Видади Эмиров - главный инженер КОРа

Видади Эмиров — гл. инженер Канала им. Октябрьской революции


Видади Гасанович Эмиров (1870–?) — выдающийся лезгинский инженер-строитель, один из известнейших инженеров России своего времени. Начальник Управления работ Петровского порта. Автор генерального проекта и главный инженер Канала имени Октябрьской революции (Сулак-Петровский канал) в Дагестанской АССР. Родной младший брат генерал-майора царской армии Пир-Али Гасановича Эмирова (1860–1920) — первого кандидата (магистра) наук в Дагестанской области (1892), начальника столичного Темир-Хан-Шуринского округа (1908–1913).


Видади Эмиров родился 1870 году в сел. Ахты Самурского округа Дагестанской области. Окончил Ахтынскую русскую школу, затем Темир-Хан-Шуринское реальное училище (Кавказского учебного округа) Дагестанской области, гор. Темир-Хан-Шура (ныне г. Буйнакск), Ставропольскую классическую мужскую гимназию (в 1891 году). В 1891 г. выпускник Ставропольской гимназии Видади Эмиров поступил в Пе¬тербургский Технологический Институт Императора Николая I (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт), но в 1892 г. был «уволен за мало-успешность», что было связано с состоянием его здоровья. В том же году он по¬ступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения им. императора Александ¬ра I (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I), на факультет железнодорожного транспорта. Обнаружены документы, где Видади Эмиров, ссылаясь на свою болезнь и полное сиротство, просил начальника Дагестанской области поддержать его материально, но ему в этом было отказано, ссылаясь на то, что он получает предельно высокую стипендию.


До настоящего времени дошла история о трёх кораблях, которые сели на мель в Каспийском море, где Видади Эмирову удалось возможно впервые по-настоящему проявить свой талант инженера-строителя. Известно, что три грузовых парохода, которые должны были доставить буксиры с нефтью из г. Баку в г. Астрахань сели на мель. Два месяца матросы не могли ничего поделать. Все их усилия были напрасны. Даже приглашали инженеров из Турции, но все зря. И вот когда В. Эмиров узнал об этом факте, то сказал, что он за две недели снимет суда с мели. Ему не поверили. Видади Эмиров сдержал своё слово и снял пароходы с мели в обещанные сроки. Об этом даже писали, как местные, так и зарубежные газеты. Вот тогда о нём за границей и узнали. Видади Эмирову стали поступать предложения о трудоустройстве из Турции, Англии и Германия, но их отклонил. Знания и умения В. Эмирова были востребованы в родном Дагестане, в частности он блестяще проявил себя при строительстве Канала им. Октябрьской революции (КОР).


Видади Эмиров был на малой родине в селение Ахты, когда узнал, что им интересуются местные представители Советской власти. В. Эмиров терялся в догадках. Почему вдруг его вызывают в ревком? Политикой он никогда не интересовался. Честно трудился на своем поприще, как при царском режиме, так и при новой власти. Пока Видади добирался на лошади до г. Петровска, многое ему вспомнилось за время пути из своей прежней жизни. И годы детства, проведённые в сел. Ахты и реальное училище в г. Темир-хан-Шуре, и учёба в мужской гимназии в г. Ставрополь. Помниться тогда четырнадцатилетнему подростку все было внове в этом русском городе, но особенно его поразил директор гимназии: очень высокий и очень худой с непомерно длинным носом. Обычно директор степенно подходил к вновь принятому ученику, водружал на нос громоздкое пенсне, и как бы принюхиваясь, нравоучительно выговаривал: — Учится, надо хорошо. Нельзя баловаться, и нельзя хулиганить. Нужно быть приличным человеком. Это вы понимаете? Эти же самые слова с весьма серьёзным видом директор высказал тогда и Видади Эмирову. Он был стеснительным мальчиком и поэтому в смущении переступал с ноги на ногу, не зная, что ответить, но потом решительно кивнул головой в знак согласия. А директор, услышав имя В. Эмирова, задумчиво посмотрел на потолок гимназии потом на мальчика и, растягивая в непомерную длину буквы, вынес свой безоговорочный вердикт. — В..и..да..ди. Хм. Это очевидно от слова видать. Я так подразумеваю. Ну что же хорошо, очень хорошо… Мальчик не выдержал и тихо засмеялся, но к счастью этого не заметил директор, которого в эту минуту что-то отвлекло.


