Взятка

 «Во врачебном искусстве нет врача, окончившего свою науку» – хорошо известный афоризм Матвея Яковлевича Мудрова, профессора, одного из основателей русской терапевтической школы, первого директора медицинского факультета Московского университета. Впервые в России он ввёл опрос больного и составление истории болезни, внедрил схему исследования больного; современники сказали бы – разработал алгоритм осмотра и обследования пациента.

Высказывание М. Я. Мудрова, практиковавшего в начале девятнадцатого века, актуально и до настоящего времени. В каждой организации здравоохранения систематически проводятся врачебные конференции, семинары, тематические занятия, зачёты, экзамены …

Лечебные учреждения общего профиля часто приглашают на свои конференции врачей из специализированных организаций здравоохранения: онкологов и акушеров-гинекологов, дерматологов и венерологов, фтизиатров и психиатров. Необходимость ангажемента профильного специалиста определяется текущей ситуацией: выросла онкологическая запущенность – онколога; «разгулялись» в городе инфекции, передающиеся половым путём – венеролога; значительно возросла первичная заболеваемость туберкулёзом – фтизиатра.

В то утро врачи Барановичской городской больницы ожидали планового визита венеролога: лекции-беседы врачей этой специальности коллеги всегда слушали с большим интересом. Описание почти детективных случаев «поимки» источника «стыдной» инфекции вызывало смех и живую реакцию слушателей.

Кстати, именно на одной из таких лекций я впервые узнала, что примерно десять-тринадцать процентов населения земного шара абсолютно невосприимчивы к сифилису. Интересно, существует ли врождённый иммунитет к COVID-19?

Открывая врачебную конференцию, главный врач больницы сказал:

— Мы перенесли встречу со специалистом-венерологом на следующее заседание. А сегодня к нам прибыл прокурор К., который доложит о криминальной обстановке в городе.

Прокурор рассказал о последних случаях дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами и о нескольких тяжёлых производственных травмах. Слушатели недоуменно переглядывались.

После короткого вступления докладчик перешёл к основной теме своего визита – мздоимству.

— Я недавно возвратился с курсов усовершенствования, там этому вопросу было уделено о-о-чень большое внимание!

Врачи, ожидавшие пикантных историй о случаях инфицирования заболеваниями, передающимися половым путём, начали перешёптываться. Блюститель законности, не желая терять внимания слушателей, задал медикам любопытный вопрос:
 
— Хочу спросить: какая отрасль народного хозяйства нашей страны, на ваш взгляд, является наиболее коррумпированной?

Из зала посыпались предположения:

— государственная служба

— МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций)

— промышленность

Ярослав Иванович Сергель, заведующий отделением оториноларингологии, вполголоса добавил:

— правоохранительные органы и прокуратура (такое заявление в восьмидесятые годы – проявление чрезвычайной смелости).

Лектор услышал гипотезу заведующего отделением и, нарочито весело, произнёс:

— Нет, доктор, Вы ошибаетесь. По данным органов надзора за соблюдением законов и законности, самая коррумпированная сфера – здравоохранение!

Победно оглядев притихшую аудиторию, прокурор начал перечислять самые распространённые среди медиков страны варианты мзды: коньяк-шампанское, мясные и рыбные деликатесы, чай-кофе, конфеты-кондитерские изделия. Подробно описывая каждый случай получения медиками «взяток», оратор изредка поднимал голову от бумаг и неодобрительно осматривал присутствующих в зале врачей. Создавалось впечатление, что прокурор обличает торговцев наркотиками, оружием или людьми.

Первым не выдержал всё тот же Ярослав Иванович. Как будто обращаясь к соседу, он в полный голос произнёс:

— Видишь, Валерий Алексеевич, если мне или тебе пациент принесёт коньяк или шоколадку – это взятка! А если директор украдёт несколько вагонов продукции возглавляемого предприятия, это – бизнес!

Раздавшийся в аудитории хохот сбил с панталыку оратора. В небольшом городе многие знали о «большой дружбе» ревностного приверженца соблюдения законности с «нужными людьми», не разделявшими понятия – «государственное» и «моё».

Прокурор К. стушевался, посмотрел на часы и заявил, что через четверть часа начинается судебный процесс с его участием.

Извинившись, он удалился.
 
