ОТЕЦ

        Наша семья была довольно большой. Кроме родителей – пятеро детей: четыре брата и сестра. Накормить такую  «ораву»  было, конечно, трудно, особенно в послевоенные годы. Наш отец в своём  активе  образованности имел четыре класса церковно – приходской школы и это считалось в то время хорошим образованием. Обладая острым умом, быстрой  сообразительностью, железной стойкостью в борьбе за справедливость,  отец выделялся в станице среди других жителей.

        В то время все, кто переселялся в станицу издалека, считался иногородним. К ним довольно долго присматривались и лишь потом принимали в казаки. Основными критериями при приёме были : трудолюбие, благополучие в семье, признание и уважение власти. Быть казаком было не только престижно, но и давало определенные льготы. Семьям казаков выделялись лучшие участки земли для строительства хат (небольших саманных домиков, обычно крытых камышом, благо его на местной реке Сосыке было достаточно для всех ).  Казаков принимали в колхоз.

         Дед по специальности был краснодеревщиком, а это вершина плотницкого дела. В наследство от него отцу достался хороший плотницкий инструмент, который он бережно использовал и хранил. Отец очень любил работать с деревом, делал эту работу аккуратно и неторопливо. Он старался, чтобы его изделия были не только прочными, но и красивыми и, практически, всегда этого добивался. Его изделия :  столы, табуретки, тумбочки, бочки и бочонки, вешалки и шифоньеры, изготовленные вечерами после работы в колхозе и в выходные дни,  на тогдашнем рынке шли   нарасхват. По мере износа инструмента отец изготавливал его сам, причём не хуже, чем завод.

        Отец был призван в действующую армию во время второй мировой войны в 1941 году,  а в 1943 году был комиссован из-за ранения правой руки. По прибытию в станицу он решением станичного совета был назначен председателем колхоза  имени партийного деятеля Кагановича, в дальнейшем колхоз «Комсомолец». В то время авторитет Райкома партии был непререкаемым . Райком давал указание когда начинать сев, когда начинать обкосы, когда начинать уборку зерновых колосовых. Отец  знал в какие сроки производить сельхозработы, чтобы получить высокий урожай, работники райкомов, стараясь выслужиться перед вышестоящим начальством, зачастую давали команду начинать уборку зерновых раньше времени, а, значит, обрекали колхозы на значительные потери урожая. 
Отец не выполнял команды райкомовцев и всячески старался оттянуть срок уборки,  чтобы дать зерну созреть. Проверяющие писали докладные  о невыполнении команд райкома с предложениями наказать. Однако отстающий по срокам уборки колхоз в конце уборки оказывался с наивысшим урожаем по району.

         Кроме того отец имел поистине «золотые» руки, особенно, что касается столярных и плотницких работ.  Конечно, в этом была большая заслуга моего деда Митрофана, который приехал в станицу из Черниговской губернии Украины.

         С малых лет я был худым и сравнительно высоким мальчишкой. В пятилетнем возрасте я заболел, больше года выздоравливал.  За время болезни мышцы моих ног настолько ослабели, что я не мог ходить. Отец на плечах носил меня в кино, на сельхозвыставку ( она организовывалась в станице почти каждый год ), на скачки. Особенно он любил посещать скачки, так как сам был казаком. Мероприятие это проходило обычно на площади им. Шевченко ( сейчас там построены школа № 3 и храм ) и включало в себя : скачки на скорость, рубку лозы и джигитовку, то есть традиционную программу праздников казачества. Победителей в номинациях, обычно, награждали молодой живностью ( поросёнок, козлёнок или ягнёнок, бычок ), которую выделяли колхозы.  Отцу участвовать в скачках не давали последствия ранения в войну – была перебита правая рука. А вот мой дядя Ваня – старший брат отца – участвовал и почти всегда был в победителях.

          В возрасте семи лет я пошёл в школу. Учился я хорошо и особых хлопот родителям не доставлял. Уже с этого времени отец начал потихоньку обучать меня работать с деревом. Вначале учил вырезать фигурки зверей и животных. Особенно хорошо вырезал отец фигурки головы лошади и это понятно – казаку конь, как родной человек. Умел отец, также, мастерить игрушки и некоторые из них не потеряли своей оригинальности и в наши дни. Я очень часто резал пальцы, но с упорством продолжал учиться работе с деревом. К восьмому классу я уже довольно сносно мог строгать доску шерхебелем, распускать доску по длине лучковой пилой. Отец любил меня. Он изготовил специально для меня столярный инструмент меньшего размера, чем обычный, и я им уверенно работал.