И Видади действительно доказал, что может хорошо учиться. И строгий директор был очень доволен смышлёным пареньком из горного селения Ахты. Когда Видади уже завершал учёбу, то сам директор обратился к военному губернатору Дагестанской области с письмом, в котором отмечал «отличное поведение и большие успехи в науках Эмирова». Директор ходатайствовал о предоставлении ему возможности продолжения учёбы в одном из крупных городов России. Так Видади и попал в г. Петербург. С первых дней он влюбился в этот величественный город. Особенно его поразил Невский проспект. Красивые дома, построенные в стиле барокко, казались такими высокими, что каждый раз, когда он глядел верх, то у него голова кружилась. А народ? Столько он не видел на базаре не в г. Темир-хан-Шуре, ни в г. Ставрополь. Также с взволнованным выражением лица и одновременно с восторгом глядел он на ретивых коней, установленных на мосту которых удерживали за поводья крепкие мускулистые юноши. Казалось ещё немного и кони вместе с юношами умчаться куда-то очень далеко. После окончания университета Видади направили работать в г. Астрахань заместителем начальника порта. Потом он трудился в Крыму. После этого по воле судьбы оказался в Азербайджанской ССР.


Сохранилось разрешение отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности от 21 июля 1912 г.: 1) «Выдать инженеру Эмирову за внеслужебные занятия по разработке технических условий на поставку судов землечерпательного каравана для Каспийского моря вознаграждение в размере ста пятидесяти (150) рублей с отнесением сего расхода на кредит, приведенный в справке настоящего доклада. 2) Перевести в распоряжение начальника работ Петровского порта упомянутую выше сумму для выдачи таковой производителю работ в устьях р. Волги инженеру Эмирову».


Долгожданная встреча с Дж. Коркмасовым была для Видади Эмирова весьма важной и потому он немного волновался. Они крепко пожали друг другу руки и на некоторое время так и застыли, словно, не зная сразу с чего начать разговор. После этого оба улыбнулись и волнение Эмирова, стало потихоньку исчезать. Коркмасов устроился в своем кресле за столом, а Эмиров сел на старый с потертой кожей диван. Видади снял высокую серую шапку и, вынув из нагрудного кармана широкой теплой рубашки папиросу, стал раскатывать её между пальцами. Потом взглянул на Коркмасова как — бы испрашивая разрешения закурить. Дж. Коркмасов кивнул и, пригласив секретаршу, велел принести чаю. — И пусть нас какое-то время не беспокоят, — попросил он ее. Секретарша поставила чай на стол и ушла, как-то слишком аккуратно держа перед собой серебряный поднос чтобы, наверное, не уронить. И снова воцарилась пауза. Наконец Коркмасов задал инженеру, мучивший его вопрос: — Тут вот какое дело. Необходимо выполнить проект для строительства канала. Сможете? Поверьте, это сейчас главное, что нужно для Дагестана. Необходимо пустить в поля воду. Видади чуть задумался. — Думаю можно это сделать. Надо будет только организовать хорошую команду Коркмасов внимательно взглянул на Видади. — Учтите, что вода обязательно должна пойти по каналу. Поэтому сами понимаете дело серьезное и очень непростое. — Да не простое, — согласился Эмиров. Но ведь кроме нас никто, наверное, это не сделает. — В том то и вопрос. Вот вы и попробуйте. Мы наслышаны о ваших подвигах. И рады за вас. Видади искренне удивленно спросил. — Это вы, о чём? — О трёх судах, севших на мель недалеко у Апшеронского полуострова. Ведь это вы их спасли. – Да было. Но я просто выполнял свою работу. — Ну что же. Неплохая работа. Если об этом факте даже зарубежные газеты писали. Значит, не зря учились в Петербурге пять лет. Эмиров пожал плечами, и вновь наступила пауза. Прошло несколько выжидательных секунд, а может и минута. На этот раз молчание нарушил Видади. Он сказал: — Составление проекта займет время. Надо местность хорошо обследовать. И потом: на разных участках, скорее всего, придется привлекать разное количество людей. — Конечно, так и будет. И в первую очередь создадим технический совет. Наберете себе команду, обсудите с ними необходимые вопросы. Установим вам и вашей команде зарплату. — А сроки, какие? Коркмасов вздохнул. – Сроки короткие. Через два — три месяца нужно будет начать уже строить канал. Думаем сначала провести что-то вроде субботника. Надеемся на сознательность народа. Эмиров вынул новую папиросу, однако так и не прикурил. Твердо сказал: — В народе я не сомневаюсь. Главное обеспечить людей продуктами. Потому как мы ведь не знаем, сколько времени вся эта работа займет. — Это хорошо, что у вас есть такая уверенность. Что касается продуктов, этот вопрос тоже решается. Надеюсь, справимся с этой проблемой. Хотя будет тоже нелегко. Власть у нас молодая. Только жить по-новому начинаем. — Тогда завтра и приступим к работе. Коркмасов протянул Эмирову руку. — Спасибо. Это я и хотел услышать. Сейчас вся страна будет следить за тем, как мы будем работать. Поэтому ответственность огромная лежит на нас всех без исключения.


