51. Нечестность подряда

(к сборнику "Честная фирма")

А: - А вот случай, когда заказчик ищет подрядчика. Обращается к потенциальному кандидату в исполнители: мол, вот задача, сколько возьмёшь за выполнить такую?

Кандидат в счастливые обладатели заказа отвечает, например: восемь!
А тот ему: Окей!
Или: Дорого!
Или: Спасибо!

Всё это враньё, что бы они ни ответил. Да и то, что ответил ему кандидат в подрядчики, тоже. Тоже враки.

Впрочем, есть один случай, когда я не прав и там нет вранья. Только один случай. Да и он враньё, если честно. Но уже враньё иного порядка. Преодолимое враньё. Но сначала не о нём...
Хотя именно о нём сначала - о том случае, когда относительно честно. Это случай форматированной купли-продажи. То есть, когда у них всё на мази. Когда и задача давно понятна и имеет давно своё обозначение, одинаково адекватно понимаемое всеми сторонами, и когда исполнение поставлено н поток и всячески проверено и просчитано до мельчайших деталей.

Ну, как в магазине: стоящий на полке товар с ценником предполагает именно такой абсолют - типа цифра на ценнике высчитана в божьей канцелярии и не подлежит сомнению.
Хотя все мы понимаем, что не фига. И изменения цен (в основном, конечно, их рост) всеми гражданами планеты принимается за норму.
Даже и в устаканенном шоп-формате и то цифры цен являются враньём. Но всё же враньём иного порядка, чем враньё при формате нового производства, не серийно-тиражного. А "под задачу", индивидуального, значит, пошива.

Ну, как я, подрядчик, так сразу вычислил эти самые "восемь"?
Во-первых, если подрядчик опытный, он знает, что ничего не знает. Ничего-то он не знает, про заказ заказчика. Да, можно начать с обследования. Когда заказ-проект приличный и огромно-гигантский, существует даже отдельная фаза - просчёт стоимости. Но даже и тогда куда ни ткни, цифры ставятся с потолка... Из интуиции.

Вот как я отвечаю на вопрос "сколько?":
1) изо всех сил пытаюсь вчувствоваться в представление заказчика-посредника в его представление о цифры, которую он от меня ожидает услышать. Ибо у него такая цифра в голове есть.
2) из всех сил пытаюсь внюхаться в первичного клиента, которого, как правило, заказчик-посредник мне ни за что не предоставит непосредственно - не дай бог я снюхаюсь с ним напрямую - и свою часть увеличив слегка, и его часть слегка обнизив благодаря выкидышу посредника, который обычно сильно преувеличивает свою долю.
3) пытаюсь представить себе - вспомнить свой прежний опыт чего-то подобного - как оно там было у меня: то ли мало мне было прошлых цифр, то ли как раз, то ли роскошно излишними они оказались, мне на радость...

Промелькивают в голове и процессы найма, и закупки... а ещё про то себе начинаю воображать, как именно я подам-объясню заказчику увеличенную сумму - к каким новым реалиям рынка я смогу прицепиться - ну, там повышение цен, рост доллара...

Представлю себе и конкурентов, к которым заказчик уже мог бы обратиться или может это сделать - сколько назовут они, прикидываю...
Прежние цены с этим же заказчиком тоже надо обязательно припомнить... потому что ведь у меня, у подрядчика, с разными ими они разные - под жёсткость-мягкость, скаредность-щедрость каждого само-корректируются...

И всё это я называю словом "враньё".

А и он, заказчик, ещё больше врёт. Это он ведь эксплуататор скорее, чем я накрутчик. Да и это именно он - эксперт в этой материи - игр людских двруг с другом. Я-то как исполнитель, имею своими буднями работу с субстанцией объективной - материалами и конструкциями, законами физики-химии-природы - там сплошь честность и логика, точность и предсказуемость...  Игры-врань не моя стихия... Но его как раз. Того, кто от материала отлучён им самим. Как правило из руко-неспособность - основу счастья-удачи. Потому руко-способность - наоборот: билет в нищету.


Рецензии