Невестка

     Я не могла позволить брату "не жениться", чтобы дать мне возможность получить высшее образование. Такую жертву от него принять я не хотела. В июне 1971 года он закончил Высшее военное училище с отличием. Ему уже исполнилось 26 лет, как раз время создавать семью, чтобы успеть родить и вырастить своих детей, дождаться внуков.
     Решила поступить в техникум. А институт? Да никуда он от меня не убежит. Это моё решение было секретом для всех, кроме брата. Поехала в Одессу. Сдала два экзамена на пятёрки в Одесский финансовый техникум (ныне Институт Финансов) и ... сразу, без какой-либо подготовки, поступила. Не зря же я была круглой отличницей.
Домой возвращалась с чувством собственного достоинства. Навстречу мне бежит мой брат. Встречает. Мы так тонко чувствовали друг друга. Он волновался, что меня  долго нет, а в это время я уже вышла из автобуса на перекрёстке двух трасс Одесса-Кишинёв и Раздельная-Лиманское, и поспешил мне навстречу.
     Обрадовала, что поступила. Учиться всего-ничего, 1,5 года. Быстро пролетят. А высшее - заочно получу, чтобы никого не напрягать финансово. Буду работать и учиться за свой счёт. Он поделился, что сделал предложение Дусе (невесте) и договорился о росписи дома, благо секретарь сельсовета - наша соседка напротив. Всё складывалось, так, как мы и планировали.
      Конечно, сказать, что он удивил нас своим выбором - ничего не сказать. Шокировал! Мама работала в детском саду, поэтому знала всех односельчан и все новости стекались сюда. Брат мне уже рассказывал, что ему понравилась девушка, у которой были длинные чёрные косы. Он был помешан на длинных волосах и мне не разрешал сделать стрижку, поэтому до замужества я не могла ослушаться, чтобы не обидеть брата. Коля часто носил меня на руках и мои косы подметали двор. У меня были неплохие рыжие волосы.  Мама, в такие минуты, любовалась нами и радовалась нашим хорошим отношениям. Старшая сестра уже была замужем, виделись не так часто. Будущая невестка училась в вечерней школе. Она была из многодетной, бедной и неблагополучной семьи. Всё село знало, что её родители, отец Николай и мать Елена, отказались от своей родной старшей дочери Марии. И если та приезжала, то гнали её из дома. Это не укладывалось в голове. Как такое возможно?!! Село есть село. Если в одном конце кто-то чхнул, то из другого желали крепкого здоровья. Отец невестки пил и часто обижал жену и деток. Их в семье было, если мне не изменяет память, - пятеро. Родители по национальности были молдаванами, они очень плохо говорили на русском или украинском языках. Не знаю сколько лет они прожили в Украине, но понять их разговор было сложно. Отец внешне был невзрачным, седым, не симпатичным, для меня, человеком и уже то, что он пил и обижал семью меня от него  отталкивало. Тётя Лена была несчастной, затюканной женщиной, обиженной жизнью и вызывала только жалость. В молодости она, судя по детям, была красивой, смуглой, темноволосой. Все дети, кроме средней дочери Лиды, были похожи на мать. Правда, я никогда не видела старшую дочь Марию, но по рассказам она тоже была похожа на т.Лену. Мне из их семьи нравились только Клава и Саша. Они были самые красивые и добрые. Клавочка частенько приезжала к нам на велосипеде, поплакаться, когда её обижали. Наша мама обладала способностью не только слушать, но и слышать. И всегда могла дать дельный совет.