          В период сенокоса мы с отцом раненько утром шли на место покоса и косили траву на сено. Отец для меня изготовил ручную косу меньше обычной и научил косить. Приятно пахла свежескошенная трава, пели птицы, в утренней дымке всходило солнце. Благодать! Около пяти часов утра мать приносила нам завтрак и мы с отцом, усевшись на валок свежей травы, завтракали. Косили до изнеможения, стараясь скосить побольше до того времени, как солнце припечёт.

           Таким образом, отец приучал меня к мужской работе и, особенно, работе с деревом, за что я ему был благодарен, а запах древесной стружки при случае до сих пор приятно щекочет мне нос.

           Отец не любил работать на огороде, оставляя эту работу на руки матери, а с ней и на наши плечи. Мы рано научились сажать, полоть, убирать практически все огородные культуры. А это была довольно значительная помощь семейному бюджету. Отец же предпочитал столярничать в своей небольшой мастерской - специально отведенном помещении в тёплом сарае. В этом помещении было одно окно, которое  запиралось на  «прогоныч». Прогоныч – это металлическое приспособление, предназначенное для запора ставней окна. Фиксировался прогоныч  изнутри и разблокировать его снаружи было невозможно. В домах зажиточных казаков прогонычи были неотъемлемой частью охранных запоров. У нас же самыми ценными вещами были инструменты отца. В мастерской отца был установлен верстак на всю длину помещения, имеющий довольно сложное по изготовлению устройство для зажима досок при их продольном распиливании и обработке боковин, упор для строгания досок и другие мелкие приспособления, которые использовались редко, но были также нужны при столярных работах.

          Мы очень уважали и боялись отца. За крупные и мелкие детские проделки мы, в первую очередь, выслушивали довольно резкие наставления матери. Обычно на этом воспитательные внушения заканчивались, но, если нет, то мать обещала рассказать о проделке отцу. Отец был немногословен и давал, как он называл  «лысака»  -  и обещал  «стукнуть»  сильнее, если случай повторится. Лысак - это лёгкий удар ладонью по шее.  Было совсем не больно, но очень стыдно, что дело дошло до такого воспитания.

          Отец любил читать книги, особенно с содержанием на военные темы. Читал вечерами, сидя на своём месте за трапезным столом, кстати, на это место никто не мог садиться. «Нельзя!» - говорила мать и мы это понимали. Читал при свете керосиновой лампы, подвешенной к потолку на манер люстры только пониже. Читал неторопливо и, видимо, вдумчиво, так как редко переворачивал листы книги. В дальнейшем, когда появилось электричество, а это было гораздо позже, и был приобретён телевизор, отец вначале с большим интересом смотрел все телепередачи, потом – только фильмы про войну, затем вовсе перестал смотреть передачи, сказав о военных фильмах коротко :  «Брехня!».

           Отец совсем не рассказывал нам о войне. Видимо,  как, впрочем, и другие фронтовики, не любил о ней вспоминать. От дяди Ивана я узнал, что отец имел два наградных оружия : казацкую саблю и именной револьвер системы  «наган».  Однако сразу после возвращения с войны он, по каким – то, до сих пор неведомым мне причинам, отдал на хранение револьвер дяде Ивану, а саблю – одному из своих знакомых Якову Г., которого неизменно звал Яшкой.  Дальнейшая судьба этого оружия осталась мне неизвестной.

          После того, как у меня появился в личном пользовании автомобиль, отец несколько раз просил меня свозить его к своему однополчанину по фамилии Шакун, проживающему в совхозе  «Большевик» Тихорецкого района. Там, конечно, его тепло встречали однополчанин и его жена. Отец с однополчанином садились за стол, стоящий под открытым небом, жена накрывала стол, естественно ставила бутылочку   горячительного и удалялась. При первом посещении Шакуна  я, в надежде получить хоть какие – нибудь  сведения  о том, как и где отец воевал, сел с ними за стол, но тут же был  «огорошен» словами отца: «А ты куда? Иди в машину! Тебе здесь делать нечего!».  Вздохнув, я ушёл в машину, искренне сожалея, что не могу послушать их воспоминания.

          История с однополчанином, спустя годы, имела неожиданное продолжение. Работая в Управлении сельского хозяйства, я, по долгу службы, посещал все колхозы и совхозы района с проверками работы служб по механизации животноводства. В тот день я возвращался из колхоза  «Страна Советов»  При выезде на главную дорогу (это была шоссейная дорога Ростов н/ Д – Краснодар ) я недопустимо близко перестроился влево и был остановлен незнакомым мне работником ГАИ. Оказалось, что он работник ГАИ  г. Тихорецка и, представляясь, показал удостоверение с фамилией Шакун!  Разговорились.  Он тоже помнил фамилию моего отца и знал, что он однополчанин его отца. Он простил мне нарушение и мы доброжелательно расстались. Фронтовое братство переросло в мирное!

