Великие люди от Авраама до Хокинга 6

Возрождение (продолжение)


Итальянского общественного деятеля Никколо Макиавелли интересуют механизмы управления государством.

Макиавелли – философ-прагматик.

Нравственная система Макиавелли держится на мысли «люди дурны».

Макиавелли – наставник и друг тиранов.

Перу Макиавелли принадлежит комедия «Мандрагора», в которой ведутся циничные разговоры о женщинах.

На долю преподобного Максима Грека, защитника истины и правды, выпало немало бед и страданий. Не раз княжеский гнев обрушивался на ученого-грамматика, боровшегося за чистоту библейских текстов в русских книгах. Более того: Максима Грека, выступавшего против русской автокефалии, заточили в темницу. Буквально в такой же «ереси» обвинили лорд-канцлера Англии Томаса Мора, которого казнили в Тауре. Жизнь инициативных людей обыкновенно трагична!

Великий немецкий живописец Альбрехт Дюрер исследует предмет изображения с тщательностью ученого-натуралиста. Он вовсе не эмоциональный художник, а, скорее всего, рациональный.

«Апокалипсис» Дюрера и Евангелие Святого апостола Иоанна вполне сопоставимы друг с другом в отображении ужасных событий, происходивших в XVI и I веках. Каждый из них оставил заметный след в истории цивилизации.

Китайский философ, литератор, военачальник, государственный деятель Ван Янмин говорит о единстве знания и действия. Как видим, такого рода единство реально существовало в его личности.

Без польского астронома Николая Коперника Солнце до сих пор вращалось бы вокруг Земли. Если говорить серьезно, то гелиоцентрическая система астронома положила начало первой научной революции.

Доблестный испанский конкистадор Франсиско Писарро, покоривший страну инков, погиб от рук столь же «доблестных» сотоварищей по ограблению коренных жителей Латинской Америки. Коварство и подлость вояки бумерангом сразили его самого.

В романе итальянского поэта Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» рыцарь совершает бесчисленные подвиги ради любимой женщины, проявляет благородство души, сражается за правду и справедливость. Он, в некотором смысле, был предшественником Дон Кихота Сервантеса.

В 1516 году итальянец Лудовико Ариосто создает поэму «Неистовый Роланд», пронизанную тонкой иронией. Через столетие, в 1616 году, испанец Мигель Сервантес пишет «Дон Кихота», в котором ариостовская ирония перерастает в откровенную сатиру на рыцарский образ жизни.

Микеланджело Буонарроти – художник мощного духа, рвущегося из преисподней в Небо.

Микеланджело – гений, воплощающий в искусстве неукротимый дух человека. Великое художественное произведение для него означает одно: совершить духовный подвиг, за которым, как известно, стоят труд, талант и мастерство.

Гениальная живопись, скульптура, архитектура, поэзия Микеланджело открывает безграничные возможности многогранного художественного творчества.

Итальянское возрождение венчают два гения: Микеланджело Буонарроти и Вечеллио Тициан. Но если Микеланджело – это торжество духа, то Тициан – празднество красоты.

Родители Джорджоне были самого низкого происхождения, их сын, став художником, поднялся до вершин мастерства и величия духа. Достаточно вспомнить его картину «Три философа». В ней запечатлены три возраста – юность, зрелость, старость, или три религии – иудаизм, ислам, христианство, или три эпохи – Античность, Средние века, Возрождение. Мысль художника восходит от прошлого к настоящему.

Картины Джорджоне волнуют тем, что воплощают гармонию между человеком и природой, красоту, присутствующую в человеке и природе. Его искусству присуще одухотворенное восприятие мира.

Коммунизм – родное дитя христианства: не случайно, католический мыслитель, юрист и будущий лорд-канцлер Англии Томас Мор написал книгу «Утопия», в которой осуждаются частная собственность и деньги. И совершенно естественно, что идею коммунизма отстаивал высоко нравственный человек в лице казненного Томаса Мора.

Книги начали печатать на Руси при митрополите Московском Макарии и царе Иване IV Грозном. Один и другой отличались широкой образованностью и просвещенностью.

Уже в молодые годы Рафаэль Санти достиг высочайшего совершенства в картинах, воплощающих образы материнства и женственности. Это понятно, если учитывать, что художник потерял горячо любимую мать в 8-летнем возрасте.