      Через пару дней брат женился. После Верочки он долго страдал. Больно было читать его стихи. "Письма твои рву я, не читая, хоть и знаю: строки слёз полны. Может, потому я и страдаю, что они мне больше не нужны." Я даже пыталась их помирить. Без предупреждения поехали вдвоём с Верой в Ленинград. Коля, зная о моём приезде, встречал на Киевском вокзале, но увидев выходящую из вагона Веру, даже не захотел с ней разговаривать. Хорошо, что ей было где остановиться в Ленинграде. Спустя некоторое время, после разговора с братом, я поняла, что она тогда совершила тактическую ошибку, очень уж хотела замуж и наплела ему, что парень-одессит предложил ей руку и сердце. Хотела вызвать ревность, а получилось наоборот. Коля это воспринял, как измену и предательство и не захотел простить.   "Нет! не потому, что не люблю я. Вся беда лишь в том, что не любим...Как же ты могла, меня целуя, на свиданье выходить с другим?"  Мой любимый брат страдал, не простив своей первой любимой девушке лжи и предательства, хотя предательства-то никакого не было, а был просто глупый обман, вызванный желанием поскорее выйти замуж...
       После женитьбы брата всё круто изменилось. Прошлого внимания как не бывало.  Подарки исчезли навсегда! Даже маме. Хотя, когда брат с семьёй переехал на Камчатку, всегда привозил рыбу, красную икру, консервы, то чего у нас не было или было в страшном дефиците. Вторая беременность у меня проходила тяжело и брат мне лично привёз литровую банку красной икры, и каждое утро следил, чтобы я съедала бутерброд. За месяц отпуска я подняла гемоглобин до нормы и роды прошли благополучно.               
        Сначала мы думали, как хорошо, что девушка сельская, значит, простая в общении, знает все стороны сельской жизни...
Да и из нашего села, значит, много общего, да и в отпуск брат будет, по-прежнему, приезжать на весь срок, а не делить его на части. Но зря мы себя успокаивали и радовались этому. "Все сталося не так, як гадалося!" Я, помятуя, что мне тоже предстоит в дальнейшем стать чьей-то невесткой, по-доброму относилась к жене брата. Очень хотела с ней подружиться, так как любила своего старшенького и желала ему только счастья. Я всегда принимала её сторону и защищала в любых ситуациях, всегда и во всём оправдывала, особенно перед мамой. Мама у нас была строгой и требовательной.
        Каникулы я проводила у брата. Встречали меня хорошо.
С невесткой мы изучали г.Пушкин, где они получили комнату в коммунальной квартире на двух хозяев. Ходили по историческим местам и магазинам. Питались в столовых и кафе, еду дома почти не готовили. У Дуси часто был плохой аппетит. Она заказывала  себе обед, но почти к нему не прикасалась. Я догадалась, что невестка готовится стать матерью.
        Меня удивили её натянутые отношения с соседями. Это была семья офицера в отставке, он ранее работал в том же училище. Милые, интеллигентные, приветливые люди сначала встретили меня настороженно. Боялись угощаться фруктами, которые я привезла из дому. Оказывается Дуся вела себя с ними агрессивно, они её побаивались и не уважали, думали, что и я такая же. По-моему, Коля не догадывался, что творится в квартире в его отсутствие. Его оставили преподавать в том же училище, которое он совсем недавно закончил с отличием.
Мне было неприятно, что невестка так обижает пожилых людей. В нашей семье были не позволительны такие отношения к кому бы то ни было. Мама работала воспитателем в детском саду и воспитывала нас в строгости и уважении к людям.
        В июле 1972 года у брата родился сын-первенец. Я выбрала для него имя Вадим, что означало "Вожак. Организатор. Предводитель" судя по книге "Как назвать ребёнка. Имена и значение". Но моё мнение принято во внимание не было и племянника назвали Виктор.
        Мне оставалось учиться всего полгода и ... назначение на работу. Не хотелось отставать от брата-отличника и я тоже в феврале 1973 года закончила Одесский Финансовый Техникум или ОФТ с красным дипломом. С кем мне было разделить свою радость, кроме родного брата? И в марте я снова еду в гости к нему. Это была моя последняя поездка в Ленинград. Уже был маленький 8-месячный племянничек, такой красивый карапуз, как нарисованный. Мы с ним много гуляли. Я не могла наиграться со своей кровиночкой, продолжателем нашего рода. Ходили по магазинам. Я кое-какие покупки сделала. На работу надо было прилично одеваться. Всё-таки предстояло работать в финансовом отделе исполкома.
