Разговор монаха со старцем о духовном намерении

...продолжение...

- Доброго вам здравия, отче.

- Здравствуй,  мой  дорогой, присаживайся. О чём  хотел  бы  поговорить со  мной  сегодня?

- Отче, в  наших  беседах  ты уже много раз говорил о намерении, как  высшей  духовной силе, которая есть сама воля Божья, которая может  быть  доступна духовному  человеку.

- Да,  говорил и что с  того?  - с  улыбкой ответил старец.

- Меня  очень   заинтересовала  эта   сила  и  я  попытался  узнать о ней  побольше,  но  я  так  и   не смог  ничего  найти  о  силе  намерения,  кроме нескольких  определений,  - сказал  монах.

- И что  же  ты о ней  узнал?-  поинтересовался старец.

- Я узнал, что намерение – это  осознанный мотив,   направленная  цель  и  стратегия  достижения  чего-либо.  Намерение можно  считать направленной  на  что-либо  решимостью  человека, но  это мне  всё  равно ни  о чём  не  говорит.

- И  не  скажет, ведь  ты привёл сугубо рациональное понимание силы  намерения, как  способ  что-то  намерить и просчитать  для себя  заранее  умом  головы.  Это  намеревание  и  просчитывание  идёт  от  рационального  ума  и  мышления  самого человека, а  сила духовного намерения идёт от  другого  источника -  из  духовного сердца и  от самого Духа. 

Твоё  затруднение мне  хорошо  понятно. Дело в  том, что  в доступных источниках информации ты  уже  не  найдёшь сведений о  духовном намерении, поскольку это священное знание, которое  было скрыто от досужих  умов очень  давно.

- А мог  бы  ты рассказать мне о силе  духовного намерения? – несколько нерешительно спросил  монах.

-  А ты   уверен, что готов узнать  всю  правду  о силе духовного намрения? - уже  без  улыбки переспросил  старец.

 - Уверен,  - ответил монах. - А почему  ты  об  этом меня  спросил?

-  Потому, что знание  о  духовном  намерении - это самая большая  тайна всего  христианства  и православия  и снятие  с неё  покрова  таинственности ни  для  кого из  верующих  не  проходит бесследно  и  оставляет  глубочайший след в  душе  и сердце. Вот  поэтому  я  и  хочу   узнать  - готов  ли  ты испытать  глубокое  душевное потрясение после  того, как  узнаешь  правду  о силе  духовного намерения.  

-  Ты мне открыл  уже много духовных  тайн  и  это никак  не  поколебало моей  веры, а  только усилило её  и сделало  более трезвой  и  осмысленной, какой  она не  была ранее,  поэтому  я  готов узнать правду  о силе  духовного намерения.

-  Раз  готов, тогда  слушай и внимай.

Старец как  всегда  закрыл глаза,  точно погружался во  что-то  невидимое  и  очень глубокое и после небольшой паузы  начал  говорить:

-  Перед  тем, как я  открою тебе  тайну  духовного намерения, должен  сразу  тебя предупредить  о  том, что это  древнее  знание, относящееся  к  практике  умного  делания  или создания  духовного  двойника,  которого уже  нет  сегодня  в церкви  и массовой  религии, поэтому того,  что  я  тебе  скажу  о  духовном  намерении,  ты  не  найдёшь  нигде  и  тебе придётся верить мне  на слово.  Данное  знание  является не просто  тайной, а  самой  запретной тайной  для  обычных людей  и  простых верующих.

Даже  во времена  отцов  это знание давалось не  всем  ученикам, а  только наиболее подготовленным  духовным  воинам, которые  выходили  на  высшую  ступень  духовного  делания и  были  готовы  к  встрече  с  духовным  миром  и  духами  зла  лицом  к  лицу.  Знание  о  духовном намерении  -  это знание  об   использовании  высшей  духовной  воли,  которая  уже  не есть  воля, а  есть намерение.

По существу знание  об  использовании силы  духовного намерения - это  знание  о  том, как  внутренним  усилием  приводить в  движение  потоки  духовной   энергии,  причём,  не просто энергии, а  высшей  энергии  благодати, которой  подвластно  всё  в  мире  материи  и  мире  духа. Вот что  такое знание о  духовном намерении.

- Отче,  а  ты  мог  бы  сказать  что такого особенного в этом  знании, что оно  так  от всех скрывается?

- Сила, что  же  ещё. Это знание обладает  реальной  силой которая меняет ум и мышление  человека.  Знание о  духовном намерении снимает  печать  сакральности с  того,  на  чём  основано  управление  верующими  людьми -  с  Божьей  воли.  Именно  по  этой  причине  данное  знание  больше  всего  тревожит  религиозные  представления  и возмущает  всех  обрядоверующих, как верующих  телесно и  душевно, а  не  духовно.

-  Но ведь  это  знание  не  является  ересью?

-  Нет, конечно. Если  святые  отцы  первых веков  имели это знание  и  пользовались  им,  то их   мнению  можно смело  доверять, поскольку  лучше  них никто  не  знал   основополагающих  догматов  христианства. К  тому  же  их  духовное  видение не  могло  им лгать  о  силе  намерения.

Секретность  знания  о намерении  восходит  к  истокам  самого  ветхозаветного  иудаизма, который  имел разделение  на  две  ступени  посвящения  в духовное  знание  в виде высшего знания   для  духовенства  и  профанного знания  для  толпы  и простолюдин. 

Знание о силе  духовного  намерения  относится  именно  к  высшему  знанию, которое,  подобно  иудаизму,  делит единое с  виду христианство  и  православие на  две части –  умное православие  для очень ограниченной  части  посвящённых, как избранных, и  массовое  или профанное знание  для  религиозной  толпы обрядоверующих, как  всех званных.

- Значит, знание  о  духовном намерении   - это  знание  только для  избранных?

- Можно и  так сказать,  хотя  в  действительности  оно для  всех  истинно верующих  и  идущих  путём  веры  совершенной. Просто во времена  отцов  те, кто  следовал  древней  аскетической  традиции,  все  были  истинно верующими и  по  согланому   учению  отцов  не  было  разделения  духовного  знания на сакральное и  профанное. Сам  Христос  провозгласил  принцип  единства духовной Истины для  всех. 

