ФАК для чечак по Кипру
Тур без подготовки. Бесценные указания. Неправильные наставления.
В пятницу я уволился. Последний день на работе растянулся до полуночи. Я доделывал недоделки, подчищал недочистки и передавал дела коллегам, которые уже давно отдыхали дома. Всю ночь меня мучили кошмары. Мне снились звонки московских руководительниц, переписка с врачами-исследователями и нерешенные проблемы.
Очнувшись в первый день своей безработности, я продолжал безостановочно размышлять о работе, которая уже была чужой. Через пару часов бесцельного топтания по моей элитной хрущевке** стало очевидно, что мне нанесена глубокая производственная психологическая травма. Полученное повреждение требовало немедленного лечения. Лучшие друзья посоветовали обратиться к народной целительнице Марии, которая помогает таким как я сменой мест и настроений.
В субботу я застал Марию на работе и обратился к ней с невыполнимым заданием. Я решил улететь куда угодно, где есть солнце, море, пляж и красивые виды. Лететь я хотел завтра, так как времени у меня было – всего одна неделя до выхода на новую работу. Шенген визы у меня не было. Общение с Марией происходило в легком, непринужденном, юмористическом режиме и тонизировало еще до отъезда на отдых.
- Мда-а, давно я так быстро не работала, - прокомментировала Мария мою пожарную тревогу.
- Заранее я и сам могу заказать, а в Крым так и вообще можно ничего не заказывать, - ответил я достаточно энергично, опять забывая, что я уже не на работе.
- Я вижу, вы один поедете, - Мария тут же с миловидной улыбкой тихо и красиво отыгралась,
- Айя-Напа вам не подойдет: там тусовочное место, шум, молодежь...,
И контрольный, в голову:
- Если бы вы ехали вдвоем, то стоимость была бы почти такая же!
Я съехал в кресле от такой проницательности и решил перечитать Шерлока Холмса.
1. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ
Безвизовые страны в зоне моей досягаемости:
• Турция - теракты, перевороты, гражданская война, интервенция в сопредельное государство и поддержка регионального терроризма на доходы от туризма.
• Тунис - расстрел туристов в 2015г.
• Марокко — это султанат или халифат? Кроме просмотра американского фильма «Касабланка» 1943 года, где доверенным лицом главного героя был русский официант Саша, не имею решительно никаких данных по этой стране.
• Черногория – дороже.
• Кипр - дешевле.
После того, как все мобильное и маломобильное население России объехало Кипр вдоль и поперек я понадеялся, что наплыв наших гнетущих когорт схлынул, и можно спокойненько скататься отдохнуть. Не тут-то было. Прямо в автобусе из аэропорта в гостиницу мне сообщили, что четверть населения Лимассола - русские.
2. ЗАКАЗ ПУТЕВКИ
Проведено два налета на Кипр, оба раза на неоккупированную турками территорию:
• Отель «Амфора» в Пафоcе на западном побережье Кипра, на неделю в мае 2016;
• Отель «Элиас» в Лимассоле на южном побережье Кипра, на 10 дней в августе 2016.
Заказывал оба раза через рекомендованного турагента Марию, которая работает в ТЦ Гулливер у метро Новая Деревня, второй этаж.
Первый раз заказ делался за день до отлета - не сезон; второй раз за пять рабочих дней в разгар сезона.
На стене коридора бизнес-центра вывеска что-то типа ИЧП Малахов и сыновья, надеюсь, это соседи. На двери вывеска TEZ Tour, на ваучере указано Библио Глобус. Летит Россия, но электронный билет выдан каким-то кипрским LTD. Россия – дочерняя компания Аэрофлота, но самолеты в лизинге с регистрацией на островах. В договорах указаны разные конторы, не указанные на вывесках ***. Таким образом, ответственность за всё привычно возлагается на клиента. В таких условиях я ограничился медицинской страховкой и страховать тур не стал.
Оплата по карте на 2% дороже, чем наличкой. Карточный кэшбэк может сократить разрыв.
Мария предупреждала, что четыре звезды в Амфоре лучше, чем четыре звезды в Элиасе!
И была совершенно права – если в Амфору я готов вернуться в любое время и готов ее рекомендовать кому угодно, то повторить Элиас я откажусь.
3. ТРАНСФЕР аэропорт-гостиница-аэропорт
Информация по времени выезда из отеля прячется Библио Глобусом (БГ) в каких-то потайных папках. Емейлы рассылать они еще не научились. Время выезда из гостиницы может решительно отличаться от обещанного. Объясняется это тем, что рейс «чартерный» и почему-то может свободно переносить время вылета. Ну, назвали бы его «бартерный» для ясности.
Например, я в полночь последнего дня нашел папку БГ где-то в темном подвальном коридоре Элиаса и узнал, что отъезд завтра (точнее - уже сегодня) не вечером, а утром, и я не успеваю сдать машину в прокатную контору. Пришлось ночью бросить машину у конторы и оставить ключи на ресепшене гостиницы, так как никакого сейфа для передачи ключей у прокатчиков не оказалось. Киприоты из прокатной конторы были расстроены таким обращением, взволнованно писали и звонили мне, пришлось извиняться, в общем, неудобно получилось. Решительно не могу вспомнить, удалось ли мне вернуть залог за машину.
