БРАТ

БРАТ.

Локомотив памяти моей тащит и тащит вагончики с воспоминаниями, и по расписанию , не мною установленному, пока не скоро остановка. Если, конечно, не  произойдет аварии и он остановится навсегда. А пока дырявые какие - то вагончики, сыплются и сыплются, оседая на странице моего планшета, вбиваемые пальцем левой руки. Но мне не жалко, я хочу чтобы этих потерь успелось потерять как можно больше,но и не спеша. Иначе потери будут бесполезны, вывалившись и не попав на страничку , не укрепившись на ней. Пусть уж лучше двигается он не спеша. Я постараюсь успевать за ним. Ради того, чтобы успевать за желающим растрясти побыстрее осколки воспоминаний локомотивом, и пью снотворное, чтобы дать отдых уставшему за долгую жизнь организму своему . чтобы не сломаться раньше времени и не кончить собирать как можно больше. Я постараюсь успеть.
.    Почему именно сейчас о брате? По просьбе его детей, живущих в Забайкалье, и желающих узнать, а какой он был. Брат погиб рано, не дал возможности хорошо узнать себя им, своим детям . А он был для меня эталоном  для всех братьев, на которого я хотел походить не только лицом, но и характером. Его способности, за короткий срок развитые незабвенным дядей Васей, музыкантом от бога, за бутылку водки в неделю обучавшим игре на баяне жадно впитывающего пацана, были многогранны. К окончанию восьмилетки Валера играл в духовом оркестре поселка и аккомпанировал мне, шкету, в исполняемых частушках и песнях о минувшей войне. Уже в восьмом классе его игру транслировали по областному радио. Но не это стало причиной моего поклонения брату. А то, что, несмотря на свою занятость, он много времени уделял нам, младшим. У нас, как в каждой порядочной семье , была детская комната. В ней мы спали, а вечерами играли в игры, которые придумывал брат . У него были способности в лепнине. Из пластилина он лепил дома, машины с мотоциклами, даже уличные фонари. Вечером мы закрывались в своей комнате, чтобы не мешать отцу с матерью ссориться и мириться, и действо начиналось. Основная нагрузка в подготовке лежала, конечно на старшем и опытном. Валера расставлял слепненные ранее домики, особо выделяемые больницу, магазины, милицию и так далее. Посреди комнаты возникали улицы , с фонарями из пластилина, припаркованные авто скорой помощи, милиции и все остальное. Валера всегда был милиционер, Галка - скорая помощь, я - негативный персонаж, преступник. Так уж сложилась игра, что делать. Я грабил магазины и все, что можно ограбить, Валера гонялся по улицам на мотоцикле за мной, а Кнопка подбирала раненных и больных. Кнопкой ее назвал отец,  так же как и всех нас. Прозвища взяты от персонажей наших игр. Валера - капитан Буль - Буль, я - шпион Дырка .Комментарии брата, сопровождавшие игру, делали ее захватывающей и интересной Мы иногда  так заигрывались, что уставшие от ссоры папа и мама уже мирились, пели песню " давай навсегда помиримся" и, чтобы мы своими азартными криками не полошили весь дом, заходили к нам с предложением навести порядок и ложиться спать. Делать нечего. Сообща собираем раздавленные машинки, аккуратно, то, что осталось целым, соскребаем с пола налипший пластилин и укладываемся. Все, три кровати рядышком, поэтому тихий пересказ прочитанной книги о приключениях острова сокровищ, детей капитана Гранта, полеты на луну и другие, которыми зачитывался брат, служили нам колыбельной, под которую я засыпал. Меня всегда тянуло к брату, я всегда хотел подражать ему. Он научился игре на баяне? Надо и мне, Он играет в духовом оркестре? Надо и мне. Он умеет мастерить красивые вещи? Надо и мне. Всю молодую свою жизнь я его догонял. В основном, со временем догнал. Но жизнь такая штука, что во всем и везде догонять становится не интересным. Поэтому  я не стал трактористом - машинистом широкого профиля, как он. Я и милиционером никогда не хотел быть, а он стал им.