Это  уже  позднее по  мере  формирования  церковного  института  и  массовой  религии  духовное знание было разделено  на открытое для  всех  и  сакральное,  даваемое  только подготовленным  и посвящённым в  церковные  таинства.  Знание  о  силе  духовного намерения изначально  не  попало  в  общее религиозное  знание  в  православии,  как  сакральное,  а  затем  исчезло и совсем  вместе с  самой  традицией  умного  делания.

- Отче,  а это знание  может  причинить  какой-то  вред  неподготовленному человеку?

- Может,  конечно.  Оно  может внести  сумятицу  во все  религиозные  представления  простого  верующего.  Именно  поэтому  это  знание  даже  знающие  люди  более  всего  скрывают  от простых людей,  как огонь от пороха  или бензина, поскольку  есть  большой  риск  того, что  человек  станет  зависимым  от  этого  знания  и  одержимым  поиском  духовной  силы.  Это  знание  есть  главный   секрет достижения  любой цели в  жизни и  мирской и  духовной.

- А  как  именно  это  знание  может  причинить  вред  верующему?

- Обладание этим  знанием прежде времени опасно тем, что лишает само  понимание  простыми  людьми  божественности и  Божьей   воли  покрова  таинственности,  непостижимости  и  недоступности  с  вытекающей  из  этого  утратой   чувства  благоговения,  трепета  и страха перед Богом  и волей Божьей,  как  недоступной  для  человека. 

Дело в  том, что  знание  о  духовном намерении  - это  фактически знание  об использовании высшей  Божьей  воли самим  человеком.  Вот почему  это знание  так  искусительно  и  опасно,  поскольку  оно прежде  времени  порождает  желание  овладеть этой  самой  могущественной и таинственной силой, которой подвластно абсолютно  всё  в  мире материи. Именно  эта  сила  и  овладение  ей  было целью  всех древних магических  практик.

Ты  же  помнишь из  Нового Завета,  как умерли  Анания  и Сапфира  и что  даже тень  апостола Петра была  способна исцелять  или  повергать  в  ужас.  Это  всё  и есть действие  силы  духовного намерения  в  духовном  человеке.

- А святые  отцы тоже владели силой  духовного намерения?

- Этой силой  овладевает  практически  любой, кто  выходит  из  ветхой  и сугубо  телесной  человеческой  формы,   входя  в  новую духовную  форму  сверх человечности  или  высшей   богочеловечности. Опасность  знания  о  силе  намерения в  том и состоит, что  это знание о возможностях сверх человека,  которых нет  и никогда  не  будет  у  обычного человека.  Именно  из-за  заботы   о простых людях  это знание  и является  запретным  в  православии.

Отцы также  овладевали этой таинственной силой и все  известные чудеса  и  чудотворения, совершённые  святыми, были совершены  ими именно  благодаря силе духовного намерения.  Я тебе уже  говорил, что все   чудеса, совершенные Христом,  также есть практическое использование  силы духовного намерения  в  виде  Божьей  воли, которой  может  овладевать и человек, если становится по  духу  полностью синергиен Богу.

- Отче,  а как  можно определить  силу духовного намерения?

- Сила  духовного намерения – это высший  духовный  аспект  человеческой воли,  которая полностью освободилась от влияния  всех  страстей тела,  души и  духа, прошла  этапы  воли  низшей эгоистичной,  воли  обращённой  нравственно-религиозной и  вышла на  ступень  высшей  и  безстрастной духовной  воли, которая  способна сливаться в  волей Божьей.

Проще  говоря, сила  духовного намерения – это высшая человеческая воля  нового духовного человека  во Христе,  который может,  как  и  сам   Христос, пользоваться высшей  волей  Бога Отца,  которая теперь становится доступна обоженному  человеку, как совершенному и  христоподобному. Для  телесного и  душевного человека  эта  сила полностью  закрыта и недоступна из-за  наличия энергий  страстей.

- Отче,  а  можно  понять  как  и  за счёт  чего  работает  в  человеке  сила  духовного намерения?

- Понять эту  силу  и  её  работу   рациональным  умом  и мышлением практически невозможно, поскольку это  суть понимание самой воли Божьей,  как  непостижимой  во  всей  полноте.  О работе  силы  намерения  некоторое представление  имеет только  духовный   ум. Из  древнего  духовного знания  известно, что  именно с  помощью  силы духовного намерения  сам Бог  управляет  всем  мирозданием и  творит  новые миры. 

Аналогом духовного намерения можно считать намерение сугубо человеческое,  но  не как обычное желание, а  как самый глубинный, самоотрешённый  и всепроникающий  аспект  воли,  но  не  ума, а  самого   сердца  человека, который  будучи  включенным,  может  менять впоследствии всю  жизнь человека, поскольку  при  этом  включаются   и пробуждаются  глубинные энергии  сердца.  Так  понятно?

- Не совсем,  -  ответил  монах. – Отче,  может  быть  намерение – это просто  очень  сильное желание  человека, которое  он усиливает в  себе  до предела?

- В  том-то и дело, что намерение – это желание, в  котором  нет желания, как  такового, и  это  воля, в  которой  также  уже  нет  воли, как таковой. Намерение – это  самое  отрешённое  желание  чистого сердца, увидевшего  высокую  цель и вознамерившегося её  достичь. Духовное намерение  всегда  действует из  сердца  и  никогда  не распространяется  на  что-то  мелкое и тленное, а  почти  всегда касается высокого,  запредельного и сверх человеческого.

- Отче,  а  мог  бы  ты привести  какой-нибудь  более  наглядный пример  практического использования силы  намерения?

Старец  задумался, а  через  несколько  секунд  начал  говорить:

- Богом  Отцом, который создал  весь  этот  удивительный  мир  во всей  его беспредельности и  богатстве  красок,  оттенков  и  обитателей, как  и  сам  божественный  порядок,  двигала  сила  духовного намерения.

