Херпучинский интернат

Херпучи – поселок на севере Хабаровского края, в районе имени Полины Осипенко. Это был центр Херпучинского прииска, вокруг которого было несколько поселков, входящий в систему приискового управления. Оглонги стояли на одной из проток реки Амгуни, по которой доставлялись все крупные грузы, необходимые для функционирования прииска.  Там были большие складские помещения и еще тепловая электростанция, дающая ток для работы драг (плавучих фабрик золота) и освещения домов в поселках.  Это были самые большие поселки, численность населения в них уже в конце 30-х годов превышала 2 тысячи человек в Херпучах и 1,8 тысячи – в Оглонгах.

Недалеко от Оглонгов был поселок Удинск на берегу Амгуни, где были подсобные хозяйства прииска, и также небольшая гидроэлектростанция.  Именно здесь стали строить рыбзавод, но при мне он еще был в самом зачатке.   Численность населения в Удинске была около 400 человек. На уборку картофеля в Удинск посылали учеников из Херпучинской средней и Оглонгинской семилетней школ.

Ниже по Амгуни были еще два поселка, где также выращивали овощи, и вели вылов,  обработку рыбы – Князево и Серго-Михайловское. Вообще по берегам Амгуни и нижнего Амура в 40-50-е годы было большое количество рыболовецких колхозов, занимающихся заготовкой и обработкой лососевых, т.е. горбуши, летней и осенней кеты.  Не знаю точно, были ли рыболовецкие колхозы в Князево и Серго-Михайловске самостоятельные, но вот то, что мы, школьники старших классов Херпучинской школы ездили копать картошку в эти поселки, могу утверждать, сам ездил. 

Уже в начале 30-х годов в наших местах сформировалась стройная система подготовки школьников. В небольших поселках были начальные школы, в Оглонгах – семилетняя, а в Херпучах – средняя школа и интернат, где жили дети из небольших поселков, учащиеся 5-10 классов. А вот ученики 8-10 (потом 11 классов) из Оглонгов жили дома, и на автобусе ездили на уроки в Херпучи каждый день.

Дом, где я прожил до 18 лет, был рядом со школой в Херпучах,  буквально в 40 метрах от неё, вторым по счету. Поэтому все, что происходило в школьном дворе, для меня было знакомо.  Когда я только пошел в школу, в поселке был детский дом.  Он занимал бывшее здание среднего технического училища, которое существовало до войны. Но потом училище закрыли,  и в здании открыли детский дом.  Воспитанники детского дома  школьного возраста, естественно, ходили в Херпучинскую школу.  Рядом с высоким, в два этажа, с потолками в 4 метра, зданием школы был интернат, Г-образной формы.  Школа, интернат и мехмастерская, в которой потом сделали спортзал, отапливались паром из кочегарки, стоявшей рядом. Кочегарка потребляла огромное количество дров, которые высокими штабелями лежали рядом с кочегаркой.  Между зданиями школы, спортзала  и интерната была  плохонькая спортивная площадка, в которой была яма для прыжков в длину и высоту, а также для игры в волейбол. Вечерами в теплое время года и в сухую погоду на волейбольной  площадке разворачивались баталии, продолжающиеся до темна.  Фотография на заставке сделана именно там. Справа – здание интерната.

Но нужно сказать, что это уже пристройка к основному зданию. Даже не знаю, что там было, потому что, когда я впервые зашел в это Г-образное здание, интерната там не было.  Эта пристройка с обычными для деревянных домов окнами составляла маленькую часть в букве Г.  А вот большая часть этой буквы строилась вместе со зданием школы,  сужу по тому, что в этой части очень большие окна, примерно такие же, как в школе.

Вообще наша школа и такая же в поселке Веселая Горка, являла собой ансамбль деревянного зодчества. Высокие потолки, 4 метра высотой, огромные окна, которые в наших северных краях давали хорошее дневное освещение в классных комнатах, довольно крутые деревянные  лестницы на второй этаж, по которым мальчишки предпочитали спускать  на пятой точке. Построенная в начале 30-х годов, школа успешно выполняла свои функции, пока деревянные конструкции не рассохлись и пришлось строить другую школу, рядом с первой. Но это уже случилось в 80-е годы.

