Великие люди от Авраама до Хокинга 7

Возрождение (продолжение)


Художники Эль Греко, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший принадлежали к так называемому «экспрессионизму» эпохи Ренессанса. Надо иметь в виду, что Эль Греко – испанец, а два последних – нидерландцы, граждане страны, порабощенной Испанией. Главный мотив их творчества – бессмысленность жизни, ужасы, кошмары, дьявольщина, смерть.

Эль Греко выделялся среди художников мистическим предощущением конца света.

Королева Шотландии Мария Стюарт сначала потеряла голову в любви, а затем – на плахе!

Безрассудная любовь может сгубить даже королеву! Яркий пример – Мария Стюарт.

Уильям Бёрд – английский композитор, органист, клавесинист, старший современник Джона Дауленда. Сопоставляя музыку этих композиторов, нельзя не отметить различие между ними: первый всегда радостный, второй часто грустный.

В поэме «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо возрождал дух раннего христианства, хотя жил в эпоху позднего Ренессанса. Смещение времен особенно явственно происходило в его сознании после 30 ти лет, когда великий поэт имел проблемы с психикой.

Тассо – поэт одиночества и отрешенности от жизни.

Герои писателя Мигеля Сервантеса землепашец Санчо Панса и обедневший дворянин Дон Кихот – обыкновенные деревенские жители, заразившиеся рыцарскими бреднями. Санчо Панса мечтает стать губернатором острова, Дон Кихот совершает доблестные подвиги ради воображаемой дамы сердца. Все это имеет прямое отношение к их создателю: оруженосцу короля и рыцарю музы – Мигелю де Сервантесу.

Дон Кихот – светлый безумец, Гамлет – темный неврастеник. Мигель Сервантес и Уильям Шекспир проникают в тайны человеческой души, при этом они осуждают сумасбродство и бесстыдство своей эпохи.

Итальянский философ-пантеист Джордано Бруно, обвиненный в ереси и сожженный на костре в 1600 году, не находил пристанища ни в одной христианской стране Европы. Его отовсюду изгоняли, обвиняя в неверии. Никто не хотел терпеть рядом с собой безбожника.

Одержимый стремлением познать истину, Бруно сбросил сутану и покинул Италию. Он посетил Швейцарию, Францию, Англию, Германию, где читал лекции в университетах, вел диспуты с клириками, публиковал философские трактаты. Неосмотрительно вернувшись в Италию, ученый попал в руки инквизиции.

Женщины обожали высокого, красивого мужчину с изящными манерами, чрезвычайно интересного собеседника, который называл себя «гражданином Вселенной, сыном бога-солнца и матери-земли». Бруно приобрел расположение даже английской королевы Елизаветы I, в апартаменты которой мог входить без доклада.
Однако постоянной спутницы жизни он не нашел себе. Ни одна из женщин не покорила сердце рыцаря духа.

Бруно – философ с беспримерной волей и несгибаемым духом.

Бруно – защитник свободной мысли.

Бруно – горящий факел знания.

Итальянский гуманист Джордано Бруно и русский протопоп Аввакум Петров – люди нравственного и духовного мужества. Обоих сожгли на костре за их убеждения.

В музыкальной истории Испании был свой Палестрина – его ученик Томас Луис де Виктория, который присутствовал на похоронах маститого учителя. В органной музыке Виктория возводит звуковой храм, пространство которого заполняет Божья благодать.

По воле судьбы итальянский композитор Эмилио Кавальери находится у истоков оратории и оперы. Он мыслит еще старыми формами многоголосия, но уже активно использует монодию.

Музыкальной декламации оперы «Эвридика» итальянского композитора Джулио Каччини характерны высокий стиль и строгая красота – черты, свойственные древнегреческой трагедии.

Не польское нашествие, а молва о царевиче Димитрии сбрасывает с трона Бориса Годунова: темному народу нужен светлый образ.

