Не так все было. 2

         Предыдущее:http://proza.ru/2021/02/28/2127


      -Родители меня в люди отдали лет с тринадцати.Сначала к не очень богатым,но состоятельным людям.Они были ко мне добры,но не сказать что очень.А вскоре что-то с банковскими делами у них не пошло.Прогорели одним словом.И меня вернули в семью.
       Потом уже я в семью барыни Эльзы Васильевны и ее мужа-Гусмана Дермадон…, здесь она запнулась, -немецкое какое-то отчество то,сразу и не выговорить;у деда спросите, если это для вас важно.
      -А как это жить в людях, -с неподдельным любопытством спросила Галя.
      -Хорошо.
      -Как это хорошо;разве не почти, как в батраках?-недоуменно спросила Валя.
      -Это по вашим учебникам,так,-с упреком в голосе взглянула на внучку.
      -Ну как может быть хорошо,если вы с дедом на богачей батрачили,-не соглашалась Валя,-разве не поэтому Вас потом,позже в период раскулачивания не выселили и не сослали?-настаивала Валя.

       Она слышала от мамы историю про справку, переданную из Владивостока семье бабушки с подтверждением их пролетарского происхождения.
       Недоуменный взгляд бабушки приостановил всплеск ее высказываний.Тем более молчание Степаниды.Зато ничего не понявшая Галина подлила масла в огонь:
      -Что вас даже кнутом ни разу не били?
       Она как раз  книжку Марк Твена читала.Там про рабовладельческий строй что-то было.Что рабство,это нехорошо,она поняла.
      -Да мы с моим Егором в людях,как сыр в масле катались; разве можно на хороших людей наговаривать.Да ну вас.Сами уроки учите,-отмахнулась она,и пошла к печке.

       Сестры разом замолчали.В комнате повисла тишина,которую лишь сверчок нарушил.
      -Ну баба,расскажи,как это было жить в людях,-попросила старшая внучка.
       И бабушка вернулась к столу, и начался рассказ о жизни в людях.
      -Всем хорошо жилось у энтих богатых.Хоть тем,что в банке работал,которым барин владел,хоть в его гостиных домах,за которыми потом Егор присматривал,и тем более нам в доме у него работавших,где многие и проживали.
      
       Бабка немного шепелявила.В голодные тридцатые голод, а скорее цинга, лишили рот многих зубов.Скорее всего девочка в то время ничего про это и не знала, тем более про раскулачивание и репрессии.
       Голос любимой бабушки рисовал все новый и новые картинки из жизни бабы с дедом.Валя,словно воочию себе представила то время о котором Степанида рассказывала.И вроде,как сама там оказалась.

        Вот она вместе с семьей барыни едет на пролетке по шумному городу. Их сын Вальдемар, сидит напротив вполоборота к кучеру.Дочка Гретхен уселась справа от барыни.Они с Элеонорой слева;правда ей с с краю места маловато и барыне приходится ее придерживать.Это так  приятно чувствовать себя любимой.Но все же напротив места больше и она на первой рытвине перескакивает к их брату.
       -Ладно,там и оставайся,хитрюга,-говорит барыня.
       -Подвинься Володя.
        Она и сестренок по свойски Густей и Ленкой называет.А тем приятно.И ей за их ласковое -Стеша.
        Ветер кудрит им волосы,играет с локонами Густи,а то косички с бантами Элеоноры встряхнет.Поднимает подолы их платьев в рюшечках и кружевах.Длинное из тяжелого сукна платье барыни не трогает.Все счастливо смеются.
   
        Молодой кучер Егор крутит над головой кнут, но щадя лихих лошадей озорно свистит,и подергивает поводья.
       -Но,родимые.
        И окрика хватает, лошадки,а их две, прибавляют скорости.Карета с грохотом несется по брусчатке мостовой.
        Тепло.Летний ветер взялся теребить гривы лошадей и они то ли от этого,то ли просто разленились и сбили темп. Кучер лениво подстегивает их лоснящиеся не только от хорошего ухода, но и от пота спины.
       -Поласковее, поласковей, -слышится ей голос барыни, которая наклонилась вперед и пытается рукой охолонить кучера.
       -Поласковее, -почти в унисон мамаше щебечут дочки и она Валя тоже;вернее тогдашняя тринадцатилетняя девочка Стеша в людях.

        А вот в гостях у барыни офицеры с кортиками. Музыка из патефона. Столы ломятся от яств. Прислуживает Степанида и две горничные. Ей уже 16 лет.
        Молодой мичман Сергей уже второй раз пригласивший ее на танец, таинственно глядит на нее и приподнимает ладонь к своим губам и покусывая палец, признается ей в любви.
       -Что вы господин офицер,что вы,-отдергивает она руку.
       -Потанцуй Серж, потанцуй со Стешей,-слышится Вале голос барыни,поощряющий мичмана.