В то утро был установлен рекорд продолжительности врачебного заседания – оно длилось всего двадцать минут.

Возвращаясь на рабочее место в поликлинику, я вспомнила эпизод из своей врачебной практики, связанный с обсуждаемой на заседании проблемой – мздоимством.

На первом году работы участковым терапевтом ко мне обратился пятидесятилетний мужчина, фамилия, имя и отчество которого говорили о его польском происхождение.
Высокого, хорошо сложенного мужчину с правильными и выразительными чертами лица, можно было назвать красивым, если бы не синюшно-багровый цвет его лица. Было видно, что он стесняется своего внешнего вида и не понимает, что же за напасть такая с ним случилась?

Болеслав Станиславович начал разговор с жалоб на окраску кожных покровов:
 
– Доктор, мне перед людьми стыдно! Все думают, что я выпиваю! А у меня – давление, я не пью, мне нельзя!

В амбулаторной карточке было отмечено место работы и должность пациента: «Заготовительная контора, директор».

Опросив и осмотрев больного, выявила незначительное повышение артериального давления, которое у пациента начало повышаться около пяти лет назад. Назначила обследование и повторный осмотр после получения его результатов.

Время приёма уже близилось к завершению, когда в кабинет зашёл лаборант и протянул мне бланк с результатами общего анализа крови пациента:

— За десять лет работы в лаборатории мне впервые попала такая «кровь».

— А чем она отличается от других «кровей», Николай? – уточнила я.

— РОЭ (реакция оседания эритроцитов; в настоящее время – СОЭ – скорость) не определяется. Вместо часа, положенного по инструкции, я ожидал почти полтора часа, – ответил сотрудник.

— И что? – поинтересовалась я.

— И ничего! Ни один эритроцит не выпал в осадок! – ответил Николай.

Я задумалась. Стаж моей врачебной практики тогда был ещё минимальным, а из институтских знаний ничего не приходило в голову.
 
— Так что мне писать в графе РОЭ – ноль? – лаборант возвратил меня в кабинет.

— Нет, Николай, поставьте «единичку», будем дальше думать!

Направляясь на терапевтический участок для выполнения визитов на дом, в машине я ещё раз посмотрела анализ: количество эритроцитов, красных кровяных телец в периферической крови пациента превышало показатель нормы в полтора раза.

— Да-да, помню занятие по терапии, когда наш преподаватель, доцент Тамара Даниловна Бельская, рассказывала о «сгущении крови» у лиц, страдающих повышенным давлением. Стало быть, у пациента – вторичный эритроцитоз на фоне артериальной гипертензии, – осенило меня.
 
Никогда я так не стремилась домой, как в тот день. Добравшись до медицинских справочников, нашла «книжное» подтверждение предполагаемому диагнозу.

На повторном приёме я ознакомила больного с результатами анализов и установленным диагнозом. Пациент вопросительно посмотрел на меня:

— А что это означает, доктор?

— Это указывает на обеднение крови жидкой составной частью её, своего рода сгущение крови. В Вашем случае заболевание вызвано повышенным артериальным давлением, – пояснила я.

– А оно лечится? – осторожно уточнил Болеслав Станиславович.

— Разумеется, но об этом – чуть позже. А теперь раздевайтесь до пояса, я Вас осмотрю, – предложила я.

Ничего нового в состоянии пациента по сравнению с предыдущим осмотром я не выявила, за исключением давления: оно было значительно повышено.
 
Я отвела больного в процедурный кабинет для «забора крови на биохимический анализ». Пока он раздевался, шепотом попросила опытного медработника сделать «частичное» кровопускание пациенту.

— Да, знаю-знаю, мы раньше, в начале шестидесятых годов, часто эту процедуру гипертоникам делали: лекарств-то ведь не было! – заговорщицки сообщила мне процедурная сестра.

Дождавшись окончания медицинской манипуляции, возвратились в кабинет. Повторно измерив у пациента давление, убедилась, что были правы древние медики, предпочитавшие кровопускание другим методикам лечения; уровень артериального давления снизился до приемлемых цифр.
 
