Необходимо  было  что – то  предпринимать: либо  уходить, но  как, либо  оставлять  лодку. Неожиданными  для  русских  моряков  стали  действия  англичан: те  вывели  свои  подводные  лодки  на  ещё  незамёрзшую  часть  гавани  и  взорвали  их.
Ночью  командир  вместе  с  боцманом – Игнатием  Михайловичем  Оленицким – председателем  судового  комитета  собрали  личный  состав.

«Что, братцы, делать – то  будем? Все  видели, как  англичане  лодки  долбанули, им  не  жалко, лишь  бы  шкуры  свои  спасти. Ну, а  мы? Неужто  сделаем  также?» - обратился  командир  к  экипажу.

Кто – то  из  моряков, не  выдержав, вскочил  с  места:

«Лодку  спасать  надо, ещё  послужит  Красному  флоту. В  Кронштадт  пробьёмся, туда  весь  флот  из  Гельсингфорса  уходит.»

«Дело  говоришь», - сразу  раздалось  несколько  возбуждённых  голосов.

«Значит, решено: будем  пробиваться», - заключил  разговор  боцман, - а  теперича  пойдём  в  порт  узнавать, не  уходит  ли  кто  в  море, просить, не  возьмёт  ли  лодку  на  буксир».

Оказалось, что  к  вечеру  отправляется  крейсер  «Баян»  с  эвакуируемыми  жителями  на  борту. Подводники  упросили  буксировать  «Рысь». Завели  буксир, и  «Баян»  потащил  лодку. Раздавленные  большим  кораблём  льдины  забирались  на  палубу  подводной  лодки. Однако, радость  подводников  была  недолгой: где – то  в  20  милях  от  Ревеля  крейсер  рванул  буксир  и  ушёл  вперёд. Крики  и  жестикуляция  оказались  напрасными.

«Рысь», окружённая  со  всех  сторон  льдами, осталась  одна. Моряков  донимал  страшный  холод  и  неизведанность. Они  двигались  вместе  со  льдом  в  море.

«Плохи  наши  дела, ребятки, - обречённо  произнёс  Оленицкий, - так  вынесет  нас  на  минные  поля. Будем  помирать!»

Однако, вскоре  ветер  переменился, и  лёд  вместе  с  лодкой  погнало  в  другую  сторону. Все  высыпали  на  верхнюю  палубу  скалывать  замёрзшие  льдины.

«Запускай  электромоторы! – прокричал  командир, - даёшь  по  2000  ампер  на  вал!»

Сначала  лодка  упёрлась  в  лёд, задрожала, как  пойманная  большая  рыба, затем  медленно, ломая  лёд, пошла. На  душе  у  подводников  стало  веселее. Отправили  радиограмму  в  Гельсингфорс, но  город  молчал, очевидно, все  ушли  в  Кронштадт.
Кое – как,  всё – таки  доплелись  до  финских  берегов, встали  у  базы  подлодок  «Европа», которая  тоже  оказалась  покинутой. Опять  разделились  подводники: кто  в  город, кто  на  поиск  продовольствия, не  осталось  ли  чего  на  «Европе». Из  города  вернулись  довольные: нашлись  два  буксира – «Руслан»  и  «Ястреб», пусть  «галоши», но  тащить  подводную  лодку  смогут.

Так  почти  две  недели  буксиры  вели  лодку  через  льды, пока  не  встретились  с  ещё  одним  караваном  судов  под  Кронштадтом. Необычным  было  это  зрелище: сами  подводники  шли  по  льду, согреваясь, рядом  с  буксирами, подшучивая  над  рулевыми  «галош».

Очень  рисковал  экипаж  «Рыси», но  лодку  спас. В  любом  случае  повреждения  льдами  балластных  цистерн  или  корпуса, не  имевшего  водонепроницаемых  переборок, её  ждала  бы  неминуемая  гибель.

Неотъемлемые  качества  русского  моряка – находчивость  и  стойкость, всегда  преодолевали  любые  трудности.

26  марта  2021  года                Вячеслав   Прытков.


Рецензии