О новом сборнике стихов Марины Безденежных

7 февраля этого года с радостью прочитала в социальных сетях на страничке омской поэтессы Марины Безденежных: " Ура! Новая книга... Свеженькая, ещё пахнущая типографией..."

Книга "Раздвигая пространство" вышла в серии "Поэзия омского Лукоморья" при поддержке Вадима Михайловича Физикова, известного педагога, критика, литературоведа, знатока  литературы омского края, Заслуженного работника высшей школы России.

Безмерно обрадовалась. Творчество Марины покорило меня с первых стихов, публиковавшихся в конце 70-х годов в областных газетах "Омская правда", "Вечерний Омск", "Молодой сибиряк". Затем стихи  печатались в коллективных сборниках, альманахах, антологиях и журналах Омска и других городов. До этого года у  Марины Безденежных  было  семь отдельных изданий: "Утро" (Омск, 1987), "Листаю осень" (Омск, 1996), "Выбор доминант" (Омск, 2000), "Цель игры" (Омск, 2001), "Покадровый просмотр" (Омск, 2003), "Шаг навстречу" (серия "Библиотека омской лирики", Омск, 2009), "Материнская плата" (Омск, 2014). Мне посчастливилось быть участницей ряда встреч автора со своими читателями.

Новая книга интересна тем, что в неё, по определению автора, вошли произведения  "от ранней юности до сейчас". А сочинять стихи Марина начала очень рано, в основном - о природе. С тринадцати лет она стала писать уже более серьезные стихотворения. В 9 классе впервые выступила со своими стихами на радио в детской передаче, затем появились публикации...

 В 16 лет она пришла в литературное объединение при Омской писательской организации, которым тогда руководила Т. Г. Четверикова. С тех пор, по признанию  Марины, "Татьяна Георгиевна стала литературным (и не только) учителем, редактором, другом". С 1995 года и по сей день Марина Безденежных на  общественных началах руководит областным литературным объединением при Омской писательской организации СП РФ.
 
За плечами поэтессы - годы обучения в институте, аспирантуре,  докторантуре, работы в школе, газете, различных институтах.  В настоящее время Марина Александровна - доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии.

Лауреат премии имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации Николая Скоморохова (1997), областных литературных премий им. Л. Н. Мартынова (2009) и В. А. Макарова (2012), всероссийской литературной премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (2016). Награждена медалью «За служение литературе» (2012).

"Остальное — в стихах. Весёлых и грустных, ироничных и горьких … Почти всегда коротких. Но, надеюсь, иногда позволяющих прочитать их не в длину, а вглубь" - так автор определяет свои достижения. Во вступительном слове Марина обращается к нам: "Надеюсь, читателю не будет тесно в пространстве моего сердца, моей души. И наш общий мир станет просторнее и светлее. Когда-то написалось:
И явится         
          закономернейший случай
К тому,         
          кто себя не сломал.
Из тесной скорлупки —         
           в мир больший и лучший!
Пока он не станет
            мал".

В первом разделе сборника, названном "Утро", представлены несколько коротких, но ёмких, афористичных стихотворений.

***
Снова вопрос навязчивый
Бьётся незван, непрошен:
Что же из настоящего
В будущем станет прошлым?
***
Как трудно о любви сказать самой,
А взглядов он моих не понимает.
Уйдёт — я прокричу:
«Любимый мой!»
Но эхо окончаний не меняет…
***
Говорят, молчание безлико…
У тебя дела… Святая ложь!
Только жду: а вдруг меня окликнут
Так, как только ты меня зовёшь.
*  *  *
Сжигаю мосты…
Ты на том берегу, я — на этом.
И горько, что ты
Не пытаешься мне помешать.
Сжигаю мосты,
Только втайне надеюсь при этом
В последний момент
По дощечке обугленной
Перебежать.

Таков характерный стиль поэтессы Марины Безденежных: лаконичная форма, недосказанность, и при этом  сердечно, искренне переданы  переживания, сделаны определённые выводы или обобщения.

Раздел "Стихи из школьной тетради" наполнен радостными, светлыми стихотворениями. Вот одно из них:

Слепой дождик
Под дождём возвращаюсь домой,
От дождинок весёлых не прячась.
Если дождик — при солнце — слепой,
То какой тогда дождик зрячий?