Картины и фрески Рафаэля отмечены поэзией, спокойным величием, красотой и гармонией. Его полотна несут Божественную благодать, райскую сладость – не хмельную, не медовую, а духовную!

Слава любезничает с Рафаэлем, а судьба беспощадна к гению. Умереть в 37 лет на вершине творческой зрелости – невосполнимая утрата!

Основоположник протестантизма Мартин Лютер на место Богочеловека поставил человека, опирающегося на веру в Бога. Разница существенная!

Лютер отверг практику индульгенций – купли и продажи святости.

Лютер каждый день произносил 3-4 проповеди, написал 55 томов богословских сочинений. Самодисциплина и воля сделали из него гения.

В монументальных полотнах на мифологические и религиозные темы венецианский художник Вечеллио Тициан отдает предпочтение сильным и ярким героям.

Тициан – художник вдумчивого, созидательного труда.

Вечеллио Тициан – наследник Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Его творчество – это апофеоз итальянского Возрождения.

Томас Мюнцер – священник и революционер, богослов и крестьянский вождь. Он выступил с призывом: «Власть – народу». Как это созвучно с лозунгами русских большевиков!

Беспримерный духовный труд Игнатия Лойолы завершился созданием Ордена иезуитов. Он и его друзья претендовали на особую близость к Иисусу Христу. Отсюда возникла их практика ревностного и воинственного служения Господу Богу.

Лойола и его последователи использовали детально разработанную психологическую систему медитации от легкого созерцания Бога до иступленного экстаза в преклонении Отцу Небесному.

Итальянский комедиограф и поэт Пьетро Аретино родился в семье сапожника или даже вне семьи. В молодые годы он бродяжничал, сменил много разных профессий. В литературе Аретино был самоучкой. Его комедии написаны просторечным языком. Сатиры поэта разили вельмож, королей и римских пап, за что он получил прозвище «Бич государей».

Рим – притон бесчестия и разврата. Таким предстает вечный город в «Комедии придворных нравов» Пьетро Аретино. Обличительную сатиру драматург предельно обостряет. В итоге на сцене рождается остросюжетный фарс.

Эротические сонеты Аретино вошли в сборник «Позы Аретино», составившие книгу аморальных историй.

Швейцарский врач и алхимик Готфрид Парацельс исцелял людей лекарствами и словами.

Современники видели в Парацельсе пьяного горбуна и гениального врача.

Парацельс с успехом лечил «дурную болезнь», привезенную моряками Колумба из Америки.

Французский писатель Франсуа Рабле выворачивает наизнанку жизнь и видит все наоборот: в хорошем – плохое, в плохом – хорошее, в серьезном – смешное, в смешном – серьезное. В результате вспыхивает ослепительный фейерверк юмора и сарказма, озаряющий тьму жизни!

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле забавляет смешными небылицами, как умных глупцов, так и глупых умников.

Рабле – весельчак и скептик в одном лице.

Рабле – великий французский сатирик. Его книги осуждают профессора Сорбонны и католические епископы.

Творчество Рабле – преддверие французской обличительной литературы.

Современники называли итальянского лютниста и композитора Франческо де Милана Божественным Франческо. В лютневой музыке композитор погружается в созерцание мира. Его произведения спокойны, величавы, отстраненны от житейской суеты.

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший создал гениальную картину «Пляска смерти», отражающую страдания народа в период Великой крестьянской войны в Германии. Ему принадлежат также 10 полотен с изображением страстей Господних.

Испанский композитор, виуэлист, писатель, поэт Луис де Милан – разносторонняя личность. Изучая Фантазии и Паваны Луиса да Милана из сборника, изданного в 1535 году, понимаешь, что эта музыка имеет религиозное содержание, ибо в центре ее находится герой, благоговейно взирающий в Небесную высь.

Итальянский скульптор, ювелир, живописец, музыкант, мемуарист Бенвенуто Челлини жил ярко и смело, гоняясь за славой! Он совершал преступления, сидел в тюрьме, служил Римскому папе и французскому королю, не забывал родную Флоренцию! Челлини – предшественник маньеризма. Его искусство изысканно, хотя и причудливо.

Мишель Нострадамус – французский поэт, врач-алхимик, астролог и предсказатель. Он вращает колесо истории. В его представлении, будущее – это перевернутое прошлое.