.    А милиционером он стал почему? Это интересная история. По характеру, это от отца, мы все не оставляем оскорбившего нас без ответа. Победа бывает не всегда, но чувство собственного достоинства зато сохранено . Вот и, бывало, что греха таить, что приходилось сталкиваться в конфликте с милиционером. Когда Валера привез на Кавказ свою новую жену, ( о прежних позже) у него частенько возникали конфликты. В основном из - за мотоцикла. Он приобрел Иж, гонял на нем лихо, чем терроризировал местное ГАИ. В одном таком столкновении гаишник ударил нарушителя скоростного режима мотоциклиста. А тот, без каких- либо сомнений,вынул из люльки спинку сидения, осмотрел , нет - ли в ней чего острого и, от души, несколько раз врезал по голове нахала. Сами понимаете, что началось. Удар гаишника был забыт напрочь, зато след от сидения на все морду. Инцидент замяли, но молодоженам пришлось уехать на родину жены. Уезжали они уже с родившимся здесь моим племяшом. Пишу и смеюсь, вспомнив как мне пришлось побыть его нянькой. Люда что - то приболела, вызвали скорую, которая повезла молодую маму в больницу. Я только с армии пришел, еще не отгулял положенного. Здесь я немного путаюсь, ведь прошло время и что - то , где - то сдвигается  в памяти. Но само событие излагаю точно. Как быть. Валерка работает на техничке( это машина технического обслуживания техники, ремонт, профилактика), ему остаться с недавно родившимся, пацаном никак, время страды. А тут я нарисовался. Запрягли, хомут не скинешь. Остался я нянькой с наставлениями по времени, что и когда делать. Обучение в медучилище дало конечно кое - какие знания об уходе за новорожденным, но...!?! То ж по книжкам. А тут целый, орущий и совсем живой! Кошмар!!! Но делать нечего. Пеленать умею, кашу для бутылочки с соской приготовить знаю, качать в колыбельке - коляске каждый дурак может, а я же не дурак. Все было хорошо днем. Вечером пришли друзья, девчонки. Я, как добросовестный нянь , предлагаю: " Играть на гитаре и петь буду, водочки немного выпью, но из дому ни ногой. Куда мне этого аглаеда? Он же орет каждые пол- часа, требует иногда, не знаю чего. Условия приняли. Даже девчата от няньканья на время освободили, сами пузыри с малышом пускали, о чем - то с ним улюлюкали. В общем хорошо сидим. Но время идет, разошлись по домам. Все, кроме меня. Пацан спит, потрогал  - сухой. Нормально, и я туда же , в гости к Богу сновидений. Слышу сквозь сон, хнычет, покачал, не просыпаясь, стих. Как - то так, до утра. Ни свет, ни заря вбегает Люда, из больницы сбежала. Чадо свое позвало среди ночи:" Лети домой, там нянь дрыхнет, в ус не дует". Вот и прилетела. Орущего, мокрого с головы до пят, всего в детской неожиданности. Причитает еще:" Да ты мой хороший, да ты мой золотой, да как же за тобой плохо смотрели! ". Я тихонечко проснулся, боком, боком и в дверь шмыг, только меня и видели. А кому охота пилюлей получать, хоть и заслуженно? Дураков нет !
.      Но это уж потом было. А до этого хлебнул лишенька  братик.