Борис Годунов – разделительный камень между Русью и Россией, Борис Ельцин – между Россией и Российской Федерацией, в любой момент готовой распасться на удельные княжества.

Королева Маргарита Наваррская написала собственный «Декамерон» с названием «Дептамерон» - книгу, состоящую из 72 новелл о любви: плотской, распутной, кровосмесительной, и лишь иногда – целомудренной и красивой.
В большинстве случаев это рассказы о том, как женщины обманывают мужчин, а мужчины – женщин.

Патриарх Московский Филарет вошел в русскую историю как отец и соправитель малолетнего Михаила, первого царя из династии Романовых, и как энергичный преобразователь России. Он успешно совмещал духовную и государственную деятельность.

Король Генрих IV – романтический Казанова на французском престоле, в глазах недоброжелателей он был неисправимым донжуаном.

Английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон обладал обширными знаниями, гибким и практическим умом.

Бэкон – апологет научного знания.

Бэкон – представитель английского эмпиризма.

Бэкон произносит знаменитую фразу: «Практика – залог истины».

Бэкон верит в Творца мира и силу науки: обе субстанции образуют неразрывное единство в его мировоззрении.

Мелодекламация оперы «Эвридика» итальянского композитора и певца Якопо Пери по античному сдержанна и благородна. Внимая ее тону, мы словно попадаем в общество древнегреческих философов.

Сюжетные хитросплетения комедий испанского писателя Лопе де Вега невероятно запутаны. Зрители с нетерпением ждут развязки событий. В финале пьесы всегда торжествует любовь и счастье.

Лопе де Вега живет долго, ибо имеет веселый характер, любит женщин и обладает неиссякаемой творческой фантазией, которая позволяет ему сочинить более 2000 пьес.

Поклонники английского композитора и лютниста Джона Дауленда с восторгом отзываются о его музыке. Они говорят: «Когда играет Дауленд, смолкают птицы». Да и сам Уильям Шекспир в «Страстном пилигриме» посвящает ему несколько строк: «Тебя берет в плен Дауленд, чья струна чарует слух мелодиями рая».

Лютневая музыка Дауленда волнует искренностью чувств.

Нежная лютня Дауленда трогает сердце тихой печалью и такой же тихой радостью.

Когда за окном моросит дождь и в душу вселяется уныние, тогда возникают грустные песни Дауленда.

Наряду с меланхолией в лютневых пьесах Дауленда отчетливо слышится оптимизм, вера человека в самого себя. Это понятно: ведь Дауленд живет в эпоху могущества Англии.

Итальянский астроном, математик, физик Галилео Галилей перед судьями инквизиции отрекся от собственного убеждения, что Земля вращается вокруг Солнца, и сделал он это ради дальнейших занятий наукой. Мудрый человек не спорит с фанатиками!

Галилей рассматривал темные пятна на Солнце и горные хребты на Луне с оглядкой на Бога.

Лауреат Нобелевской премии физик Альберт Эйнштейн назвал Галилея «отцом современной науки» и дал ему исчерпывающую характеристику: «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение. Необычайное литературное дарование позволяет ему обращаться к образованным людям своего времени на таком ясном и выразительном языке, что ему удается преодолеть антропоцентрическое и мифическое мышление своих современников и вновь вернуть им объективное и причинное восприятие космоса, утраченное с упадком греческой культуры».
Что ж, выдающемуся ученому простительно говорить наукообразными фразами!

Английский поэт и драматург Кристофер Марло вел беспорядочную жизнь. В Лондоне за ним закрепилась репутация курильщика, распутника, скандалиста, дуэлянта, колдуна, вольнодумца и содомита. Более того, Кристофер позволял себе откровенное богохульство. Среди его бумаг были найдены заметки, содержащие крамольные высказывания, например, такого рода: «Кто не любит табака и мальчиков – дураки», «евангелист Иоанн делил ложе с Иисусом». Вселившийся в этого человека бес, погубил его в 29 лет. В пьяной потасовке сотоварищи убили Кристофера Марло, хотя иные люди поговаривали, что он не погиб, а живет и сочиняет шекспировские пьесы.

