Фуэте судьбы глава 28

                Глава 28.

                СОЛОР, НИКИЯ, ГАМЗАТТИ

     В феврале 1974 года в Таджикском театре оперы и балета им. С. Айни состоялась премьера балета Л. Минкуса «Баядерка». Постановка была задумана и частично осуществлена Натальей Георгиевной Конюс, ассистентом у неё была Малика Сабирова.  В разгар работы Н.Конюс срочно вызвали в Польшу, в г. Гданьск для постановки «Шопенианы», и всё легло на плечи М.Сабировой.

     Первые две картины Наталья Конюс сочинила по-своему, а в остальном она максимально приблизилась к спектаклю Ленинградского театра им. С.М. Кирова, который был возобновлён в 1941 году  и долго оставался в репертуаре театра.
Ещё детьми, учась в ЛАХУ, Малика Сабирова и её одноклассники  видели этот спектакль и  принимали в нем участие.
 
     В своей книге «Опера и балет Таджикистана» Н.Нурджанов написал о Малике Сабировой «Она взяла на себя классическую часть постановки М.Петипа и, сохранив его неповторимые композиции, восстановила ленинградский вариант».
Малика Сабирова исполняла в этом спектакле Никию, Музафар Бурханов – Солора, Гамзатти – Сусанна Узакова.
            ……………………………………….
«Никия Сабировой – это рассказ о красоте и вечности любви, её всепобеждающей силе, о величии чувств героини.

     Гармонию танцевального и актерского мастерства создавали М.Бурханов, Г.Головянц, К.Холов, исполнявшие партию Солора с М.Сабировой, Б.Исаевой и Т.Холовой в роли Никии.

     Каждый из них смог найти индивидуальную трактовку образов своих персонажей.
Роль дочери раджи Гамзатти исполняла С.Узакова. Её героиня олицетворяла красоту и страсть» - написал Н.Нурджанов в книге «Опера и балет Таджикистана».
          ……………………………………………….
     Весь репетиционный период спектакля «Баядерка» пришелся на декретный отпуск Татьяны. Она была назначена на исполнение партии Никии, но посещая репетиции,   запомнила обе партии: и Никию, и Гамзатти.
 
     Мне моя мама Татьяна нравилась больше в Никии, но и в Гамзатти она была очень красива.

     Спектакль «Баядерка» был настоящим украшением репертуара театра, зрители его очень любили.

     Я видела этот спектакль с разными исполнителями. Папа исполнял всегда Солора, а Никия и Гамзатти менялись. Когда мама исполняла Никию, то Гамзатти  танцевала Б.Исаева. В спектаклях, где высокомерную и коварную Гамзатти исполняла мама, Никию танцевала Л.Гусакова или Р.Мовбаракшина.

     Конечно, я не все спектакли посещала. Однажды, примерно в 1978 году, мы были дома и ждали возвращения родителей  после спектакля. Они пришли очень взволнованные и рассказали, что произошло в тот вечер.

     Во втором акте Курбан - Солор, гордо сидя на слоне, выезжает на сцену. Этот эпизод всегда вызывал живую реакцию зрителей, они хлопали. А в этот раз раздались просто бурные аплодисменты и смех.
 
     Оказалось, слон доехал до середины сцены,  и у него отвалилась задняя часть. Как потом выяснилось, за кулисами, где стоял и ждал своего выезда на сцену слон,  перед спектаклем  играли театральные дети и что-то у него подкрутили.

      Произошедшая со слоном неприятность никак не повлияла на ход спектакля. Курбан, как ни в чём не бывало, продолжал сидеть на усеченном слоне и не вышел из образа.
…………………………………………………………………..
 А вот как вспоминает о балете "Баядерка" с участием моих родителей Курбана и Татьяны Холовых журналистка Вера Дейниченко. Она стала позже моей подругой,а этот очерк написала специально для моей книги. И он стал следующей главой моего повествования.
                .........................
Для иллюстрации, просто для наглядности, использовано фото с официального сайта Латвийской оперы.
      


Рецензии