4. Двойные послания

Из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."

               
                Тот, кто хочет угодить всем, никому не         
               
                угодит.
               
                Народная мудрость


      В Армии , да и пожалуй на гражданке, наверное  многим приходилось сталкиваться с ситуацией, когда от разных начальников поступали  взаимно противоречивые указания, или по-научному «двойные послания»*. Широко известным примером которых является команда  –  Стой там, иди сюда!

       Это обычно приводит к растерянности и непониманию, как же поступать в  аналогичной ситуации в другой раз.   Именно так я себя ощутил, будучи молодым лейтенантом, когда прослужив всего полгода командиром взвода,  оказался на общевойсковых учениях*. 
   
Там на развернутом узле связи Генерального штаба  на нашем, телефонном центре круглосуточно дежурил дежурный помощник начальника центра (ДПНЦ), из младших офицеров.  Сидел он в пункте управления – обычной аппаратной связи, со столом и телефонами, куда стекалась информация о работе  центра. Обязанности были простые- отвечать на телефонные звонки, обобщать сведения о сбоях и перерывах связи, неисправностях техники и происшествиях, принимать меры по их устранению и докладывать обо всём начальнику центра, который днём, как правило, тоже находился там.  Часто туда заходили начальник узла связи или  его заместители. 
Телефонная связь ведь была тогда основной в Вооруженных силах
      
В тот день я был дежурным  и сидел на своем рабочем месте за  телефонами,  а  рядом за длинным столом расположился с документами майор А. Бычков  -  начальник телефонного центра.  Зазвонил местный телефон.
- Дежурный по телефонному центру лейтенант Жданов, - ответил я, как положено.
-  Майор Бычков  у вас?
-  Да!
- Дайте ему трубку!
- Товарищ майор, вас!,  -  ответил я и протянул трубку начальнику. 
 - Кто это?  - взяв трубку, майор прикрыл микрофон рукой.
- Жданов, нужно спрашивать, кто просит к телефону! Что ты мне тут трубку сразу суёшь!
  - Извините, товарищ майор.

Прошло некоторое время, Бычков  ушёл. В помещении оказался уже заместитель начальника узла связи подполковник  Осовский. 
Опять звонок.
- Товарищ лейтенант,  подполковник Осовский там?
- Да. А кто его спрашивает?
Ответа я услышать не успел.
- Давайте трубку, товарищ лейтенант,  - протянул руку подполковник, - и не нужно задавать лишних вопросов, вам какое дело, кто меня спрашивает? 

Разумеется как действовать в такой банальной ситуации нас в училище не учили, да и  инструкций по таким мелочам не выпускали.  В те годы я был очень молод, не опытен, и, как следствие,  слишком  впечатлителен и самолюбив. Каждое  замечание многочисленных начальников воспринимал  болезненно. Хотя, наверное, вряд ли нормальный честолюбивый офицер будет равнодушно  выслушивать  несправедливые упреки от начальства.
Но вывод в общем то сделал тогда правильный-  методом проб и ошибок нужно узнавать пожелания всех начальников по любым, даже на первый взгляд не существенным вопросам.


На фото из интернета узел связи развернутый полком связи группы Советских войск в Германии в 70-х годах, наш узел был в несколько раз больше.

Примечания:
*- - «двойные послания» (double bind) - - ситуация, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания,
*    -  «Общевойсковые учения»  -  учения общевойсковых частей, соединений и объединений  с привлечением частей и соединений ВВС, различных родов войск и специальных войск.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Александр !
По-моему, майор не прав. И не потому, что подполковник прав, существует телефонная этика, которую мало кто соблюдает.
Вообще-то звонящий должен представиться, тогда и чехарды не будет.
С добрыми приветами к Вам !
Владимир.

Владимир Лоскутов   29.03.2021 12:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Владимир! Согласен с вами, но в те годы, (вторая половина 70-х)
о телефонной этике мало кто слышал. А представляться лейтенанту вряд ли кто-то из старших офицеров стал бы, кстати по поводу того, что я не представился, мне несколько лет спустя один генерал сделал замечание в грубой форме, но на мой взгляд он был неправ. см. мой рассказ http://proza.ru/2018/07/12/1618
Заходите ещё.

Александр Жданов 2   30.03.2021 16:08   Заявить о нарушении
Человеческий фактор определяющ.
Всегда.
У кого хорошая память на имена и голоса начальников и коллег - успешен в карьере.
Ельцин, например, запоминал тысячи имен, и этого оказалось достаточным.

Александр Хопер-Урюпинский   17.04.2021 09:22   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Александр. Память вообще основополагающее на мой взгляд, в жизни честолюбивого и энергичного человека. Например , у нас в роте (с 11 до 18 лет учились) суворовского военного училища один парень мог запомнить страницу, как в том фильме- Щит и меч, в которой Любшин играет главного героя, разведчика. Так вот наш однокашник стал потом генерал-лейтенантом как раз разведки страны.

Александр Жданов 2   17.04.2021 09:53   Заявить о нарушении