Возвращаясь к космическим истокам

                12 апреля 1961 года. Эта дата послужила точкой отсчёта начала  космической  эры. Человек впервые облетел вокруг Земли в космическом пространстве. Мечта многих фантастов стала реальностью.
                Колыбелью русской космонавтики называют Калугу, и не случайно. С 1892 в этом городе проживал К.Э Циолковский.  Посетить дом-музей Константина Эдуардовича, а также музей космонавтики отправились брянские путешественники. Группа увеличилась почти вдвое, а значит, космос не перестаёт интересовать!
                Ранний отъезд из Брянска. Утро по-настоящему весеннее: взошло солнышко, безветренно, высокое чистое небо - красота. Проведённые три часа в пути пролетели незаметно за разговорами - давно не собирались вместе, было о чём поговорить, наметить планы будущих поездок, обсудить предстоящие экскурсии.
                В доме-музее увлекательную экскурсию провела Валентина Николаевна Герасимова. "Константин Эдуардович Циолковский. Учёный, впервые математически доказавший возможность космических путешествий. Он признавался, что стремление к космическим полётам  было заложено Жюль Верном. В 12 лет он прочитал "Из пушки на Луну", и эта работа произвела на него неизгладимое впечатление.  Константин Эдуардович космической темой занимался на протяжении всей жизни.  Циолковский был учёным-гуманистом,  уже в то далёкое время предполагавший, что на Земле  может быть перенаселение, и единственный выход для спасения он видел  в освоении  космического пространства. А для таких путешествий он предложил ракету. Константин Эдуардович уже тогда ответил на  вопрос, который нас, людей, живущих в 21 веке,  интересует  - есть ли разумная жизнь в космосе? Он писал, что "разумная жизнь в космосе - это реальность. Но если бы я стал описывать этих существ - это была бы фантастика." Вот в этом доме он прожил почти 30 лет - большую часть своей творческой жизни. Спустя год после его смерти здесь был создан музей.  Большую помощь в его создании оказали две дочери - Любовь и Мария, и вдова - Варвара Евграфовна, пережившая мужа на 5 лет.
                Несмотря на преклонный возраст музея, здесь всё сохраняется также, как и при жизни Константина Эдуардовича.  И прежде всего я хочу вас познакомить с хозяином дома. Он писал: "17 сентября 1857 года родился новый гражданин Вселенной Константин Циолковский. Счастливое безоблачное детство. Любящие родители. Отец был выходцем из польской обедневшей дворянской семьи. Характером был неуживчивый, с начальством не ладил. Часто оставался без работы. Семья жила более чем скромно. Летом ходили в рубашках, а зимой в полушубках. Иной одежды, кажется, не было. Мать - Мария Ивановна Юмашева. Дочь мелкопоместного дворянина.  В отце преобладал характер, сила воли, у матери талантливость и даровитость." Эти качества Константин от родителей и унаследовал. Счастливое детство прервалось внезапно. Переболев скарлатиной, стал очень плохо слышать. "Глухота заставляла меня страдать каждую минуту жизни, проведённую с людьми. Мои братья учились, а я не мог."  Отчисленный из третьего класса гимназии мальчик нашёл утешение в книгах. Самообразованием он занимался в течение всей жизни. В 22 года Константин сдаёт экстерном экзамены на звание учителя уездных училищ и получает назначение в небольшой городок Боровск.
                После долгих поисков жилья, Константин находит на окраине города квартиру в доме священника Евграфа Соколова.  Дочь священника готовила для молодого человека. По вечерам они подолгу засиживались за разговорами, и спустя какое-то время он решил, что именно такая жена ему и нужна. Молодые люди поженились. Жили замкнуто и скромно. Преподавал Циолковский в уездном училище. Учителем был от Бога. Юные боровчане его просто обожали. А о том, как жил в этом городке будущий учёный, об этом очень хорошо написал учёный в области телефонии Павел Михайлович Голубицкий приехавший по своим делам в этот городок. Он был наслышан о чудаковатом учителе , и решил его навестить. "Первое впечатление, - писал он, -  испортило мне настроение. Маленькая комната, а в ней большая семья. Муж, жена, дети, и бедность. Бедность из всех щелей помещения. Хозяин глух и  крайне застенчив, но какие  интересные мысли! Хорошо бы пригласить его к нам в Москву." К сожалению, отъезд Константина Эдуардовича в Москву не состоялся. Но они переезжают в Калугу.