«Трагическую историю доктора Фауста» Кристофер Марло создал за 200 лет до Гёте. Соприкасаясь с адскими силами во время работы над фаустовской трагедией, он умирает в молодом возрасте!

Жизнь Марло – это скоротечный шторм огромной разрушительной силы.

Английский поэт и драматург Уильям Шекспир – соавтор жизни, но и жизнь – соавтор Шекспира.

В сонетах Шекспира любовная лирика достигает вершин поэзии:

Я наблюдал, как солнечный восход
Ласкает горы взором благосклонным,
Потом улыбку шлет лугам зеленым
И золотит поверхность бледных вод.

Но часто позволяет небосвод
Слоняться тучам перед светлым троном.
Они ползут над миром омраченным,
Лишая землю царственных щедрот.

Так солнышко мое взошло на час,
Меня дарами щедро осыпая.
Подкралась туча хмурая, слепая,
И нежный свет любви моей угас.

Но не ропщу я на печальный жребий, —
Бывают тучи на земле, как в небе.


Буквально все, что встречается в жизни, а именно: жажда власти, тирания, скупость, волокитство, похотливая любовь, придворные интриги, ревность, злодеяние, фантастика и магические чары – это только фон в пьесах Шекспира, для которого высшая ценность на земле – любовь!

Когда любовь крепка, судьба с особой неприязнью ставит преграды молодым людям и часто жестоко расправляется с ними. Шекспир понимал это лучше других.

Поэтическая гипербола Шекспира, утверждающего, что любовь – это счастливый миг вечности и нужно успеть поймать его, - впечатляет своей емкостью. Вот насколько тонкое это чувство, если счет идет на мгновения!

Целомудренная любовь бесконечно выше общественных условностей и преград. Шекспир думал об этом, когда писал трагедию «Ромео и Джульетта».

Шекспир – пророк грядущей эпохи любви.

Нельзя откладывать добрые дела на будущее, занимаясь исключительно бытом. Может случиться, что до них не дойдут руки. Как выразился Шекспир в «Макбете»: «Мы дни за днями шепчем: «Завтра, завтра». Так тихими шагами жизнь ползёт…».

Драматургия Шекспира – это кипящий котел человеческих страстей.

Герои пьес Шекспира – подневольные рока, рабы судьбы.

Шекспир бросает потроха героев на съедение собакам. Большего люди не заслуживают!

Шекспир опрокидывает пирамиду Ренессанса в бездну трагической жизни.

Шекспир охвачен духом вселенской трагедии.

Королева Англии Елизавета I покровительствует Шекспиру, под именем которого, возможно, скрывается ее фаворит Девер. Поэтому неясно, как называть их эпоху: елизаветинской, шекспировской или деверовской?

Композитор Клаудио Монтеверди – венецианский Орфей.

Монтеверди пишет музыку Небесной красоты.

Произведения Монтеверди возвышенны и благородны.

Нет светлее и чище эмоций, рожденных в момент общения с Богом. Именно такие чувства вызывают у слушателей мадригалы Монтеверди.

Клаудио Монтеверди и Генрих Шютц – отцы-патриархи двух главных ветвей новой европейской музыки – итальянской и немецкой.

Мелодический речитатив в операх Клаудио Монтеверди со временем уступает место ариозному пению Луиджи Росси.

На смену сдержанной мелодической декламации Клаудио Монтеверди приходит классическая оперная ария его ученика Франческо Кавалли.

Клаудио Монтеверди – рационалист в опере, еще не вкусивший райскую сладость скрипок Жана-Батиста Люлли.

Ясная, чистая, светлая, возвышенная, благородная музыка Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди имеют одновременно и религиозный, и светский оттенок: их произведения озаряет Божественный и солнечный свет, Небесная и земная красота.

