Феодора продолжение. Письмо Феодоры бабушке

После того как проводили Ивана в солдаты прошло уже много лет.
Дела в семье Кудашева Александра шли в гору.
В тот голодный год они сполна рассчитались с попом и выжили. Алексей, после проводов Ивана,  подался в работники для поддержания семьи. Время шло, он женился, а там и Николай подрос, тоже обзавелся семьей. Работников в  семье прибавилось, и стали они жить все вместе в одном дворе. Работали, сеяли, собирали урожай, да излишки сдавали. Так и деньжата у них  начали водиться. Все бы хорошо, только тосковала Прасковья за своим сыном. Нет-нет, да и всплакнет, иногда, вспомнив своего Ванечку. Конечно, отлегло у неё от сердца, когда Якоб поведал ей хорошие новости, о  женитьбе сына,  но всё равно материнское сердце тревожилось. Вот как бы рядом был. И счастлива бы она тогда была. А так,  как он там её любимчик в далеком краю, какой стал этот голубоглазый хулиганистый мальчик? Однажды зимней студеной  ночью ей приснился Ваня. И видела она его, лежащим на снегу, в белой окровавленной простыне.
Встрепенулась она, подскочила. Кольнуло сердечко материнское и застучало, так сильно забилось, как будто птичка в клетке. Александр тоже проснулся.
 -Ты чего Прасковушка не спишь?
-  Ой, Саша чует мое сердце, беда с Ваней приключилась.
-  С чего, ты милая, взяла.
- Сон мне  приснился. Видела его окровавленного и глаза его смотрели на меня, так смотрели, как будто помощи просили. И звал он меня сыночек мой. Она встала. Босая поспешила  к иконе и  молилась усердно, стоя на коленях,  клала поклоны до самого пола, просила милости для своего сына. Всю неделю ходила сама не своя. Муж её  всё уговаривал.
 - Ну, ты чего Прасковья этак всегда наоборот выходит. Видишь во сне мертвого, а будет долго жить.  Как бы хотелось  Прасковье чтобы, так  оно и было. После того сна прошло больше двух месяцев, когда в дом к Кудашевым постучал почтальон, чему вся семья удивилась.
-Письмо Вам из далекой Сибирской столицы,- вручая конверт,  сообщил почтальон. У Прасковьи затряслись руки, а ноги сами собой подкосились, если бы не невестка так и грохнулась бы оземь.  Наталья, жена младшего Николая, усадила её на завалинку. Взяла конверт.
- Написано Кудашевой Прасковье от Кудашевой Феодоры,- прочитала она, с удивлением взглянув на Прасковью.  Сколько лет прошло с тех пор как они получили  весточку об Иване от сослуживца, и, конечно же, ничего не знали ни о жене Ивана, ни о его  детях. И вот первое письмо.
 Наталья вскрыла конверт и начала читать:
« Здравствуйте Просковья и Александр. Извините, что называю вас по имени, хотя вы мои дедушка и бабушка, но для меня это пока не привычно. Я буквально несколько дней назад узнала о Вашем существовании. Папа никогда не рассказывал о своей семье. А мы к своему стыду не спрашивали. Я ваша внучка Феодора у меня еще есть две младшие сестрички София и Евдокия -  ваши внучки.  И вот один наш с Вами дальний родственник рассказал мне о Вас и дал Ваш адрес. Я была рада узнать, что у нас есть родственники и что у Вас, по его словам,  все хорошо, чего вам и в дальнейшем желаю. Но спешу я вам сообщить  прискорбное известие. Наш обожаемый папочка, и ваш сын погиб. Убили его нехорошие люди. Мы понемногу начинаем приходить в себя. Я работаю гувернанткой у очень хороших людей. Так что за нас не беспокойтесь.   Не так бы мне хотелось познакомиться с Вами. Надеюсь, что простите меня за то, что сейчас причиняю вам боль. Надеюсь, вы понимаете, чего мне стоило написать это письмо. Но родители должны знать правду, какой бы горькой она не была. Кланяюсь Вам.  Ваша внучка Феодора».
