О пользе непрофильных знаний

Ни одно, на первый взгляд, бесполезное и непрактичное познание не является лишним, ибо жизнь непредсказуема в своих проявлениях.

Расскажу на своем примере. Я рано начал интересоваться самолетами и  кораблями – наверное, как все пацаны-шестидесятники  советского периода. Романтика морских походов  дальних перелетов и таежных туманов  не давала покоя.
 Решение  стать летчиком  превратилось в навязчивую идею, стоило мне  случайно полететь на Як-12  лесной охраны, и пилот дал мне подержаться  за штурвал двойного управления. Светлый круг пропеллера, дрожь штурвала в руках, проносящийся внизу лес-это было незабываемо.

Я читал все, что связано с авиацией, строил летающие модели планеров с резиномотором, качался на кольцах, тренируя вестибулярный аппарат - но все рухнуло на первой же медкомиссии.
 Ревматизм, искривление носовой перегородки и зрение 0,9  поставили четкий крест на всех мечтаниях, закрыв путь в летные и морские учебные заведения. Плюс весьма посредственные результаты в точных науках. Оставалась медицина. Мудрая мама подсказала, что медики нужны везде-и в авиации и во флоте.

Я закончил  медицинское училище и отправился в армию, защищать небо Дальнего Востока.В зенитно-ракетных частях, которые как известно и сами не летают и другим не дают ,было развито изучение авиации вероятного противника. Из секретных справочников (спасенных мной из кочегарки) и найденных на чердаке санчасти  «Военных зарубежников» я почерпнул массу познаний  о зарубежной и советской авиации. А способности к рисованию  часто избавляли  меня от караулов и дневальства, поскольку я оформлял командные пункты дивизионов , рисуя самолеты в трех проекциях с  тактико-техническими данными.

Потом медицинский институт во Владивостоке и неуемное желание отправиться в море, испытать себя в серьезных делах. Более всего подходил военный флот, но мне рекомендовали суда обеспечения ВМФ, где я гарантированно и до посинения  не буду вылезать из морей .Так я очутился сначала врачом на ледоколе ТОФ «Илья Муромец» ,где прошел серьезную морскую школу и «живьем» увидел японские боевые самолеты и корабли (которых тоже изучал по справочникам).
Потом, получив визу на загранплавание,  на танкере ТОФ «Илим», «загримированном» под танкер-раздатчик Дальневосточного пароходства, мы пошли на ремонт в Марсель. По дороге встречались и авианосцы с их палубной авиацией и базовые противолодочные «Орионы» ,а в Средиземке и вовсе весь спектр европейской авиации. Только успевай их  различать!

Очутившись в увольнении  я был просто ошарашен обилием глянцевых журналов  с великолепными иллюстрациями на  авиационные темы .Поразило и обилие пластиковых моделей кораблей и самолетов всех времен и народов. По сравнению со скудным  советским ассортиментом  здесь был просто рай. Разумеется, я накупил всего этого богатства, невзирая на удивленные взгляды моряков судна, в основном утолявших «товарный голод». Почти полгода мы провели во Франции. Наконец, обновленный «Илим» покинул  Марсель и отправился на боевую службу в Индийский океан.
Не успели мы покинуть терводы Франции, как над нами появился американский «Орион». Меня позвали на мостик ,как обычно определять что там летает для записи в судовой  журнал, и тут-то настал час моего триумфа.
 
Важно приложив бинокль  к глазам, разглядев лошадиную  голову ,нарисованную на киле, я начал изрекать:
-Самолет Локхид Р-3С «Орион» ,(привел название  авиакрыла, фамилию командира экипажа),арендован   Францией у США  на срок 6 месяцев, аэродром  базирования Ним-Гаррон .Назначение-патрулирование зон базирования 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР у побережья Ливии и Туниса, слежение за подводными лодками.
На мостике воцарилось недоуменное молчание. Я отложил бинокль и гордо продефилировал  в свою амбулаторию. Минут через десять ко мне подошел наш контрразведчик (замаскированный в судовой роли   под третьего штурмана, капитан-лейтенант Александр Ощупкин) и задал мне ожидаемый вопрос
-Откуда  ты это взял?
- Аналитическая работа с открытыми источниками!
- А конкретно?
Пришлось вытащить журналы «Интеравиа» и «Ле фанатик д, Авиасьон».Там  были заметки об этом «Орионе» с фотографиями, полной характеристикой  этого самолета и  его экипажа.К тому же он у них единственный.
 Ощупкин  внимательно просмотрел журналы:
-Так они же на французском языке!
-Видишь ли! В основе французского и итальянского лежит латынь, а у меня в институте была по ней  «пятерка». Да и преподавательница было  просто красавицей - вот и я старался! Как видишь-пригодилось…

Посмеялись немного. С тех пор , даже перейдя на другие  танкера бригады, меня всегда вызывали на мостик для опознавания типов  всего летающего и плавающего.
 Особенно  мне везло на танкере «Владимир Колечицкий» - то слежка за авианосцем» Мидуэй», потом  за «Энтерпрайзом» ,то визуальный контроль за учениями «Тим Спирит» возле тервод Южной Кореи, потом за базой на Диего-Гарсия. Научился отличать   в тумане и ночью  по звуку «Фантомы» от «Томкэтов». Много еще было интересного.

Однажды  даже поспорил с офицерами с разведкорабля, что опознаю самолеты со всего их  справочника. Опознал, выиграл бутылку коньяка (за отсутствием такового  был заменен адекватным объемом «шила»). Разумеется, употребили вместе - за флотское братство.

Но на пороге  уже стояли «лихие девяностые», флот начал ощутимо угасать, дальние походы сократились, пришлось сойти на берег.
На берегу была уже другая, рутинная работа чиновника от медицины, а по получению второго образования – и экологического эксперта.
 
Но, с другой стороны, появился дом, семья и стабильность. Появилась возможность  реализовать свое старое хобби заняться моделизмом , собирать коллекцию моделей кораблей и самолетов, появились друзья-единомышленники. Даже  создали  городской клуб моделистов, делаем выставки по праздникам.
Сейчас у меня на полках  под стеклом стоят 250 моделей самолетов всех времен и народов, есть ,разумеется, и корабли. Висят под потолком американский Р-3С»Орион» (тот самый, с лошадиной головой на киле) и японский Р-2J «Нептун», как  напоминание о прошлых морских походах.
И это отнюдь не мешает мне  и в писательской работе, просто отдыхаю душой, собирая какую-нибудь  модельку и погружаясь в  совершенно другой мир,где есть и походы и полеты.Пусть и виртуальные!(на фото с коллегой по моделизму ,бывшим летчиком)


Рецензии
Талантливый человек талантлив во всем, даже в своих увлечениях. Вам, Станислав, можно только позавидовать! Удачи в творчестве!

Ник Литвинов   24.06.2023 02:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.