Видади Эмиров в ту пору был одним из известнейших инженеров России. Глядя на его скромную фигуру, на простые дружеские взаимоотношения его с окружающими, никто бы не подумал бы, что это зодчий великого начинания. К строительству канала были привлечены все силы, в том числе и старые дагестанские инженеры — В. Эмиров, Темирханов, Маллачиханов, Даитбеков, Темиров и другие. Они были в это время ближайшими в окружении Д. Кормасова, председателя Совнаркома. Они планировали, проектировали трассу канала, сооружения на нём, учёт и расстановку рабочей силы. Главное лицо здесь — Видади Эмиров. Генеральный проект канала — было его творением. На строительстве канала горцы трудились с такой же энергией и энтузиазмом, как они сражались за новую жизнь свою, за Советскую власть в 1918–20 годах.


Первая попытка строительства канала была предпринята во второй половине XIX века. 1 мая 1875 года под руководством инженера Невинского начались работы по проведению канала от реки Сулак до Петровск-Порта. В 1876 году канал был сооружен на протяжении 45 верст, однако из-за ошибочности расчёта трассы строительство канала постигла неудача (сегодня это т. н. канал Октябрьский водосброс). В 1882 году работы начались по новому плану и в 1888 году канал был доведен до города. Через год по каналу была пущена вода, но она дошла только до акведука через реку Шура-озень, где была прорвана дамба. Вскоре дамбу восстановили, но выяснилось, что опять была допущена ошибка в расчётах. Канал был заброшен и вскоре его занесло песком. В 1895 году инженером Рытелем был представлен проект по переустройству канала. Проект был направлен Кавказскому наместнику с ходатайством об ассигновании денежной суммы для исправления канала, но от него не последовало ответа.


11 октября 1921 года, по завершении подготовительных мероприятий правительством Дагестана, Постановлением №114, подписанного Председателем Ревкома ДССР и Экономического Совета (ЭКОСО), членом ВЦИК РСФСР Д-Э.А. Коркмасовым и секретарём Нахибашевым, был начат грандиозный субботник, положивший начало строительства КОРа и масштабной мелиоративной реформы в Дагестане. Сроки проведения первого этапа работ определялись ко дню предстоящей годовщины Октябрьской Революции и к созыву Первого Учредительного Вседагестанского съезда, открывшегося 1 декабря 1921 года. В течение неполных трёх месяцев, на канале ежедневно работало 3 500 человек и было перемещено свыше 16 тысяч кубометров земли. Землю выбрасывали трехъярусным способом, работали с помощью лопат и кирок. Главным объектом строительства в 1921 году был участок от реки Сулак, где канал пришлось создавать заново. В остальной части — до Шамхала — осуществлялись восстановительные работы. Строительство Канала велось под руководством специально созданного Главного Штаба, во главе которого стоял инициатор и организатор всех работ Д-Э. А. Коркмасов и группа талантливых инженеров: В. Эмиров, З. Темирханов, А. Эфендиев, А. Даитбеков.


16 февраля 1922 года за выдающиеся успехи, достигнутые только за первые три месяца работ, осуществлённых накануне открытия Первого Учредительного Вседагестанского Съезда Советов, Дагестан — первой из Республик РСФСР — был удостоен своей Первой высшей награды — Ордена Трудового Красного Знамени. В 1922 году работы на канале шли поэтапно. Завершающий этап работ на магистрали Сулак — Манас, по подведению трассы к столице Дагестана — городу Махачкала планировался ко дню открытия Второго Вседагестанского Съезда Советов в ноябре 1922 года. Для их скорейшего завершения и осуществления пуска воды в специально созданный столичный водоём, помимо специализированных отрядов Всевобуча и групп, сформированных из местных жителей, было дополнительно привлечено до 5 000 горожан. Таким образом, общее число занятых работами на магистрали в этот период доходило до 10 тысяч человек. Специальный водоём был устроен у подножия горы Анжи-арка, представляющее из себя искусственное озеро, названое в честь лезгинского инженера Видади Эмирова — «Эмировским». Завершая работу, Второй Вседагестанский Съезд Советов в своих резолюциях отметит:


