Октава для музыкального мира. Часть 1

В 20 веке было запатентовано большое количество изобретений по усовершенствованию внутренних деталей в корпусе фортепиано (струны, обмотки, молоточки, передаточный и педальный механизм и т.д.). Двигаться в этом вопросе, практически, некуда, всё сделано. Единственная сфера в которой могут появиться новые предложения, это использование новых технологий для производства материалов, которые используются для создания деталей фортепиано. Для аккордеона и других инструментов тоже вся "начинка" уже почти определена. Оставалось до сегодняшнего дня "белым пятном", неисследованной областью новая желаемая музыкальная соразмерность. Звук каждой отдельной клавиши фортепиано в современной музыкальной индустрии доведён до совершенства, особенно у ведущих производителей музыкальных инструментов. Но соотношение в звучаниях тонов и получения на слух "средне-музыкально-арифметического" впечатления при прослушивании интервалов, аккордов, септаккордов не удовлетворяет музыкантов с хорошим слухом. Консонантными считаются октава, кварта и квинта, остальные интервалы принимаются с неохотой. Это проблема не одного дня. Новую соразмерность ищут давно. А некоторые музыканты даже разочаровываются в РТС и ратуют за создание мелодичных звукорядов с неравномерной темперацией, так как не видят выход для решения проблемы при наличии РТС.

Все озадаченные музыканты, ещё верящие в РТС, сошлись во мнении, что необходимо искать новое количество нот в октаве, большее, чем у октавы 7/12 фортепиано, которая имеет 7 основных нот и всего 12 клавиш в октаве. Изобретатели подхватили эту мысль музыкантов по нахождению "золотого ключика" новой музыкальной соразмерности, и согласились, что с целью определения большего количества консонантных созвучий, необходимо прежде всего определиться с новым количеством нот в октаве. Но каким образом это сделать? К сожалению, изобретатели решили, что чем больше нот будет в октаве, тем легче в этом количестве нот будет найти нужных, по качеству звучания, созвучий. Предложения пошли по нарастающей: было предложено 14, 19, 20, 24, далее выше пятидесяти и даже под сто нот в октаве. Этот путь можно назвать путём "проб и ошибок". Ни один из этих авторских вариантов не был принят музыкальным миром для широкого использования.

На инструментах с большим количеством нот в октаве невозможно играть. Отсутствовала в этих многочисленных предложениях также мотивированная концепция, чётко сформулированная генеральная идея, по которой должна строиться модифицированная октава. Кроме этого она должна была быть представленной в понятной наглядной доказательной форме для добротного удовлетворительного нового прогрессивного варианта усовершенствования исторически созданной универсальной октавы фортепиано как музыкальной единицы для всей музыки.

Я не собиралась делать изобретение. Оно получилось случайно, для меня неожиданно.
На протяжении многих лет, как филолог по образованию, я изучала древние и современные алфавиты разных языков, исследовала лексические единицы, на уровне хобби интересовалась такими вопросами как образы, символы, циклы и матрицы. Слово "матрица" воспринимала как что-то "малое", что используется для моделирования большого мира. Например, на основе всего лишь десяти цифр (от нуля до девяти) десятичной системы счисления (модуля ДСС) можно создать любое количество чисел, а имея определённое ограниченное количество букв в алфавите, можно создать любое количество слов языка.

На базе своих интересов я сделала открытие. Понимание этого открытия заключается в следующем.

Общеизвестно, что 10 цифр модуля ДСС (0123456789) используются в трёх случаях:
1) цифры модуля могут использоваться и как числа;
2) цифры модуля могут использоваться для создания бесконечного количества чисел;
3) цифры модуля могут использоваться в порядковом подсчёте для получения бесконечного ряда порядковых числительных.

Мною был открыт четвёртый вариант использования десяти цифр модуля ДСС. Позиционирую это пришедшее мне понимание как открытие. Открытием можно назвать явление, когда что-то существует объективно, но человек это не понимает, не осознаёт, а потом приходит к пониманию этого объективно существующего явления.

В нашем мире нет ни одной области, где бы не использовалась ЦИФРА и десятичная система счисления. Мир по своей природе является цифровым. Модуль ДСС, как компактный перечень 10-ти видов цифр, является универсальным и применяется широко. Четвёртый вариант использования модуля ДСС применяется в универсальном цикле. Циклы идут один за другим. Открытие я назвала термином ДМСС ("Десятичная матричная система счисления") или коротко ДМ ("Десятичная матрица").

ДМ – это Закон, выражающийся феноменом "потери" девятки в цикле при использовании минимума имеющихся в модуле цифр (их всего десять от нуля до девяти). "Исчезновение" девятки, которая, конечно, существует при использовании модуля в выше перечисленных трёх случаях, является универсальным объективным признаком цикла, который невозможно опровергнуть.

Понимание Закона ДМ и легло в основу изобретения. Ранее авторы предлагали музыкальному миру своё авторское видение звукоряда или конкретного инструмента с определённым количеством нот в октаве ("чем больше, тем лучше"). Такой звукоряд или инструмент в предложениях авторов изобретений является конкретным понятием. Однако, октава фортепиано, как музыкальная единица принадлежащая всей музыке, является универсальным понятием. Для модификации универсальной октавы 7/12 может применяться только универсального характера основа (модуль ДСС и Закон ДМ).