Прасковья уже не слышала окончание письма. В ту секунду, когда Наталья сообщила о гибели её сына, она просто умерла. Сидела, вжавшись в деревянную стену дома вся белая, как мел.
Все вокруг суетились, бегали, что-то говорили, спрашивали, но она ничего не слышала и не видела. В этот момент перед её взором опять встала картинка, из сна-окровавленная простынь и её сын с умоляющим взглядом, просящим о помощи.  У Прасковье все поплыло перед глазами, и она потеряла сознание..  Очнувшись, она увидела, что лежит на кровати, а подле сидит её муж, постаревший ссутулившийся с мокрыми от слез щеками. Прасковья поднялась, посмотрела на мужа сухими  глазами.
- Прасковьюшка, - взял он ее руку в свои - ты поплачь, поплачь, - гладил он её по волосам. Но она словно окаменела. Сидела, не проронив ни слова. А потом,  метнув  безумный взгляд на мужа произнесла.
 – Знать лишился оберега, если на войне не сгинул, а в мирное время погиб от рук злодеев.
                ****
В это время, Татьяна с семьей работала на приусадебном участке. Весна в самом разгаре: тепло, солнышко ласкает каждого, кто попадает под его лучи, желая всем улыбок, душевного тепла и хорошего настроения.  Самый раз  убраться, приготовить участок после осенний копки к посадке. Распрямив спину, чтобы немного отдохнуть, она рукой смахнула пот со лба и вдруг  увидела, что к Кудашевым зашёл почтальон. «С чего бы это»? - подумала женщина. А потом увидела, что все засуетились, забегали. Унесли бесчувственную Прасковью в дом. «Что-то случилась»?  - вытирая руки о передник, подумала она и направилась к соседям, не обращая внимания на вопросы мужа. Подойдя к калитке, она спросила, стоящую в растерянности, Наталью
- Соседка, плохие новости? Что с Прасковьей?  Наталья не нашлась, что ответить и подала ей письмо.
-Так я читать не умею - начиная не на шутку беспокоиться, сказала Татьяна, моргая густым веером ресниц. Нехорошее чувство окружило её кольцом и казалось, сжимала тисками.
 – Нашего Ваню убили. Дочь его написала. Она с матерью и ещё двумя сестрами в Иркутске живет. Горе-то какое! Свекровушка то и так вся извелась,  живя в неведении, как  и где её сыночек? А  теперь то что?  Вон оно как вышло.  Она вся прямо  так и обмерла, так и застыла, как услышала про сына. Пойду я Танька в дом. Татьяна сама побелела как полотно, ноги не шли, присела она на  завалинок. Страх  сковал душу. Вспомнила она слова  старухи: «Если кто узнает о твоем заклятье умрёт Иван, а горе к тебе вернётся».
 -Так я же ни кому не говорила, не рассказывала, - шептала она себе под нос. –Как же так? И старуха предстала перед  её взором в этот миг. Она смотрела на Татьяну, криво улыбаясь и грозя скрюченным пальцем.
-Уйди, уйди от меня отстань, не трогай мою семью! - отмахивалась Татьяна руками  и кричала.
- Ты что Таня?! Это же я – Степан! Что с тобой? Голос мужа привел её в чувства.
 - Привиделось, - обессиленным голосом сказала Таня,-Горе у соседей. Сын у них погиб. А я смерь, увидела перед собой. Представляешь?
- Пойдем, родная, домой.
  И Степан, взяв жену под руку, повел её в дом. Татьяна так и не созналась мужу в своём грехе. Только вот до конца   жизни будет преследовать её страх за детей и  за мужа. И будет она продолжать жить с болью и раскаянием за содеянное, и молиться о прощение до последнего своего вздоха. А судьба милует её семью. Доживут все до глубокой старости и умрут в назначенный всевышнем  каждый в свой срок и своей смертью.


Рецензии