«Подводя итоги всей проделанной в первый год работы правительства, съезд не может обойти молчанием твердость, государственную мудрость и героическую работоспособность вождя, и вдохновителя, председателя Совнаркома тов. Коркмасова и считает своим долгом просить ВЦИК о награждении его Орденом Красного Знамени Труда, как первого в Дагестане героя на трудовом фронте. Вместе с ним съезд отмечает крупные услуги, оказанные Республике самоотверженной и высококвалифицированной работой инженера Эмирова и других сотрудников. Выражая им свою глубокую признательность, предлагает правительству изыскать способы достойно вознаградить их за их труд».


В мае 1923 года, специально для ознакомления с результатами работы и вручения наградных грамот, Дагестан посетили, командированные Правительством СССР в поездку по Северному Кавказу (поезд председателя ЦИК СССР М. И. Калинина): М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов и другие руководители страны. Пробный пуск воды по магистрали состоялся 25 июля 1923 года, а 28 июля того же года было осуществлено успешное наполнение Эмировское водохранилище (ныне Вузовское озеро) площадью 12 га и вместимостью до 2 млн.м3, предназначенное для снабжения водой железной дороги, города. Это озеро снабжало водой население города, промышленные предприятия, железнодорожный и морской транспорт. Образование нового озера большой ёмкостью и расположение его на высоте 20 саженей (превышение около 43 м) над станциями Петровск-Кавказский и Петровск-порт позволяло бесперебойно снабжать водой железную дорогу и коренным образом изменить ранее существовавшие тяжелые технические и экономические условия, создавало перспективу дальнейшего развития транспорта.


8 августа 1923 года прошли торжественные мероприятия, посвященные этому историческому событию. Одновременно с мероприятиями в Дагестане, прошли чествования в г. Москва на открытии 1-й Всероссийской сельскохозяйственной выставки в августе 1923 года, участию в которой ДССР изначально придавалось огромное значение. На территории выставки, в специально сооруженном Дагестанском Павильоне, в частности, была развёрнута живописная панорамная экспозиция — макет КОРа со сводками работ всего периода на этой грандиозной стройке века. В открытии выставки в г. Москва приняли участие все высшие руководители страны, среди которых член ЦИК Союза СССР, Председатель Совнаркома ДССР Дж. А. Коркмасов, специально прибывший на её открытие с членами дагестанской делегации. Дагестанский павильон был удостоен Премии Главного Выставочного Комитета СССР. За самоотверженную работу и трудовой подвиг строителей канала Дагестанская АССР, и руководитель работ инженер Видади Эмиров были награждены орденом Трудового Красного Знамени.


Население гор встретило приход воды в г. Махачкала с энтузиазмом, многие старики от радости плакали. Предсказания скептиков оказались абсолютно неосновательными. Торжественное открытие канала состоится в ближайшее время. Правительству РСФСР и ЦК РКП (б) 2 августа 1923 г. правительством республики была послана телеграмма: «Работы на канале Октябрьской революции протяжением 78 верст окончились грандиозным субботником, в котором принимали участие все профессиональные союзы Махачкалы, Коммунистическая партия, комсомол. 8 августа 1923 г. газета «Красный Дагестан» писала: «За все время работ на канале им. Октябрьской революции извлечено 71 278 куб. саженей грунта, которые, не считая работ по сооружению дорогостоящих акведуков, водосборов, лотков, мостов и пр., обошлись бы Дагестану в 712 780 довоенных руб., что по сегодняшнему курсу приблизительно равно сумме в 1,718 950,000 руб. денежными знаками 1923 г. Огромную часть этой колоссальной суммы народ отработал натурой. На протяжении 75 верст от Сулака до Махачкалы уже течёт вода. Будет орошено 60 тыс. десятин земли».