В этом разделе помещены стихи о дедушке и бабушке, пронизанные житейской мудростью, теплом и уважением.

У бабушки
Только к бабушке приеду,
Та с порога: «Как дела?
Будем мы с тобой обедать,
Я оладьев напекла!»
Ставит чайник на горелку:
«Ну, рассказывай скорей!»
И в огромную тарелку
Наливает вкусных щей.
Говорить я не пытаюсь, -
Разговор у бабы свой!
Я молчу и, улыбаясь,
Лишь киваю головой.
На будильник взгляд кидаю –
Вот и вечер настает…
Ну а баба вспоминает
Пятьдесят девятый год.
Спохватилась вдруг, вскочила:
«Что, домой пора уже?!
Хорошо поговорили,
Легче стало на душе!».

Разделив стихотворения по циклам (разделам), Марина не указывает дат их написания, можно сказать, что они объединены по духу, по состоянию души автора и её лирической героини.

Татьяна Четверикова, наставница и друг, омская поэтесса, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ так говорит о творчестве Марины Безденежных: "Стихи Марины Безденежных как туго закрученные пружины, и поэтому они так резко ударяют в сердце, заставляя нас сопереживать лирической героине. А может быть, и самим себе, ведь речь в стихах М. Безденежных идёт о самом дорогом для каждого из нас — о любви, истинной и мнимой дружбе, сострадании и справедливости… О преодолении, стойкости, честности, в первую очередь, по отношению к себе самой". По словам Четвериковой,  позия Марины — "...напряженный диалог женской души с миром. Скажем прямо, души не слабой, умеющей постоять за себя, и всё-таки чуткой и ранимой".

Мне особенно близки стихи из цикла "Цель игры", чаще всего короткие, но наполненные чувствами, мощной энергетикой, "цепляющие" за душу.

***
Нет, восторга я не разделяю,
И опять, наверно, не права:
Мужики сдаются штабелями,
А меня не тянет               
                на дрова…
***
Ошибочка. Перегиб.
Друг друга понять слабо нам…
Что ж, ты себя береги.
Себя и свою свободу.
Доигрываю игру.
Опять выпадает нечет…
А пленных я не беру —
Кормить, понимаешь, нечем.
***
Не сильна в расчёте тщательном,
Проигрываюсь вновь.
Срыв, каприз, переключатель?.. Но
Платить, как за любовь.

Думаю, что многих не оставят равнодушными многие строки из цикла "Вызов", наполненные порой  разочарованием, иронией, гордостью и стойкостью.

***
Она держалась всем на зависть,
От дрязг и сплетен далека,
Пока чужой не показалась
До боли близкая рука…
***
Не плачь! Так ведётся от века,
Что платят, мечась и скорбя,
За счастье любить человека
Сильней и свободней себя…

Пронзительные стихотворения, на "разрыв аорты" объединены под названием Привкус полыни".
***
Молчание послушай, не кричи.
Я главное не слухом уловила.
Для ненависти не нужны причины —
Достаточно отсутствия любви.
***
Вопрос ещё не задан. И угрюмо
Сминаешь ты останки сигарет.
Ты знаешь, — я отвечу. Так подумай,
Действительно ли, хочешь знать ответ.
***
В противостоянье нашем вечном,
Вечной невозможности понять
Я ещё смогу шагнуть навстречу,
Но, увы, не стану               
                догонять.
Я не ставлю целью анализировать стихи Марины, написанные выстраданным сердцем и острым умом. У читателей есть возможность самостоятельно окунуться в этот мир откровений и признаний, в  мир лирический героини Марины Безденежных, "женщины зрелой, гордой, умной, привычной к печали, но сильной, чаще одинокой, живой,  несмотря ни на что",  - о которой так точно сказал В.М. Физиков.

Пожалуй, я соглашусь со словами критика, литературоведа, доктора филологических наук Валерия Хомякова: "В стихах Марины Безденежных — её жизнь, её стихи — своеобразный лирический дневник... В каждом стихотворении М. Безденежных имеется подтекст, даже если в нём рассказывается о самом простом и хорошо известном. Главное, понять этот подтекст и по достоинству оценить то, что хотела сказать поэтесса».


Рецензии