        Казацкая жилка проявлялась во мне, в отличие от моих братьев, особенно отчётливо. Я очень любил холодное оружие, ( разнообразные ножи, кинжалы, штык – ножи, финки ) и мечтал иметь хоть какое - нибудь огнестрельное оружие. Попытки приобрести ружьё, может даже неисправное, у меня были. Первый раз я выменял за перочинный ножик у младших ребят ржавую берданку.  Берданка – это ружьё с затвором. Тщательно вычистив его от ржавчины, смазав затвор, я решил испытать его – не разорвёт ли?  Привязав его к дереву в отдалении от домов и протянув шпагат от курка метров на двадцать, я зарядил берданку стандартным патроном шестнадцатого калибра и дёрнул за шпагат. Осечка! Повторно – осечка! И лишь на третий раз произошёл выстрел. Радости моей и присутствующих друзей не было предела. Осталось два патрона. Мы гурьбой пошли на охоту на сов, благо их было на вербах на берегу реки полным – полно. Подкравшись к  дереву я вскинул ружьё и, прицелившись, нажал на курок. Осечка! От щелчка затвора часть сов улетела, испугавшись. Повторный прицел и опять осечка! Третий раз и тоже осечка! Все совы улетели. Я понял, что надо ремонтировать затвор – поставить новую пружину. Решил заняться этим завтра. Однако вечером к нам домой пришел дед того мальчишки  с кем мы менялись и, возвратив мне ножик, забрал берданку. Благо дома не было отца, он бы мог сурово наказать меня, так как строго следил, чтобы в доме не было оружия.

          Вторая попытка была ещё более плачевной. Знакомые ребята принесли мне почти новое одноствольное ружьё, которое, по их словам, нашли на местной свалке. Осмотрев его, я понял, что в ружье отсутствует боёк, то – есть одна из главных рабочих частей ружья. Была суббота и я отправился в ремонтную мастерскую колхоза с целью изготовить боёк. Нашёлся токарь, который мог это сделать. Он выточил деталь за энную цену и предупредил, что её необходимо закалить. Радостный я поспешил домой. Однако радость моя была преждевременной. Я непродуманно оставил ружьё на видном месте. В это время домой с рынка пришёл отец и, заложив ствол ружья в развилку ствола дерева, согнул его. Я чуть не плакал. Однако от отца ко мне перешла не только деловая сноровка, но и упорство в достижении цели. Я закалил боёк и вставил его в механизм ружья. Трёхгранным напильником в течение трёх дней втайне от отца отпилил ствол ружья до неизогнутого места. Вместо разбитого отцом приклада приладил изготовленную из ясеня рукоятку и получил красивый обрез. Настала пора испытания. Спрятавшись в заросли проса, посаженного школьниками на соседнем с нашим огородом пустующем участке, повесив развёрнутую газету на расстоянии примерно десяти метров, я произвёл выстрел. Шуму получилось много,  а в газету попали всего две дробинки из полного заряда патрона! Естественно, я не ожидал такого результата и тут же обменял обрез на перочинный ножичек. Вечером отец, будучи очень ответственным в вопросах оружия, был удивлён и обрадован, что я освободился от обреза.

          Отец обладал живым умом и хорошей памятью. В житейских делах его было почти невозможно чем – либо удивить, но однажды мне это удалось. В то время практически ежегодно родители выращивали двух свиней и в декабре месяце забивали их. Мясо и сало одной оставляли на пропитание, вторую после разделки упаковывали и вывозили продавать в г. Ростов - на -Дону. Выручку тратили на покупку одежды и обуви для себя, а, в основном, для детей. Обычно перед поездкой мать спрашивала у каждого из нас, что кому купить. Конечно всего купить было невозможно,  однако кое – что родители покупали, а мы были рады любой обновке. В то время я неожиданно для себя заинтересовался радиотехникой. Прочитал немногочисленную в то время радио литературу. Быстро понял, что начинать надо с изготовления детекторного приёмника. У старших радиолюбителей приобрёл наушники, обмоточный провод. Изготовил и растянул антенну, сделал заземление. На небольшом кусочке фанеры сложил и спаял приёмник. Однако он молчал.  Загвоздка была в том, что детектора или заменяющего его диода у меня не было. Все мои попытки достать эту радиодеталь окончились неудачей. И вот у родителей поездка в г. Ростов. Я заказал детектор, чем немало удивил родителей – они знали, что я очень хотел иметь ботинки. Я написал им название радиодетали и рассказал в каком магазине её купить. И всё - таки родители купили мне ботинки, о чём сказали мне сразу по приезду домой. Я чуть было не заплакал, но отец успокоил меня,  дав мне малюсенький свёрточек. В нём был детектор! Я тут же установил его в конструкцию приёмника, отрегулировал и очень чётко принял радиостанцию «Маяк». Я готов был прыгать от радости!  Позвав отца, я попросил его одеть наушники. Послушав станцию, он спросил: «А куда ты его подключил?». Узнав, что никуда, так как приёмник работал от энергии передающей станции,  он очень удивился и позвал послушать мать. Я видел удивление и радость на лицах родителей. Они были рады, что у меня всё получилось. Отец похвалил меня коротко:  «Молодец!».

