Про корову

Думаете, только козы и кошки были в моей здешней жизни? Ой, нет! Корова у меня была! Не у нас. У меня!
 А что делать? Зарплату мне и пенсию маме не платили месяцами. Сын, между тем, заканчивал школу. Значит, впереди подготовительные курсы, репетиторы. Далее - Университет. Чем платить за всё это? А еда, одежда, дорога и всё остальное тоже чего-то стоят!
У сестры и её мужа были друзья, в прошлом – гродненцы – Феликс Михайлович и Мария Зигмундовна. Он - военный пенсионер, кем прежде была Мария – не знаю. Я, конечно, тоже общалась с ними, потом и подружилась.  Они совсем недавно купили домик в нашем посёлке. И стали подыскивать себе друзей. Остановили свой выбор на моей сестре и её муже. Времена были тяжёлые, самое начало дикого капитализма, когда не было ничего, прежде всего,денег, и разрешалось всё! Вот друзья наши и переселись в село, где всё же проще было выжить. Торговали чем-то, возились в огороде, как-то держались наплаву. А потом отважились завести корову, хоть и были лет на десять старше нас с сестрой. Невыносимо тяжёлый это труд – содержать корову. Но Феликс, крепкий на вид мужчина, достойно управлялся с ней. Заготавливал сено на зиму, добывал какие-то другие корма для неё, ну и всё остальное делал. Дети их с внуками жили в городе. Вот они и помогали им.
  В то лето друзья почти на две недели поехали на Родину, на свадьбу кого-то из родных.  И на это время пристраивали свою корову. Конечно, среди знакомых людей. Но какие знакомые у новичков? Кому ещё они, приезжие, могли доверить свою кормилицу? Только моей сестре. Но сестра и корова – совершенно несовместимые уровни и понятия. Не барское это дело - коровам хвосты крутить! Выяснилось, что имели-то ввиду они меня. А я – что? Простолюдинка. Всю свою взрослую, сознательную жить провела в горах, в поле, на своих опытных участках - с тяпкой или с ручкой и блокнотом в руках. А в школьные годы и в ранней молодости – на хлопковых полях. Но «хлопковых воспоминаний» всем узбекистанцам хватит до самого конца! А вот как вспомню свои счастливые САНИИФские годы, аж в глазах темнеет от всего пережитого. Как такое можно было выдержать?! Тут даже не физические тяготы вспоминаются, а хамство и самодурство власть имущих. Ведь институтские поля – это тоже чьи-то опытные участки. А вкалывали на них все мы. И попробуй не выйти!  На всех собраниях будут клеймить позором! Так было принято.
 С коровой наших друзей мы с сестрой как-то справлялись. Жила она, конечно, у нас, значит, и бОльшая часть забот о ней была на мне. Самое ужасное – вставать в пять утра, доить её и отправлять в стадо. Вечером встретить, привести домой и подоить. Сестра, как могла, помогала мне. 
Феликс с Марией вернулись, наконец,  домой и сообщили мне, что им пришла в голову «счастливая» мысль, как помочь мне «добывать» деньги на репетиторов. Они предложили купить корову и продавать молоко. Вот и деньги будут!  Кто бы знал, как страшно мне было даже думать об этой корове. А что я буду делась с ней зимой? Чем кормить? А убирать за ней? Друзья успокоили, сказали, что в зиму и не нужно будет оставлять её. Подержать лето, а как только сын поступит в институт, сразу и продать.  Согласилась. Всё равно ведь выхода не было! Сын учился хорошо, но рисковать было страшно. А репетиторы ведь – будущие экзаменаторы!
Феликс взялся за поиски и нашёл на окраине Тамбова нам корову Милку, хорошую по всем показателям. Спокойную, удойную и красивую. Они с Марией решили, что раз я справилась с их коровой, то справлюсь и со своей. Друг поехал со мной за той коровой. Сторговался. Помог привезти её к нам. И началась моя «коровья» жизнь. Про «вставать рано, доить, провожать в стадо и встречать из стада» - уже сказано. Но мне предстояло ещё возить молоко в город и продавать его. Возила и продавала! А что делать? Где брать деньги на учёбу сына? Выбрала себе дом неподалеку от автостанции. Молоко, на моё счастье, оказалось очень вкусным и сразу же нашлись постоянные покупатели. Ждали меня с моими банками. Запомнилось, как один из покупателей увидев меня ещё издалека, шёл навстречу и прямо из рук чуть ли не выхватывал банку с молоком и, довольный, похлопывал ладонью по ней, повторял: «утрешник, утрешник». Оказывается, утреннее молоко вкуснее вечернего. Управлялась часа за полтора. На работе спокойно относились к моим опозданиям. Почти все так жили.
Зато я спокойно платила и за курсы, и репетиторам. Хватало и на продукты, на две семьи. Иногда у меня не получалось ездить с молоком в город и вместо меня ездила сестра. И к ней там тоже привыкли. На всё хватало вырученных денег.
Сын мой, после хорошей подготовки у репетиров, легко поступил! Спасибо корове и Феликсу. А тут и зарплату мне, и пенсию маме стали выплачивать вовремя. Жизнь начала налаживаться!
А четырьмя годами раньше, я примерно так же "поступила" в тот же университет и племянника.Слава Богу, у его родителей были деньги на репетиторов.Они в то время ещё в Ташкенте оставались, оттуда и прислали необходимую сумму.
Раз в году и коровы тоже хотят любви, вернее – задумываются о продолжения рода. В середине лета и Милка наша задумалась. Я видела, как хозяева, обязательно по двое, вели «загулявшую» корову домой. Хлестали её кнутом или лозиной. Жалко бывало бедняжку. И так ей нелегко! Как-то я пришла в обед на коровье стойло, чтобы подоить Милку, а мне сообщили, что корова моя «загуляла». Спросила, что мне делать. Объяснили, чтобы тут же вела её домой и сразу же – к осеменатору. Посоветовали кого-нибудь взять в помощь. А я сказала Милке: «Пойдём, моя дорогая Милка, жениха тебе искать». И пошли мы с ней домой. Моя золотая корова ни на шаг от меня не отошла. Спокойно пришли с ней домой, я сходила к ветфельдшеру. Тот всё положенное сделал и корова моя в положенный срок принесла телочку. Уже в другом дворе, у других хозяев.
Купили мы корову 12-го апреля, а продали 9-го сентября. Феликс и покупателя нашёл и продать помог.  Вернула остатки кредита банку. Избавилась я от тяжких забот о корове, но и осталась без такого ощутимого дополнительного заработка. Спасибо тебе, Милка за службу и прости, что продала тебя. Не по мне такая тяжёлая жизнь!
 В первые же «коровьи» дни я постарела лет на десять. Даже чувствовала, как что-то происходило с моим лицом. И не сразу потом привела себя в прежнее состояние.
Как я выдержала эти пять месяцев!? Как?


Рецензии