Мы с Японцами не друзья. Гл. 2

                Владимир Измайлов.

… Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и примером – последний есть самый вернейший.
                П.С. Нахимов
  Условия приёма в военно-морское училище практически не изменились по сравнению с ранее действующими правилами, установленными ещё в 1864 году. Учебный курс делился на две не равные половины: приготовительную (общую) и специальную (морской подготовки).
   Продолжительность обучения на приготовительном курсе составляла один год и завершалась освоением общеобразовательной программы.
   Воспитанники подготовительного (общего) курса официально именовались «младшими», по сравнению со «старшими», составлявшими контингент учащихся трех последующих курсов специальной морской подготовки.
    Воспитанники курса специальной морской подготовки в течение трёх лет изучали, в числе прочих специальных предметов, пароходную механику, физическую географию, метеорологию, фортификацию, военно-морскую историю, тактику и законоведение.
   Уставом Морского училища предусматривались обязательные ежегодные переводные экзамены (в мае месяце) и фиксированные расписанием (с 25 мая по 25 августа) летние практические плавания на кораблях учебного отряда под адмиральским флагом начальника училища.
  К этому периоду времени состав кораблей учебного отряда пополнился винтовыми корветами и клиперами, имевшими вспомогательное парусное вооружение.
   Уставом также регламентировались порядок и программа вступительных и выпускных экзаменов, а также правила перевода воспитанников из класса в класс.
  Специальными положениями закреплялись принципы распределения классных и практических занятий в учебном заведении и на судах учебного отряда.
Регламентировались структура морского училища, виды поощрений, наград, взысканий и наказаний воспитанников, также как права и обязанности его руководителей, преподавателей и воспитателей.
В Морском училище впервые учредили мраморные доски для занесения на них имён лучших выпускников.
  В эти годы в учебном заведении сформировалась новая система воспитания учащихся, в основу которой были заложены принципиальные требования и качества, необходимые морскому офицеру: умение терпеливо переносить трудности и лишения, развивать в себе профессиональную реакцию и находчивость, готовность четко и добросовестно выполнять распоряжения и приказы, уважать дисциплину и морские обычаи.
    При вынесении решения о наказании воспитанников теперь стали подходить дифференцированно, в зависимости от характера дисциплинарного проступка. Так, за уклонение от занятий или обязанностей назначалась усиленная работа; за ослушание и строптивость – средства смиряющие; за злоупотребление доверием – средства пристыжающие; за злонамеренное упорство или за проступки, унижающие человеческое достоинство – исключение из училища.
  В воспитании преобладали методы, основанные на доверии и уважении личности, способствовавшие выработке ответственности за внутренний порядок и качество учебы.
    Воспитатели и преподаватели должны были обходиться с воспитанниками корректно и вежливо, но одновременно с этим всегда оставаться для них авторитетами, требовательными офицерами, без излишней мягкости и угодливости.
Положениями Устава Морского училища значительно повышалась роль самостоятельной подготовки воспитанников.
  Кадетам, по распоряжению начальника училища, теперь разрешалось, по желанию, ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов.
 Что Владимиру очень понравилось в морском училище по сравнению с кадетским корпусом, что в нём были отменены телесные наказания, и что в морском корпусе была определённая демократия внутренней жизни.
 Директором Морского училища был в это время контр-адмирал Дмитрий Семёнович Арсеньев, он же был и директором Николаевской морской академии - типичный придворный, душа лакейская, ум пустой.
  Много слыша добрых слов, о бывшем директоре училища Алексее Павловиче Епанчине – уволенном по состоянию здоровья и много сделавшего для становления морского училища и академии, Владимир дивился тому, как может такой человек, как Арсеньев - всего лишь флигель-адъютант и воспитатель великих  князей Сергея и Павла Алек-сандровичей, быть назначенным на эту должность.
  В 1890 году, в возрасте 20 лет, он был выпущен гардемарином и направлен для дальнейшего прохождения службы на Тихоокеанский флот в город Владивосток.
  Он должен был совершить годичное плавание на военных судах и отработать весь   объём должностных навыков необходимых для будущего морского офицера.
   И только после этого, в 1892 году ему было присвоено звание - мичман.
 В 1894 году, там, во Владивостоке, он познакомился с Анной Герасимовой, дочерью военного, получив разрешение командования женился на ней и в 1895 году у них родился сын Андрей.

    


Рецензии