Херпучинский интернат
Недалеко от Оглонгов был поселок Удинск на берегу Амгуни, где были подсобные хозяйства прииска, и также небольшая гидроэлектростанция. Именно здесь стали строить рыбзавод, но при мне он еще был в самом зачатке. Численность населения в Удинске была около 400 человек. На уборку картофеля в Удинск посылали учеников из Херпучинской средней и Оглонгинской семилетней школ.
Ниже по Амгуни были еще два поселка, где также выращивали овощи, и вели вылов, обработку рыбы – Князево и Серго-Михайловское. Вообще по берегам Амгуни и нижнего Амура в 40-50-е годы было большое количество рыболовецких колхозов, занимающихся заготовкой и обработкой лососевых, т.е. горбуши, летней и осенней кеты. Не знаю точно, были ли рыболовецкие колхозы в Князево и Серго-Михайловске самостоятельные, но вот то, что мы, школьники старших классов Херпучинской школы ездили копать картошку в эти поселки, могу утверждать, сам ездил.
Уже в начале 30-х годов в наших местах сформировалась стройная система подготовки школьников. В небольших поселках были начальные школы, в Оглонгах – семилетняя, а в Херпучах – средняя школа и интернат, где жили дети из небольших поселков, учащиеся 5-10 классов. А вот ученики 8-10 (потом 11 классов) из Оглонгов жили дома, и на автобусе ездили на уроки в Херпучи каждый день.
Дом, где я прожил до 18 лет, был рядом со школой в Херпучах, буквально в 40 метрах от неё, вторым по счету. Поэтому все, что происходило в школьном дворе, для меня было знакомо. Когда я только пошел в школу, в поселке был детский дом. Он занимал бывшее здание среднего технического училища, которое существовало до войны. Но потом училище закрыли, и в здании открыли детский дом. Воспитанники детского дома школьного возраста, естественно, ходили в Херпучинскую школу. Рядом с высоким, в два этажа, с потолками в 4 метра, зданием школы был интернат, Г-образной формы. Школа, интернат и мехмастерская, в которой потом сделали спортзал, отапливались паром из кочегарки, стоявшей рядом. Кочегарка потребляла огромное количество дров, которые высокими штабелями лежали рядом с кочегаркой. Между зданиями школы, спортзала и интерната была плохонькая спортивная площадка, в которой была яма для прыжков в длину и высоту, а также для игры в волейбол. Вечерами в теплое время года и в сухую погоду на волейбольной площадке разворачивались баталии, продолжающиеся до темна. Фотография на заставке сделана именно там. Справа – здание интерната.
Но нужно сказать, что это уже пристройка к основному зданию. Даже не знаю, что там было, потому что, когда я впервые зашел в это Г-образное здание, интерната там не было. Эта пристройка с обычными для деревянных домов окнами составляла маленькую часть в букве Г. А вот большая часть этой буквы строилась вместе со зданием школы, сужу по тому, что в этой части очень большие окна, примерно такие же, как в школе.
Вообще наша школа и такая же в поселке Веселая Горка, являла собой ансамбль деревянного зодчества. Высокие потолки, 4 метра высотой, огромные окна, которые в наших северных краях давали хорошее дневное освещение в классных комнатах, довольно крутые деревянные лестницы на второй этаж, по которым мальчишки предпочитали спускать на пятой точке. Построенная в начале 30-х годов, школа успешно выполняла свои функции, пока деревянные конструкции не рассохлись и пришлось строить другую школу, рядом с первой. Но это уже случилось в 80-е годы.
Но мой рассказ идет о времени намного ранним, когда и школа была старая, и интернат тоже. В нем были такие же огромные окна и большие комнаты. Даже не знаю, сколько в одном комнате стояло кроватей. Я в этот период в здание не заходил. Но потом интернат перевели в освободившееся здание детского дома, а в этом здании организовали комнаты для производственного обучения, которое внедрили во времена Хрущева. Вот тогда я и стал заходить в это здание.
С западной стороны здания шел длинный коридор, из которого можно было зайти в комнаты. В торце этого коридора был вход в небольшую комнату, в которой был оборудован радиокласс и где я осваивал премудрости работы радиста, или правильно, радиооператора. А во время перерывов мальчишки развлекались, перепрыгивая через гимнастического коня, неизвестно как оказавшегося в коридоре. Помню, был класс, где девчонки занимались домоводством, в другом классе мальчишек обучали токарному, автослесарному делу, одно время в школе был автомобиль «полуторка», правда, без кабины и кузова, одна рама, двигатель и колеса. А вот столярному и слесарному делу еще в 5-8 классах нас учили совсем в других зданиях. Но это мальчишек, а вот чем занимались на уроках труда девчонки, не помню.