Находясь в тюрьме более 30 лет, итальянский философ и теолог Томмазо Кампанелла пишет книгу «Город солнца», которая несет свет народам мира. В ней автор мечтает о будущем счастливом обществе.

В коммунистических утопиях итальянца Томмазо Кампанеллы и англичанина Томаса Мора восходит солнце будущего человечества!

Итальянский поэт Джамбаттиста Марино – остряк, балагур, насмешник, дважды попадающий в тюрьму. Его стихи отличаются причудливой игрой образов. Приверженцев Марино именуют маринистами.

Итальянский художник Караваджо – человек необузданных страстей. Его принято считать основоположником реалистического направления в живописи.

Дерзкий и своенравный Караваджо настойчиво рвался к правде жизни вопреки суждениям о его картинах посторонних людей.

За многочисленные потасовки, драки, покушения на убийства Караваджо неоднократно попадал в тюрьму, вел беспутную жизнь. При этом он оставался дерзким новатором, чьи картины отвергались священниками (к слову сказать, Деву Марию он рисовал с натурщицы-проститутки). Подражателей художника, расплодившихся по всей Европе, называли караваджистами.

Караваджо разбойничал в жизни и с наслаждением обезглавливал своих героев на живописных полотнах. Там и здесь проявлялся садистский инстинкт художника.

У гения непомерные амбиции, без чего он не будет гением. Вернейший пример – Караваджо.

Караваджо перечеркнул эпоху Ренессанса отображением неприглядных сторон жизни.

Немецкий математик, физик, астроном, астролог Иоганн Кеплер открыл законы движения планет вокруг Солнца. Однако, он никогда не прекращал заниматься астрологией. Более того, он имел собственный взгляд на нее, чем резко отличался от астрологов-современников. В труде «Гармония мира» ученый утверждал, что «в небесах нет светил, приносящих несчастья», что человеческая душа способна «резонировать» с лучами света, исходящими от небесных тел, она запечатлевает в памяти конфигурацию этих лучей в момент своего рождения. Каждая планета, в представлении Кеплера, была живым существом, наделенным индивидуальной душой.
 
Кеплер одновременно астроном и астролог, что косвенно указывает на сложность вселенной.

Джон Донн – английский поэт и священник. Естественно, что его, прежде всего, интересуют телесная и духовная природа человека, земное и Небесное бытие, временная и вечная жизнь.

Английский поэт Бен Джонсон снисходительно относится к «грубому» Шекспиру. С другой стороны, Джонсон считает, что Шекспир – это «природное чудо» и что его поэзия – «на все времена». Шекспир – слишком глубок, чтобы его творчество оценивать с точки зрения любого другого поэта!

Немецкий теософ Якоб Бёме проповедует мистические «высокие тайны», ищет «небесный смысл» и «святую истину».
Среда и обстоятельства жизни, конечно же, оказывают воздействие на характер человека, но не следует это преувеличивать. Якоб Бёме как-то заметил, что ангел, стоя посреди ада, чувствует себя в раю, тогда как черт, попавший в рай, ощущает, будто он в аду. Все верно: личность в любой ситуации создает вокруг себя привычный для нее микроклимат, который может разительно отличаться от внешней среды. Не исключено, что добрый человек даже в стане врагов найдет участие и понимание.

Тяжел жезл командующего: проиграл войну – сложил голову на плахе. Это произошло с русским полководцем Михаилом Борисовичем Шейном во время поражения России в русско-польской войне 1632-1634 годов.

На картинах фламандского художника Питера Пауля Рубенса отображается цветение жизни во всем ее богатстве и разнообразии.