Но мой рассказ идет о времени намного ранним, когда и школа была старая, и интернат тоже.  В нем были такие же огромные окна и большие комнаты. Даже не знаю, сколько в одном комнате стояло кроватей.  Я в этот период в здание не заходил.  Но потом интернат перевели в освободившееся здание детского дома, а в этом здании организовали комнаты для производственного обучения,  которое внедрили во времена Хрущева.  Вот тогда я и стал заходить в это здание.

С западной стороны здания шел длинный коридор, из которого можно было зайти в комнаты. В торце этого коридора был вход в небольшую комнату, в которой был оборудован радиокласс и где я осваивал премудрости работы радиста, или правильно, радиооператора.  А во время перерывов мальчишки развлекались, перепрыгивая через гимнастического коня, неизвестно как оказавшегося в коридоре.  Помню, был класс, где девчонки занимались домоводством, в другом классе мальчишек обучали токарному,  автослесарному делу,  одно время в школе был автомобиль «полуторка», правда, без кабины и кузова, одна рама, двигатель и колеса. А вот столярному и слесарному  делу еще в  5-8 классах нас учили совсем в других зданиях.  Но это мальчишек, а вот чем занимались на уроках труда девчонки, не помню.

А интернат в это время располагался  совершенно в другом месте.  Но где и как жили в нем школьники, лучше меня рассказала Люба Димаева, которая закончила школу на 2 года раньше меня, и жила в интернате. Вот её рассказ.

Поселок Чля, где прошло мое детство и где я закончила семь классов, небольшой, и там испокон веков была лишь семилетняя школа. И все её выпускники должны были решать, куда ехать, чтобы продолжать учение, если хотели получить среднее образование и потом высшее.  Такой выбор был и передо мной.  Поселок входил в то время в Тахтинский район Нижне-Амурской области Хабаровского края.  В тот год интернаты были в 3-х школах этого района – в  районном центре Тахте, на Белой Горе и  в Херпучах.

Со школьных времен мы дружили великолепной  четверкой: я - Люба Димаева, Тамара Семенова, Лариса Макаренко и Нина Николаева. Окончив 7 классов,  мы поехали в интернат на Белую Гору. Это было ближе всего к нашему поселку.  Началась жизнь в интернате со своим укладом, непривычным после жизни дома.  Но что делать, получать образование надо, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Год проучились на Белой Горе  и по окончании учебного года стало известно,  что закрывают среднюю  школу и оставляют  только  8 классов. Там, где стоял интернат,  сейчас все разрыли, разравняли,   работают  драги и добывают золото. Волею судьбы  я потом работала в школе на Белой Горе,  преподавала химию, биологию, зоологию и даже дали в нагрузку историю т.к. не было преподавателя по истории.

Перед ними встал вопрос - куда пойти учиться? Класс разделился: часть поехали в Тахту, а мы,   четверка горячих,   решили поехать  в Херпучи, хотя они намного дальше,  чем Тахта. Тахта стоит на Амуре,  а Херпучи с Оглонгами на притоке Амура - Амгуни. Я не помню, чем мы руководствовались, когда принимали такое решение. Возможно, слышали что-то от девочек старше нас, которые жили в интернате в Херпучах и учились  в средней школе.

И вот нас ждала  другая жизнь, другой интернат. Поехали мы не оглядываясь, видимо, очень хотели учиться.  И вот мы в Херпучах.  Это случилось в конце лета 1960 года, когда мы все вместе приехали на теплоходе в Оглонги и потом на автобусе в Херпучи.