          Станичная жизнь в то время имела свои специфические особенности. Казаки, а их в станице было большинство, были верующими и по большим религиозным праздникам обязательно посещали церковь. Меньшая часть казаков посещали церковь и в воскресные дни. Именно по этим праздникам и по значительным гражданским праздникам, казаки, проживающие на одной улице, собирались у одного из казаков для праздничного общения. На нашей улице - улице Большевистской  - казаки почти всегда собирались у дяди Ивана - старшего брата моего отца. Вне двора, за воротами, ставили длинный стол, изготовленный специально для таких случаев и свадеб. Накрывали стол белой скатертью, обычно это была новая простыня,  и ставили съестное и выпивку, то есть то, что каждый принёс на праздник. И всегда стол, как говорится в сказках, ломился от яств. Коротко помолившись, приступали к трапезе. Завязывался разговор о том, о сём. У мужчин, естественно, проскальзывали воспоминания о войне и о военных судьбах. Я прятался недалеко и слушал. Именно здесь я узнал, что ещё один мой дядя-дядя Семён - самый старший из братьев - в самом начале  войны пропал без вести. Узнал, что дядя Иван служил на фронте фельдъегерем и за свою службу имел медали и орден Красной Звезды.  Узнал, что отец служил кавалеристом, то есть рядовым, в четвёртом кавалеристском корпусе в войсковой разведке, и тоже имел медали, но ордена не получил, чем был огорчён и при случае (на гулянках) всегда спрашивал у своего старшего брата Ивана :  «Почему так?».  Ответа не было.  И только после смерти отца орден нашёл - таки его. Это был орден Великой Отечественной Войны первой степени. Отец не дожил до этого дня всего четыре месяца.

          Но, самое интересное было тогда, когда за столом начинали звучать песни. Пели красиво, на два голоса.  Запевали песню обычно женщины, мужчины дружно подхватывали.  Я любил слушать эти, ныне почти забытые, народные казацкие песни. Они меня очаровывали. Сейчас я очень жалею, что не смог записать хотя бы слова этих песен. Звучали так же и военные песни, петь которые особенно любил дядя Иван. Он обычно пел негромко и жестикулировал правой рукой со сжатой в кулак ладонью на манер дирижёра. При этом он смешно выпячивал грудь и наклонял голову. Эти песни, и их исполнение, остались в моей душе на всю жизнь и, возможно, стали первым толчком моей любви к песне и вообще к искусству. Особенно был интересен тот факт, что ни один из поющих не портил общего фона исполнения песни - все пели в одной тональности и чётко попадали в такт или ритм песни. Запевать могла любая из женщин, у всех был и голос, и слух. Засиживались на сходках обычно до наступления темноты, потом, убрав всё со стола и сам стол, расходились по домам, свято помня, что завтра на работу.

