Нравственное письмо к Юлии. О власти

Домский приветствует Юлию!

Ты вопрошаешь меня: почему власть порою так жестока? Приводишь возмущающие тебя примеры. Считаешь, что при смене власти, положение дел может измениться в лучшую сторону. С юношеской  горячностью призываешь к переменам.
 
Благодарю тебя, о жаждущая справедливости Юлия, что ты дала повод написать тебе письмо на вечную тему отношений личности и власти!

Понятно, что речь пойдёт о политической власти, которую я отождествляю с государственной, а не о власти чувств или мечтательных  устремлений.   

Аристотель, впервые выделивший политологию в рамках философии,  определил три вида власти: монархическая,  аристократическая и демократическая.  Все существующие и существовавшие государства можно отнести к этим формам власти. Смена одной из этих трёх форм власти на другую, о чём свидетельствует  история, возможна только революционным путём.

Путём крови и страданий, так хорошо известным нам!

Аристотель же отвёл политической науке особое место, среди других наук и искусств. Ибо она имеет высшей целью придать гражданам известно рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно, научить людей красиво и справедливо проживать в одном обществе, взаимодействовать в одном государстве.

Вот ведь какую возвышенную тему мы с тобою затронули!

Из Ветхого Завета мы знаем ещё одну, уникальную, форму власти – когда при исходе из египетского плена еврейский народ находился под непосредственным управлением Бога.

Пока же поделюсь с тобой своей уверенностью в том, что не существует единой универсальной формы власти подходящей ко всем народам/государствам. Каждому народу присуще своё представление и  о государственном устройстве и стремление к определённому типу власти.   

Например, ближневосточные народы, особенно мусульманские страны, стремятся к деспотии. Китай, как отдельная цивилизация, склонен в сильной чиновничьей власти. Европейская цивилизация заражена парламентаризмом. Африка, исключая Египет и страны Магриба, вообще не способна к независимому государственному строительству. О том, что происходит в лесах Амазонки или на изолированных островах архипелага Фиджи,  лучше только догадываться.

Русскому народу, на мой взгляд, свойственно, порою даже бессознательное,  стремление к монархии. Не к конституционной, не к парламентом ограниченной монархии, а  к единоличной сильной власти, к «сильной руке».  В те периоды, когда узда власти в нашей стране ослаблялась, Россия, словно привередливая лошадь вставала на дыбы. Сильная же власть, приводила к периодам внутреннего спокойствия, внешних побед и  поступательного развития нашего отечества.

Ты  говоришь, что слишком много допускаю я исторических экскурсов, порою и в глубины времён. Но без этого никак. Чтобы познать природу власти, и плоды той или иной формы власти, надобно окинуть взглядом широкую историческую перспективу.  К тому же, будучи дипломированным историком, делаю я это с услаждением! 

Власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы.
Например, даже если встречаются  два субъекта (человека), то между ними неизбежно  возникает борьба за власть. Нет отношений – нет власти.  Люди у себя в семье не могут навести элементарного порядка, пока не установится правильная иерархия.  Что ж тут говорить о такой сложнейшей системе, как государство!

Но, кроме силы, и аппарата принуждения огромную роль играет и харизма.

У власти Владимира Путина, например, есть все признаки харизматической власти. Т.е. этот тот случай, когда достоинства вождя признаются большинством народа, и переносятся на институты власти им возглавляемые. Этот тот редкий случай, когда доверие народа перенесётся и на преемника, выбранного Путиным, как на «продолжателя правого дела».

  Т.е.  для нас открыты обнадёживающие перспективы здоровой преемственности.
Теперь, Юлия, о главном!

Мы, как православные христиане, в своих поисках истины, во всём должны  опираться на авторитет Священного писания.

Вот, что пишет о власти в «Послании к Коринфянам» апостол Павел:

«1Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они – Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак, отдавайте всякому должное: кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь»

 (Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 13 – я.)

Ты можешь воскликнуть:
«Как же так? Неужели и безбожная советская власть, и власть Гитлера в Третьем Рейхе от Бога?!»

Отвечаю, что да! Ибо, кто что заслужил, тот то и получает.

На примере собственной истории мы это прошли. Народ, свергнувший доброго царя, при котором жил в изобилии и благоденствии, получил жестокого палача на единоличном троне, при котором умирал от голода и жил в нищете.

Немцы в Третьем Рейхе, уверовавшие в свою исключительность, были превращены в ничтожество!

Так что прав был посланник Сардинии в Санкт – Петербурге Жозеф де Местр, которому принадлежит фраза: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает!»

Неисповедимы пути Господни! И злая недобрая власть приводит народы к вразумлению и  наставлению!

А потом – раз! – и чудесным образом рушится советская империя и на её месте возрождается Россия!

Ты вопрошаешь, почему забрали кого – то с листочками в руках, или подбили глаз, какому – нибудь вышедшему из себя протестующему дуралею? Отвечу с радостью. Это всё необходимые превентивные меры.  Ибо, лучше успокоить, или нейтрализовать нескольких бешеных псов, чем ждать, когда они заразят бешенством других слабых умственным здоровьем, коих у нас «больше в несколько раз».

Ты меня знаешь не первый год. Я никогда не  умилялся и не заискивал ни перед какой властью. С презрением относился я и к Ельцину, и к Брежневу. Хотя, возможно, был не прав. Горбачева я горячо приветствовал поначалу, а после сильно в нём разочаровался. Хотя,  и тут, возможно, был не прав. Приход к власти Путина я встретил настороженно. И лишь потом, по плодам дел его, дошло до меня, убогого, что время его правления, это время Божьего благословения для нашего измученного в двадцатом веке Отечества.

Посуди сама, как оперативно отреагировала высшая государственная власть России, лично Президент, на возможность вернуть Крым.  Как грамотно справляются власти с пандемией коронавируса. А ведь это всё уникальные ситуации! Тут черновиков не бывает.

В  России начала века, охваченной революционным безумием, десятки, сотни газет поливали существующую власть грязью. Всего несколько монархических газет были каплей в море, им устраивали обструкции. К чему это привело, ты знаешь.

Нынешняя власть извлекла уроки истории. СМИ взяты под жёсткий контроль государства. И хотя свобода слова существует у нас в полном объёме, но врать и обманывать безнаказанно более никому не позволяется! В этом залог стабильности общества!

Новое тысячелетие встречаем мы на правильном пути! 

Одевайся теплее! Ибо весеннее потепление обманчиво!

Кланяйся нашей подмосковной диаспоре!


Vale!

29 марта 2021 года от Р.Х.



 


Рецензии