Факс с указанием времени выезда в Амфоре был нечитаем, персонал гостиницы запрашивал у БГ повтор.
Компании Библио Глобус настоятельно рекомендую перечитать Приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 170526 от 24 июля 1942 г. о недооценке радиосвязи, где тов. Василевский ясно указывает: «Потеря связи – есть потеря управления», - а мы, почему-то, семьдесят лет спустя все еще не поняли этого.
• АМФОРА, Пафос
Трансфер аэропорт Ларнака – Пафос терпИм, так как по приезду в город автобус в первую очередь разгружается у Амфоры.
Трансфер обратно - выехал в 5-30 утра, ехали не меньше 3 часов (полтора часа дорога и полтора часа сбор пассажиров по всем отелям Пафоса и Лимассола). Библио Глобус законопатил в один автобус, рассчитанный примерно на 60 мест около 59 человек, и возил их кругами все утро. Чтобы не сойти с ума и не укачаться я делал бессмысленные фотографии вывесок на русском языке.
В 9 утра я прошел контроль в аэропорту и ждал самолет с вылетом через два часа. С учетом последней моды на теракты – в описываемом 2016 году подорвали аэропорты Брюсселя и Стамбула, излишнее нахождение в аэропорту небезопасно. У нас на работе даже выпустили инструкцию для командированных, в которой четко написано, что в аэропорту следует проводить минимально возможное время в целях профилактики минно-взрывной травмы.
• ЭЛИАС, Лимассол
Трансфер аэропорт Ларнака - Элиас очень быстрый - третий по счету отель был мой, но в автобусе сидели граждане, которым в Пафос...
Трансфер обратно был стремителен за счет маленького автобуса и русского водителя. Могут, если захотят.
4. ОТЕЛЬ
После консультаций с моим мировым экспертом в области туризма был затребован отель с видом на море, без дороги, отделяющей отель от моря, не первый этаж, некурящий номер, четыре звезды, бесплатные лежаки и кондиционеры.
В случае если вы берете отель с дорогой, которая отделяет его от моря, то вы отдыхаете не у моря, а у дороги.
Я не знаю, как выглядит платный кондиционер, вероятно, его надо всю ночь по часам кормить мелочью, как при оплате парковки. А если пропустить кормление – он переключится в режим обогрева?
Кроме этого, листая онлайн букинги, я обратил внимание на то, что платные кондиционеры могут сочетаться с платной парковкой, что вызывает желание взять номер на первом этаже и парковать машину в номере, используя ее кондиционер в пути и на стоянке.
В обоих отелях есть розетка русского и американского формата в ванной, но она работает только с телефонной зарядкой. С самым маленьким ноутбуком она не работает – не хватает тока. Формат остальных розеток британский - три прямоугольных штыря. Берите переходник.
В номерах зачем-то висят телевизоры - вместо того, чтобы сделать две розетки под евровилки и прекратить эту пожароопасную возню с бракованными китайскими адаптерами.
Кондиционер не работает, если открыта балконная дверь.
В номерах есть сейфы, судя по отзывам на букинге ими надо пользоваться, в том числе для мелочевки типа зарядки для айфона. Периодически забывал что-то убрать, ничего не пропало.
В обеих гостиницах надо бы раз в год красить стены в номерах.
• АМФОРА в Пафосе
Заехал в номер в полпервого ночи. Сдвинул стеклянную дверь на балкон и шагнул сквозь массивные занавески на встречу мягкому ветерку. Вдохнул шум моря полной грудью и придержал дыхание. Замер, разглядывая в темноте широкую полосу лунного света, провожающего волны от горизонта к каменистому берегу. Прохладный ветерок донес шипение отступающей пены. Камни отбивались от волн раз за разом. Мысли о работе незаметно терялись. Вслед за ними потерялись мысли о том, что я хотел в туалет. Наступила благость, и я полностью ото всего отключился. Очнулся только через полчаса. Оставил балкон открытым. Упал в бесподобный матрас. Спал беспробудно. Волны всю ночь охраняли меня от моих неприятных воспоминаний. Был ли я вечером в туалете – вспомнить не удалось.
Гостиница состоит из нескольких маленьких (2-3 этажа) корпусов, которые расположены полумесяцем вокруг бассейна и лежаков. Такая планировка не дает ощущения студенческого общежития или уплотнительной застройки. Есть номер с персональным уличным бассейном.
Завтрак и ужин включены, чай-кофе за отдельную плату (примерно 1.5 евро). Еда вкусная, особенно мясо и рыба. Рыба тает во рту, деликатес! – бегал за добавкой каждый вечер.
На мороженое места не оставалось, я его даже и не распробовал.
Пляж маленький, ограничен живописными камнями. Вода в мае холодная, почему-то не подогревается. Купался коротко и интенсивно.