Выбор в магазинах был хороший, не то, что у нас. И я попросила невестку, чтобы она, если что-то будет себе покупать и для меня брала. Благо обе мы были худышки, но она немного выше меня. Дуся согласно кивала.
Как-то, перед уездом на работу по направлению, встретились мне одноклассницы невестки. Они спросили какое звание у моего брата. "Старший лейтенант"- ответила я. "А мы думали - генерал. Дуся ваша себя ведёт, как генеральша зазнаисто." Мне никогда не нравились люди, которые ещё из себя ничего не представляли, не добились в жизни, а свою гордыню (а это большой грех!) возносили на пьедестал. Стало не по себе как-то. То ли ещё будет!
          В апреле 1973 года я уже работала старшим экономистом в Царичанском райфинотделе Днепропетровской области. Через год меня, после стажировки в районе, обещали забрать на работу в Днепропетровское облфинуправление.
          Зарплата была небольшой, но даже её некуда было тратить. Полки магазинов пустовали. Я высылаю 30 рублей на имя невестки с просьбой купить свитерок, который мне приглянулся ранее. Не думала никогда, что последует такая негативная реакция от невестки.
          В ответ приходит письмо, в котором Дуся гневно обвиняет меня, что я ничего не понимаю, что у брата уже есть своя семья и хочу сесть ему на шею, чтобы он меня содержал и обеспечивал... Не буду углубляться и передавать содержание всего письма. Оно на её совести, но дочитав его до конца я разрыдалась от обиды, несправедливого обвинения, бессилия...Меня так никто не оскорблял никогда в жизни. Я никому, кроме близких коллег не рассказала о написанном в письме. Об этом никогда не узнали мои мама и брат. На днях, после одного из событий, я поделилась этим со своими сёстрами. Я не хотела скандалов в семье брата, но поняла, что с таким несправедливым человеком, как невестка не может быть ни дружбы, ни уважения, ни понимания. 30 рублей, а это было почти треть моей месячной зарплаты в то время, она так и не вернула..., наверное, себе что-то купила. Бог ей судья! За все деяния и поступки нам держать ответ перед Всевышним, когда придёт время.
          Зная, что в Ленинграде плохо с фруктами и овощами, а у нас, в Украине, их было "хоть завались" я даже посылала им посылки фруктов - яблоки, абрикосы, но брату об этом никогда не говорилось, да и ни ответа, ни привета не было, и только когда случайно он увидел в своей квартире посылочный ящик и адрес на нём, написанный  моим почерком, то был крайне удивлён этому. Он думал, что посылки от родителей жены из Одесской обл., а там был указан обратный - Днепропетровская. Вот такая была невестка.
           Конечно, мне очень хотелось видеть брата, племянников. И я старалась брать отпуск, чтобы хоть недельку-две совпасть с их приездом, если не получалось больше.
Но для меня это было непросто. Никогда Дуся не помогала в доме, огороде, на кухне... . Про таких людей говорят: "НЕМА ГІРШОГО, ЯК З МУЖИКА ТА Й ПАН!"
Мама в то время ещё работала и вся готовка еды  для увеличенной на 4-6 человек семьи, ложилась на меня. Я не помню, чтобы Дуся что-то приготовила хотя бы своим детям и мужу, взяла сапку и прополола грядки или полила овощи... Она приезжала в отпуск отдыхать, а я - нет. Хотя она долгое время не работала, т.к. не имела специального образование, может, вечерняя школа, не более.
