Волшебная сила слова

     Это был первый в моей жизни категорийный поход. Первый сложный поход, в котором я – совсем молодой учитель (на тот момент мне было всего 23 года) – был руководителем.
     Мы медленно поднимались на перевал. Шли без тропы, по курумнику, участкам горной тундры, снежникам… Для некоторых из нашей группы этот подъём давался очень трудно. Особенно – для девчонок.
     И вот, мы – на перевале! Радость и восторг от открывшейся перед нашими глазами величественной панорамы гор! Красота!
     Но надо было торопиться.  До удобной стоянки ещё надо было долго спускаться в долину. А тропы по-прежнему не было…
     Курумник – это хаотическое нагромождение валунов, покрытые очень часто мхом и лишайниками. Именно из-за них курумник представлял собой довольно серьёзную опасность. Ведь если наступить на такой валун мокрым ботинком (а после снежников они были именно такими), то можно было легко соскользнуть и получить травму. Поэтому, мы спускались с перевала до границы леса медленно и предельно осторожно.
     Уже смеркалось, когда трое девчонок стали катастрофически отставать от основной группы. Каждый раз мы останавливались и дожидались их, отдыхали немного, и опять двигались в путь. Но солнце уже садилось, и надо было предпринять какое-то нестандартное решение… Уговоры ускориться уже не действовали.
     Надо было срочно, как-то, «взбодрить» наших отстающих. Которые теперь, ссылаясь на усталость, уже отдыхали, не доходя до нас…
     И тут я неожиданно «взорвался». Не помню, какие подобрал я тогда слова, но они подействовали! Это я понял по неожиданной реакции девчонок. Они, не слова не говоря, быстро «подхватились» и быстро-быстро стали догонять группу. Откуда взялась такая прыть, я до сих пор удивляюсь!
     Минут за 15-20 мы дошли до первого «островка» невысокого кедрача и быстро разбили лагерь. Больше наши девочки никогда не отставали от группы и самовольно не останавливались на привал…
     Всё обошлось. Поход завершился довольно удачно, оставив о себе очень хорошие воспоминания…
     Самое главное, что вынес я из первого своего категорийного похода, то, что в экстремальной ситуации руководителю очень важно подбирать нужные слова. И очень дозированно их применять. «Аккуратно, но сильно» …

ФОТО автора из того самого, певого, категорийного... (июнь 1984 г, Кузнецкий Алатау, Поднебесные Зубья).


Рецензии