ФотоОко

из цикла «Сказки об изобретениях»

Однажды вечером, собираясь на дачу, папа достал с антресоли аппарат с надписью «Зенит-19».
- Нашёлся мой хороший! – обрадовался отец.
- Это твой цифровой аппарат? Какой он странный! – сказал Алёшка.
- Не цифровой, а плёночный! Мне его подарил твой дедушка на день рождения когда я учился в школе. В те времена о цифровых аппаратах никто и не помышлял. Они были запредельной фантастикой. Окружающий мир снимали на фотоплёнку. К ней относились бережно и поэтому не щёлкали всё, что на глаза попадётся. Современная техника позволяет стереть неудачные кадры, а с плёнкой такой номер не проходил.
- У вас тогда не было никакой цифровой техники? – удивился Алёшка.
- Никакой!
- Дремучие времена!
- Не такие уж и дремучие, если учитывать, что история фотоаппарата насчитывает всего каких-то два столетия. Люди хотели запечатлеть своих близких, сфотографировать природу. Вот поэтому и изобрели фотографию. Кстати, если перевести это слово на русский язык, то оно будет звучать как светопись.
- Красиво! А разве можно писать светом?
- Оказывается, можно. У меня где-то сохранился неприкосновенный запас фотоплёнки. И, если она пригодна для фотографирования, завтра на даче мы с тобой займёмся фотоохотой.
С вечера они собрали вещи, приготовили продукты и Лёша ушёл в свою комнату с необыкновенной фотонаходкой. Засыпая, он рассматривал диковинный аппарат, нажимал на кнопки.
… Проснулся он от странного стрекотания. Звуки издавал старенький папин фотоаппарат, лежащий поверх одеяла. Перестав стрекотать, папин «Зенит», к Лёшкиному удивлению, заговорил!
- Привет! – сказал он мальчику.
- Привет!
- Не удивляйся. Я могу разговаривать. Но не со всеми и только в ночное время. Вот и тебе решил рассказать свою историю. Вернее, историю своего «рода». А началось всё с камеры- обскура, которую еще в IV веке до нашей эры описал Аристотель.
- Что за камера такая?
- Камера-обскура переводится: тёмная комната. Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения или большие ящики с отверстием в одной из стен.  Изображение попадало внутрь через маленькое отверстие и отображается на противоположной стороне в перевернутом виде.
- И как их надо было рассматривать? Перевернувшись вниз головой?
Фотоаппарат продолжал рассказ:
- Первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры великий Леонардо да Винчи. Он подробно описал её в своём «Трактате о живописи».  В 1573 году Игназио Данте при помощи зеркала удалось добиться расположения картинки в не перевернутом зеркале. А Иоганн Кеплер опробовал в камере линзы, которые позволили увеличить изображение. Но всё же это был не фотоаппарат в современном понимании, так как никому из ученых не удалось запечатлеть изображение. Впервые оно было зафиксировано только в 1820 году Жозефом Нисефором Ньепсом. Зафиксировать изображение он смог, используя… асфальтовый лак. Другой ученый  Уильям Тальбот, используя аппарат, на своей первой фотографии запечатлел собственное окно, на котором четко просматривается оконная решетка. Усовершенствованный вариант был предложен Луи Дагером: для снимков использовались медные пластинки с покрытием из серебра. После публикации Дагером книги «Дагерротип и диорама», фотографии стали называть дагерротипами, а устройство – дагерротипией. А когда в 1865 году некто Томас Сэттон изобрел зеркальный объектив, с помощью устройства можно было сделать фотографии  высокого качества. Это был мой прапрадедушка. Сейчас я тебя с ним познакомлю, и он подарит тебе твой портрет.
Откуда-то из темноты появился странный аппарат на треноге.
- Садитесь, молодой человек, в кресло, - сказал он, - я запечатлею вас для истории. Замрите!
Алёшка включил верхний свет, сел на стул. Прошла не одна минута ожидания, прежде чем Алёшке было позволено расслабиться и покинуть стул.
- А где же фотография?
- Она будет позже, - сказала папин «Зенит». – Не забывай: ты имеешь дело не с современной техникой,  и фотокарточку придётся подождать. Фотоснимки в те времена делались на броможелатиновых фотопластинках, а позже была изобретена желатиносеребряная фотобумага. Только через три года,  благодаря известной тебе компании  Kodak,  появилась первая  фотопленка. «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное» - гласил рекламный лозунг компании.  Она выпускала бокс-камеру Kodak № 1 с рулонной фотоплёнкой. Работа с ней имела некоторые неудобства, так как после съемки камеру с отснятой плёнкой нужно было отправить по почте на завод, где делали фотографии и перезаряжали аппарат новой пленкой.