В то время я уже вышла замуж и была невесткой и твёрдо знала, что такой, как она, быть просто нельзя. Однажды стала свидетелем скандального случая. У нас в семье было принято целовать друг друга при встречах, расставаниях, после обеда, ужина ... У каждой семьи есть свои традиции. У нас была такая. Кроме того мы всегда готовились к приезду брата и его семьи. Накрывали шикарные столы, залезая в долги, которые погашали до следующего их приезда. Невестка подначивала брата: "Ты видишь, как они живут? Шикуют!" И не верила, что Коля ни копейки не вкладывал в пропитание. Не зная сколько маме одной стоило прокормить целый месяц четырёх-шестерых человек.  Когда брат, в очередной раз после вкусного обеда, (а они были всегда необыкновенными, наша мамуля готовила, как Бог) подошёл и поцеловал маму, невестка с небывалой ненавистью выразила своё негодование: "Что вы постоянно облизываетесь, как любовники. Сколько можно?"
           Слово за слово все за столом начали разговаривать на повышенных тонах, насколько я была всегда сдержанной в чувствах и толерантной, но тоже не выдержала. Я сказала, что после того, как сама вышла замуж и стала невесткой, поняла, что такой, как она, быть непозволительно. Что ей ни говорили, она всех перекричала и перескандалила. У нашей невестки прорезался плохой характер. Она  после сына родила ещё дочурку Иринку и знала, что муж её никогда не оставит ради мамы и сестёр, поэтому так себя вела. Брат наш боготворил своих деток. Он мне рассказывал, что дома они почти не ссорятся, так как редко видятся, только почему-то, когда приезжают в отпуск, начинаются эти скандалы. Это невестка уже готовилась разлучить мужа с его роднёй, с его корнями. У неё уже был опыт сестры Лиды, которая сделала всё, чтобы её муж Николай (так много Николаев!)не общался, т.е. отказался от родной матери и сестры Галины Лён. Мы хорошо знали эту семью. Старшая сестра Валентина работала с матерью, а я дружила и училась с сестрой в одной школе. Им, чтобы избежать сельских пересудов, пришлось уехать из нашего села от позора. Не знаю, принёс ли счастье такой поступок семье Лидии, но, думаю, ... за всё надо платить. После этого случая я раз и навсегда  перестала защищать и поддерживать невестку, потому что оскорбительнее ничего нельзя было сказать и придумать. В голове такое не укладывалась. Это было непростительно! Когда она меня обидела, я ещё могла стерпеть, и через силу с ней общаться, но когда на глазах у всех обижают твою мать так изощрённо и несправедливо, такое вряд ли прощается. Коля схватил её за руку и увёл в дальнюю комнату. Разговор перешёл в скандал, что стало поводом ей уйти к своим на другой конец села, где родителям, судя по её злому характеру от неё доставалось тоже. После этого случая её характер всё больше портился и большого желания общаться с ней не было. Она старалась всё делать назло. Приезжая к нам весь отпуск пролёживала, загорая, на огороде, среди морковки. И делала всё, чтобы устроить скандал и уйти к сестре или подругам. Нашёптывала брату, мол, мать же тебя не воспитывала, (это была дикая ложь!)сплавила в интернат (2 года всего он там пробыл!)Хотя брату отдавалось столько любви, что ей, в её семье, и не снилось. Лично в моей памяти не осталось ни одного доброго, тёплого события, связанного с женой брата. Единственно, что мне НЕ хотелось быть на неё похожей ни в качестве невестки, ни матери, ни жены...
         Навсегда запомнился случай, когда Витенька, лет 8-9 ему было (если мне память не изменяет, но он-то, надеюсь, этот случай помнит!) прошёл через всё село с температурой под сорок, с ангиной, а это км 3, чтобы бабушка Ира его вылечила. Мы всё сделали, чтобы поставить его на ноги. Я ухаживала за племянничком, мне это доставляло истинное наслаждение, ведь и у меня уже был сыночек Вадимка, младше Вити всего на три года. Честно говоря, Иринку она от себя не отпускала, по крайней мере, я такого случая не помню, может, поэтому она выросла в нелюбви к нам. При последней встрече в 1990 году, ей было уже более 13 лет, Ирочка даже не вышла из автомобиля, чтобы попрощаться с нами, наверное, не знала, что больше никогда не увидимся, да и не испытывала к нам никаких родственных чувств. Мамино воспитание. И живёт девочка всю жизнь не зная истинных причин и виновников семейной трагедии. Так её мама научила, лишив свою дочь общения с бабушкой, в честь которой названа, с тётушками, с двоюродными братьями... Очень за неё обидно. Она не знает правды. Ирина - единственная девочка в нашей семье, наша кровь... Может, ей всё равно и это не задело так глубоко, как нас, не знаю. Сейчас это взрослый, состоявшийся человек. Если бы хотела, то давно бы разобралась в ситуации...            