А интернат в это время располагался совершенно в другом месте. Но где и как жили в нем школьники, лучше меня рассказала Люба Димаева, которая закончила школу на 2 года раньше меня, и жила в интернате. Вот её рассказ.
Поселок Чля, где прошло мое детство и где я закончила семь классов, небольшой, и там испокон веков была лишь семилетняя школа. И все её выпускники должны были решать, куда ехать, чтобы продолжать учение, если хотели получить среднее образование и потом высшее. Такой выбор был и передо мной. Поселок входил в то время в Тахтинский район Нижне-Амурской области Хабаровского края. В тот год интернаты были в 3-х школах этого района – в районном центре Тахте, на Белой Горе и в Херпучах.
Со школьных времен мы дружили великолепной четверкой: я - Люба Димаева, Тамара Семенова, Лариса Макаренко и Нина Николаева. Окончив 7 классов, мы поехали в интернат на Белую Гору. Это было ближе всего к нашему поселку. Началась жизнь в интернате со своим укладом, непривычным после жизни дома. Но что делать, получать образование надо, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Год проучились на Белой Горе и по окончании учебного года стало известно, что закрывают среднюю школу и оставляют только 8 классов. Там, где стоял интернат, сейчас все разрыли, разравняли, работают драги и добывают золото. Волею судьбы я потом работала в школе на Белой Горе, преподавала химию, биологию, зоологию и даже дали в нагрузку историю т.к. не было преподавателя по истории.
Перед ними встал вопрос - куда пойти учиться? Класс разделился: часть поехали в Тахту, а мы, четверка горячих, решили поехать в Херпучи, хотя они намного дальше, чем Тахта. Тахта стоит на Амуре, а Херпучи с Оглонгами на притоке Амура - Амгуни. Я не помню, чем мы руководствовались, когда принимали такое решение. Возможно, слышали что-то от девочек старше нас, которые жили в интернате в Херпучах и учились в средней школе.
И вот нас ждала другая жизнь, другой интернат. Поехали мы не оглядываясь, видимо, очень хотели учиться. И вот мы в Херпучах. Это случилось в конце лета 1960 года, когда мы все вместе приехали на теплоходе в Оглонги и потом на автобусе в Херпучи.
Поселок не очень большой, разбросан в разные стороны, но очень чистый, никогда и нигде не было видно мусора. Мы довольно быстро с девчонками познакомились с поселком и узнали, где школа, где клуб и другие здания. Интернат располагался в центральной части поселка, на улице Школьной. Рядом было несколько бараков на той же стороне улицы, а напротив шли огороды и постройки домов на параллельной улице Центральной. До школы была идти буквально 120-130 метров по деревянным тротуарам вдоль нашей улицы.
Здание интерната было довольно старое, деревянное. Как нам рассказали, еще недавно здесь располагался детский дом, который был закрыт буквально годом раньше. И в этом здании после ремонта разместили интернат. Мы с девчонками были рады, что нас поселили в всех вместе в одну большую комнату. Вместе с нами жили девочки на год старше, тоже из Чля: Валя Смоленцева и Света Лузина. Жили дружно, никогда не ругались, выполняли работу по комнате и дежурили в столовой. Мы, родившиеся в сельской местности и с детства привыкшие помогать родителям, не чурались никакой работы. Да её особо и не было. Разве что помыть полы в своей комнате. Учитывая, что нас жило в комнате 6 девочек, пол приходилось мыть раз в неделю. Чуть чаще мы участвовали в раздаче пищи в столовой. Дежурили целый день, поэтому утром приходилось вставать чуть пораньше других, чтобы успеть умыться, одеться и приготовить столовую к завтраку. Сердобольные поварихи дежурным давали поесть что-нибудь вкусненькое, поэтому никто не отказывался подежурить в столовой интерната.
В интернате были созданы все условия для проживания школьников, и не только старших классов. В интернате жили ребята из небольших поселков вдоль Амгуни, где имелись только начальные школы. Была столовая и кухня, комната для занятий и приготовления уроков. Завтрак, обед и ужин по расписанию. Питание было скромное, но мы наедались. Всегда чувствовалась забота о нас наших воспитателей и учителей. Интернат и школу обслуживала небольшая котельная, снабжая нас теплом и водой. Остальные удобства были на улице.
Особой достопримечательностью в Херпучах была двухэтажная, деревянная школа. Мне она очень нравилась, и я часто потом видела её во сне. Высоченные потолки, огромные окна давали много света в дневное время. Парты были расставлены так, что были довольно широкие проходы между рядами.