        И словно видит она гневный взгляд, бывшего кучера, потом приказчика, а ныне смотрителя домов, будущего мужа Степаниды.Но счастливая Степанида не видит, не понимает и крепче прижимается к мичману, который все ближе притягивает ее за талию к себе. Танец окончен, и они разгоряченные выходят на улицу.
        Здесь офицеры курят и оживленно обсуждают революционную обстановку на корабле, в городе и в стране. Большевики на кораблях. Предтеча всему-Очаков. Шмидт, Ленин-доносятся не то названия, не то фамилии до ушей Степаниды, далекой от политики. И все равно ей хорошо.Спокойно и радостно.Волшебный день.

        И в продолжение темы революционной обстановки в стране новая картина. Все на улицах Владивостока, которые словно река бурлят народом. Толпы людей, у всех флаги и транспаранты. И барыня веселая и возбужденная с флагом в руках кричит:
       -Свободу народу. Ура эмансипации,-ура нам,женщинам.
       -А что это за слово такое:-спрашивает Густя.
       -Мы за эмансипацию. За права женщин.За наши права, а не только обязанности.
       -Реформы,нужны реформы,а не погромы и переворот,-доносится голос барина,спорящего о чем-то с мужчинами,что идут рядом с ним.

        И почти сразу в подтверждение предчувствия погромов другая картинка.Мрачная.В городе стреляют.Это уже к концу октября 1906 года было,когда солдаты несколькими кораблями стоящими на рейде овладели.А может и в 1907 году это было,когда в третий раз революционные настроения солдат и матросов бунт спровоцировали.

        Шум во дворе вынудил барина с прислугой выйти из дома.Никого,но тени за деревьями видно.
       -Кто здесь?
       -Мы,нас семеро,- тихий голос узнаваем и принадлежит мичману Дунаевскому.
       -Вас кто нибудь из соседей видел?
       -Ни одна собака не залаяла,-ответил он.
       -Нам бы раны перевязать и отсидеться до ночи,а потом мы уйдем.-сказал Сергей.
       -Мы к вашим услугам,-и проводив до пристройки дома говорит,выглянувшей на шум жене:
       -Эльза, прими гостей,но как можно тише.
        А сам возвращается к воротам и закрывает их на засов.И потом уже двери дома на ключ.
        Многие из офицеров в крови; чувствуется,что побои и раны не из-за драки.
Про обстановку в городе в доме в курсе,но вопрос прозвучал:-Что произошло?
       -Солдаты проникли на корабли.Революционно настроенные матросы взбунтовались. Убивают без суда и следствия. Что-то не так пошло,-отвечает старший по званию на вопрос барина.

        Понимал ли он тогда,какую опасность на семью навлекает,-не раз думал я,слушая мамины рассказы.Конечно понимал.Но честь дороже.

       -Никому из дома не выходить,-говорит он прислуге,-Детей не разбудите.
        Везде суета и разговоры о случившемся.
       -Это не правительственные реформы,это,свинство какое-то,-говорит жена мужу и не ожидая ответа и не досказав,машет в сердцах рукой,и выходит.

       -Это уже даже и не переворот, а какой-то дикий неуправляемый бунт.Второй год подряд бессмысленные жертвы со стороны не управляемых людей, -услышала Степанида голос барина,когда проходила с лампой мимо домочадцев,которые старательно затирали следы присутствия опасных гостей.
       -Нет управляемых,и не только Лениным с его большевиками,но и эсерами и им же подобными провокаторами, -вмешалась в разговор,раздающая поручения Эльза Васильевна.
       Окровавленные бинты и одежду несли в баню,где все сжигал в топке Егор.Многих переодели в гражданскую одежду.В комнатах сумрачно. Лампы зажгли только в коридоре;а в одной из комнат свечи,да и то вдали от зашторенных окон. Все выглядят побитыми и даже домочадцы.

       Уже известно,что матросы убивают не только сбежавших,но и всех не угодных им офицеров,попавшихся им в руки в городе.Всюду рыщут патрули в поисках скрывшихся.Разыскивают офицеров флота.
 
       Сержу рану обрабатывает сама барыня.За врачом не посылают.Шестерых офицеров прячут в чулане где есть подпол.
      -Если что, сразу спускайтесь в подвал.Там есть выход в погреб.Он в глуши сада.Дверь наружу открывается изнутри,-инструктирует их барин. Серж пока останется наверху на случай тревоги.Ключи от двери будут у него.Не запирайтесь.
Он предупредит вас.
        Сергея тоже переодели в гражданскую одежду и проинструктировали чей он родственник.По всему выходило,что Степаниды.

       -Стеша, ты только за ради Бога никому не проговорись о людях в доме,-с печалью в голосе, но и  без намека на страх, просит барыня.
       -Да что же Вы так плохо обо мне думаете, -вспыхивает она.
       -Нет
    
        Она подхватывает по пути флотские ботинки и уносит в чулан.
       -Пожалуйста посидите без света,-передает она наказ барыни капитану второго ранга Орепьеву.
        Этот офицер всегда веселый,сейчас выглядит грустным.И даже напуганным,впрочем,как и другие.