          Отец обладал музыкальным слухом, это чувствовалось по его манере пения. В некоторых песнях он, даже, пел третью партию песни – это я понял гораздо позже. Ещё в глубоком детстве он смастерил мне игрушечную балалайку, вырезав её форму из сплошной доски, сделав простой механизм натягивания струн,  по принципу скрипичного механизма. Конечно,  эта, так называемая балалайка, не имела ладов, не имела деки, но, играя (брынькая ) на ней, можно было отрабатывать азы биения пальцем по струнам. Это было подобие музыкального инструмента, единственное на нашей улице. Несколько лет спустя, будучи школьником, я сумел опять - таки, выменять старую - престарую балалайку с отпавшей колковой  дощечкой. Благо она просто выпала от плохой склейки с грифом.  Отец вклеил её в гриф, натянул струны, изготовленные из трофейного телефонного провода, и, наладив на слух, начал играть. Оказывается, он знал эти  главные три аккорда, позволяющие аккомпанировать русские народные песни! Я, естественно, быстро их освоил и начал аккомпанировать песни, которые мы с ребятами пели в то время, в общем не понимая их смысла.  Это: «Гоп со смыком», «Ваненский порт»,   «Кладбищенский двор»,   «Курочка» и другие блатные и полублатные песни, которые мы слышали от старших ребят. Тогда мы думали, что это тоже старинные казачьи песни. Как эти песни пришли в станицу? Думаю, что их привезли с собой освободившиеся заключённые, которые были посажены по ошибке безвинно или по малолетке. Потом, уже в зрелом возрасте, изучая творчество В. С. Высоцкого, я отметил его точное выражение именно по этому поводу:

Мы оба пострадавшие,
А, значит, обрусевшие
Мои безвестно павшие
Твои безвинно севшие

          Среди казаков станицы таких было мало, но были.

      
 


Рецензии
Прочитал только начало... И конец... Сразу смутили Ваши слова "был краснодеревщиком, а это вершина плотницкого дела"... Краснодеревщик - это не виртуоз плотников! Плотник - прежде всего строитель! А вот краснодеревщик - это ублажитель тех (дворян, сегодня чиновников), кто может себе позволить в своей мебелировке, действительно, мебель из "красного дерева" (сегодня даже монолитное дерево, а не из ДСП с ядовитыми формальдегидами)... Работа плотника-строителя, как понимаете и есть вершина плотницкого труда, ибо его плоды достаются почти всему обществу, а не отдельным личностям с раздутой мошной... Плотник на своих плечах носит на этажи и рамы и половые доски охапками! В отличии от прищуренного краснодеревщика с лупой порой... Именно поэтому работа того, кто изготавливает и ставит рамы на окна, стелит полы гораздо более почётная и социально значимая, чем работа индивидуалиста под чьи-то большие деньги, что тогда, и тем более сейчас... В нашу эпоху рвачества и жадности до денег...

"Твои безвинно севшие"..?
В годы ВОВ 1941-1945 г.г. наша страна была на первом месте, как ни одна страна в мире! По иудству (предательству)... По количеству коллаборационистов за всю историю всех стран!!! По официальным (сглаженным) и не по официальным данным - ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ГРАЖДАН СССР !!! Тут и РОА генерала Власова, тут и донские и терские казаки, Украинская Повстанческая Армия (УПА) и дивизия СС "Галичина", Белорусский Легион, Армянский легион, крымские татары, эстонские, латвийские и литовские легионеры, Грузинская вспомогательная армия, различные туркменские батальоны, азербайджанские батальоны и т.п. Все они входили в состав вермахта! Все они воевали против Красной Армии в годы ВОВ!!!

Не буду уж вспоминать о казаках и черносотенцах и кем они были со своими нагайками для простых крестьян и рабочих в дореволюционное время и в годы Гражданской войны... Кичиться тут, правда, НЕ ЧЕМ...
Вы пишите, в казаки принимали тех, кто имел "признание и уважение власти"... Да... Многие были аморальны, и готовы были урвать свой кусок даже у тех, кто был более работящим, но не имел блата у начальства... И дореволюционного и советского начальства... Подтверждение моих слов в Ваших же словах : "Семьям казаков выделялись лучшие участки земли для строительства хат"... Казачество всегда можно было констатировать сообществом, которое ГОТОВО СЛУЖИТЬ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ ЗА ДЕНЬГИ... Гораздо большие, чем те гроши, достающиеся обычному народу... Что в эпоху монархии, что в советскую эпоху, что в эпоху наших олигархов...

Игорь Фельдшеров   07.02.2024 17:29     Заявить о нарушении
Вы действительно болтун, прислали мне не рецензию , а словесный понос. То, что написали, ножно было выразить тремя предложениями. Краткость - сестра таланта. Здоровья Вам, Творческих успехов!!!

С уважением

Анатолий Ходус   07.02.2024 18:32   Заявить о нарушении
Пожалуйста! Казачество - ХОЛУЙСТВО, УГОДНИЧЕСТВО (за деньги любой власти) и САМОПИАР (своего эгоизма)... Краткость, действительно, сестра таланта...

Игорь Фельдшеров   07.02.2024 18:50   Заявить о нарушении
Казачество-военное сословие в России в Хviii-начале ХХ-вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета.