Безболезненно мы с девчонками влились в коллектив класса. Класс был сборный - часть с Оглонгов: Эля Оводова , Фая Ахметгазеева, Борис Приходько, Леша Акименко. С Удинска были Люба Милинцевич, Валя Рассказова. А также местные: Мила Карпикова, Валя Жесткова жила у своей тети Скоробогатовой, Валя Олейникова тоже жила у тети, Олег Кутья. Надя Зельцер и Надя Курочкина стали местными, их семьи переехали с прииска Михайловского. В 8 классе мы с ними учились на Белой Горе и жили в интернате, но за лето их родители переехали в Херпучи.
В те годы в школах была принята программа 11 -летнего образования с производственным обучением в старших классах. Мы, девочки, получали профессию швея легкого женского платья, а мальчики изучали токарное дело. Многим девочкам нравилось шить, для работы по кройке и шитью была оформлена мастерская, закуплены швейные машины.
В Херпучинской школе была кабинетная система и мы на перемене переходили из одного класса в другой. Очень хорошо были оборудованы классы, где проходили обучение физике и химии. Они располагались на первом этаже. Здесь же был большой зал, который использовался для проведения общешкольных собраний, торжественных мероприятий и танцев. А раньше он был и спортзалом. На первом этаже было еще две классных комнаты, библиотека и учительская. На второй этаж с двух сторон вели довольно крутые деревянные лестницы с такими же деревянными перилами, по которым мальчишки часто съезжали вниз. Это считалось шиком. На втором этаже был кабинет директора школы и несколько классных комнат, оборудованных наглядными пособиями.
Рядом со зданием школы была котельная и еще несколько зданий – спортзала и производственного обучения школьников. Еще недавно в этом здании располагался интернат. Между зданиями была оборудована примитивная спортплощадка – поле для игры в волейбол и турник, а в другой части прыжковая яма с опилками. Волейбольная площадка была и рядом со зданием интерната и там частенько играли в волейбол мальчики и девочки. Я не увлекалась этой игрой, а вот моя подружка Лариса Макаренко частенько составляла компанию мальчикам.
Все девочки очень ответственно относились к учебе. Вспоминаются все учителя; они вкладывали в наши головы знания, которые должны были нам пригодиться в жизни.
Математику в старших классах преподавала Муратова Раиса Захаровна: учила нас мыслить объемно и понимать то, что видишь. Учительница литературы Аляева Валентина Николаевна была для нас примером во всем: в привычках, образе своем, хотелось ей подражать и быть на нее похожей.
Очень мне нравились уроки истории, которые вела Феденистова, всегда слушали внимательно особенно про светлое будущее – коммунизм. Но это была мечта, мы так и не дождались его. Уроки по немецкому языку преподавала Щербакова Александра Степановна, но немецкий мне в голову не лез, но занимались мы старательно, учились объясняться между собой. Но зато латынь мне давалась хорошо.
Уроки физкультуры привили нам закалку и выносливость. Преподавателем был Мизиш - его дочь Инна училась с нами в классе. Меня поразила особенность уроков по физкультуре тем, что мы всей школой утром делали зарядку в теплые дни на улице, а зимой в помещении. Зимой всегда ходили на лыжах. Часто устраивались соревнования по лыжным гонкам. И мои одноклассники Боря Приходько и Олег Кутья хорошо выступали и на школьных, и на районных соревнованиях.
Видимо потому что я любила уроки химии и мне нравилась методика преподавания Расщепкиной Александры Андреевны, я поступила на химбиофак в пединституте. Из нашего класса Надя Зельцер тоже поступила на этот же факультет.
Нас разу привлекли к участию в художественной самодеятельности. Большинство девочек пели в хоре. Как старшеклассников, нас пускали в кино на вечерние сеансы в клубе по средам, субботам и воскресеньям на 7-ми часовой сеанс. Когда была непогода и не могли своевременно на самолете привезти другие кинофильмы, то иногда приходилось смотреть один и тот же кинофильм по несколько раз. В школе была очень хорошая библиотека, где кроме той литературы, что мы должны были читать по школьной программе, было много и других книг. Так нам было чем заниматься долгими зимними вечерами, когда за окном бушует вьюга. Снега в Херпучах выпадало довольно много.
Второй достопримечательностью поселка была высокая гора в центре под названием Каланча. На ней обычно все фотографировались. И летом, и зимой, и в одиночку, но чаще всего всем классом. Думаю, такие фотографии есть у каждого выпускника Херпучинской школы.
Все мне в Херпучах нравилось, и люди, простые, доброжелательные, и природа. Что стоит только наша сопка любви, которая стоит вся розовая от цветения рододендрона или как его называли, багульника, на фоне ярких зелененьких иголочек молоденьких листвениц. Очень красиво. А еще выше была гора Дубовка, названная потому так, что на ней росли редкие в этих краях дубы. И там были такие заросли стланника, по которому идешь и не касаешься земли.