                После 12 лет жизни на съёмных квартирах, в мае 1904 года на окраине города, на самой захудалой улице стоял старый одноэтажный дом.  Выбор был обусловлен наличием приусадебного  участка: Варвара Евграфовна любила работать в саду, и близость леса и реки его просто очаровали. А вот  жилая комната в доме была единственная. Перегородка разделила её на две части. Мечта о собственной комнате осуществилась спустя 4 года после покупки дома. Пристроили второй этаж,  куда перебрались родители, а первый этаж поступил в полное  распоряжение детей учёного. Дочь Мария  умерла в 1964 году. Она стала свидетельницей триумфа идей своего отца: запуска первого искусственного спутника Земли, первого полёта человека в космос. Она встречалась и переписывалась с нашими первыми советскими космонавтами.  А Константин Эдуардович в научно-фантастической повести "Вне Земли" за 64 года до первого полёта в космос описал  первое космическое путешествие. Учёный предполагая факторы, с которыми столкнутся будущие путешественники, предлагал создавать схожие условия на земле - невесомость в воде, сделал центробежную машину.  Первыми путешественниками были насекомые и цыплята. Наблюдая за испытуемыми, ученый понимал, что никакого вреда  живым существам он не наносит..."
                Переходя  из помещения в помещение, мы слушали интересный рассказ экскурсовода, рассматривая предметы быта, а также экспонаты, принадлежавшие ученому, и применяемые им для своей работы. С каждым годом Константин Эдуардович всё больше ценил своё время. Принимая посетителей, общался с ними, а после сожалел, что так потратил драгоценное часы...  Не признавая канонов церкви, учёный  верил в некий космический разум,  и кроме того считал, что всё в его жизни предопределено. Он верил в судьбу.
                На втором этаже был оборудован кабинет Константина Эдуардовича, в котором он работал более 25 лет, и кабинет был оборудован по его вкусу:  там были только  самые необходимые ему вещи.  Посетивший музей много   лет назад  космонавт Георгий Береговой, был крайне удивлен, увидев кабинет. Он сказал: " Как в такой, почти нищенской обстановке,  могли рождаться столь дерзновенные мечты о покорении  космоса? Просто в голове не укладывается".
                Сергей Павлович Королёв писал: "Идеей ракетного космического полёта "заболел" после знакомства с трудами Константина Эдуардовича.  Его замечательный ум оценят гораздо  позже. Нам, современниками,  пожалуй, трудно понять и оценить, что  он сделал для человечества".
                Для популяризации своих идей Циолковский написал  двадцать  научно-фантастических произведения.  Долгие годы издавал свои работы тонкими брошюрами на собственные средства.  "Даже небольшая часть денег, которая уходила из семьи, пробивала брешь в семейном бюджете. И Константин Эдуардович это прекрасно понимал.  "На последнее место я ставил благо семьи. Всё для высокого. Я не пил, не курил, был плохо одет. Не тратил лишней копейки на себя. Страдал я сам. Страдала и семья."  Мария Константиновна с горечью писала, что даже когда  финансовое положение в семье улучшилось,  отец не менял своих пуританских привычек. 
           Сидя  в кабинете при тусклом свете керосиновой лампы, Циолковский написал пророческие слова: Человечество вечно не останется на Земле. Учёный считал, что планета является колыбелью разума,  но нельзя вечно жить в колыбели. Мечта учёного - чтобы нога человека ступила на близлежащее к Земле небесное тело. В 1969 году мечта стала реальностью.  Нил Армстронг  сказал: "Маленький  шажок для человека - это большой скачок для человечества".
                Практически всё своё время Циолковский посвящал работе, но любил заниматься спортом: зимой катался на коньках, часто любил кататься с открытым  зонтом в сильный ветер, мчась, как под парусом: "Я мчался  в  бурю с зонтом на коньках, гонимый силою ветра. Это было восхитительно!"; летом, практически до последних дней своей жизни ездил на велосипеде. 
                На веранде дома была оборудована мастерская, и там Циолковский  работал над макетами дирижаблей, предполагая, что за таким воздушным транспортом будущее.  Писал статьи, пытался популяризировать  свои идеи. 
                В редкие часы досуга на токарном станке по дереву, Константин Эдуардович вытачивал игрушки для своих детей. Любовь Константиновна вспоминала, что покупных игрушек  у них не было, и они с удовольствием играли с игрушками, которые делал отец.