        Громкий стук в ворота особняка перекрывает тихие голоса. Сергей вынимает револьвер и взводит курок. Барыня умоляюще складывает руки перед лицом, и он скрывается в чулане.

       -Убери прислугу с их глаз,я сам открою,- говорит Гусман,которого давно все зовут Геннадием и выходит во двор.
        Переговоры во дворе закончились тем, что он открыл ворота. А вскоре и двери в дом. Потом раздался шум шагов в прихожей, где барин еще раз попытался объяснить, что в доме никого кроме жильцов нет. Но и они успехом не увенчались. Грохот снесенной двери стал тому доказательством; и вот, оттеснив его в сторону,в комнату врываются матросы.

       -Именем революционного Совета требуем выдать офицеров, скрываемых вами в этом доме,-бойко протараторил моложавый матрос с красным бантом в петлице,-глядя на барыню.
        В это время барину удалось протиснуться внутрь и он развернувшись к вошедшим еще раз, но уже более жестко проговорил: -клянусь честью.
        Видимо понял,что слово честью офицера говорить не стоит.Оно будет похуже красного банта для быка.А может и индюка,на которого сейчас матросик тот показался Степаниде похожим. Особенно с красным бантом,как гребешком.Не сказать сообразил,а как закончить придумать не успел.А всего то и нужно было сказать:-Честью клянусь в доме нет посторонних...

        Пока барин с мыслями собирался, какая-то неведомая сила толкнула Степаниду вперед и она, растолкав домочадцев, вышла вперед.
       -Куда прете толпой с грязными ногами.Я уже спать уложила детей.Нечего здесь шуметь и грязь разносить,-хотела закричать,но почти прошептала вдруг осипшим голосом.
       -А ты кто такая-то?-чуть миролюбивее спрашивает крепыш.
       -В людях я,горничная здесь,-запальчиво отвечает Стеша.
        А у самой аж ноги дрожат. И так в туалет захотелось…И не понять уже чего больше. По малому, или…
       -И вообще, если че я сама этих эксплуататоров и офицерье недобитое своими  бы руками задушила, -и протянув к нему руки пошла на него.

        Тот засмеялся и похохатывая стал отходить назад и коллег выталкивать.А она  стала матроса душить.Тот прекратил хохотать и даже захрипел.Но почему-то не сопротивлялся.Наверное от растерянности. Ее, конечно же оттащили. Причем барин с барыней и не только уговорами. Барыня даже за шею локтем обхватила. И та обмякла.

       -Ну вот не ты ее,а тебя эксплуататорша чуть не задушила, -пришел в себя матрос и снова засмеялся,глядя на пострадавшую.
       -Ладно,ладно,уговорила.
        И обстановка смягчилась;дело было сделано и прибывшие, грохоча прикладами винтовок и подбитыми каблуками ботинок вышли сначала в сени,потом на крыльцо.Она еще в прихожей была не в себе,а в сенях уже в преддверии обморока,но услышать успела:
       -Вы хоть и не бедные,но все одно прислуга,а значит эксплуатируемые.И должны проявить гражданскую позицию.Если что увидите-сообщите.Надеюсь все поняли.
       -Да протянул Егор,-не отводя взгляда.
       -Неужели скажет,-подумала она и отключилась.

        Он давно на нее глаз положил; еще, когда кучером катал ее с дочками барыни. О чувствах своих не говорил.Мала еще была.А теперь,когда увидел какими глазами на Сержа смотрит, подумал,что скорее всего она выберет не его, а Сергея.

        От конкурента пора было избавляться.И случай кажется подвернулся.Тайком про моряков сообщить.И враз оборвать ее шашни с Сержем. Но сообщить об офицерах сейчас, это все равно что всем приговор, в том числе и себе подписать.

       -Причем приговор-смертельный.Поставят к стенке за укрывательство,а потом может и разберутся,но поздно точно будет,-решил он для себя,-Да и не Иудушка я, -пресек он свои крамольные мысли.


       -В этот раз похоже пронесло,-выдохнула барыня.
        И словно в подтверждение и в то же время с намеком на преждевременность радости из-за ворот донеслись слова адресованные прислуге:-Ну все,жду вашей сознательности граждане и гражданки...
       -Иди помоги барину Егорушка,-отстранила она его от Степаниды,-мы сами справимся.
        Он подошел к барину,закрывавшему ворота.У того хоть и тряслись руки,но увидев дрожащие пальцы Егора,он сказал:-Иди уж.Я сам...

            
                Продолжение следует:


Рецензии
Спасибо Владимир ! Прочитал на одной дыхании. Очень интересная и жизненная история. И стиль изложения тоже....

Леонид Меймухин   15.12.2022 18:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.