Часто в школе устраивали школьные вечера. В школе был свой духовой оркестр, и мы любили танцевать под живую музыку. В оркестре играл наш одноклассник Боря Приходько. В 10 классе ушли из нашего класса в вечернюю школу Олег Кутья и Коля Кривов. В 10 классе мы классом решили поехать в Хабаровск. Но как заработать деньги? И мы решили собирать бутылки у населения и сдавать в ОРС через маму Гали Аверихиной. Бутылки мыли в интернате, потом приезжала машина, и мы грузили бутылки. И что вы думаете? Собрали хорошую сумму и летом поехали в Хабаровск всем классом. Умора! Куда поехали, где жить? Но с жильем нам помогла Аляева.
Она приехала в Хабаровск на конференцию учителей и устроила нас на постой в доме учителя, мы спали на полу все в лежку. Мы были довольны и счастливы, что за жилье не надо было платить. Город есть город. Там все было для нас незнакомо. Мы, конечно же, ходили по магазинам, покупали промтовары. Копейки наши быстро улетучивались. Но о высоком мы не забыли, поэтому мы ходили в драмтеатр, смотрели спектакль с участием Людмилы Касаткиной. Она была еще молодая в то время. Также ходили на концерт Иосифа Кобзона, который совершал свой первый гастрольный тур по стране и был тогда совсем мало знаком. А также мы ходили в цирк, он был тогда в районе рынка. Все было классно. В Хабаровске нам все понравилось и мы довольные и счастливые, поплыли на пароходе «Пржевальский» обратно домой. Это незабываемое путешествие. Настроение было прекрасное. Вот так в приподнятом настроении мы пошли в 11 класс.
Последний год учебы в школе и жизни в интернате пролетел очень быстро. Мечталось побыстрее начать самостоятельную жизнь, но для этого надо было определиться с планами, а пока хорошо закончить школу и получить «аттестат зрелости». Мы были самыми старшими в школе, нас ставили в пример и не хотелось подводить ни самих себя, ни своих одноклассников, ни учителей. Поэтому учебе уделяли много внимания. Хотя были и первые влюбленности, и свидания, и прогулки при Луне. Мы были молодые и нам всё хотелось испытать в этой жизни.
И вот позади школьные экзамены и выпускной бал. Фотографии на память. Но вот у меня фотографии нашего выпускного класса со мной и моими подругами нет, в то время, когда она была сделала профессиональным фотографом, мы с девчонками уезжали на короткое время на Чля. Тем более что к этому времени уже было авиационное сообщение Херпучей с Николаевском-на-Амуре и потом самолетом долететь до Чля было вполне удобно и быстро. И недорого, кстати…
Позади школьные годы, которые чаще всего вспоминаются с большой теплотой. Все трудности школьной поры не помнятся, вспоминается только хорошее. И мои подруги по интернату, и по классу, и многое-многое другое. Мысли путаются, наскакивают одна на другую и, если я не очень связно все изложила, простите меня, это мое первое воспоминание, изложенное в письменном виде.
Вот такой рассказ получился у Любы. Я знал её лично, а с её одноклассником Борей Приходько играл в одном духовом оркестре несколько лет. Но я был еще и хорошим спортсменом, поэтому все вечера проводил на волейбольной площадке у интерната, где вместе играли в одной команде мальчишки и девчонки. Помню, очень много ребят выглядывали из окон интерната, наблюдали за нашей игрой. А те, кто умел играть, стояли около площадки, чтобы сменить на ней проигравших. Помню я и Ларису Макаренко, подружку Любы, не раз вместе с ней играли в одной команде. Больше я любил играть с моим одноклассником, который жил в интернате, Володей Ковалевым, он хорошо пасовал мне под нападающий удар.
Но баталии на волейбольной площадке около интерната были в мае-июне и в сентябре, когда были занятия в школе. Потом интернатские уходили на каникулы, и волейбольные поединки проводились на площадке рядом с клубом, где собирались мужики перед вечерними киносеансами. Не всегда играли полные команды шесть на шесть, играли и меньшим составом, главное, чтобы было кому мяч через сетку перебивать. А в летнее время в здании интернате проводились ремонтные работы, чтобы во время учебного года не случалось всяких ЧП. Мой отец в это время был директором Херпучинской школы, и руководил этим процессом, уходя в отпуск позже, обычно осенью.
Вот такой получился у нас с ЛЮБОЙ ДИМАЕВОЙ СОВМЕСТНЫЙ РАССКАЗ О ХЕРПУЧИНСКОМ ИНТЕРНАТЕ.
Свидетельство о публикации №221032800360