С уважением

Анатолий Ходус   07.02.2024 19:50   Заявить о нарушении
Кто же с этим спорит...))) Так во всех википедиях написано...)))
А по каким принципам сложилось??? - вот в чём вопрос! А принцип всё тот же - Подтверждение моих слов в Ваших же словах : "Семьям казаков выделялись лучшие участки земли для строительства хат"...))) Выделились властью за то, что они секли своими нагайками тех, кому выделялись худшие участки - почти весь народ России... Да и не дворянам сечь своих крепостных! Для этого всегда было казачество!

Игорь Фельдшеров   07.02.2024 21:49   Заявить о нарушении
Интересно,почему Вы такой злой на весь мир? Поделитесь со мной своими проблем ми,может я помогу?

С уважением

Анатолий Ходус   08.02.2024 10:22   Заявить о нарушении
Злость..? ))) А что если НЕНАВИСТЬ..? )))
Да... Я не ошибся... Передо мной обыкновенный невежда, гордящийся преступлениями своих предков... К тому же ещё ряженный под "воина"... Настоящий воин знает, что такое злость и ненависть! Эти понятия помогают ему выжить в бою!

Игорь Фельдшеров   08.02.2024 15:52   Заявить о нарушении
Казаки в вермахте и СС: сколько их было и как воевали

В ходе летнего наступления 1942 года немецкие войска вышли на территории, где жили казаки: донские, кубанские, терские. К тому времени политика немцев в отношении населения оккупированных территорий поменялась. Большие потери в живой силе привели к тому, что в составе вермахта начали формировать подразделения, укомплектованные добровольцами из числа разных народов СССР. Казаков же в Третьем Рейхе почему-то считали потомками арийцев.

Население казачьих областей к советской власти относилось негативно. Несмотря на то, что Красная Армия при отступлении уводила всех мужчин призывного возраста, на оккупированной территории остались десятки тысяч казаков, способных держать оружие. И когда немцы им это оружие дали, донские, кубанские и терские казаки в большом количестве стали воевать на стороне вермахта.

Самый первый казачий
Первое казачье подразделение в сентябре 1941 года сформировал бывший майор Красной Армии Иван Кононов. По данным историка К. Александрова, в книге «Офицерский корпус армии генерала А. А. Власова», Кононов был из донских казаков, но сделал карьеру в РККА не только как командир, но и как политработник. После начала Великой Отечественной с большой частью возглавляемого им 436-го полка 155-й дивизии он сдался в плен. Бойцы его полка и составил костяк нового подразделения. Едва ли среди них было много казаков, так же как и среди военнопленных, которые пополнили новую часть. Но Кононов брал к себе и тех, кто заявлял о своем желании стать казаком.

По поводу названия части встречаются разные версии: называют и Донским полком, и эскадроном. Но в вермахте она именовалась Kosaken-Hundertschaft 102, то есть 102-я казачья сотня.

Впрочем, эта часть никогда не соответствовала своему названию. Ещё будучи «сотней» она насчитывала около 1800 человек личного состава.

В конце 1942 года сотню переименовали в 600-й казачий дивизион (Kosaken-Abteilung 600), но по своим размерам дивизион уже больше соответствовал полку: в нём было 9 эскадронов, артдивизион и 2300 человек личного состава.

На фронте дивизион не использовался, зато принял участие в большинстве операций против партизан. Действовал успешно, но в 1943 участились случаи дезертирства, в том числе и массового. Был случай ухода к партизанам сразу двух эскадронов в полном составе.

После этого дивизион перебросили в Польшу, где он вошел в состав 1-й казачьей дивизии.

Казачий полк фон Рентельна
У этого полка интересная история. Но для начала надо сказать, что в большинстве источников по его названию и составу даётся не совсем точная информация.

Пишут, что его сформировали как 360-й казачий полк, что не верно. Сформирован он был в конце 1942 года как 6-й казачий полк, в составе двух батальонов. Командовал полком майор фон Рентельн. Немец, но не обычный, а прибалтийский. Службу он начинал в Русской императорской гвардии, после революции служил в эстонской армии, в 1940 году перебрался в Германию.

В 6-м полку было свыше 2000 казаков, впрочем, казаков условных, так как их набирали среди военнопленных. Полк использовался в борьбе против партизан, но к лету 1944 года он оказался во Франции. Два его батальона были переименованы в 622-й и 623-й казачьи, к ним добавили 624-й (бывший 1-й батальон 7-го казачьего полка), а сам полк стал 760-м крепостным гренадерским. После высадки союзников в Нормандии, казаки, находившиеся на юго-западе Франции, пробились через всю страну, и продолжили воевать.

В 1945 году остатки полка были включены в 15-й казачий корпус.