            Конечно, я не могу обвинять только невестку. У нашей мамы был непростой характер и она не всегда была права. И я ей об этом говорила прямо в глаза. На что мама  отвечала: "Я ей сына родила и вырастила! Я старше!! Могла бы хоть немного уважительнее быть..." Но Дуся всегда нарывалась на конфликт и делала это специально, чтобы вызвать скандал и уйти к своим. Я считала и сейчас считаю, что если полюбила мужчину и желаешь ему счастья, то не будешь порочить его мать, противопоставлять себя ей, унижать и оскорблять. "НОЧНАЯ КУКУШКА ДНЕВНУЮ ПЕРЕКУЁТ"- часто повторяла наша мама, она была очень мудрой женщиной со сложной судьбой. Выйдя ещё в военное время замуж, переехав за мужем на его родину, т.е на чужину, став молодой матерью в 19 лет, родив пятерых детей и оставшись вдовой в 29 лет, - не каждая женщина сможет такое пережить и не сломаться. Её уважали все, с кем бы она не общалась. Мама, переехав к нам, пела во Дворце Культуры в хоре ветеранов, т.к. работала в госпитале почти всю войну, участвовала в конкурсах и различных городских мероприятиях, т.е вела активный образ жизни. Она была достойна уважения и почитания, если бы единственная невестка в своё время поняла это, то и у неё и её семьи жизнь бы сложилась иначе, а так Закон бумеранга ещё никто не отменял и за свои поступки и деяния ей придётся отвечать перед Всевышним.
          После переезда мамочки в наш молодой и красивый город, Коля ещё несколько лет писал короткие, но добрые и тёплые письма. Они где-то хранятся в маминых архивах. Мама их постоянно перечитывала. Мы на них отвечали, но наши письма брат, почему-то, не получал. Почему? Их просто перехватывали. В следующих письмах Коля спрашивал: "Почему не отвечаете? Что случилось?" и его письма становились всё реже и реже, пока полностью не прекратились. Видно, он решил, что не нужен нам. Обиделся! Видя, как переживает мама, я послала толстенное заказное письмо с уведомлением о вручении, собрав газетные вырезки о себе, каких успехов я добилась, какую карьеру сделала, описала, что мы его разыскиваем через передачу "Жди меня!" Обеспокоены очень, что связь утрачена. Что там ещё невестка ему нашёптывала на уши? Не знаю. Отвечаем регулярно...Обратное уведомление пришло, но получателем был не брат. Не его подпись стояла. Точно так же несколько писем с уведомлением посылала и сестра старшая. Спасибо, Дуся, ты сделала своё грязное дело! Это самый большой грех - разлучить мать и сына и такого я не пожелаю даже врагу. "Вот, если бы меня спросили: "Что было в жизни самым страшным?" То я б ответила "БЕССИЛЬЕ". Бессилье, когда не можешь ничего изменить, ничем помочь, ничего вернуть...
          Хотелось бы верить, что несмотря ни на что, на свою невоспитанность и дерзкий характер Евдокия Николаевна Ч.  смогла стать преданной и верной женой нашему брату и прекрасной матерью своим детям, бабушкой - внукам. Пусть ни зять её, ни невестка, ни внуки и их половинки не поступят с ней так безбожно и бесчеловечно, как она поступила с нами... Я простила ей обиды, потому что непрощённое может взорвать изнутри, а вот мама ... не успела, ушла в мир иной не встретившись, не поговорив, не выяснив, не достучавшись. Она никогда не верила, что сын мог с ней так поступить. Версии были такие: опоили или что-то поделали, а возможно, как слухи до неё дошли, - частичная амнезия после инсульта, что позволило ему нас забыть.