История кровопускания насчитывает несколько тысячелетий: оно было известно в Древней Индии и Древнем Китае. О пользе этой медицинской манипуляции рассуждали врачи античности. В их числе, Гиппократ, древнегреческий целитель, врач и философ, вошедший в историю, как «отец медицины». Клавдий Гален, древнеримский философ и медик греческого происхождения, внесший весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, неврологию и фармакологию, также был приверженцем «кровавой» лечебной процедуры.

Кровопускание прописывали доктора средневекового Запада и Востока. В Европе вплоть до конца девятнадцатого века, отъём определённого количества крови больного, являлся массовым терапевтическим и профилактическим средством.

В начале восьмидесятых годов прошлого века ещё не было достойных препаратов для проведения противосвёртывающей терапии. Я назначила своему подопечному несколько кровопусканий, аспирин, комплекс витаминов и общеукрепляющих средств.

Порекомендовала больному щадящий режим работы, умеренные физические нагрузки, предпочтительнее – ходьбу, рациональное питание с ограничением белков животного происхождения – мяса и субпродуктов (откровенно говоря, всё то, о чём прочитала в умной медицинской книге накануне повторного осмотра).

Примерно через месяц в кабинет зашёл Болеслав Станиславович. В руках он держал букет белых гвоздик и большой плоский свёрток в серой упаковочной бумаге.

Поздоровавшись, он извинился за вторжение:

— Я ведь сегодня не записывался к Вам на приём!

— Не беспокойтесь, на сегодня мы уже всех «вылечили»! – шуткой ответила я на приветствие и пригласила пациента присесть.

— Нет-нет, я всего на минуточку! – был ответ.

Внимательно разглядывая визитера, я не понимала, что же в нём изменилось?!

Мужчина подошёл ко мне и протянул букет:

— Это Вам, доктор! В знак благодарности за лечение!

При ближайшем рассмотрении я поняла, какие изменения в облике пациента меня удивили: цвет его кожных покровов приобрёл обычный для здоровых людей, бледно-розовый оттенок. И манеры мужчины стали иными: исчезли стеснение и неловкость, сопровождавшие его в первое посещение врача.

Заметив мой изучающий взгляд, «нежданный гость» поведал, что кроме изменений внешнего вида, он отмечает и значительное улучшение самочувствия.

— Я теперь совсем другой человек благодаря Вам! Спасибо большое! А это – маленький подарок ко Дню медицинского работника!

И протянул мне прямоугольный свёрток размером примерно шестьдесят на тридцать сантиметров.

Я поблагодарила дарителя за цветы, а от упакованного предмета отказалась.

– Не обижайте меня, пожалуйста, Нелли Гавриловна, здесь конфеты к празднику! Я ведь специально для Вас из Прибалтики их привёз! – дрогнувшим голосом произнёс посетитель.

Так и произошло моё первое «грехопадение» – против прибалтийских конфет я устоять не смогла.

Сняв дома серую упаковку, я поразилась красочному оформлению коробки. Её глянцевый верх украшала цветная фотография изысканного серебряного чайного сервиза удивительной красоты; на обороте коробки значилось – «Кондитерская фабрика «Лайма», г. Рига.

Вскоре представилась возможность попробовать содержимое коробки: к нам в гости приехала моя мама, любительница сладкого. Увидев подарочный набор шоколадного лакомства, она прокомментировала:

— За пятьдесят пять лет жизни я такой красоты не видела!

Попробовав конфету, добавила:

— И вкусноты!

Я ещё долго не решалась выбросить пустую коробку – уж очень хороша была фотография на ней!

P.S. Впоследствии Болеслав Станиславович регулярно наведывался в поликлинику для сдачи анализов и консультации лечащего врача; течение его редкой болезни приобрело стабильную и прогнозируемую форму.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли! Я думаю, понятие "взятка" в корне отличается от подарка, знак благодарности. Ну как не отблагодарить врача, если пациент очень хочет его отблагодарить небольшим презентом? Как его можно отблагодарить, если по телевизору уже нет концерта по заявкам телезрителей, а записи благодарности в книгу жалоб недостаточно?
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   31.03.2023 15:03     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Сердечно благодарю за отзыв!

Слово "взятка" применено мною в иносказательном, ироническом контексте, бытующем в среде медицинских работников:

- Давай кофейку попьем, мне тут "взятку" принесли, - предлагают коллеги, выкладывая на стол шоколадку.

С улыбкой и теплом.

Нелли Фурс   01.04.2023 09:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.