Человек, как самое величественное  и совершенное  творение Божье, созданное по  образу  и подобию самого Творца  и  превышающее  по  потенциалу  возможностей  духа  даже  ангелов,  также  был создан Богом  силой  духовного намерения.

Единородный  Сын  Божий  Иисус Христос, пришествие  которого  выло возвещено всеми  ветхозаветными  пророками,  был  послан  к  погибающему миру и человечеству с  миссией спасения  и  проповедью  Евангелия  также  силой  духовного намерения  Отца.

Всё  живое и осознающее в  этом  беспредельном мире  двигается к  высшему совершенству  и  изменяется  в  процессе  этого движения  также  под  действием силы  духовного намерения.  В  основе  всех  известных практик  достижения  физического,  душевного и  духовного  совершенства также  лежит действие силы  духовного намерения.

Обычный  грешный  человек, осознающий  сердцем  всю  глубину своей падшести,  через  покаяние  бросает  вызов  своей  страстности,  тленности и смертности и  достигает на  пути иночества, монашества  и аскетики   безстрастия, нетленности и безсмертия  также  благодаря  всё  той  же  таинственной  силе  духовного намерения, которую по незнанию именует Божьей  волей.

Вот  почему  отцы  почитали эту великую  силу  и  блаженный Серапион  говорил  ученикам -  «Блаженны вы, монашествующие, перед Богом, потому что, имея общую со всеми людьми природу, обладаете особым намерением, помышляя о великом».

- Так  гораздо  понятнее, -  сказал монах.  - Но у меня  возник  вопрос - ведь ты  сам  говорил, что у  обычного телесного и  душевного человека нет  представления о намерении и обычный  человек не может пользоваться намерением, так  как тогда  обычный  грешный человек может  измениться  и стать совершенным с  помошью  силы  намерения?

- Твой вопрос  идёт,  как  всегда, от рационального  рассудка  и   рациональной  логики, а  о  намерении можно говорить  только  владея  иной  логикой - духовной - ответил  старец.  Грешный  человек  меняется  используя  вначале  свою  силу  воли, которую  очищает,  меняет  и согласует  с  волей  Божьей, а  уже  в  итоге  его  безстрастная  воля  и  сливается  с  высшей  волей, превращаясь  в  духовное намерение.

В этой  связи  самой  отрицательной стороной массовой  религии является  то, что  она  из  благих  побуждений  умалчивает  о силе  намерения и фактически блокирует её,  вводя  абстрактное  понятие  Божьей  воли,  недоступной  человеку,   под которую  можно  подводить  абсолютно всё.  Из-за  этого простые  верующие даже  не  помышляют  о высоком.   Отцы  и  аскеты  первых  веков в  точности  наоборот  в  нужный  момент  открывали  ученикам  знание  о намерении, как  возможности изменения души  и  духа  усилием  именно  своей  воли.  

-  А в  чём  здесь  разница,  отче?

-  Практически во всём. Простой верующий,  не  знающий  о силе  духовного намерения, всю жизнь  до самой смерти  ожидает  некого  волшебства  и   чуда  с  небес,  которое  должно совершиться  таинственным  образом  по  воле  Божьей, а  инок  и аскет, знающий  о силе  духовного намерения, не  ждёт  чуда, а  каждый  день  работает  над  этим чудом,  заранее  зная  тайну  и секрет  достижения  чуда  через  работу  с  собственной  волей.

-  Значит, обычный человек всё  же меняется  в  жизни  под  действием  своей  собственной  воли, а  не  Божьей?

-  Ну,  конечно,  своей, а чей же  ещё.  Бог  не  касается   свободы  воли  человека  и не может касаться  -  это  закон.  Всё  дело в самой воле  и  умении  ей  пользоваться.  Просто в  том  случае, когда  используется  только  воля  ума,  она  не  приносит  благих плодов, а  в  том  случае, когда  используется  воля  сердца,  она  способна  приносить  огромные  и при  этом  очень  благие  плоды.  Вот  почему  волю, исходящую  не  от ума, а  из  самого сердца,  правомерно  также  считать  намерением  телесным  и  душевным.

 И  именно  эта  сила  телесного и  душевного  намерения из  неказистой  и угловатой  девчушки, восхищённой  единожды  до  глубины  сердца  прекрасными  балеринами,  моделями  или  актрисами  под  шум  аплодисментов  и  оваций, делает с годами  выдающуюся  балерину,   модель  или актрису.

Именно  эта сила   телесного и  душевного  намерения из слабого,  хрупкого и болезненного мальчугана, восхищённого до  глубины  своего  детского  сердца  совершенством  и силой  атлетов  и  спортсменов, со временем делает  выдающегося атлета, чемпиона мира  и олимпийских игр.

Именно  эта  сила  намерения, как внутренний аспект  воли  сердца, а  не  головного мозга, обеспечивает все  изменения  и  в  организме  человека и  в  окружающем нас  материальном  мире. Ты  наверно  даже  не  догадываешься  о  том, что Священный  Грааль  в  чаше  духовного причастия Христа,  способный творить  любые  чудеса,  - это и есть  символ  силы  духовного намерения.

Обычный человек ничего не  знает  об  этой  могущественной  силе потому, что  у  него  она  полностью  закрыта  действием  животных  инстинктов, которые порождают  низший  вид  воли –  желания  человеческого эго.  Этой  низшей эго волей  собственных  желаний,  идущих  от  эго  чувств  и  эго эмоций,  сатаной  и  уловлено  в  свои  сети  всё  человечество.

Вот  почему ни  у  одного смертного человека  в  телесном состоянии  нет  возможности пользоваться силой духовного намерения до тех  пор,  пока  он не  освободится от всех  страстей тела  и  души, которые и закрывают  от него силу  намерения,  исходящую исключительно  из духовного сердца.

- А у  верующих  людей  так  же? – поинтересовался монах.

- То  же  самое имеет место  и  у  верующих, как пребывающих  не в  телесном, а  в  душевном  или  нравственно-религиозном  состоянии. Отличие абсолютного большинства  верующих от атеистов  только в  том,  что верующие пытаются начинать бороться со страстями и  укреплять в  себе нравственное и  добродетельное начало.