Получила широкое распространение легенда: однажды Нострадамус предсказал судьбу двух поросят на приеме у важной особы: белого поросенка, сказал он, съест волк, а черного подадут на обед. Чтобы посрамить Нострадамуса, хозяин велел заколоть белого поросенка, но тот уже был съеден волком, и повар заколол черного, в чем затем признался.

Какой силой духа надо обладать, чтобы ослушаться царя Ивана Грозного! На противостояние с деспотом решился митрополит Московский Филипп, который вскоре был убит по воле государя заплечных дел мастером Малютой Скуратовым.

Гордость, помноженная на жестокость – таков облик испанского политического деятеля и военачальника герцога Альбы! Он залил кровью Нидерланды и Португалию.

По мнению французского богослова-реформатора Жана Кальвина «божий избранник» – это сдержанный, бережливый деятельный человек. Однако сам Кальвин к инакомыслящим и противникам был нетерпим и жесток.

Антонио Кабесон – испанский композитор, органист, один из первых крупных мастеров, сочинявших для органа. В детстве он потерял зрение. Музыка Кабесона относится к позднему Ренессансу. В ней присутствует мощный дух созидания.

 Итальянский художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари – летописец живописи и скульптуры эпохи Ренессанса. Он восстанавливает историю изобразительного искусства Италии во всем ее величии и блеске. Это воистину нравственный подвиг!

Вазари, по сути дела, - священнослужитель в храме итальянской живописи, скульптуры и архитектуры.

Богослов Себастьян Кастеллио – соратник, а затем враг Кальвина. Он выступил за терпимость к иноверцам, за отделение церкви от государства. Он считал, что все религии едины. Так люди стали думать только через 400 лет!

Венецианскому художнику Тинторетто был близок по духу светлоликий апостол Марк, которого он не переставал рисовать.

Тинторетто является автором 22-метровой картины «Рай», предназначенной для Дворца Дожей. Это самое большое в мире полотно, написанное маслом. На его создание живописец потратил 10 лет жизни.

Адриан Ле Руа – французский певец, лютнист, гитарист, издатель и составитель сборников гитарной музыки. Пьесам Ле Руа характерны степенный, неспешный ритм, аккордовая фактура и выразительные мелодии.

Итальянский композитор, певец и лютнист Винченцо Галилей – отец астронома Галилео Галилея и праотец оперы. Он сочиняет музыку к одному из эпизодов «Божественной комедии» Данте. Под аккомпанемент лютни у Галилея рождается «говорящая мелодия».

Поэт Луиш де Камоэнс – португальский Вергилий, создающий морской эпос.

Камоэнс – поэт и одновременно рыцарь-моряк, покоряющий бескрайние просторы океана.

Камоэнс – поэт скорби и призрачных надежд.

Судьба не балует Камоэнса при жизни, но наперекор ей он обретает славу величайшего португальского поэта после смерти.

Итальянский композитор Джованни Палестрина в хоровой полифонической музыке – вдохновенный строитель Небесного Иерусалима.

Хоровая музыка Палестрины – это созерцание Отца Небесного, это тихое, спокойное, смиренное любование величием и мудростью Всевышнего.

Джованни Палестрина и Иоганн Себастьян Бах – гениальные мастера полифонического письма. Кто выше их? Разве что сам Бог, распределяющий местоположение звезд на небе с точностью, необходимой в полифонии!

Картины нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего имеют ярко выраженную апокалипсическую экспрессию и многозначительный библейский подтекст. Это понятно, ибо художник живет в эпоху порабощения Голландии испанскими завоевателями.

Брейгель Старший в картине «Триумф смерти» показывает всю бессмысленность жизни.

Брейгель Старший выворачивает наизнанку подлый мир, обличая людское зло и ненависть. И делает он это с простонародным мужицким юмором!

В изображении привидений и адских чудовищ Брейгель Старший – преемник Иеронима Босха.

Паоло Веронезе завершает венецианскую школу живописи роскошными декоративными полотнами.

За роспись потолка библиотеки Сан Марко в Венеции Веронезе был удостоен похвалы гениального Тициана.

Русь Ивана Грозного несет на себе печать жизненного уклада татаро-монгольских завоевателей и перенимает отдельные черты их государственности.

Царь Иван Грозный пускает кровь старой полу монгольской Руси, чтобы омолодить ее организм.

Иван Грозный, подобно Нерону, – тиран-актер с тонким эстетическим вкусом.

