Мы с Японцами не друзья. Гл. 5

                Врагу не сдаётся…
   
    … Каждый военнослужащий во время войны призван, по мере своих сил бить неприятеля всеми зависящими от него средствами.
           Степан Осипович Макаров. Вице-адмирал
 
 Крейсер «Варяг», на котором проходил службу в качестве первого помощника капитана, капитан второго ранга Владимир Петрович Измайлов, был построен в 1899 году в США, а в начале 1901 года его стал обживать русский экипаж.
  На российском флоте появился новый, современный, очень красивый корабль. В мае 1901 года он пересёк океан и встал на рейде в Кронштадте. Знакомиться с кораблём прибыл сам царь. Николай II был так очарован им, что даже на радостях простил строителям некоторые огрехи.
 Вскоре после этого крейсер, под командованием капитана 1-го ранга Руднева отправился на Дальний Восток и вошёл в состав Тихоокеанской эскадры.
 А перед самым приходом его на место назначения, первым помощником командира на крейсер, был назначен капитан 2-го ранга Измайлов, уже несколько лет, служивший на разных кораблях тихоокеанского флота.
Недоделки при строительстве корабля стали проявляться всё чаще. Ломалась машина крейсера, снизилась скорость. Всё это вынудило командование эскадры отправить корабль в нейтральный корейский порт Чемульпо. Чтобы не перегружать машины, крейсеру для связи была прикомандирована канонерская лодка «Кореец». 
   Здесь он оказался в распоряжении российского посольства. Вторым таким судном стала канонерская лодка «Кореец»
   К зиме 1904 года русско-японские отношения накалились настолько, что война, между двумя государствами была фактически неизбежна.
В канун нового 1904 года капитан 1-го ранга Руднев получил секретную шифровку.
 В ней сообщалось, что корейский император узнал о движении десяти японских кораблей по направлению к Чемульпо. Пока же никакой войны не было, хотя обе страны активно готовились к ней.
  В России к Японии относились свысока, из-за чего армия и флот оказались в трудном положении, когда конфликт разразился по-настоящему.
   Японской флотилией командовал адмирал Сотокити Уриу. Его корабли прибыли к побережью Кореи, чтобы прикрыть высадку десанта. Флотилия должна была остановить «Варяг», если он решит выйти из бухты и вмешаться в переброску сухопутной армии.
  8 февраля вражеские корабли появились в прибрежной акватории. Это был первый день русско-японской войны.
Обстановка в порту Чемульпо осложнялась из-за того, что там находились суда других стран: Великобритании, Франции, Италии и США.
  Утром 9 февраля японский адмирал Уриу отправил их представителям сообщение о том, что он собирается атаковать русские суда.
  В связи с этим нейтральным кораблям предлагалось покинуть рейд до 16 часов, чтобы они не попали под огонь. Европейцы известили капитана Руднева о японском предупреждении.
  Стало ясно, что бой неизбежен, несмотря на явное нарушение международного права – он должен был проходить в порту третьей страны.
   Крейсер «Варяг» под командованием капитана 1-го ранга Всеволода Федоровича Руднева и канонерская лодка «Кореец» под началом капитана 2-го ранга Георгия Павловича Беляева в это время дежурили в порту Чемульпо.Поскольку дипломатический статус Кореи в предстоящей войне оставался неизвестным, на русских моряков возлагалась миссия по защите посольства и российских подданных, находившихся в расположенном неподалеку Сеуле. Кроме военных кораблей в порту стояло русское транспортное судно «Сунгари».
Корея приняла решение сохранить нейтралитет в войне, а уже 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и выдвинула к Чемульпо мощную военную эскадру.
Флотилия Японии состояла из шести крейсеров и восьми миноносцев и превосходила суммарную силу «Варяга» и «Корейца» как минимум в четверо.
 Знай о разрыве дипломатических отношений капитан «Варяга» Руднев, гибели корабля можно было бы избежать. Однако Япония перехватывала телеграфные сообщения, проходящие через корейскую территорию, - русский флот оказался в информационной блокаде.Тем не менее,до Руднева дошли вести о происходящем от моряков иностран-ных судов, находящихся в порту Чемульпо и от его помощника.
 За трое суток до этого боя, капитан Измайлов, первый помощник командира корабля крейсера «Варяг», в цивильной одежде, сошёл на берег, с одним матросом и мичманом, и направился в русское представительство в Чемульпо.
  Не привлекая внимания, он прошёлся по рынку, где всегда продавали рыбу, но сегодня, почти не было людей. Идя дальше, он случайно услышал разговор двух мужчин. 
 Не обращая на него внимания, они, уверенные, что он европеец и их не понимает, говорили по-японски, и он их хорошо понимал.
 - Ну, всё, дождались, наконец. Теперь микадо покажет этим русским…
  - Да, я слышал, что решено разорвать с ними дипломатические отношения. Я так рад, что это случилось сейчас, пока русская эскадра стоит в порту, - добавил второй, и Владимир, вдруг понял, что начало войны, о которой уже давно говорили, уже близко.
  Он быстро развернулся, и поспешил на корабль, чтобы рассказать об этом своему командиру.
   Однако Всеволод Фёдорович, внимательно выслушав его, сказал:
- Они не посмеют. Да, у японцев сильный флот, армия, новое вооружение, но воевать с Россией… Это нонсенс. Поэтому я никуда о твоём предположении докладывать не буду.
 Но, он всё-таки сошёл на берег и на общем совещании в российском посольстве в Сеуле, 8 февраля 1904 года было решено отправить канонерскую лодку «Кореец» за распоряжениями и инструкциями в Порт-Артур.
Почтовая миссия провалилась в самом начале. Едва выйдя из порта, канонерка подверглась торпедной атаке японской эскадры и вынуждена была повернуть обратно.
 Единственный выход был перекрыт, и русский флот оказался в блокаде.
  В ночь на 9 февраля 1904 года, до официального объявления войны, 8 японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей русского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура.