Но даже у  глубоко воцерковлённых людей, как  и  большинства священства, имеет место в  лучшем  случае  только  душевное  намерение, а  не  духовное.   Душевное  намерение - это  и есть  религиозная  ревность  и стремление  жить  по  заповедям,  догматам и канонам  своей  веры  и  религии,  но  это  пока  ещё  слепое  стремление, как  способ  согласовать  ум  и сердце.

-  Значит, в  среде  церковных людей  сегодня  также  уже  нет  тех,  кто  имеет  духовное  намерение? 

-   Нет, конечно.  Церковь - это институт  человеческой  нормы  и  нормальности  в  нравственном  понимании, а  не  сверх  человечности.  Кто  ищет  сегодня  в  церкви  сверх человечности,  тот  ищет   алмазное  ожерелье  на  базаре  в  людный  день  или  премудрость  и  трезвость  в  доме  для  болящих  и   душевно  больных.  

 Задача современной  религии  и  церкви  - это  подвести  человека  к  социальной  норме,  а  с  точки зрения  энергий  души   этой нормой  является  не  безстрастие  святых, а  лишь  равновесие  энергий  страстей и  добродетелей в  душе  или  небольшой  перевес  добродетелей  над  страстями.  Таких  людей  церковь  и  называет  благими,  глубоко  верующими и  очень  душевными,  но  душевными, а  не  духовными,  понимаешь? 

-  Не  совсем, - ответил  монах.

-  Эталон  духовности  сегодня  в  церкви  спущен  на  уровень  душевности.  Именно  поэтому  абсолютная  душевность  или  доминанта  добродетелей  над  страстями  -  это  и есть  совершенство  по  церковным представлениям.  Но  это заблуждение  по  учению  отцов, поскольку  в  этом состоянии человека  несмотря  на  его  добродетельность  по-прежнему  остаются  высшие  страсти – тщеславие  и  гордость, которые побеждаются только в  отшельничестве и  исихии  при полном  отречении от мира.

Вот  почему, любой  воцерковлённый  человек  и священник  - это  лишь  душевный  человек,  но  не  духовный  и  не  безстрастный  инок.   И  пока  он   не  обновится  полностью,  став  совершенно  безстрастным  и  христоподобным, сила духовного намерения  ему не может  быть открыта  и  доступна  и  в этом  есть  свой  большой  резон,  догадываешься какой?

- Догадываюсь,  - ответил  монах. – Если человек получит  силу духовного намерения  в  душевном  состоянии,  как  пристрастном, он может  ей воспользоваться  в  угоду  собственного тщеславия  и  гордости.

- Совершенно верно. Сила  духовного намерения – это венец духовного совершенства человека, делающий  его обладателя если  не  богом,  то подлинным  чудотворцем  и этот  венец  по  высшему духовному  закону  даётся только самому  чистому уму,  соединившемуся с  таким  же  чистым духовным  сердцем  и  умершему  для  всего  ветхого  человеческого, а  таких  сегодня  в  церкви  уже давно нет.

Говоря другими  словами, сам Бог мудро предусмотрел то, кому  можно открывать и  доверять свою  волю  в  виде  силы духовного намерения, а  кому  нет,   проведя  незримую  черту, которая и  отделяет сверхчеловеческое духовное  от страстного человеческого телесного и  душевного.

-  Значит, сила  духовного намерения - это удел  одних  только духовных  людей?

-  Да,  сила  духовного намерения – это принадлежность исключительно духовных  людей, которые  окончательно  вышли из рамок ветхой  телесно-душевной  эго  человечности и  при  жизни  сделались  совершенными  небожителями. Вот  почему в  наше  время уже практически нет  никаких  духовных чудес.  Это связано именно с  тем, что уже  давно нет самих  духовных людей, а  есть только телесные  и  душевные. В  древние времена  всё  было наоборот  и всё  человечество было  также одержимо силой духовного намерения, как  сегодня оно  одержимо интеллектом  и искусственным  разумом.

Все  библейские чудеса  и  Ветхого и Нового заветов, все необъяснимые артефакты на  земле  от египетских пирамид  до пирамид Кукулькана – это всё  результат действия силы  духовного  намерения и  одновременно технологии  обретения  и укрепления этой  силы.  Как  ты  думаешь, что имел  в  виду Христос, когда  говорил  своим  ученикам – если  будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас?

- Он имел в  виду силу  духовного намерения? – несколько нерешительно ответил  монах.

- Ну, конечно,  - с  улыбкой подтвердил  старец. -  Будучи  малой с  виду  верой  духовного сердца,  которую  Господь уподобил    горчичному зерну, сила  намерения способна изменять и преображать  любую  материю  по  воле человека.  Именно с  этой силой была  связана вся  древняя  жреческая магия.

Современный человек стал  настолько слаб  духовно и  настолько  глубоко пал  в  собственный эгоизм, страсти  и  рациональное  мышление, что не только  не  может пользоваться силой  намерения,  но даже не  имеет о ней  в  наши  дни  уже  никакого реального представления.

Но ещё печальней  то, что даже в  церкви,  среди верующих  людей и самого священства об  этой  силе  уже нет  реального представления  и  только у  некоторых отцов – пустынников  первых  веков встречаются  изредка упоминания  об  этой силе.

- Отче,  а   что делает  силу  намерения  столь могущественной?

- Божья  воля, конечно,   что  же  ещё. Духовное  намерение – это аспект  Божьей  воли, который  Бог  сам  добровольно и  по  любви открывает совершенной душе  для  того, чтобы  душа  сама  могла подобно Богу творить  новые реальности и миры,  наполняя  их смыслом,  жизнью, светом и гармонией. Это  и есть подлинное  богоподобие и мы с  тобой об  этом  уже говорили.