На Соборной площади города состоялся пятнадцатитысячный митинг представителей аулов, городов Дагестана и многочисленных гостей из Москвы, Ростова, Азербайджана, Армении, Грузии, Чечено-Ингушетии, Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачая, Черкесии и других республик, которые чествовали прибывших к ним М.И. Калинина и К.Е. Ворошилова. Вечером того же дня прошло торжественное собрание и на нём высокие гости за трудовой героизм, проявленный строителями канала, вручили республике, первой среди братских республик, орден Трудового Красного Знамени. Канал приобрел важное значение и для соседних республик. Так, в ноябре 1922 г. в связи с аварией на насосной станции Баку-Шалларского водопровода, столица Азербайджанской ССР осталась без воды. Весь наливной флот в течение двух месяцев занимался доставкой воды из г. Махачкала в г. Баку. В 1923 году по КОРу была пущена вода, и в первый же год поливная площадь в районе канала составила почти 7 тыс. га. В основном это были пашни и сенокосы. В 1925 году площадь, орошаемая каналом, превысила 9 тыс. га, под виноградниками — 598 га и сенокосами — 3 629 га. Урожай доходит для озимой пшеницы до 100 пудов с десятины (при средней около 40 пудов), озимого ячменя — до 200 пудов, кукурузы — до 150 пудов, сена — до 150 пудов. В 1925 году канал был частично расширен и в 1932–1934 гг. канал был доведён до строившегося в то время рабочего поселка «Двигательстрой», нынешнего г. Каспийска и достиг протяженности 92 км. Это позволило увеличить к 1936 г. орошаемые площади за счёт расширения садов и огородов еще более чем на 1 тыс. га. В 1937 году на канале было построено новое бетонное, головное сооружение, что дало возможность обеспечить постоянную подачу воды в систему. О строительстве канала им. Октябрьской революции содержатся интересные сведения в работе историка, профессора Джонрида Ахмедова (1933–2019) «Повесть о двух братьях» (2003 г.). Она посвящена Видади и Пир-Али Эмировым. Содержание изобилует выдержками из редких документов и, в частности, малоизвестных дневников В. Эмирова. Приведём лишь парочку выдержек из рассказа:


«К сожалению, современная молодёжь, а и некоторые представители старшего поколения не имеют четкого представления о большой созидательной деятельности 20-х годов, начавших преобразование Дагестана на путях цивилизованного развития. Но мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», нам надо знать и гордиться своими земляками. Идея строительства Канала — вспоминал В. Эмиров, — всецело принадлежала Коркмасову и при его ближайшем участии разрабатывались программы будущих работ, способы и средства. Все эти вопросы отнимали уйму времени. Коркмасов обосновал необходимость соединения реки Сулак с Каспийским морем через станцию Шамхал, где неминуема, казалось бы, встреча с непреодолимыми препятствиями. Заслуга Дж. Коркмасова и руководства Дагестана не в том, что они придумали возводить каналы – об этом мечтает каждый землероб-дагестанец; заслуга их состоит в том, что они смело взяли инициативу в свои руки и решительно пошли навстречу чаяниям народа! Строительство канала Октябрьской революции было одним из грандиозных проектов, о котором знали не только во всех концах страны, но и далеко за её рубежом. В то время более масштабной работы, чем строительство КОРа, в России не производилось. Тов. Коркмасов почти не покидал фронта работ, — отмечал Эмиров, — изредка только отлучаясь на несколько дней в Темир-Хан-Шуру или Порт-Петровск. Он лично проверял работу всего аппарата (снабжение, связь, медицинской части и проч.) и показывал пример как надо работать. О героизме и мужестве дагестанских строителей, весомо и ёмко было сообщено на II Вседагестанском Съезде (декабрь, 1922 г.)».


После завершения строительства Кора Видади Эмиров некоторое время работал Начальником Управления работ Петровского порта, а позже, по некоторым данным в 30-годах, попал по волну политических репрессий — был репрессирован.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Торжественное открытие КОРа.


Литература


1. Алиев Д.М. Люди с красными глазами. Роман / Д.М. Алиев — «Издательские решения». С. 29–32.

2. Далгат Э.М. Эволюция социальной структуры дагестанского аула в последней трети XIX — начале XX веков // ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию №2. 2018. С. 49.

3. Зульпукарова Э. М.-Г. Интеллигенция Дагестана на рубеже XIX–XX веков: пути формирования и практическая деятельность. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Махачкала, 2004. — 437 с.

4. Канал служит республике [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Tvtkw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.03.2021). — Яз. рус.

5. Курбанов С.А., Джамбулатова Р.И. История мелиорации в Дагестане. — Махачкала: ДГСХА, 2010. — 196 с.

6. Негаснущий очаг знаний… [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Tvsm3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.03.2021). — Яз. рус.

7. Неразрывные нити истории [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/TvuBy, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.03.2021). — Яз. рус.

8. Светское образование в Дагестане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/TvtkV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.03.2021). — Яз. рус.


Рецензии