Галерея полотен «рубенсовских женщин», на которых запечатлен тип полноватых, пышущих здоровьем красавиц, создавалась художником с натуры. Прототипом его героинь была 16-летняя Елена Фурман – жена стареющего фламандского живописца. Интересно проследить, как на протяжении десяти лет их супружества развивалось и расцветало божественное тело, словно самой природой созданное для материнства. Как загадочно выражение ее лица: одновременно нежное и бесстрастное, стыдливое и беззастенчивое. Без творчества Рубенса невозможно понять, кто такая «бальзаковская женщина». А, по сути дела, это та же Елена Фурман, только повзрослевшая и уже начинающая увядать дама.

Английского анатома Уильяма Гарвея, открывшего кровообращение, коллеги называли шарлатаном. Глупость не знает границ!

Что за любовь без рыцарских подвигов и коварства судьбы? Таков главный лейтмотив комедий испанского драматурга Тирсо де Молины! Удивительна его плодовитость: он написал более 400 трагедий, комедий, водевилей, в том числе комедию «Севильский обольститель» - предшественницу будущих пьес о Дон Жуане.

 Испанский писатель Франсиско де Кеведо дает блестящий образец «плутовского романа», главный герой которого – рыцарь легкой наживы, пронырливый и ловкий прохвост. Этот колоритный персонаж в сотнях и тысячах обликов появится в литературе следующих веков.

На реалистических портретах голландского художника Франса Хальса представлены герои с индивидуальными чертами характера и неповторимым внутренним миром. Большинство из них изображают соотечественников. В конце жизни Хальс перестал получать заказы, и умер в богадельне.

Кем был в жизни герой драматической трилогии «Валленштейн» Фридриха Шиллера? Генералиссимусом и адмиралом, одержавшим ряд блестящих побед и предательски убитым по приказу короля. Плетя интриги, доблестный воин сам погиб от интриг.

Чтобы в течение 18 лет оставаться первым министром двора, нужно быть умным, гибким и волевым в критическую минуту человеком. Этими качествами обладал кардинал Ришелье.

У Ришелье осторожность граничила с подозрительностью, служение долгу – с педантизмом.

Ришелье умел держать тщеславные мысли внутри себя. Он не допускал, чтобы они вредили служению обществу, приличию и даже человечности.

Ришелье в политике – иезуит, в любви – сердечный друг.

Музыка немецкого композитора Генриха Шютца отличается величавой простотой и высокой духовностью.

Шютц с сердечным трепетом воплощает в музыке образ Иисуса Христа.

В музыке Шютца присутствует свет, исходящий из облика Девы Марии.

Генрих Шютц – отец немецкой музыки. За ним следует целая плеяда немецких композиторов-титанов: Георг Филипп Телеман, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах.

В знак благодарности за военные подвиги и спасение Руси от польских интервентов бояре поднесли 23-летнему князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому медовый кубок с ядом. Таковы нравы на Руси!

Итальянский композитор Стефано Ланди создает первую историческую оперу «Святой Алексий», написанную на либретто папы римского Климента IX. В опере противопоставляются духовный мир отшельника и суетная жизнь Вечного города.

Английский философ-материалист Томас Гоббс жил долго, мыслил основательно, его не затронули социальные бури эпохи.

Гоббс выдвинул эфемерную теорию «общественного договора», который никогда не существовал, и никогда не будет существовать. Это удобная буржуазная уловка, подобная коммунистической доктрине!

На Томаса Гоббса оказали влияние три великих человека: Евклид, Галилей, Бэкон. Исходя из трудов этих деятелей, он сделал вывод, что «Философия – это наука о причинах».

Английские философы Томас Гоббс и Джон Локк – отцы буржуазной демократии.

Претендентки на русский престол Марина Мнишек и княжна Тараканова яркими молниями сверкнули в пространстве истории России. Судьбы этих двух красавиц-авантюристок во многом схожи, хотя жили они в разные времена. За неполных 30 лет им довелось узнать стремительный взлет и такое же быстрое падение, стоившее той и другой жизни. Обе оказались игрушками в руках влиятельных европейских политиков, задумавших посадить на русский престол марионетку.