Сила намерения – это  высшая  безстрастная  воля человека,  которая выходит  не  из  ума и  центра  головного мозга  человека,  а из  духовного сердца, как центра всех энергий всех  трёх  сил  души  и места  Бога  в  душе.  Таким  образом, намерение  чистого  духовного сердца  человека   может  становиться намерением  самого Бога  и  обретать силу  воли Божьей.

Проще  говоря,  при  полном  безстрастии  и  синергии  воля человека  может сливаться  в  духовном  сердце  с  волей  Бога  и становиться  волей  Божьей.  Вот насколько  Бог  щедр  к  человеку, который  даже  не  знает  о степени  этой  доброты  и  щедрости  будучи  занят удовлетворением  только  прихотей и  желаний  своего  эго.

- А  сила  духовного намерения  может  быть  использована во вред другому  человеку?

- К сожалению,  может,  хотя  это и претит высшему духовно-нравственному  закону. Я  же  тебе  говорил уже, что  любой,  достигающий  духовного сердца,   прикасается  к  силе  намерения.   Если  в  духовное  сердце  входит недостаточно чистый  и свободный  от  эгоизма  ум,  он  может  тоже  частично  прикасаться  к силе  намерения.  В  данной  связи  использованием  духовной  силы  и могущества во вред  другим  людям,  больше  грешили  маги и колдуны, преследовавшие чаще  всего  амбициозные и  личные  цели.

Святые  отцы строго следовали пути Христа, а  это  духовно-нравственный  путь, который предполагает  полное распятие собственного  эгоизма и всех  страстей. Именно  поэтому  святые  отцы  первых  веков  были  безстрастны и имели  безусловную  любовь ко  всему  сущему, которая не может  себе позволить использование высшей силы  во вред кому-либо.  

Ты  же  помнишь  библейскую  историю, когда в  Гефсиманском  саду Пётр выхватил свой  меч, чтобы  поразить  стражу,  а Христос  сказал ему – или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он не  представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?  Это и  была  возможность Христа  использовать  силу  намерения, которая  была сдержана  необходимостью  выполнения нравственного закона.

Также поступил и избитый  и  покалеченный  разбойниками  чуть не смерти Серафим Саровский, которому  те  обухом  топора проломили  голову  в  лесу,  но он не  воспользовался своей духовной силой  для  возмездия, а простил их и  по его требованию они были оставлены без наказания.  Вот  что  такое  подлинное  безстрастие  и  совершенство  духа  и  так  взаимодействуют сила  намерения  и высший  нравственный закон.

- Отче,  а сила  намерения может  быть использована человеком  для себя лично и  для своей  личной  выгоды?

- Может. Сила  намерения  подобна  оптическому прицелу на  духовном  сердце, в  который  может   быть  выбрана  практически  любая  цель для достижения.  Главное -  чтобы  эта  цель  была  достаточно высока,  чиста,  благородна  и бескорыстна, ведь на  неё  наводится энергия  не  только  духовного сердца,  но  и самого Бога,  а  он не приемлет мелочности,  лжи и эгоизма.

Личные  и корыстные  цели - это  не  самые подходящие  цели  для силы  духовного намерения,  к  ним  прибегают  только корыстные  люди, не  имеющие в  себе  полноты  безстрастия.

- Ну а  вот к примеру если  человек болеет раком и может  умереть от  этой  болезни,  то может  он для  себя воспользоваться силой духовного намерения?

- Конечно,   может. Большинство случаев необъяснимого самоисцеления  от  рака – это и есть неосознанное использование людьми силы  духовного намерения победить  недуг. Именно  сила  намерения  в  этом  случае  и есть  тот скрытый  фактор, который  отвечает  за  мобилизацию всех  сил  и  энергий  души  на  борьбу  с  болезнью.

- Как было  бы  здорово,  отче,  если  бы  больные раком  люди  знали  о силе намерения  и  могли пользоваться  этой силой  для  исцеления.

Стаец  засмеялся  и  сказал:

-  Ты  опять хочешь спасти весь  мир и всё  человечество?   С   силой  намерения  не  всё  так просто, как  может  показаться.  Использование  силы  намерения, кроме  всего прочего,  требует  предельно ясного ума,  чистого сердца  и  наличия некоторого потенциала  энергии благодати.

Не у каждого больного есть  такой набор предпосылок.  У  большинства  онкобольных  замутнённый  лечением  ум,  ослабленная  болезнью  воля и  нехватка  благодати,   поэтому только  очень  волевым и стойким  людям  из  числа  онкобольных удаётся  мобилизовать духовное  намерение  сердца  победить  недуг.  Тем  не  менее, таких  случаев  известно много  и все  они именуются в  онкологии синдромом Перегрина.

- Отче,  а  отцы  знали отчего  возникает рак и  какова первопричина этой  болезни, которую называют  наказанием Божьим?

- Не  только знали,  но  даже и видели. Объяснить  это  знание современному  человеку  не представляется  возможным. Для  видящего энергии души  и  сами  проводники причиной  рака является  разрыв или  искривление тех тончайших  световых нитей  в  структуре  кокона  души по  которым  течёт  энергия света  и благодати Святого Духа.

Когда эти  нити нарушаются,  энергия попросту  не структурируется как  положено, а  вытекает, как  через  отверстие  в сосуде  души,  и попросту  рассеивается  в  окружающем  пространстве.  Для  видящего  место опухоли – это  почти  буквально  чёрная  дыра в светящемся яйце  через  которую улетучивается вся  жизненная сила и  энергия человека.

- А заделать эту  дыру возможно?

- В принципе возможно,  только сегодня  уже  нет духовных людей,  обладающих  таким  избытком  духовной силы и  благодати, которые могли  бы производить  манипуляции с  энергиями души. Чтобы заделать  подобную  дыру,  нужно  воспользоваться  с  помощью намерения  собственной энергией  благодати, а  это значит обесточить  и  обессилить  на  время  самого себя, лишив  части  жизненной  энергии.  Духовный  закон предельно строг  ко  всем  манипуляциям с  энергией благодати.

- Выходит, сила  духовного намерения также  основана на  благодати Святого Духа? –поинтересовался монах.

