Богиня Ай-Гунда

               

Одной из древнейших религий тюркско-язычных народов, живших на территории современного Кыргызстана,  было  Тенгрианство – система архаических  языческих верований, обрядов и религиозных праздников.  По мнению историков эта религия предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э.  В этот период  на всей территории Средней Азии жили кочевые племена саков, которые были огнепоклонниками и у них в качестве реликтовых верований сохранялся культ многобожия.
Согласно древнетюркским воззрениям в сонме богов этой религии  главным  выступает бог Тенгри, главной богиней, женой  бога Тенгри  -  Умай-эне, богиней земли – Жер-Суу и богом подземного мира – Эрдик.  В качестве второстепенных богов в древнетюркской мифологии приводится дух по имени Гунда. 
Слово "дух" имеет два значения: 1 – состояние души (и дух наш молод) и 2.  божье существо, второстепенный бог, покровитель всего сущего (окружающей природы; т.е.  того, что есть.).
В Русско-киргизском словаре К.К. Юдахина, т.1 (Фрунзе, 1985 г.) в  качестве примера приводится божье существо по имени Ай-Гунда, что переведено как дух-покровитель планеты Луны по имени Гунда.
Название имени духа Гунда является  сложносоставным и состоит из двух слов « гун  + да», где слово» гун» происходит от кыргызского слова «кyн – солнце» +  да (та, ла) – древнемонгольский аффикс. В кыргызском языке при новом словообразование в производных словах часто глухие согласные заменяются звонкими «Х»  на «К» (хан-кан),, а «К» на «Г» (кан-ган).
Да, та, ла – древнемонгольские  аффиксы, которые в древнетюркском языке произносились как ды, ты, лы,  образующие от имён существительных имена прилагательные со значением обладания или изобилия. В кыргызском языке эти аффиксы приняли вид луу, дуу, туу с тем же значением. И  тогда имя Гунда можно перевести как солнечная луна или  луна, освещаемая солнцем.
В русском языке в соответствии с грамматикой слово Гунда является женской формой имени, и тогда получается, что дух Гунда – это богиня.
В rыргызском же языке и языках других народов при имянаречении детей использовались однотипные имена, не указывающие на род и тогда носитель имени Гунда мог быть и мужского и женского пола, что и наблюдается у разных народов, где Гунда у одних народов бог, а у других богиня.
В кыргызскую мифологию бог Гунда проник из мифологии иранских народов, и  в народном фольклоре прижился как бог-защитник от   разных житейских невзгодов и от укусов змей и ядовитых насекомых и широко использовался в заговорах  (бадик), заклинаниях и  в молитвах от них.  Вот пример одного из таких заклинаний:

                О  великий бог Гунда,
                Возникла вновь в тебе нужда.
                Снова к нам пришла беда,
                Помоги нам как всегда.

На кыргызском языке  бог это кудай, поэтому в соответствии с русской грамматикой это слово было переведено в значении мужского пола и Ай-Кунда стал богом мужского пола.
В религиях и фольклоре ирано-язычных народов, в частности в Персии, в Индии, в Абхазии в качестве божественного духовного существа выступает бог Гунда -   отдельный дух мужского пола.
В Кыргызской мифологии это божество называлось Ай-Гунда – дух покровитель Луны по имени Гунда. 
С древнейших времён в тюркской этнонимике были широко распространены  цветовые атрибутивы,  выделяющие то или иное племя от других  племён. Известны они были в древнетюркское время и на Тянь-Шане.  Могущественный союз тюргешских племён, созданный в VII веке состоял из двух племенных объединений кара-тюргешей и сары-тюргешей. В более поздней киргизской этнонимике цветовой атрибутив тоже нашёл широко отражение в названии племён и титулов их правителей Кара-хан         (роды кара-багыш, кара-баргы, кара-кесек,  кара-черик, кара-найман) и Сары-хан (роды сары-багыш, сары-баргы).
Соответственно каждое из этих племён поклонялось своему богу Гунде:  Кара-Гунда (чёрный Гунда) и Сары-Гунда (жёлтый Гунда).
И здесь следует отметить такой факт, что в религиях и мифологии других народов бог Гунда  был женского пола. При этом часто замечаемое в римской религии сопоставление мужского и женского божества имело место и в других религиях. Это было связано с тем, что при имянаречении детей у многих народов использовались одни и те же имена. Поэтому определить по имени пол человека не представлялось возможным. И тогда в таких языках бог Гунда мог быть и мужского и женского пола.
В древности, особенно на Востоке, люди поклонялись многим богам. Наряду с божествами культа (лат. cultus - почитание) огня и воды, существовали и «природные» боги, символизирующие те или иные явления природы. Это были боги неба и земли, боги солнца и луны, два бога-покровителя ветра – добрый и злой.
Так, в Персии,  Гунда - это главный персонаж местной мифологии;  отдельный дух, покровитель всего.  С этой точки зрения этот бог имеет два названия Ай-Гунда – дух-покровитель  Луны;  Жер-Гунда – дух-покровитель Земли.
В поволжских, русских и финно-угорских языках  имя Гундя или Гундяй, которое у марийцев  звучало как Кундей, и происходило от корня «кунд»: известного как перевод с марийского языка на русский слов -  «край, местность, родная сторона» и было именем людей мужского пола. Некоторые исследователи-лингвисты  предполагают, что слово «гундяй» -  практически и есть «земляк».
В Индии один из главных духов-покровителей назывался Кунда  и был женского пола. Согласно одной из местных легенд, одна из древних местных богинь, увидев шестерых симпатичных детей, воскликнула: «Какая гора детей!» и обняла всех, захватив их разом в одно объятие. Шестеро слились в одно существо с двенадцатью руками и глазами. Так появилась многорукая богиня Канда (по-сингальски «гора»). 
 В  абхазской мифологии Анана-Гунда – также женское имя  богини плодородия, охоты и пчеловодства, покровительницы деторождения (анана – мать  + гунда - красивая). Аналогичное значение имеет имя Гунда и на осетинском языке.
В древнегреческой мифологии духом Луны является божество женского пола, имя которого Селена (гр. selas – свет, блеск) и она является дочерью бога солнца (Гелиоса) и богини земли (Геи). На картинах художников того времени  Селена изображалась молодой женщиной в диадеме-полумесяце, облачённая в наряд цвета шафрана. Она мирно освещает землю, заливая всё серебристым сиянием. Богиня эта считалась могущественной и сильной.
В древней славянской мифологии богиня Луны называлась Дивией (слав. - диво, дивная, вызывающая удивление).
У других народов также были свои боги, связанные с Луной.  Например,  у шумеров — бог Нанна, у древних египтян — Ях, а римляне называли богиню ночного неба Луной (лат. luna – месяц, небесное светило), имя которой и стало названием этой планеты.
             Таким образом,  на основе анализа мифологий многих народов было выявлено, что имя Гунда могли носить боги и мужского и женского пола и это вносило определённые недоразумения при определении пола богов.


Рецензии