Явка

Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль, принятая и преобладающая в том или ином обществе, называется общественная мораль.

Т.е. мораль = общественная мораль. Робинзон Крузо был абсолютно безгрешен. Грешить было не перед кем. А потом появилась Пятница и понеслось...

***

Индульгенция — (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов.

Исповедь в христианстве — в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом, иногда в присутствии свидетеля (обычно священнослужителя).

***

Последний человек (нем. der letzte Mensch) ; термин, введённый философом Фридрихом Ницше в его работе «Так говорил Заратустра». Понятие описывает антипод воображаемого высшего существа, который зовётся сверхчеловеком, и чьё скорое появление возвещает Заратустра.

Последний человек Ницше — это, в сущности, ПОБЕДИВШИЙ РАБ. Ницше полностью согласен с Гегелем, что христианство — рабская идеология, а демократия — это секуляризованная форма христианства. Равенство всех июлей перед законом» — это реализация христианского идеала, что все верующие равны в Царствии Небесном. Но христианская вера в равенство всех людей перед Богом — не более чем предрассудок, порожденный негодованием слабых против тех, кто сильнее их. Христианская религия начиналась с осознания, что слабые могут победить сильного, если собьются в СТАДО, воспользуются ОРУЖИЕМ ВИНЫ И СОВЕСТИ. В новые времена этот предрассудок стал распространенным и неодолимым, не потому, что оказался правдой, а из-за огромного числа слабых людей.

Сверхчелове;к (нем. ;bermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это РАДИКАЛЬНЫЙ ЭГОЦЕНТРИК, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

К прототипам Сверхчеловека, являвшими собой «виртуозов жизни», Ф.Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.

Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!” “Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что же сделали вы, чтобы преодолеть его?” “Человек — это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, — канат над пропастью”.
“Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека”. “Что такое обезьяна для человека? Посмешище или жгучий стыд. И тем же пусть будет человек для сверхчеловека: посмешищем и жгучим стыдом”.
“Впрямь, грязный поток человек. Надо быть морем, чтобы суметь принять в себя грязный поток и не оказаться нечистым”. “Я учу вас о сверхчеловеке; он — это море, в нем может утонуть и ваше великое презрение” .

НФ (1883-1888)

***

— Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться...

А что ты великая грешница, то это так, — прибавил он почти восторженно, — а пуще всего, тем ты грешница, что ПОНАПРАСНУ умертвила и ПРЕДАЛА СЕБЯ. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что НИКОМУ ты этим НЕ ПОМГАЕШЬ и НИКОГО ни от чего НЕ СПАСАЕШЬ!

С. 306. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете. — Достоевский описывает экземпляр Евангелия, который был подарен ему в 1850 г. в Тобольске на пересыльном дворе женами декабристов А. Г. Муравьевой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной.

«Тут и сам станешь юродивым! ЗАРАЗИТЕЛЬНО!» — подумал он.

Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате УБИЙЦУ и БЛУДНИЦУ, странно сошедшихся за чтением вечной книги.

— Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!..
(«Сострадание! Сострадание к высшему человеку!
Мое страдание и мое сострадание – ну что ж! Разве к счастью стремлюсь я? Я ищу своего дела!).

— Что, Соня? — сказал он и вдруг почувствовал, что голос его дрожит, — ведь всё дело-то упиралось на «общественное положение и сопричастные тому привычки». Поняли вы давеча это?

Ну-с; так вот: если бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?

И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?

— Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и… и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!.. Ну и я… вышел из задумчивости… задушил… по примеру авторитета…

И неужель ты думаешь, что я не знал, например, хоть того, что если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? — то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? — то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет…

ФМД (1866)

"Бунтовщики, но бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие".

ФМД (1880)

***

Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:
– Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков пожал плечами.
– Да не согласен я.
– С кем? С Энгельсом или с Каутским?
– С обоими, – ответил Шариков.

МАБ (1925)

***

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

ВИЛ


Рецензии
У Раскольникова была своя "ВЕЛИКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ".
И после совершения ПРЕСТУПЛЕНИЯ... никакого НАКАЗАНИЯ для него нет. Кроме нравственных терзаний по поводу проявленного малодушия и размышлений на тему "Кто я такой?". ФМД специально акцентирует внимание на отсутствии лишений материального плана (студентом Раскольникову жилось хуже) и терзаний совести ("Совесть моя спокойна"). И пока в душе Раскольникова идет процесс самоопределения, окружающие душегубы его ненавидят. Чувствуют в нем опасность, чужака.
В финале Соня благодетельствует душегубам-каторжникам. И когда Раскольников принимает её мысли и мировоззрение, у него с душегубами складываются самые распрекрасные отношения. Раскольников наконец находит себя - "Ничто не истинно, все дозволено!". Нет греха, нет и наказания. Впереди его ждет плодотворная, а, возможно, даже счастливая ЖИЗНЬ. "Я пришёл для того, чтобы имели ЖИЗНЬ и имели С ИЗБЫТКОМ". Христос понес все грехи мира сего, Раскольникову отныне шагать легко.

Даниил Шаломатов   06.02.2024 17:59     Заявить о нарушении
Сын за отца не ответчик!

Даниил Шаломатов   07.02.2024 00:06   Заявить о нарушении
"Не судите, да не судимы будите" - идеальный девиз (вполголоса) для подчинённых.
Ибо достаточно одного суждения - верного.

Даниил Шаломатов   07.02.2024 01:05   Заявить о нарушении
Сколько пальцев, Уинстон?

Даниил Шаломатов   07.02.2024 01:20   Заявить о нарушении
Ступай легко, мои ты топчешь грёзы...

http://www.youtube.com/watch?v=MJ9y7_S9ZiI

Даниил Шаломатов   07.02.2024 01:53   Заявить о нарушении
Во имя Отца и Сына...

Даниил Шаломатов   07.02.2024 01:59   Заявить о нарушении
Царь Иудейский

Даниил Шаломатов   07.02.2024 02:00   Заявить о нарушении
Всякая власть от Бога.

Даниил Шаломатов   07.02.2024 02:00   Заявить о нарушении
"Невыносимая легкость бытия", 1988

http://www.youtube.com/watch?v=xFdZbsw8r4I

Даниил Шаломатов   28.08.2024 00:08   Заявить о нарушении