-  Не  просто основана, а  она  сама  и есть.  Сида  духовного намерения – это  и есть сила благодати Святого Духа,  который может  быть уже  самим  человеком  направлен из  духовного сердца на  всё то,  что  намеревается.  Для  достижения этой  высшей  возможности эго воля падшего  человека  и проходит весь  долгий  путь  духовной очистки  от страстей,  нравственного  укрепления и душевно-духовной  закалки. Этому  и служит весь  путь иночества, как  веры  совершенной. 

Раскрытие потенциала духовного намерения  происходит только  в  анахоретстве  и исихии  на  ступени Льва. Лев  - это и есть  древний  библейский  символ  обретения  душой  силы  духовного намерения.  А  Орёл – это символ  полноты  совершенства, как  итог  овладения силой  намерения  и высшим  духовным  умом  в  состоянии безусловной любви.

- Отче,  а  как  происходит  раскрытие  в  человеке  силы  духовного  намерения? – спросил  монах.

- Очень  медленно  и постепенно.   Сила  духовного намерения не  обрушивается  на  голову  инока, как  снег, а  также  намеревается  постепенно  и  раскрывает   себя  только  по  мере очищения  сил  души  и  приближения  ума к  духовному  сердцу.  Овладение силой  духовного намерения  в  каком-то смысле -  это и есть полнота  познания  и  овладения собственным  духовным  сердцем.  Это вершина духовного пути.

Это уже практические аспекты высшей науки сверх человечности и обычный  ум  просто пасует перед  этим устрашающим  знанием  о  возможностях  духовного сердца  человека.  Раньше  это знание было совершенно естественным  и доступным  даже простым  людям, а  сегодня  его нет даже у  священноначалия  и в  самой  церкви,  вот  где парадокс  и трагедия  веры.

- Отче, а  как сила  намерения проявляет  себя в  человеке,  известно?

- Известно. Намерение духовное растёт  по  мере   укрепления  самой веры. Намерение  духовное - это  же  и есть сила  веры,  только  веры  в  высшем  её  качестве  и аспекте, когда  вера становится  совершенно безстрастной  и  полностью  осознанной,  т.е. осознающей  себя  и все  последствия своих  действий  до самых  мелочей.

Это и есть состояние выравнивания и соединения воедино всех  трёх  разрозненных  сил  человеческой души. Проявление силы  духовного намерения – это проявление воедино слитых  и  очищенных  от всех  страстей ума, чувства  и воли  человека, когда  духовное  сердце   человека  и воля  Божья  действуют в  унисон, как  одно целое.   

-  А как простые  верующие могут  понимать  намерение  духовное?

-  Никак. Простым  верующим  о намерении духовном   вообще  не  говорят, а  всё  объясняют  общим  понятием  Божьей  воли, которая  необъяснима  и  сама  за  всё  и отвечает,  но  в  действительности  это  не  так.  Представление  об  абстрактной  Божьей  воле, которой  никто не  может понять,  -  это  лишь  способ  уйти  от  прямого  знания, чтобы  подвести  под  волю Бога  всё  что  угодно.  Механизм работы  высшей  воли  был отцами  хорошо изучен  и понят  до  деталей.

Ученик Антония Великого Макарий Великий  начало проявления  в  душе  силы намерения  связывал с  образованием  твёрдой как  сама  смерть  и несгибаемой решимости  следовать  за  Христом  по  пути  аскетики, чтобы  противостоять  закону  эгоизма, как  искажению закона Духа.  Он  говорил  следующее:

«Когда все противные мысли отстранены, борьба с собой для склонения воли кончается и образуется решимость работать Господу для совершения своего спасения, решимость крепкая, как смерть. Выражение её: хоть умереть, а не стану более поблажать греху».

Твёрдая как  смерть  решимость в  душе  и есть  самое  начало и основание для  рождения силы  намерения. Эта  решимость  позднее усиливается  силой  благодати  до такой степени  и  чистоты, что становится основой любого действия. 

- А как это проявляется  на практике,  отче?

- Так  и проявляется -  в  действии  по  достижению  любой  цели.  Стоит  духовно сильному  человеку,  обладающему  несгибаемым  намерением  духовным,  о чем-то сильно  подумать, сконцентрировав  энергию  ума, чувства и  воли и  то,  о чём  он  думал, как  бы  само  собой  начинает  происходить  без  его  участия. 

- А с  чем  это связано?

- Это связано с тем, что  своим  духовным  намерением  он  как  бы  включил  невидимую  систему  движения  энергии  благодати  в  нужном  ему  направлении.  Никто этого внешне не  замечает,  но незримые  духовные  силы  уже  направляют  многие  события  именно  туда, куда  было  устремлено духовное  намерение  и  это  неотвратимо,   поскольку духовное  намерение   уже нельзя  отменить. Оно неотвратимый  приказ и  конечная  команда на  уровне  энергии. Вот  почему  многие проклятия, сделанные  с  использованием силы  намерения, уже  нельзя  отвратить до  тех  пор, пока  они  не исполнятся.

Таким  образом  и совершаются  все  чудеса по  словам  и  молитвам святых и  благодатных  людей, как  проклятия  колдунами  и чёрными магами,  и  с  точки зрения  знания  о силе  духовного  намерения  в  этом нет никакой  тайны. Главное – чистота  сердца, ума  и  воли человека,  имеющего энергию  благодати.

- Отче, а  на обыденном  уровне  современный  человек  может  понять механизм  действия силы  намерения?

- Отчасти может,  но  только очень  упрощённо через  работу  воли и  решимости. Святитель Феофан Затворник, как  основатель  христианской  психологии, много внимания уделил  исследованию механизма  работы  силы  воли  в  разных состояниях  человека.  Он понимал механизм  работы  воли и   намерения  через последовательность  трёх шагов – выбор цели,  твёрдая  решимость и  само действие.

Все  три  шага  соединяет  именно  намерение, как   вера  и  уверенность  в  возможности достижения  цели.  Вот что  он писал  -  «от желания еще одною чертою отличается  решимость, именно тем, что в состав или в условие рождения ее входит уверенность в возможности и видение средств».  