Поселок не очень большой, разбросан в разные стороны, но очень чистый, никогда и нигде не было видно мусора. Мы довольно быстро с девчонками познакомились с поселком и узнали, где школа, где клуб и другие здания. Интернат располагался в центральной части поселка, на улице Школьной. Рядом было несколько бараков на той же стороне улицы, а напротив шли огороды и постройки домов на параллельной улице Центральной. До школы была идти буквально 120-130 метров по деревянным тротуарам вдоль нашей улицы.

Здание интерната было довольно  старое, деревянное. Как нам рассказали, еще недавно здесь располагался детский дом,  который был закрыт буквально годом раньше. И в этом здании после ремонта  разместили интернат. Мы с девчонками были рады, что нас  поселили в всех вместе в одну большую комнату. Вместе с нами жили девочки на год старше, тоже из Чля:  Валя Смоленцева и Света Лузина. Жили дружно, никогда  не ругались, выполняли работу по комнате и дежурили в столовой.  Мы, родившиеся в сельской местности и с детства привыкшие помогать родителям, не чурались никакой работы. Да её особо и не было. Разве что помыть полы в своей комнате. Учитывая, что нас жило в комнате 6 девочек, пол приходилось мыть раз в неделю.  Чуть чаще мы участвовали в раздаче пищи в столовой. Дежурили целый день, поэтому утром приходилось вставать чуть пораньше других, чтобы успеть умыться, одеться и приготовить столовую к завтраку.   Сердобольные поварихи дежурным давали поесть что-нибудь вкусненькое, поэтому никто не отказывался подежурить в столовой интерната.

В интернате были созданы все  условия для  проживания школьников, и не только старших классов. В интернате жили ребята из небольших   поселков вдоль Амгуни, где имелись только начальные школы.  Была столовая и кухня, комната для занятий и приготовления уроков. Завтрак, обед и ужин по расписанию. Питание было скромное, но мы наедались.   Всегда чувствовалась забота о нас наших воспитателей и учителей. Интернат и школу обслуживала небольшая котельная, снабжая нас теплом и водой. Остальные удобства были на улице.

Особой достопримечательностью в Херпучах была двухэтажная, деревянная школа. Мне она очень нравилась,  и я часто потом видела её во сне. Высоченные потолки, огромные окна давали много света в дневное время. Парты были расставлены так, что были довольно широкие проходы между рядами.

Безболезненно мы с девчонками  влились в коллектив класса.  Класс был сборный -  часть с Оглонгов: Эля Оводова , Фая Ахметгазеева,  Борис Приходько, Леша Акименко. С Удинска были Люба Милинцевич, Валя Рассказова. А также местные: Мила Карпикова, Валя Жесткова жила у своей тети Скоробогатовой, Валя Олейникова тоже жила у тети, Олег Кутья.  Надя Зельцер и Надя Курочкина стали местными, их семьи переехали с прииска Михайловского. В 8 классе  мы с ними учились на Белой Горе и жили в интернате, но за лето их родители переехали в Херпучи.   

В  те годы в школах была принята программа 11 -летнего образования с производственным обучением в старших классах. Мы, девочки,  получали профессию  швея легкого женского платья,  а мальчики изучали токарное дело. Многим девочкам нравилось шить, для работы по кройке и шитью была оформлена мастерская, закуплены швейные машины.

В Херпучинской школе была кабинетная система и мы на перемене переходили из одного класса в другой. Очень хорошо были оборудованы классы, где проходили обучение физике и химии.  Они располагались на первом этаже. Здесь же был большой зал, который использовался для проведения общешкольных собраний, торжественных мероприятий и танцев.  А раньше он был и спортзалом.  На первом этаже было еще две классных комнаты, библиотека  и учительская.   На второй этаж с двух сторон вели довольно крутые деревянные лестницы с такими же деревянными перилами, по которым мальчишки часто съезжали вниз. Это считалось шиком.   На втором этаже был кабинет директора школы и несколько классных комнат, оборудованных наглядными пособиями.