Казаки «атамана» фон Паннвица
1-ю казачью дивизию вермахта начали формировать ещё осенью 1942 года, но так как на южном фланге советско-германского фронта обстановка изменилась, создали новое соединение лишь летом 1943 года.

Командовать дивизией назначили генерал-майора фон Паннвица.

Численность дивизии превышала 19 тыс. человек, из которых около 4 тыс. было немцев. Надо учитывать еще и 5-й запасной полк, в котором было изначально было до 15 тысяч человек.

Дивизию отправили в Югославию, где она сражалась против партизан Тито. Сражалась успешно, показала себя даже лучше немецких соединений.

В ноябре 1944 года дивизию передали в войска СС. Вхождение в СС было формальным, казаки не носили эсэсовскую форму, воинские звания остались прежними, нумерация дивизии не соответствовала войскам СС.

В феврале того же года дивизию развернули в 15-й кавалерийский корпус СС, численностью около 25 тыс. человек.

Части корпуса приняли участие в последней наступательной операции немцев у озера Балатон, где сражались с болгарскими войсками.

В апреле 1945 года корпус передали в Русскую Освободительную армию (РОА) Власова. Это уже было пустой формальностью. Война была проиграна, и все думали лишь о том, как не попасть в плен к советским войскам, а сдаться западным союзникам. В конце концов 15-й корпус сдался англичанам.

Полки Казачьего Стана
Когда немецкие войска уходили с Кавказа, с ними ушло большое количество казаков с семьями. В 1943 году на Украине был создан «Казачий Стан», в котором было 35-40 тыс. казаков. Из них почти половину составляли женщины и дети. Было сформировано 11 казачьих пеших и 1 конный полки. В основном им пришлось воевать с партизанами, но летом 1944 года были и столкновения с частями Красной Армии. Один из полков «Казачьего стана» принял участие в подавлении Варшавского восстания. После чего казаки были отправлены в Италию.

В апреле 1945 года Стан был реорганизован в Отдельный казачий корпус, который вошёл в РОА Власова. В составе корпуса числилось 18 тыс. казаков. В мае корпус сдался англичанам. Впоследствии всех казаков выдали советским властям.

Полк «Платов», Волчьи сотни и другие
Полного перечня всех казачьих частей, воевавших на стороне германской армии нет даже в книгах таких историков коллаборационистского движения, как Д. Жуков или С. Дробязко. Обычно общее число казачьих полков и батальонов не сходится с немецкими документами. Часто это просто ошибки авторов, но стоит учесть, что на территориях проживания казаков могли формироваться части, которые и не числились в составе вермахта. Всё это создаёт путаницу.

Наиболее часто упоминаются такие казачьи полки, как Атаманский, «Платов», «Кубань», полк Юнгшульда, которые сформированы в 1942 году. Все они использовались как охранные, и в 1943 году вошли в состав 1-й казачьей дивизии. Создавались также и отдельные казачьи батальоны.

Редко где упоминается про созданные 1-ю, 2-ю и 3-ю Волчьи сотни, сформированные из молодых казаков и вошедших в 1-ю казачью дивизию. Свое название они получили в память Волчьих сотен генерала Шкуро времен Гражданской войны.

Точное число казаков, воевавших на стороне немцев, установить едва ли возможно. П. Крикунов в своей книге «Казаки. Между Гитлером и Сталиным» пишет, что от 70 до 110 тысяч казаков (включая членов семей) оказалось в Европе. Но эти цифры включают и рабочих, вывезенных на работы в Германию. Также следует помнить, что в казачьи подразделения немцы могли зачислить любого желающего, если он назвал себя казаком.

В целом можно сделать вывод, что казаков, вставших на сторону Гитлера, оказалось очень много.

Игорь Фельдшеров   08.02.2024 16:07   Заявить о нарушении
Вот тебе на прощание цитата "великого казака"... Гордись и ей...
"Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь" (генерал Краснов, воевавший и с большевизмом и с русским народом и в годы Гражданской и в годы ВОВ)

Игорь Фельдшеров   08.02.2024 16:17   Заявить о нарушении
Памятник Петру Краснову установлен в станице Еланская Шолоховского района... Вы тоже им гордитесь???