.    Женился он в шестнадцать. Обучаясь в ГПТУ, он познакомился  девушкой , старше его, добрая, относящаяся к нему с материнской заботой. Хлопоты о младших , постоянно владевших им, и от которых, конечно же, устал, подтолкнули в объятья опытной молодой женщины. Сошлись, зажили в общем - то счастливо. Позднее, уже после учебы, родилась красавица доча, с голубыми, как у папы, глазами, огромными, по пятаку . Он работал водителем, она рабочей в садах, которые были здесь огромадными, десятками километров площадью. Теща души не чаял в зятьке. Когда я у них бывал, она часто пеняла мне:" Посмотри на брата! Шустрый, все успевает. А ты? ". Вот так. Вроде и я не увалень какой, ан нет, не вышел мордой. Но это она так, не со зла. Меня она тоже баловала. Бывая у них в гостях, я часто попадал на какие - то праздники. Помню Новый год. Ленок, племяшка с двоюродной, сестрой Танюшкой,  на немного старше малютки, остались на попечение бабушки, которую Таня звала бутютя( бутютя, дай бутику. Ням, ням.) , а мы идем в гости к друзьям, молодой семейной паре. Валера  тащит баян, без него никуда, как позже и я. В гостях угощение, немного вина. Но прелесть не в этом. Прелесть в атмосфере творчества, когда все принимают участие в построении праздника. Как только перекусили немного, до двенадцати еще огого, предложение брата:" А сейчас конкурс. Выберем жюри". В жюри входит один человек, мать хозяина дома, и то потому, что заявила:' А я петь не умею, плясать стара, стихи не помню! " Вот и отдувайся теперь за весь несуществующий состав. Вопрос что делать. А что угодно, хоть на голове стоять, но с выдумкой. И началось. Валера мастерски спел частушки, с моим писклявым подпевом. Женатики исполнили бальный танец. Я аж рот раскрыл, как красиво, как по телеку. Я исполнил пантомиму" Доктор" , благо увлекся ей в школе. Второй круг. Одинаковое исполнять не рекомендуется, но можно, если такой ограниченный. Приняли заявку на сольное исполнение песни женой хозяина. Под аккомпанемент баяна( Валера на лету подхватывал любую мелодию) она спела. И хорошо спела . И , о чудо, баян в руки берет хозяин. Я прошу простить меня, не помню имен, но ведь это не важно. Важно то, что баян заплясал в его руках, а мой брат лихо подбоченил барыню - сударыню. Конкурс сбился с пути, так как и я, и неумеха жюри, пустилися в пляс. Отдышавшись и поспорив постановили: ладно, засчитаем номер. Я чегой-то разошёлся и потребовал лезгинку( тоже нам джигит хилый), но в грязь упал не очень лицом, в основном справился, приняли как полноценный номер. И так до двенадцати, до боя курантов. Устали , конечно, но не жалели о этом. Попробовали выявить победителя сообща, жюри - опозорилось, плясало, пришли к выводу, ничья.  Мне, как приз престижа, вручили здоровую шоколадку и разошлись. Нам с Валерой уже и во взрослой моей жизни приходилось и на свадьбах повеселиться, и даже играть и петь дуэтом, он баян, я гитара, подключенный к радиоле микрофон. Но куда мне до него, я как уже говорил, всю жизнь в погоне.
.  И всегда он старался помочь, неважно кому, и не за награды. Наверное, это из детства, когда ему, школьнику, приходилось думать о пропитании сестры и брата, да еще и на бутылочку дешевой бормотухи мамке подсуетиться, чтобы добрее была. Малой был, а помню. Дома шаром покати, я хнычу, дергая брата за штаны:"Валера, а Валер, ну пойдем на сычку! " Дело в том, что возле самой горы свалка. Туда вывозят мусор с окрестных сел. А в мусоре бутылки, которые принимают, по двенадцать    копеек за штуку. Валера уже имеет опыт зарабатывать, но так как нас девать некуда, одних не оставишь, ему приходится нас одеть потеплее, вытащить большущий мешок, приготовленный именно для этих целей, и в путь дорогу. Берем с собой и санки, хотя и не зима еще. На улице слякотно, промозгло, но это и хорошо. Санки по грязи легче едут. Шлепаем на Сычевку. Иногда моросит, но не сильно. Чтобы не замерзнуть, идем быстро. Даже я не отстаю. Разозлится брат, назад повернем, а это значит...! Три километра как один  - махом. Свалка занимает небольшое пространство, она не так давно существует, поэтому наверное и нет смрада, и горечи старых свалок. Начинается поиск. Мы ползаем по горам мусора с радостными воплями'"Ого, а тут много! ". Мешок наполняется, грузится на санки и Валера впрягается в лямки саночек. На плечах ему мешок не унести, тяжело и неудобно. А на санках