Рядом со зданием школы была котельная и еще несколько зданий – спортзала и производственного обучения школьников.  Еще недавно в этом здании располагался интернат.  Между зданиями была оборудована примитивная спортплощадка – поле для игры в волейбол и турник, а в другой части прыжковая яма с опилками.  Волейбольная площадка была и рядом со зданием интерната и там частенько играли в волейбол мальчики и девочки. Я не увлекалась этой игрой, а вот моя подружка Лариса Макаренко частенько составляла компанию мальчикам.

Все девочки очень ответственно относились к учебе. Вспоминаются все учителя; они вкладывали в наши головы знания, которые должны были нам пригодиться в жизни.

Математику в старших классах  преподавала Муратова Раиса Захаровна: учила нас мыслить объемно и понимать то, что видишь. Учительница литературы  Аляева Валентина Николаевна была для нас примером во всем: в привычках,  образе своем, хотелось ей подражать и быть на нее похожей.

Очень мне нравились уроки истории, которые вела Феденистова, всегда слушали внимательно особенно про светлое будущее – коммунизм. Но это была мечта,  мы так и не дождались его. Уроки по немецкому  языку преподавала Щербакова Александра Степановна, но немецкий мне в голову не лез,  но занимались мы старательно, учились объясняться между собой. Но зато латынь мне давалась хорошо.

Уроки физкультуры  привили нам закалку и выносливость. Преподавателем был Мизиш - его дочь Инна училась с нами в классе. Меня поразила особенность уроков по физкультуре тем, что мы всей школой утром делали зарядку  в теплые дни на улице, а зимой в помещении. Зимой всегда ходили на лыжах. Часто устраивались  соревнования по лыжным гонкам. И мои одноклассники Боря Приходько и Олег Кутья  хорошо выступали и на школьных, и на районных соревнованиях.

Видимо потому что я любила уроки химии и мне нравилась методика преподавания Расщепкиной Александры Андреевны, я поступила на химбиофак в пединституте. Из нашего класса Надя Зельцер тоже поступила на этот же факультет.

Нас разу привлекли к участию в художественной самодеятельности. Большинство девочек пели в хоре.  Как старшеклассников, нас пускали в кино на вечерние сеансы в клубе по средам, субботам и воскресеньям на 7-ми часовой сеанс.  Когда была непогода и не могли своевременно на самолете привезти другие кинофильмы,  то иногда приходилось смотреть один и тот же кинофильм по несколько раз.  В школе была очень хорошая библиотека, где кроме той литературы, что мы должны были читать по школьной программе, было много и других книг.  Так нам было чем заниматься долгими зимними вечерами, когда за окном бушует вьюга.  Снега в Херпучах выпадало довольно много.

Второй достопримечательностью поселка была высокая гора в центре под названием Каланча. На ней обычно все фотографировались. И летом, и зимой, и в одиночку, но чаще всего всем классом.  Думаю, такие фотографии есть у каждого выпускника Херпучинской школы.

Все мне в Херпучах нравилось,  и люди, простые, доброжелательные,  и природа. Что стоит только наша сопка любви, которая стоит вся розовая от цветения рододендрона или как его называли, багульника,  на фоне ярких зелененьких иголочек молоденьких листвениц.  Очень красиво.  А еще выше была гора Дубовка, названная потому так, что на ней росли редкие в этих краях дубы.  И там были такие заросли стланника, по которому идешь и не касаешься земли.

Часто в школе устраивали школьные вечера.  В школе был свой духовой оркестр, и мы любили танцевать под живую музыку. В оркестре играл наш одноклассник Боря Приходько. В 10 классе ушли из нашего класса в вечернюю школу Олег Кутья и Коля Кривов. В 10 классе  мы классом решили поехать в Хабаровск. Но как заработать деньги?  И мы решили собирать бутылки у населения и сдавать в ОРС через маму Гали Аверихиной. Бутылки мыли в интернате, потом приезжала машина,  и мы грузили бутылки. И что вы думаете? Собрали хорошую сумму и летом поехали в Хабаровск всем классом.  Умора! Куда поехали, где жить? Но с жильем нам помогла Аляева.