Октава фортепиано, или как её ещё называют, октава фортепианного или органно-фортепианного типа, была сформирована исторически, но не до конца оформлена. С точки зрения универсального цикла Закона ДМ, универсальная музыкальная октава, которая тоже в звукоряде является повторяющимся циклом, должна содержать не 7, а 8 основных нот и их удвоение во втором ряду с получением 16-ти клавиш в октаве, так как звукоряд исторически создан двухрядным. Более подробно о том, как формируется октава и базовый музыкальный интервал 1:2 (названный "лактава") в модифицированной системе новой октавы можно прочитать в описании изобретения, "Математическом доказательстве" и в других темах, представленных мною на "Проза.ру".

Модуль и Закон ДМ не принадлежат только музыке как частному явлению. Это универсальные понятия. А проявляют себя эти понятия в психологии, химии, бизнесе, кодировании, алфавите. Я писала об этом в ряде тем на моей страничке на "Проза.ру". В частности, в музыке использование Закона ДМ проявляется наличием 8-ми основных нот в октаве как цикле и 8-ми тонов в музыкальном интервале 1:2 лактавы как базовом интервале с "потерей" девятки в обоих случаях.

Но предложить музыкальному миру октаву с 8-ю (всего 16-ю) нотами в октаве было недостаточно. Надо было показать, что такое количество нот даёт нужную тоновую полноту октаве. Добавление нужного количества нот должно было привести к получению новой соразмерности. В описании изобретения, были представлены таблицы с перечнем консонантных интервалов и аккордов и переходных к консонантным - интервалов и аккордов. Они имеются в модифицированном звукоряде в количестве 50 на 50 процентов. Акустические впечатления от прослушивания предложенных двух видов интервалов и аккордов (консонантных и переходных) не являются абсолютными, они проявляются согласно применению Закона ДМ, являются относительными друг друга по своей природе, должны рассматриваться в единой системе.

В описании был предложен также способ нахождения этих двух видов интервалов и аккордов. Любой интервал/аккорд является консонантным, если при делении на две равные части или доли, определяется срединная нота между ними. Если нота не определяется (попадает между клавишами), интервал или аккорд называется переходным, менее устойчивым, чем консонантные интервалы, которые в своей массе тоже не все являются одинаково благозвучными. Таким образом, деление на консонантные и переходные интервалы и аккорды является относительным понятием, но изобретение сделано по закону универсального цикла, который подразумевает противоположные значения, поэтому интервалы и аккорды разделены на два типа (консонантные и переходные к консонантным как менее устойчивые) при условии наличия двухрядного звукоряда. Я не стала второй тип интервалов и аккордов называть диссонансными, чтобы подчеркнуть их "связь" в единой системе с интервалами и аккордами первого типа (консонантными). Вторые являются по своей природе "менее консонантными", т.е. менее устойчивыми. В изобретении используется Закон, который дан нашей реальности. В соответствии с логикой этого Закона построена новая модифицированная октава и получена новая тоновая соразмерность.

В таблицах описания (таб.2 - таб.5) изобретения представлено два вида интервалов и аккордов и дан способ их нахождения, исходя из использования количественных, ступеневых характеристик октавы. Позже, в дополнительных материалах представленных в Роспатент, я показала также, что в модифицированном звукоряде консонантные интервалы и аккорды можно находить и с тоновых позиций. Один герц это одно колебание в секунду. Два герца это два колебания в секунду. Три герца, соответственно, три колебания в секунду и т.д. Одно колебание это одна волна. На представленном, в дополнительном документе, графике, нахождение тонального центра (аналога срединной ноты в предыдущем примере) легко определяется точкой пересечения волн путём деления волны на числа геометрической прогрессии 2, 4, 8, 16. На основе геометрической прогрессии построены физиками-акустиками звукоряды с РТС.

Правило равномерной темперации получило в инструментах с модифицированной октавой наилучшее выражение. Способ модификации октавы фортепиано даст для инновационных клавишных инструментов увеличение музыкального спектра звучания, чёткое соответствие тона двум полутонам и усовершенствованный равномерно темперированный строй. Это приведёт к упрощению теории музыки из-за более простой и ясной системы звукоряда, появится возможность создания нового типа нотного стана и записи нот на нём из-за новой структуры октавы/лактавы, в том числе, наличия в ней симметричных участков.

Я также написала таблицу, которую назвала "Срединные ноты формирующие музыкальную канву консонантности". Таблица наглядно подтвердила правильный выбор количества нот в октаве, получилась стройная наглядная система, показывающая наличие срединных нот или тонального центра при определении консонантных созвучий в звукоряде. Это главный результат, ради чего необходимо было дооформить октаву 7/12 фортепиано до октавы 8/16.

Ни один из авторов до предложения октавы 8/16 не предложил "выход", результат, обоснование своей системы, своих предложений по новому количеству нот в октаве для нахождения той самой искомой соразмерности, какая бы могла удовлетворить музыкальный мир. Было лишь "в слепую" предложено то или иное количество нот в октаве и по известным логарифмическим формулам, с наличием значения 440 Гц для одной из нот, вычислены акустические значения для всех остальных нот звукоряда. Как я уже отметила, ни один из этих авторских звукорядов не получил всеобщего признания.
   


Рецензии