Честолюбие Марины Мнишек было сильнее тайных желаний княжны Таракановой. Дочь сандомирского воеводы проявила редкую для женщины энергию и настойчивость, чтобы стать русской царицей. Она отчаянно держалась за власть, ради чего дважды побывала под венцом за Лжедмитрием I и Лжедмитрием II, тогда как другая прелестница без роду, без племени готова была удовлетвориться щедрыми «отступными» от Екатерины II. Степень ослепления властью у каждой из них была разной. Марина настолько вжилась в роль государыни, что посмела огрызаться в ответ на упреки польского короля. Княжна Тараканова, попав в Петропавловскую крепость, мгновенно отказалась от своих вздорных претензий, и сломили ее не пытки, а болезнь.
Обе авантюристки вряд ли до конца осознавали, насколько опасную игру затеяли, иначе вряд ли стали бы рисковать жизнью, ради сомнительных перспектив добиться власти.

Французский католический священник, философ, математик и астроном Пьер Гассенди утверждал, что математика – точна, а философия – приблизительна. Он считал себя астрономом, но не астрологом.

Относительно возможности познать истину Гассенди держался середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость, но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделял философию на физику, предмет которой – исследовать истинное значение вещей, и – науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (вывод).

Ян Амос Коменский – чешский педагог-гуманист. Он разрабатывает систему знаний, принцип которой состоит в обучении всех всему. Тем самым, он закладывает первые камни всеобщей мудрости (т.е. пансофии). В наше время гуманизм расширяется до трансгуманизма, необходимого для обучения и воспитания молодежи будущих поколений. Важно знать человека и его возможности перед тем, как дать в руки вечную жизнь.

Коменский утверждает, что в процессе обучения «прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы». Он напоминает учителям о терпеливом отношении «к слабому, пока у него не хватает сил». Его дидактика требует «развивать ум раньше языка», готовность подчиняться «не словам, а ощущениям». Коменский высказывает мысль, что «в школе все следует преподавать путем исследования причин», что нужно учиться только тому, «в чем есть очевидная польза». Коменский пишет: для того, чтобы «способности пробуждались самим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок».

Всеобщую мудрость начали формировать Ян Коменский и Лев Толстой. Каждый из них приближался к ней через педагогику и веру в Бога. Следует воспользоваться их бесценным опытом.

Для преподавателя были и остаются Великими учителями Ян Коменский, Фридрих Дистервег, Иоганн Песталоцци – светочи просвещения народа.

Французский художник Никола Пуссен создает картины по канонам античной красоты и обожаемого им Рафаэля. Не случайно, что многие годы он живет и творит в Риме.

Знаменитый французский философ Рене Декарт расчищает путь к свободной мысли сквозь заросли богословской схоластики. Наряду с философией он занимается науками: математикой, геометрией, физикой, физиологией, медициной.

Декарт смотрит на мир открытыми глазами: изучает Бога и природу с одинаковым вниманием.

Декарт – приверженец разума, о чем бы он ни думал: о Боге или материи.

Мысль и формула – две главные опоры Декарта.

Декарт связывает узами дружбы алгебру и геометрию.

Декарт исследует великую книгу мироздания!

16-летний Михаил Романов упорно отказывался от царской короны, а его мать Марфа грозила не дать благословения сыну на царство. Не испытывали ли эти люди мистический страх за свою жизнь и весь свой род?

С именем художника Антониса ван Дейка связан расцвет голландской живописи.

Ван Дейк – гений психологического портрета.

Творческий напор ван Дейка был мощным, но коротким. Живописец скончался в 42 года.

Вождь английской революции Оливер Кромвель – демократ с королевской полнотой власти. При нем Англия была республикой, а ее лорд-протектор – единовластным правителем. После смерти Кромвеля его торжественно похоронили. Однако вскоре эксгумировали тело, насадили голову на шестиметровый шест, и народ глумился над бывшим героем! Тем не менее, поруганная слава великого человека не затмила его дела и свершения.


Рецензии