Игорь Фельдшеров   08.02.2024 17:37   Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь,я хочу напомнить Вам старинную русскую пословицу;"В семье
не без урода!".Да, были среди казаков предатели казачества и Родины и что ещё хуже-те кто предал по личным убеждениям.Заметьте,я не являюсь потомком Краснова и ему подобным.Я являюсь потомком Ходуса Андрея Митрофановича-участника Великой Отечественной войны начиная с 1941 года и по 1943 год включительно (естественно на стороне Советских войск).В конце 1943 года отец был комиссован из-за тяжелого раненния правой руки.За геройство,проявленное в ходе войны отец был награжден Орденом Великой Отечественной войны первой степени и медалями "За освобождение Кавказа"," За победу над Германией" и многими юбилейными медалями.Не без гордости отмечу,что отец в составе 4-го каваалерийского эскадрона участвовал в знаменитой атаке конных казаков против гитлеровской пехоты,поддерживаемой танками вблизи станицы Кущевской. Казаки задержали продвижение немецких войск,дав нашим войскам произвести перегруппировку.
Из воспоминаний одного из немецких солдат,участвовавшего в этом бою:"Неожиданно перед нами возникло приближающееся пыльное облако, в котором в лучах заходящего солнца зловеще сверкала сталь клинков.Нас обуял сме
ртельный ужас и мы побежали...".
Отец вырастил и воспитал пятерых детей. Я ГОРЖУСЬ СВОИМ ОТЦОМ!

Анатолий Ходус   10.02.2024 10:51   Заявить о нарушении
Сергей, говоря о Ваших предках, я говорил о казачестве в целом... А не о Ваших личном отце... Родители всегда остаются для нас святыми людьми...
Писал свою рецензию исключительно по контенту Вами изложенному в Вашей публикации... Если Вы назвали свою публикацию "Отец", то и надо было бы писать о нём, о его жизненном пути, о его самоотверженности в годы ВОВ, в послевоенные годы... А не о казачестве в целом, которое сегодня имеет очень даже спорные моменты в истории нашей Родины... Тем более подобного рода противоречия сразу же бросаются в глаза читателю в Вашей публикации : то у Вас про казацкую вольницу бежавших от помещиков казаков в прошлые века, а то раз и их "родословный подряд" под чуть ли не карательные сотни для таких же нищих крестьян, стонущих под гнётом тех же помещиков или рабочих на забастовках против фабрикантов... Да, это написал я, а не Вы... Но это, действительно, было до 1917 года... И каждый более или менее адекватный человек, знающий историю, подтвердит... Я отлично понимаю, что в каждом из нас генетически живёт память о наших личных предках... Но это не даёт нам право чувствовать себя сегодня выше всех остальных соотечественников... У меня вот отец всю жизнь проработал плотником... Максимум его карьерного роста - был бригадиром в своём СМУ, его фото висело на районной Доске почёта... В старой шапке ушанке с опущенными ушами и в рабочей телогрейке, остальные там были все в костюмах и галстуках - различные чиновники... Очень редко рабочие... Участник ВОВ... Гордость за своих отцов - это не оспаривается. Это святое... Оспорить сегодня можно, и даже нужно, официальную историю и пропаганду, которая часто нивелирует самоотверженность наших отцов и дедов до уровня тягловых лошадей для комфортной, обеспеченной и райской жизни наших сегодняшних чиновников-бизнесменов и олигархов... Они и сейчас строят свою систему порабощения народа на новых "цифровых" технологиях... Против той же вольницы и морали нашего народа, ментально выстроенной на Морали и социальной справедливости...
Был очень рад, что Вы - человек всё-таки думающий... Смогли и нашли в своей личной гордыне возможность пересмотреть свой взгляд на меня с "болтуна" до "уважаемый Игорь"... Ничто в нашей жизни на этом свете так не ценится, как человеческое благодушие и умение понять человека... Сами знаете, большинство сегодня живёт в своём личном эгоизме и в социальных шаблонах, навеенной пропагандой тех же чиновников и олигархов, которым и принадлежат те же ИХ частные СМИ... Для их аморальной и жирующей сегодня жизни... Да и в той же СВО сейчас плечом к плечу и потомки казаков и потомки рабочих и крестьян... Ради нашей общей Родины...
Останемся друзьями, Анатолий!

Игорь Фельдшеров   10.02.2024 14:25   Заявить о нарушении
Извините, немного попутал обращение к Вам по имени - переписываюсь сейчас с Сергеем...

Игорь Фельдшеров   10.02.2024 14:28   Заявить о нарушении
Конечно Игорь, останемся друзьями, потому что наши мысли о казачестве и не только, очень похожи. Приглашаю Вас почитать мои стихи на "Стихи РУ".
С улыбкой

Анатолий Ходус   10.02.2024 16:51   Заявить о нарушении
Непременно воспользуюсь Вашим приглашением... На досуге...

Игорь Фельдшеров   10.02.2024 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.