Ледовый переход Рыси
В феврале 1918 года германские войска заняли южный берег Финского залива и создали угрозу Ревелю. В порту Александра III стояли английские и русские подводные лодки. Это было время, когда большая часть личного состава Балтийского флота уже демобилизовалась, недоукомплектованные экипажами корабли находились в плохом техническом состоянии, встав на хранение в порту.
Неясной складывалась и политическая обстановка. Чтобы спасти находившиеся в Ревеле корабли Балтийского флота от захвата немецкими войсками их переправляли в Гельсингфорс на другую сторону Финского залива. Положение флота усугубляла суровая зима: замерзали Финский, Рижский и Ботнический заливы.
На подводной лодке «Рысь», которой командовал Константин Евгеньевич Введенский, осталось всего лишь 14 человек, почти вдвое меньше, чем положено по штату. Необходимо было что – то предпринимать: либо уходить, но как, либо оставлять лодку. Неожиданными для русских моряков стали действия англичан: те вывели свои подводные лодки на ещё незамёрзшую часть гавани и взорвали их.
Ночью командир вместе с боцманом – Игнатием Михайловичем Оленицким – председателем судового комитета собрали личный состав.
«Что, братцы, делать – то будем? Все видели, как англичане лодки долбанули, им не жалко, лишь бы шкуры свои спасти. Ну, а мы? Неужто сделаем также?» - обратился командир к экипажу.
Кто – то из моряков, не выдержав, вскочил с места:
«Лодку спасать надо, ещё послужит Красному флоту. В Кронштадт пробьёмся, туда весь флот из Гельсингфорса уходит.»
«Дело говоришь», - сразу раздалось несколько возбуждённых голосов.
«Значит, решено: будем пробиваться», - заключил разговор боцман, - а теперича пойдём в порт узнавать, не уходит ли кто в море, просить, не возьмёт ли лодку на буксир».
Оказалось, что к вечеру отправляется крейсер «Баян» с эвакуируемыми жителями на борту. Подводники упросили буксировать «Рысь». Завели буксир, и «Баян» потащил лодку. Раздавленные большим кораблём льдины забирались на палубу подводной лодки. Однако, радость подводников была недолгой: где – то в 20 милях от Ревеля крейсер рванул буксир и ушёл вперёд. Крики и жестикуляция оказались напрасными.
«Рысь», окружённая со всех сторон льдами, осталась одна. Моряков донимал страшный холод и неизведанность. Они двигались вместе со льдом в море.
«Плохи наши дела, ребятки, - обречённо произнёс Оленицкий, - так вынесет нас на минные поля. Будем помирать!»
Однако, вскоре ветер переменился, и лёд вместе с лодкой погнало в другую сторону. Все высыпали на верхнюю палубу скалывать замёрзшие льдины.
«Запускай электромоторы! – прокричал командир, - даёшь по 2000 ампер на вал!»
Сначала лодка упёрлась в лёд, задрожала, как пойманная большая рыба, затем медленно, ломая лёд, пошла. На душе у подводников стало веселее. Отправили радиограмму в Гельсингфорс, но город молчал, очевидно, все ушли в Кронштадт.
Кое – как, всё – таки доплелись до финских берегов, встали у базы подлодок «Европа», которая тоже оказалась покинутой. Опять разделились подводники: кто в город, кто на поиск продовольствия, не осталось ли чего на «Европе». Из города вернулись довольные: нашлись два буксира – «Руслан» и «Ястреб», пусть «галоши», но тащить подводную лодку смогут.
Так почти две недели буксиры вели лодку через льды, пока не встретились с ещё одним караваном судов под Кронштадтом. Необычным было это зрелище: сами подводники шли по льду, согреваясь, рядом с буксирами, подшучивая над рулевыми «галош».
Очень рисковал экипаж «Рыси», но лодку спас. В любом случае повреждения льдами балластных цистерн или корпуса, не имевшего водонепроницаемых переборок, её ждала бы неминуемая гибель.
Неотъемлемые качества русского моряка – находчивость и стойкость, всегда преодолевали любые трудности.
26 марта 2021 года Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №221032700763