 В результате атаки на несколько месяцев были выведены из строя два лучших русских броненосца «Цесаревич и «Ретвизан, а также бронепалубный крейсер «Паллада».
Утром 9 февраля 1904 года Япония официально вступила в войну с Россией. Командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил разрешение своего правительства при необходимости атаковать русские корабли даже на нейтральной территории - в корейском порту.
 О чём он и сообщил всем капитанам иностранных судов, стоящих на якоре в Чемульпо, и, несмотря на их протесты, остался твёрд, в своём решении.
Капитан 1-го ранка Руднев - командир крейсера «Варяг», напротив, был потрясён сложившейся ситуацией, что вероятно и повлияло на все его последующие решения.
   Получив от контр-адмирала Уриу ультиматум, предписывающий покинуть порт, либо подвергнуться нападению прямо на якорной стоянке в нейтральных водах Чемульпо, Руднев принял решение прорываться в Порт-Артур.
Ближе к обеду крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в полной бое-готовности вышли в открытое море. Японская эскадра стояла на якоре и не была готова к такому повороту событий - контр-адмирал Уриу был уверен, что русские не покинут порт.
 Тем не менее, японцы спешно отклепали якорные цепи, и пошли на перехват.
      Для того чтобы прорвать блокаду, нашим морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские проигнорировали сигнал.
  Ровно в 11.45, японская эскадра открыла огонь…
  Первым открыл огонь крейсер «Асама», выстрелив из 8-ми дюймового орудия, с расстояния в сорок пять кабельтовых. Бой был жестоким.
 Под ураганным огнём противника, состоявшего из одного тяжёлого, пяти легких крейсеров и восьми миноносцев, матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный в спину и контуженный, продолжал руководить боем, а капитан второго ранга Измайлов помогал ему, перемещаясь по кораблю, и передавая команды командира подчинённым.
    Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вёл прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».
     Огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены четыре японских крейсера.
 Потери экипажа «Варяга» - составили: один офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек полу-чили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.
  Однако критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты.
  Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать японцам возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, на общем собрании  офицеров было решено, потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие команды раненого капитана первого ранга В.Ф. Руднева.
   После оценки серьёзности повреждений, оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен в бухте.
  Как потом оказалось на небольшой глубине, что позволило японцам быстро поднять его и ввести в строй. «Кореец» был взорван экипажем.
 Матросы с погибших русских кораблей: крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», были приняты на иностранные суда и, дав обязательство японцам не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.
 Вместе с ними вернулся и капитан 2-го ранга Владимир Петрович Измайлов, испытавший на себе все ужасы войны.
В том бою погибло 23 человека, еще 10 тяжелораненых умерли в лазаретах после эвакуации. Оставшийся экипаж в середине февраля отправился на родину.
   Героическая гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» уже стала известна всему миру. Моряков и офицеров в каждой стране, где они останавливались, встречали с радушием и нескрываемым восхищением.
  Со всех уголков в их адрес шли телеграммы и письма. Большая делегация соотечественников встретила экипаж в Шанхае, где тогда находилась канонерская лодка «Манджур».
   Генеральный консул и посол России в Константинополе поспешили на встречу с героями, несмотря на их, совсем короткую остановку в этом городе. Слава опережала моряков.
  Экипаж должен был вернуться на родину, высадившись в Одессе. В этом городе на протяжении нескольких недель шла подготовка к его встрече.
  Прямо на борту прибывшего парохода героям вручили Георгиевские кресты.  Награждены были все члены экипажа вне зависимости от звания. В честь прибывших моряков был дан салют. Весь город захлебнулся праздничным ликованием. Схожей была картина в Севастополе, где базировался Черноморский флот.
  10 апреля 1904 года 600 матросов и 30 офицеров «Варяга» и «Корейца» специальным эшелоном выехали в Санкт-Петербург. По дороге поезд останавливался в Москве и ещё на нескольких станциях. Везде неизменно эшелон ждали горожане и первые лица городов. 16-го числа экипаж, наконец, оказался в Санкт-Петербурге.
   На перроне Николаевского вокзала его встречали родственники, представители городской думы, армии, дворянства и, конечно, все высшие чины русского флота. Во главе этой толпы возвышался генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.
 Моряки прошли торжественным маршем по празднично украшенному Невскому проспекту. Улица была до отказа забита горожанами.
  Вдоль всего проспекта выстроились солдаты столичного гарнизона, которые должны были сдерживать толпу.
  Торжественный оркестр был не слышен на фоне непрекращающихся криков и оваций. Кульминацией стала встреча экипажа и царя Николая II.
 Когда экипажи кораблей прибыли в Петербург, капитан Руднев, немного оправившийся от ран, думал, что их будет судить трибунал, но моряков приветствовал сам император Николай II.
  Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам.
 Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.
   Именно после этого ужина, Владимир Петрович был приглашён на «дружескую вечеринку», которую устраивал его однокашник по училищу капитан второго ранга Георгий Победоносцев, ныне служащий в морском министерстве.


Рецензии