Ты  особо  не  увлекайся силой  намерения. Знать  об  этой  силе  нужно  тому, кто практикует  умную  молитву  и  умное  делание.  Для  них  сила  намерения жизненно важна  и  необходима.  Для  тебя вполне  достаточно  знать о силе воли  в  разных  её состояниях -  телесном  и  душевном.

- Отче, расскажи мне  о разных  аспектах силы  воли в  телесном  и  душевном состояниях  человека.

- В телесном состоянии  главная  задача  силы  воли  выйти  из под управления  эгоизма и  низших человеческих  желаний  и  запросов  одной  лишь  плоти,  управляемой  страстями и  инстинктами  -  чревоугодием,  похотью, , сребролюбием, алчностью, стремлением  к  комфорту  и  другим.  Для  этого  и  нужно упражнять  волю  отказа и   воздержания.  

 В  душевном или религиозном состоянии  главная  задача  силы воли  – это  преодоление  силы  ревности  религиозной  и  рвения  душевного, в которую преобразуется  воля  обращённого к  вере  и  религии.  Главный  секрет  всех  религий, включая  и христианство,  состоит в  том, что  вся   религиозность  держится  именно на  использовании силы  воли в  изменённом её состоянии силы  ревности и рвения  верующих, которой  и манипулируют пастыри  в  меру  опыта и  знания.

-  Как  это  происходит,  объясни,  отче?

-  Происходит  это  просто.  Современные  пастыри в  своём  большинстве  просто  переводят  эго  волю  в  волю  душевной  ревности и  рвения  в  служении  и послушании,  которые  и  эксплуатируют  под  видом борьбы  с  врагами  православия  за  христианские ценности,  создавая  у  верующего  нечто  вроде  религиозной  зависимости  от пастыря  и  религии.

Это происходит  и  намеренно по  лукавству  и  из  откровенного  незнания  пастырями и верующими, что все  враги  любого верующего  находятся  не  снаружи, а  у  него  внутри  в  виде  эгоизма, самости и  страстей  тела,  души и  духа  и прелести душевной.

- А  отцы  действовали иначе?

- Отцы действовали иначе,  они не переводили силу  воли в  религиозную ревность, рвение  и  борьбу  со всем  миром  за  христианские  ценности, а  направляли  сразу  прямым  путём  в  духовное  сердце, чтобы  сразу  пробудить духовный ум  и духовное восприятие.

Ученик при  этом становился на  время совсем  безвольным,   умственно ослеплённым и беспомощным, как  дитя,  полностью зависимым от  духовного   учителя,  зато у  него вдвое  быстрее пробуждался духовный ум и  готовность  к  использованию  силы намерения. Но сегодня такой  радикальный  путь  изменения  воли  уже  также  невозможен,  как  и путь  радикального  изменения  ума,  мы с  тобой об  этом говорили.

Волю современного человека, как  очень  слабого  и безсильного,  нужно очень  бережно и  поступательно  обращать  к  сердцу, поскольку ошибка  может быть  чревата  тем, что  человек  навсегда  застрянет  в  промежуточном состоянии  отказа  от своей воли,  так  и  не  обретя  ни  силы  духа,  ни духовного ума, а  став  рабом  религии и своего  пастыря.  Это  худшее, что  может  быть в  современном  мире.

- А  можно  ли  избежать как-то  этого  застревания  в безволии?

- В  действительности  нет, поскольку изменение  воли  неизбежно, как   и  двух  других  сил  души. Проще  говоря,  изменение  своей воли  инок должен пережить и испытать лично своим  сердцем, а  не  умозрительно,  это  закон. Поэтому речь  должна  идти  только  о  том, как   свести  к  минимуму  побочные последствия  изменения  эго воли.   В  этом  должна  быть мудрость  и  рассудительность  пастыря.

- И как  это  можно  сделать,  отче?

- Как и в случае  ума, от  воли не  нужно  отказываться  совсем,  а  нужно  лишь  учиться  управлять своей  волей и  переключать  вектор направленности воли  на  различные  ценности, чтобы вырабатывалась координация мышления и умение правильно относиться  и к  мирскому   и  к  религиозному, как  к  кесареву   и  Божьему,   сохраняя  равновесие  между  ними.  Кто вырабатывает такое  умение,  тот и сохраняет  в трезвости и ум  и волю  при  движении  к  совершенству.  

- Значит,  от своей воли не  нужно отказываться совсем, как  учат  отцы?

- Нужно,  но  только   очень  постепенно и поступательно, чтобы эго волю  постепенно сменяла  воля нравственная, как  доминанта коллективных и  общественных интересов  над личными и частными,   а  нравственную  волю   потом  также   постепенно  сменяла  воля  духовная, как  основа  намерения.  При  таком  подходе  вся  деятельностная  и волевая  активность  человека  постепенно  меняет характер и вектор с  эгоистического   на  нравственный, а  с нравственного на  духовный.  При  таком подходе  нет  отказа  от воли.

Вместе с  тем  большинство современных пастырей  и  настоятелей  хотят  сразу  поиграть в старчество и  духовничество, а  потому по  примеру  древних  отцов  требуют  полного отказа  чадом  от своей  воли. Это  огромная ошибка, приводящая к  серьёзным  психическим  травмам  и даже трагедиям.

- Из-за  чего это происходит?

- Из  за  незнания  современными пастырями  согласного учения  отцов  о  душе.   Современные пастыри  в  своей массе - это   религиозные менеджеры, задача  которых  -  это  только  душевное  окормление чад  и  не  более   того.  Современные  пастыри, в отличие  от отцов,  не несут за  своих  чад  всей  полноты  личной  ответственности, поскольку  не  готовят  из них  себе  на  смену  новых  духовных учителей. 

Именно поэтому современное послушание обычному  священнику  по примеру  древних  отцов  является  иллюзией,  имитацией  и  игрой  в  лжестарчество,  после  которой  послушник  не  обретает  духовной   силы, а  только   получает  сильную  зависимость  от  пастыря,   после  чего  и  шага  не  может  ступить  самостоятельно без  его  одобрения  и  благословения. 