                "Космонавты - частые гости музея. Константин Эдуардович теоретически им проложил дорогу в космос.  Одиннадцать раз посетил музей  Герман Титов, и вот что он сказал: "Впечатляют   экспонаты второго этажа. Поражает дистанция от напильников и рубанков, токарного станка и столярного  верстака  до полной теории космического летания.  Поражает гений учёного".  Его программа освоение космического пространства  рассчитана на  десятки лет. А наблюдение за звёздами и планетами учёный проводил с пологой крыши своего дома. В тёплые звёздные вечера он выходил, выносил свою подзорную трубу, а дверь, через которую он выходил на крышу, в семье получила шутливое название "Дверь в мировое пространство".
                Мечта учёного сбылась через тридцать лет после его смерти. Алексей Леонов первым оказался вне стен космического корабля. Он признавался, что перед полётом перечитал "Вне Земли" и снова был поражён гениальностью автора.  Вернувшись на землю, он сказал, что Циолковский был прав не только в деталях, но и по существу. Спустя двадцать дней после завершения своего полёта, Леонов побывал в музее, и у той самой двери он сказал: "Разные двери вели нас в космос, но не будь этой простой деревянной, не было бы и 12 апреля -  дня, навсегда связанного с именем Юрия Гагарина".
                Завершилась экскурсия. Нас ждала ещё одна, в музее космонавтики, несколько позже. Но впечатлений от увиденного и услышанного, хватило с избытком, чтобы задуматься о вечном и бренном... Удивительными людьми да не оскудеет земля...
                ***
                Музей космонавтики в Калуге - первый в мире и крупнейший в России. Был основан в 1961 году  при у непосредственном участии Ю.А. Гагарина и С.П. Королёва.  После интересной экскурсии в Доме-музее К.Э. Циолковского нас ждал увлекательный рассказ о ракетостроение, первых шагах человека в космосе, удивительных экспонатах музея космонавтики.
                Александр Юрьевич Щербань - волонтёр. Человек увлечённый, не мог не заинтересовать своим рассказом:
                "Если мы наберём горсточку песка на пляже, посчитаем количество песчинок: мы собьёмся со счёта, их там будет несколько тысяч. Астрономы говорят, что звёзд во Вселенной больше, чем песчинок  на всем земном шаре.  4 октября 1957 года мы сделали первый, робкий, но такой отважный шажок в это безграничное пространство.  Как писал Ломоносов: "Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна"... И вот перед нами первый аппарат, отправленный человеком на орбиту.  Это подвиг. Наш замечательный академик Сергей Павлович Королёв, руководивший тысячами людей, находил время, и ещё в 1959 году он начал  готовить документы для создания нашего музея и отправлял сюда первые экспонаты.
                Первый спутник Земли представлял из себя очень простое устройство. Борис Черток, заместитель Королёва, писал, что электрическую схему такого спутника мог собрать любой кружок юного техника. 1957 год. Два ламповых передатчика. Даже вентиляторы стояли для их охлаждения.  83,6 кг - масса спутника. Из них более 50 кг - это аккумуляторы. Передавали простейший сигнал. Казалось - такое простое устройство вышло на орбиту, и почему же с этого момента начинается отсчёт космонавтики? Главное - это достичь скорости, которая  не позволит нам упасть обратно.  Для Земли - это почти 8 км/с.  Невероятно большой резонанс произвёл запуск первого спутника. Производство и запуск его были абсолютно засекречены. И американцы: знаменитый Стивен Кинг писал,  что "самым большим  потрясением моего детства был запуск русского спутника". А другой замечательный американский фантаст Рэй  Брэдбери, написавший "Марсианские хроники", сказал, что "эта мерцающая звёздочка подарила человечеству бессмертие."
                Началась экскурсия  с рассказа о первом спутнике Земли, а впереди нас ожидало увлекательное путешествие среди экспонатов, так или иначе связанных с космосом. Почти два часа пролетели незаметно.  В музее, кроме нас было достаточно много посетителей: от совсем маленьких до людей весьма солидного возраста.  Тема познания Вселенной неисчерпаема и многим интересна.  В этом музее испытываешь гордость за страну, в которой живёшь, и её граждан, открывших космические двери... 
                Проведённый так интересно выходной день неумолимо клонился к закату. Возвращение в родной город, как всегда было быстрым - дорога домой...  Справа от дороги садилось Солнце, а слева уже появилась полная Луна. Два светила напоминали путникам - как красив мир, освещаемый ими днём и ночью, и как важно его сохранить, чтобы не стало необходимостью воплощение фантастических идей о срочной эвакуации землян....


Рецензии