Искусство эпохи Возрождения

Кто-то сказал, что за один взгляд на Сикстинскую мадонну можно отдать пол мира, но ведь, там не только эта мадонна была...
Эпоха Возрождения - это огромный пласт явлений, которые касаются не только искусства, он охватывает множество направлений в жизненно важных сферах. От этого значение эпохи, как символа нового развития общества очень велико. Сам термин "Возрожление" возник как следствие убеждения, что только через возрожление канонов античной культуры после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.
  Возрожление - было утверждением преемственности великой античной культуры, а также утверждением новых идеалов.
  Западная Европа вступала на новый путь своего экономического и политического развития и для нее были весьма важны и перемены во всей культурной жизни, как глоток свежего воздуха в спертой духоте средневековья, из которого нужно было вырваться, отогнать, как наваждение. Возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и появился профессиональный театр. Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Возрождались науки, философия, литература и искусства, существовавшие в античном мире, особенно у греков.
  Быстрое развитие торговли обусловило интерес к тем отраслям экспериментальной науки, которые имели непосредственное отношение к передвижениям на дальние расстояния. Результатом этого стали значительные достижения в области корабельного дела. Создание португальцами каравеллы - небольшого парусного судна, способного при лавировании двигаться против ветра, был высший пилотаж кораблестроения 15 века. Использования компаса, систематические сводки географических сведений, составление карт мира предварили великие географические открытия в том же 15 веке.
  Образование общества европейских картографов на острове Майорка способствовало созданию многочисленных экспедиций и всевозможных прозаических и поэтических "картин мира". То есть, это были первые энцилопедии, в которых содержались не только географические сведения, но имелись интересные замечания по ботанике, астрономии, математике, медицине давались заметки о целебных травах, об иноземных обычаях, об охоте и т.д. То есть, составители этих энцклопедических карт, были людьми весьма разностороннего развития, что в эпоху средневековья было просто недопустимо.
  Искусство выходит на первый план общественной жизни и шедевры его вызывают подлинно народное ликование. В эпоху средневековья художник считался ремесленником, его место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кто интересовался его творчеством.
  Культура итальянского Возрождения несет в себе специфические черты этой эпохи в целом и несет в себе громадное значение для всего тогдашнего искусства Западной Европы. Произведения итальянских живописцев, скульпторов, поэтов - это неоценимый вклад в развитие всего Возрождения в целом. Большинство представителей живописи, скульптуры и архитектуры являлись интеллигенцией, которая сложилась в обстановке богатых городов Италии и работала по заказам знатных горожан.
  Художники Возрождения славили земную красоту. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его личным качествам и воле. В этом заключается основное величие эпохи Возрождения, совершившей переворот в сознинии людей, ее главная стратегия, направленная на очеловечевание искусства и этических понятий в целом.

(Продолжение в разделе "Культура итальянского Возрождения").


Рецензии