Многие  ревностные  верующие  так  втягиваются в  эту  порочную  игру  в  благословение, что самостоятельно уже  не  могут в  жизни  принять  ни  одного  решения  для  себя, становясь полностью  дезориентированными  и  зависимыми  от  пастыря, который не  несёт  при  этом  ответственности  за  последствия. Так отказ  от своей воли превращается в сильнейшую религиозную  зависимость с  разрушением  личности, а  не  обретением совершенства.

- Значит,  неправильный   отказ от своей воли  может  порождать религиозную зависимость?

- Именно  так.  И  опасность  этой  зависимости  проявляется  тогда,  когда  пастырь  по какой-либо причине бывает  вынужден  уйти  и оставить своего  зависимого  послушника.  Вот  тут  и происходит  настоящая  беда,  поскольку  послушник  оказывается в  полной прострации  и  дезориентации, поскольку  разучился  сам  принимать  решения  в  жизни  и  нести за  них полную  ответственность.

На фоне подобных отмен попечительства  и  благословения  возникают серьёзные духовные кризисы,  часто заканчивающиеся не  только  психозами,  неврозами и  прочими  душевными  расстройствами,  но и желанием  свести счёты с  жизнью из-за  утраты своего  утешителя,  который  и  обеспечивал  привычный  душевный  комфорт  верующего. Это  один из  ложных  путей изменения  воли.

- А есть  другие  пути? – спросил  монах.

- Есть. Другим  путём  изменения  воли  является  путь  радикализации  и усиления  ревности  душевной, когда  пастырь  лукаво  переключает  волю послушника с  внутренней  сердечной  работы со  своими собственными страстями  тела,  души и  духа,  на  внешние проблемы  мирового христианства,  государства,  поместной церкви  или  своего прихода,  используя  энергию  ревности  и  рвения  в  качестве дармовой силы.

Неопытные  или откровенно лукавые пастыри умудряются  завязать  на эту  слепую религиозную ревность националистические, политические  и  откровенно  личные интересы.  Так  возникают религиозно-политические  движения,  радикальные течения  и секты, которые эксплуатируют  всё  ту же волю  и силу  веры человека,  только переведённую в форму  слепой  ревности,  радикализма,  рвения и  готовности к  любой  жертве.

Мы с  тобой  уже  говорили о  православных  активистах, как пушечном  мясе  всех  религиозных  споров  и  разборок  внутри церкви,  поэтому мне  не  хочется повторяться. Могу  сказать  тебе лишь  одно -  и  полное безволие  и  махровый  радикализм – это всё печальные последствия неграмотного изменения силы  воли  верующего, которая не  достигает силы духа  и силы  намерения.

Огромная часть  верующих на  всю  жизнь застревает в  этом промежуточном состоянии  безволия  или слепого радикализма  вечной борьбы за  православие  с  ветряными  мельницами собственных  иллюзий  и фантазий. 

- А существует способ выйти из  этого состояния?

- Существует,  несомненно, но  особенность  силы  воли в  том  и состоит, что она  отвечает за любую деятельность и активность.  Поэтому  когда  она  повреждена, человеку  очень  трудно даётся  любое усилие  над  самим  собой. Проще  говоря, изменить повреждённую  волю часто  бывает даже сложнее, чем  изменить  и исправить ум.

Очень не многим удаётся  самостоятельно выбраться к  сердцу  и  силе духовного намерения, буквально  считанным  единицам. Остальные  так  и остаются, подобно  овцам, до смерти привязанными к  своим  приходам  в  состоянии вечной  борьбы  непонятно  за  что  и   в  этом  нет никакого духовного совершенства, а  есть  форма душевной  и психической  зависимости  от  религии  и пастыря.

- Отче,  а силу  намерения можно  целенаправленно развивать  и  тренировать в  телесном  и  душевном состояниях?

- Видение говорит что  нельзя,   поскольку сила  намерения активизируется только в  духовном состоянии ума, который  полностью очистился  от всех  страстей  и стал  безстрастным  и синергийным Духу.  Поэтому в  телесном состоянии под  видом  намерения  человек  будет укреплять  свою  эго волю в  виде  настойчивости и  упрямства  достижения  ложных целей, а в  душевном состоянии он  будет  также  укреплять  или  слепой и  неосознанный альтруизм  или  фанатизм  и  радикальность.  От  одного и  другого  нет никакой пользы.

Я тебе уже  говорил, что  одним  из  главных  условий  достижения  духовного совершенства  через выворачивание наизнанку  эго  и всех  страстей  тела,  души и  духа  – это  не повредить ума, как  высшей  силы  души.  Второй  задачей  является  также  не  повредить силы   воли, как  действующей силы.  Вот  почему соединение  ума и сердца  в  наше  время  требует чёткой  и очень  выверенной стратегии,  причём, психологической.

- Отче, а с  чего  правильнее начинать  работу с  волей  и  намерением?

- Правильнее  с  осознания  и понимания всей  последовательности  трансформации  эго воли  в  волю нравственную,  а  нравственной  воли в  духовное  намерение  и понимания самого  духовного  намерения, как  формы  воли Божьей.  К  слову,  именно  этим  мы с  тобой  сейчас и  занимаемся.  

 - Отче  а  что помогает иноку  и монаху  сделать осознание  и  понимание  всей  последовательности  прапвильной трансформации  ума  и воли?

Старец  засмеялся  и  немного успокоившись ответил:

-  Помогает жемчужина  и  подлинный  бриллиант   святоотеческого  наследия  и  согласного  учения  отцов  о  душе - знание  о  пути  духовного воина,  двигающегося  по  жизни  путём  сердца,  но  об  этом  мы с  тобой  поговорим  как-нибудь  в  другой  раз, а  на  сегодня  знания  для  тебя  более  чем  достаточно.

-  Спаси Господи,  отче,  за  вразумление  и  наставление.

- Не за  что, Богу  Слава за всё, ступай  с  Богом...

 
Из  книги “Согласное  учение святых отцов  Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная  психология”, Духовно-аскетические  беседы.


Рецензии