Путешествие за сыном

Есть ли на свете что-то такое, загадочное, что поражает нас до глубины души, до дрожи в сознании? Наверное, есть, ибо жизнь каждого из нас наполнена странными, не поддающимися объяснению, событиями. Об одном из таких событий и пойдет речь.

В далёком, 1976 году, когда я училась в пятом классе, отчим решил в очередной раз поехать в отпуск, отдохнуть от семейных уз - четверых своих сыновой, младшим близнецам тогда годик был. Мама устала с ним спорить. Решил - езжай. Жили они к тому времени уже давно не в ладу, но всякий раз как после ссор, отчим просил прощения, а женщинам свойственно быть мягкими, прощающими любую подлость, лишь бы она опять не повторилась!
Руководство МВД, где работал прапорщиком отчим, решило, что хватит одному ездить, надо и о семье подумать (да, да, так ему и сказали) и было поставлено условие - либо ты летишь в отпуск с семьёй, (бесплатный проезд всей семьи в любую точку страны), либо отпуск по месту жительства. Условие поставлены и выбора нет. На семейном совете было решено, что мама бросить годовалых малышей не может и полетим в Бурятию, на родину отчима я и его  старший сын, которому на тот момент было 4 года. Мне было 14 и поэтому мама была спокойна, что я буду за Русланом смотреть и быть всё время с ним.

Отпуск подходил к концу и отчим (кто знает о чём он думал, возможно о том, чтобы разделить детей и не платить алименты что впоследствии и было - алименты на 4-х своих детей были 12-16 советских рублей. Учитывая, что мама дала всем детям музыкальное образование, (а оно было платным и в советское время), купила музыкальные инструменты, то остаётся догадываться - как мы жили, чем питались и на какие деньги одевались). Но об этом не здесь и не сейчас.

Отчим написал из Бурятии маме письмо и перед запечатыванием в конверт прочитал мне  фразу: "Я оставляю здесь Руслана...." Я, не думая, резко ответила ему: "Без Руслана я не поеду!!!" Не знаю, сработала ли моя уверенность, передумал ли он, может просто дурь написал, но мама получив письмо, не долго думая, побежала на вокзал за билетом. Годовалых близнецов отдала на неделю своей надёжной приятельнице, которая и деньгами поддержала, одолжив на дорогу. На питание в дороге денег не было.
Не могу сказать когда мама выехала, когда мы тронулись втроём в обратный путь, (тогда не было ни сотовой связи, ни обычного телефона у нас тоже не было), но процесс был запущен.
Ещё один не маловажный факт. Точно адреса у мамы не было. Известно было лишь то, что в Улан-Удэ живёт какая-то родня,  в посёлке Хоринск - брат, а в далёком селе Алан, где прошёл отпуск, живёт его мать.
Мама отправилась в далёкое путешествие, в чужую страну, забирать сына, не зная ни улицы, ни дома.
Из воспоминаний мамы:
"Я знала одно - мне нужно вернуть Руслана! Любым способом, другие дети сейчас в надёжных руках, а Руслана я могла потерять навсегда. Билет смогла купить только в купейном вагоне, других не было. Пришлось экономить на питании, к тому же предстояло ещё добираться в глушь Бурятии. Я пила всю дорогу только чай, на другое не было денег".

Добравшись до Алана мама с радостью ли, грустью ли - поняла, что мы уже уехали и что с нами? где мы?  - не понятно. Одно понятно - надо возвращаться назад - Хоринск, Улан-Удэ, Владивосток.
Старинному городу - столице Бурятии, Улан-Уде - культурному, динамичному, научному центру, на тот, 1976 год было более 300 лет.
Из рассказа мамы:
"Приехав из Хоринска я должна была поехать на вокзал. Я села в автобус, предупредила водителя, чтобы он мне остановил там, где нужно. Он уверил меня, что волноваться не стоит, что предупредит и остановит там, где надо. Еду...понимаю, что долго еду, спрашиваю у водителя - долго ли ещё? - на что получаю извинительный ответ - простите, задумался, проехал, но вы не волнуйтесь, сейчас выйдите...туда-то пройдёте, там там свернёте и опять пройдёте. Я разозлилась на этого бестолкового шофера. Выхожу, не знаю - куда идти?  И вдруг - глазам своим не верю! - стоит мой муж и мило беседует с какой-то молодой женщиной. Вот это сюрприз! Какое-то высшее провидение сделало так, чтобы я села именно в этот автобус, чтобы водитель на какое-то время забылся, чтобы я вдруг спросила именно в эту минуту и он провёл меня именно до этого места!... Это невероятно, но это факт! Будто Бог или высшие силы меня вели и помогали в пути..."

Мы с Русланом сидим в комнате сестры отчима, вдруг открывается дверь и входит отчим с мамой!  Я остолбенела....Первое, что я спросила: "мам, ты, что пьяная?" она и вправду была не в себе, разве я знала, что она несколько суток не ела (денег не было) и почти не спала. Мам промолчала и только потом я узнала все грустные подробности этой поездки.

В этот вечер они так решили - мама возвращается во Владивосток поездом с Русланом (не доверяя отчиму), а мы - самолётом, так как билеты уже были давно куплены.

Потом уже я узнала, что и на обратном пути у неё не было денег на еду. Отчим сказал, что денег нет. В купе им приносили горячий обед. Проводница, не зная ситуации твердила "купите сыну еду, он же голодной!" а четырёхлетний Руслан, громко просил "мама, купи...я хочу есть!!!" Что-то кому-то объяснять было стыдно тогда, мама молча смотрела и отвечала ей: "Спасибо. Не надо"
Спас ситуацию молодому мужчина, который понял и заказал ребёнку еду. Мама до Владивостока, а это трое суток, почти ничего не ела.
А в самолёте тем временем, в багажном отделении летел большой рюкзак, до верху наполненный сырым мясом - бараниной!

Больше отчим в отпуск один не летал. Через год он навсегда от нас уехал, оставив о себе плохую славу.
Мама подняла одна пятерых детей, дав каждому музыкальное образование.
=========================================================
P.S. - проверку орфографии не делала, пока это только черновой вариант. В ближайшее время доработаю.


Рецензии
Остается только порадоваться, что это случилось ещё в советское время. Сейчас эта история наверняка закончилась бы гораздо более печально. А мама - просто героическая женщина!

Тэми Норн   28.02.2024 21:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.