- У меня бы терпения не хватило столько ждать! – воскликнул мальчик. – Помню, папа говорил, что пленка Кодак использовалась потом и в кино…
- Это была не плёнка, а специальные пластины для изготовления цветной фотографии. В 1904 году их придумали братья Люмьер. Слышал о них?
- Конечно! Я знаю, что с ними связана история кино.
- Совершенно верно. Но мало кто эти имена связывает сейчас с историей цветной фотографии. Это стало настоящим прорывом в истории фотоаппарата. В 1923 г. появляется первый фотоаппарат, в котором используется пленка 35 мм, взятая из кинематографа. С маленьких негативов можно было сделать достаточно большие фотографии. Для людей это было настоящим чудом. Мир заполонили фотоаппараты под маркой Leica и они долгое время были мировыми лидерами продаж. В известной «Песне военных корреспондентов» времён Великой  Отечественной войны  упоминается этот фотоаппарат:
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы ни скитались мы в пыли.
С «Лейкой» и блокнотом,
А то и с пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
- Я слышал эту песню от дедушки. Он у меня журналист! – гордо заявил мальчик.
А «Зенит» продолжал:
- В СССР наибольшую известность получили работы фотографа-новатора Александра Родченко, сразу же полюбившего новую камеру. Выпущенную советскую копию «ФЭД» фоторепортёры продолжали называть «Лейкой», и это название со временем стало нарицательным для любого компактного фотоаппарата.
-То есть тебя тоже могли называть «лейкой»?
- Могли, хотя это не совсем правильно: «Лейка» - это «Лейка», а «Зенит» - это «Зенит». Марка «Зенит», появившаяся в 1952 году,  считается самым известным в мире названием советских фотоаппаратов, так как её продавали в 74 страны мира! Я – «Зенит-19». После меня появилось ещё много моделей: «Зенит-КМ», «Зенит-Е», «Зенит-130» и другие. Но мы отвлеклись с тобой… - сказал Алёшке собеседник. – После «Лейки» в продажу поступили фотоаппараты фирмы Polaroid. Они очень понравились людям, так как фотография печаталась сразу после съемки. Уже разработчики стали добавлять всевозможные функции для фотоаппарата и делать его более современным.
- Это уже были цифровые аппараты?
 - Нет, пока я тебе рассказывал о плёночных фотокамерах. Цифровой аппарат, с помощью которого в 1974 году была сделана фотография звездного неба, появился позже Лейки и Полароида. Но уже в 1980 году цифровые камеры поступили  в продажу. Наверно, сейчас не найдёшь в мире человека, который не умел бы им пользоваться. Я уже не говорю о том, что современные смартфоны немыслимы без фотокамер. Они почти невесомы, а первый цифровой аппарат  весил три с половиной килограмма.
- Какой тяжёлый! – воскликнул Лёшка.
- Эту увесистую камеру создал инженер Стив Сассон, который работал в фирме Kodak. Изображение делалось за 23 секунды и сохранялось на магнитную кассету. В наше время существует много фирм, выпускающих  фотоаппараты:  Nikon, Canon, Samsung,  Sony.
 - У моего папы – последняя модель Canon.
«Зенит-19» неожиданно воскликнул:
- А вот и твой фотопортрет, сделанный моим пращуром!
На столе перед мальчиком появилась фотография.
- Какой он странный. Какой-то мутноватый.
- Что же ты хочешь? Она сделана на одном из первых фотоаппаратов. Но зато такой фотографии нет ни у кого из твоих современников! – успокоил «Зенит». – Представляешь, как через пару десятков лет будут ломать голову над старым фото, на котором изображен современный мальчик. Мистику приплетут. Кстати, в мире существует немало фотографий, объяснения которым до сих пор не находят.
- Например?
- На фотографии, сделанной в начале 40-х годов прошлого века, можно увидеть мужчину в солнцезащитных очках и  одежде, похожей на современную.
- Путешественник во времени?
- Может быть. А как объяснить вот такой факт?  Фредди Джексон был авиамехаником Королевских Военно-Воздушных Сил во время Первой мировой войны. В 1919 году он трагически погиб. В день похорон пилоты его эскадрильи сделали групповой снимок. За одним из авиаторов на фотоснимке чётко просматривалось лицо  Фредди. Друзья Джексона посчитали, что так он решил проститься с командой.
- Мистика!
- Таких историй с таинственными фотографиями много. Думаю, что и твой фотопортрет ждёт такая же судьба.


Рецензии