Она приехала в Хабаровск на конференцию учителей и   устроила нас на постой в доме учителя, мы спали на полу все в лежку. Мы были довольны и счастливы, что за жилье не надо было платить. Город есть город. Там все было для нас незнакомо. Мы, конечно же,  ходили по магазинам, покупали промтовары. Копейки наши быстро улетучивались. Но о высоком мы не забыли, поэтому мы ходили в драмтеатр, смотрели спектакль с участием Людмилы  Касаткиной. Она была еще  молодая  в то время. Также ходили на концерт Иосифа  Кобзона, который  совершал свой первый гастрольный тур по стране и был тогда совсем мало знаком.  А также мы ходили в цирк, он был тогда  в районе рынка. Все было классно. В Хабаровске нам все понравилось и мы довольные и счастливые,  поплыли на пароходе «Пржевальский»  обратно домой. Это незабываемое путешествие. Настроение было прекрасное. Вот так в приподнятом настроении мы  пошли в 11 класс.

Последний год учебы в школе и жизни в интернате пролетел очень быстро.  Мечталось побыстрее начать самостоятельную жизнь, но для этого надо было определиться с планами, а пока хорошо закончить школу и получить «аттестат зрелости». Мы были самыми старшими в школе, нас ставили в пример и не хотелось подводить ни самих себя, ни своих одноклассников, ни учителей.  Поэтому учебе уделяли много внимания. Хотя были и первые влюбленности, и свидания, и прогулки при Луне. Мы были молодые и нам всё хотелось испытать в этой жизни.

И вот позади школьные экзамены и выпускной бал.  Фотографии на память. Но вот у меня фотографии нашего выпускного класса со мной и моими подругами нет, в то время, когда она была сделала профессиональным фотографом, мы с девчонками уезжали на короткое время на Чля. Тем более что к этому времени уже было авиационное сообщение Херпучей с Николаевском-на-Амуре и потом самолетом долететь до Чля было вполне удобно и быстро. И недорого, кстати…

Позади школьные годы, которые чаще всего вспоминаются с большой теплотой. Все трудности школьной поры не помнятся, вспоминается только хорошее. И мои подруги по интернату, и по классу, и многое-многое другое.  Мысли путаются, наскакивают одна на другую и, если я не очень связно все изложила, простите меня, это мое первое воспоминание, изложенное в письменном виде.

Вот такой рассказ получился у Любы. Я знал её лично, а с её одноклассником Борей Приходько играл в одном духовом оркестре несколько лет.  Но я был еще и хорошим спортсменом, поэтому все вечера проводил на волейбольной площадке у интерната, где вместе играли в одной команде мальчишки и девчонки. Помню, очень много ребят выглядывали из окон интерната, наблюдали за нашей игрой. А те, кто умел играть, стояли около площадки, чтобы сменить на ней проигравших. Помню я и Ларису Макаренко, подружку Любы, не раз вместе с ней играли в одной команде. Больше я любил играть с моим одноклассником, который жил в интернате, Володей Ковалевым, он хорошо пасовал мне под нападающий удар.

Но баталии на волейбольной площадке около интерната были в мае-июне и в сентябре, когда были занятия в школе. Потом интернатские уходили на каникулы, и волейбольные поединки проводились на площадке рядом с клубом, где собирались мужики перед вечерними киносеансами.  Не всегда играли полные команды шесть на шесть, играли и меньшим составом, главное, чтобы было кому мяч через сетку перебивать.  А в летнее время в здании интернате проводились ремонтные работы, чтобы во время  учебного года не случалось всяких ЧП. Мой отец в это время был директором Херпучинской школы, и руководил этим процессом, уходя в отпуск позже, обычно осенью.

Вот такой получился у нас с ЛЮБОЙ ДИМАЕВОЙ СОВМЕСТНЫЙ РАССКАЗ О ХЕРПУЧИНСКОМ ИНТЕРНАТЕ.


Рецензии