          Опоили... Поделали... Был случай, когда наш брат, офицер Советской Армии, приехал к нам от Дусиной родни в плавках и в полу-вменяемом состоянии. Глаза его были будто потусторонние, как стеклянные. Он ничего не мог сказать, развернулся и уехал обратно. Когда при встрече я ему об этом рассказала, он ничего не помнил и не поверил, что на такое способен. Мама не видела этого, т.к. была на работе, но соседи донесли, осуждая. Да, Николай, приезжая домой в отпуск любил выпить домашнего вина, но мама готовила для него настоящее, изысканное, из чистейшего сока виноградного и берегла к приезду сына 1-2 ведра. А так в каждом доме села были бочки вина на продажу и его, почему-то, называли "деланное"... Я сразу же маме придумала версию, что брат был на рыбалке и у него украли одежду, поэтому ему пришлось ехать через всё село голяка, но ... почему он уехал так и не одевшись?
           Когда мама с инсультом попала в больницу, то вся палата знала, как она любит своего первенца и если он приедет, то сразу поднимется и побежит от радости. Мы передали через родственников и знакомых родного села, что мама заболела и очень ждёт сына, но до него эта весть тоже не дошла. Все новости из нашего родного села нам доходили быстро, т.к. рядом с родными невестки жила сваха старшей сестры Вали и она передавала маме всё, что происходило, особенно, когда у нас появилась мобильная связь. Мама умерла в 2008 году, в октябре. После похорон позвонил друг и сосед нашей семьи Виля Карнаухов и сообщил, что виделся с Колей. Он выразил своё соболезнование по поводу ухода в мир иной самого дорогого человека - МАМЫ. На что брат сказал: " Спасибо! Я знаю. Я же был на похоронах!" Мы все  очень удивились, поэтому подтвердили версию: амнезия. Так думать нам всем было легче.
           Вот уже 4 года, как брата не стало! Ну, думаю там, на небесах, они уже встретились и обо всём поговорили, всё обсудили мои лучшие в мире и самые родные люди: отец, мама и брат. Без свидетелей, т.е. без невестки.
А мы, три сестры, пока молимся за них, ставим свечи, заказываем молебен...
            МЫ ПОМНИМ!!!
P.S.И очень хочется верить, что дети брата (сын и дочь!)не пошли в невестку и её породу, а всё лучшее взяли от нас.
      


Рецензии
Пусть простит меня Господь, но в таких случаях я бы сказала: пусть все злыдни и колдуньи пожинают то, что посеяли. Зло всегда должно быть наказано! Конечно, на Вашего брата был сделан приворот, а невестка исходила чёрной завистью с самого детства к Вашей семье.
В нашей родне жена дядиного брата сделала всё, чтобы её дочери не общались с нашими детьми, с двоюродными тремя сестрёнками и братом. Дочери отцовой сестры тоже не знаются. И я уверена, что это были козни, ну очеееень, верующей... т.Тани... Бог ей судья!
С пожеланием всего светлого в жизни!

Лариса Потапова   12.06.2021 10:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Вам, Ларисонька, огромное! Я так долго не решалась это написать, но высказалась и на душе полегчало. Это, конечно, смягчённый вариант. Прошло много лет. Сгладилось. Простилось. Забылось. Не хотелось, чтобы дети, прочитав, её возненавидели... Брат уходил тяжело и долго... Хотя мы успели написать, что простили... А как предстоит ей? Возраст-то уже за 70. Исповедоваться бы! Да вряд ли она в Бога верит!
С УВАЖЕНИЕМ,

Тамара Ненчина   12.06.2021 11:22   Заявить о нарушении