приемлемо, справляемся. Тем более и Галя тащит за веревку с одной стороны, и я потихоньку путаюсь под ногами. Жарко, спешить некуда . Подходим к поселку, благо наш дом крайний перед буграми строительных отходов, стараемся никому не попасться на глаза. Валера сказал, что это стыдно. Значит, стыдно. Брат бежит в дом, а мы,я ,  мешок и Галя ждем под балконом. Через время его голова высовывается из - за ограждения балкона , а вслед за ней веревочная лестница, которая попеременно, то при ограждении Робинзона висит, то служит на бригантине для лазания по вантам. Это зависит от книги, прочитанной братом. Он спускается, завязывает мешок за горловину , поднимается на то, чем сегодня является балкон и мешок ползет вверх. Мы в низу переживаем, хоть бы не упал. Было уже такое. Тогда даже Валерка плакал в ванной, хоть потом клятвенно и заверял:" Не было такого!. Подумаешь бутылки, еще сходим". Но, слава Богу, на этот раз ничего не разбили. Летим домой. Надо до вечера еще много успеть. А главное, чтобы магазин не закрылся. Из ванной комнаты выносится, большая ванна, в которой мы моемся. От ванной комнаты одно название. Нет, ванна в ней стационарная присутствует, и из крана в нее даже вода течет. Но вода холодная, а какое мытье в холодной воде. Это уже позже все подключат, а пока... В ванную наливаем воду, осторожно и бережно каждую бутылочку выкладываем в нее. Дело в том, что при малейшем сколе на горлышке драгоценная бутылочка за двенадцать копеек превращается в никому не нужное стекло. Не принимают таких бутылок . Каждую моем ершиком, бережно стираем этикетку и в сторону. Следующая. Здесь даже я полезен. Воду меняем с каждой новой партией. Сначала полощем уже вымытые, потом только укладываем грязные. Но вот помыли столько, что как раз наполнит авоську. Аккуратно наполняем, стараясь поместить побольше. Готово. Валера одевает меня, сам одевается, бросает Гале" Домывай , не спеши! "  Мы идем к магазину. Сдавать бутылки моя обязанность. Валере и стыдно , и отца боится. Дело в окнах радиоузла . Они прямехонько смотрят на магазин. Если отец увидит, беды не оберешься. За углом магазина брат вручает мне будущие хлеб, гречку, макароны и мое лакомство. Еще раз наказывает, что надо купить, подталкивает меня за угол. Кряхтя , двумя руками я вытаскиваю драгоценный груз. Часто кто - либо из взрослых , увидя меня, пунцового от натуги, берет сетку и подносит к прилавку, за которым идет прием стеклотары. Я выставляю бутылки на прилавок и жду. Тетка проверяет каждую бутылку, проводя пальцем по краю горлышка и ( какое горе) одну , две отставляет в сторону. Битые. Но такое редко. За этим у нас строгий надзор. В ладонь мне сыпется мелочь. Гордо иду в другую сторону, к хлебным буханкам. Это первое, его в первую очередь. Затем все остальное. Валера точно подсчитал на что хватит. Последние девять копеек мои, родненькие, на них я беру кубик кофе с молоком. Это лакомство я обожал, вкус его помню и сейчас. С авоськой , наполненной заказанным, выхожу, зыркну на окна радиоузла и за угол. А там сетку забирает наш кормилец и мы весело, я грызя свой кофе, Валера надкусывая хлебную корочку, спешим домой. Часто мы это проворачивали, ни разу не попались. А может попались? У отца уже не спросишь.
.        С самого раннего детства и по сей день Валера  - мой неизменный кумир, моя путеводная звезда, благодаря желанию подражать, быть похожим на него, я, и сложился, стал таким, какой есть. В будущем Валера ушел в армию. Жена  не дождалась его и он уехал в Комсомольск на Амуре, туда, где проходил службу. Там , не знаю как, познакомился с Валей, грузинкой по национальности. Родили Санька, еще одного племянника, но и тут не сложилось. Не мне судить, почему. И вот Люда, с которой познакомился в поезде и тут же, не дав ей опомниться, привёз к нам. Потом они уехали в Забайкалье, родили мне очередных племянников,. Нам казалось, что они счастливы, да так оно и было. Сестра радовалась:" Наконец  - то у Валерки наладилось! ". Люда всем понравилась, а что еще надо? Но счастье было недолгим. В тридцать три года, в возрасте Христа, он погиб. Толков было много, но никто не сказал мне, как это было. Я жил в Казахстане, и по причинам, о которых говорить не хочется, узнал  о его, смерти спустя некоторое время. Не будем ворошить прах его. Пусть покоится с миром. Я еще расскажу о нем, но это будет в следующих главах моих заметок.


Рецензии