Не в поисках золота и Эльдорадо казаки во главе с Ермаком отправились в Сибирь, их пригласили купцы Строгановы защищать соляные копи от киргизских кочевников. По ходу действия казаки присоединяли обширные сибирские земли к России.

Жан-Антуан Баиф – французский поэт, драматург, переводчик, лютнист, композитор. Лютня и флейта в старинной музыке – это поистине «золотой дуэт», в чем нетрудно убедиться, послушав Пастуреллу Баифа. Ее звуковые сплетения переносят нас в сферы неземной красоты.

Французская лирическая драма начиналась с требования Баифа сочетать поэзию и музыку с танцем. Такой принцип вытекал из его желания возродить традиции древнегреческого театра. Это говорит о том, что создатели французской оперы стремились достичь синтеза искусств более полного, чем он был у поэтов и композиторов флорентийской камераты.

Французский писатель и философ Мишель де Монтень изобретает «термометр благоразумия».

Монтень – защитник человечности.

Монтень – скептик с добрым сердцем.

Монтень учит правильно жить с иронической улыбкой на устах.

Монтень – сомневающийся оптимист: для него человек – слабое, беспомощное существо. Мыслитель не без основания говорит: «Человек приписывает себе великую власть и мнит себя центром мироздания. Так мог бы рассуждать глупый гусенок, полагающий, что солнце и звезды светят только для него, а люди рождены, чтобы служить ему и ухаживать за ним».

Мишель Монтень дружил с гуманистом Этьеном Ла Боэси, который увековечил свое имя трактатом «Рассуждения о добровольном рабстве». Когда 33-летний приятель умер, Монтень опубликовал латинские и французские стихотворения Ла Боэси.
Крепкие дружеские узы связывали Монтеня также и с восторженной поклонницей его таланта мадемуазель Марией де Турнье. После кончины философа «духовная дочь» взяла на себя заботу о посмертном издании его трудов, в котором были учтены изменения, сделанные их автором в последние годы жизни.
Следовательно, дружба, как с мужчиной, так и с женщиной укрепила авторитет французского интеллектуала.

Величайшие умы сочетают в себе мудрость разума и мудрость духа. Среди них – Мишель Монтень, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.

Прямо-таки не женской логикой обладала английская королева Елизавета I, сказавшая: «Лучше я буду одинокой нищенкой, чем замужней королевой!» Не исключено, что ее бравада есть выражение самого обыкновенного дамского упрямства утверждать всем назло нечто противоположное по смыслу!

Задумываясь о роли женщины в истории, надо заметить, что во Франции, где так любят и почитают женщин, не было ни одной самодержавной королевы, императрицы и уж, тем более, главы республики. В чопорной Англии за последние четыре с половиной столетия правили королевы: Мария, Елизавета I, Анна, Виктория и Елизавета II. Да и «железная леди» Маргарет Тэтчер – тоже дитя Туманного Альбиона, хотя на нее и не была возложена корона. Французская женщина о таком не мечтала. Ей, в лучшем случае, доставалась роль фаворитки.

Светский характер музыки франко-фламандского композитора Орландо Лассо позволяет говорить о ней, как о звуковом храме природы. Лассо – один из самых плодовитых композиторов в истории музыки: он написал около 1350 произведений (И.С. Бах – 1000, Шуберт – 1500).

Сравним двух великих композиторов эпохи Возрождения: хоровая музыка Джованни Палестрины – размеренная и строгая, Орландо Лассо – мелодически раскрепощенная. Палестрина в музыке – архитектор Донато Браманте, Лассо – живописец Леонардо да Винчи.

Фламандский композитор Жак де Верт – посредник между нидерландской и венецианской музыкальными школами. Его мадригалы напевны и пленительны. У мастера обучается будущий гений Клаудио Монтеверди.

Мало кто из офицеров знает, откуда появился ритуал воинской чести «взять под козырек». А ведь это не что иное, как удачный комплимент, сделанный знаменитым адмиралом и пиратом Фрэнсисом Дрейком королеве Елизавете I, когда та ступила на палубу его корабля. Лукавый вояка сделал вид, что красота августейшей особы его ослепила, и заслонил ладонью глаза. А ведь общеизвестно, что та была безобразна!

Путешествия Дрейка всегда носили романтический характер. Однажды, отправляясь в большое морское плавание, он заявил жене, что, если не вернется через семь лет, она может считать его мертвым и вправе выйти замуж. Супруга ждала мужа ровно столько, сколько он сказал.


Рецензии