Вид из номера 375 на море, но половину вида перекрывает другой корпус - торчит на фото справа.
В номере тихо - слышал соседей всего пару раз, когда они входили-выходили. Запаха табака нет!
Кровать удобная. Сломана розетка, нашел другую. Вайфай слабоват. Кроме шампуня в номер дают крем, который помогает от солнечных ожогов лучше, чем аптечный с пантенолом. Контингент – семьи и пенсионеры, рассмотреть вблизи не удалось ввиду малого числа посетителей и продуманной планировки отеля. Соседних гостиниц не видно.
Парковка бесплатная, шлагбаум на въезде открывается ключом от номера.
• ЭЛИАС в Лимассоле
Гостиница представляет собой типовую пятиэтажку типа хрущевки, но с очень высокими потолками на нулевом и первом этаже.
На нулевом уровне расположен ресторан с окнами на бассейн во дворе. Но выхода на парковку с этого уровня нет, она на уровне первого этажа, с уличной стороны. А табличек на лестнице с указанием первого и нулевого этажа тоже нет – и куда смотрит пожарная охрана? На лестнице пронумерованы только верхние этажи. Я каждый день спускался на парковку и проходил мимо первого этажа в подвал, потом поднимался вверх на один этаж.
Конечно, это не актуально для тех, кто ездит на лифте. Последний ходит так медленно, что нытье у лифта я слышал регулярно. Лифт – вреден для физического и психического здоровья.
Завтрак, обед и ужин включены, неместные напитки за отдельную плату.
Мясо и рыба обычно вкусные, остальное так себе. Огурцы в салате засыхающие, помидоры зеленые. Наверное, чахнущие овощи везут чартером из Питера. Мороженое невкусное, дети черпают из упаковок в холодильнике сами, иногда черпаком, иногда как получится. Дверь холодильника дети не закрывают, проходящий мимо персонал хлопает дверцей. Советую брать мороженое в баре у бассейна, там его аккуратно накладывают польские студенты, подрабатывающие барменами.
Ресторан на нулевом этаже с таким количеством посетителей, борьбой за места и бутылки воды, что его надо назвать столовой, причем студенческого типа. Я давал польским официанткам два евро на чай, поэтому меня сажали за двухместный стол без очереди, вызывая громкое возмущение британских постояльцев. Проходя мимо них не останавливаясь, полька холодно поясняла трем британцам, что джентльмен один и у них есть столик для одного, а для троих – нету. При ближайшем рассмотрении оказывалось, что у них есть три столика для одного или двоих, а британцы просто не умеют стоять в очереди и делиться с ближним.
Персонал изможден, в три часа ночи еще убирают столы, в 6 утра уже раскладывают посуду. Показалось, что работают каждый день, без выходных. Для такого количества посетителей надо увеличивать численность персонала минимум на треть.
В уличной части ресторана кроме постояльцев питаются кошки и воробьи. Иногда с пола, иногда со стола. Персонал делает вид, что гоняет кошек, но не усердствует – понимает, что вместо кошек могут приползти змеи. Змей на острове полно, у пригородной помойки десяток кошек окружают змею и хватают ее с разных сторон, по очереди подбрасывая в воздух.
Английская постоялка с комплекцией молодого бибендума****, выпирающая телесами через прорехи в джинсах, на завтраке прячет булки со стола в сумку под столом. Пугливо озираясь, они с мамашей (бибендум в кубе) проносят авоськи мимо таблички «вынос еды и поедание за пределами ресторана запрещено по санитарным причинам» и берут лифт на абордаж. Естественно, в английских комментариях по отелю на букинге написано, что еду выносят русские.
Русская постоялка противоположной комплекции выкуривала за ужином полпачки сигарет на пару с супругом, не оставляя своему ребенку шансов на свежий воздух и здоровье органов дыхания. В перерывах между затяжками она раскладывала мясо в соусе по полу - для кошечек. Когда кошечки насытились и убежали играть со змеями у помойки, дама вытерла соус с пола за дикой помойной кошкой многоразовой лицевой салфеткой и положила ее на стол. Кто-то в СПб спрашивал, почему я иногда вытираю рот рукой. Просто я брезгую многоразовыми салфетками – никогда не знаешь, где они побывали до этого.
На следующий день я заметил, как та же дама выносила упаковку воды (шесть бутылок) на улицу из ресторана. Вероятно, отпаивала змей на помойке.
В кафе на первом этаже официант больше двух раз за час не подойдет. Не рассчитывайте, что вам удастся напиться при такой скорости подачи напитков. С официанта тек пот от усердия - персонала очень мало. Алкоголь не очень качественный, нахлобучивает, как будто в него димедрол добавили. Через двери с улицы залетают волны тошнотной табачной вони. Бокалы моют с тарелками, еда с тарелок прилипает к бокалам, так и подают - гость отковыряет. В ООО «Тарелка» на ул. Пестеля в СПб (ланч 200 рублей) посуду моют лучше, чем в 4х звездном Элиасе. Такое вот «все включено».
В ближайшем магазине продается отличное местное вино по несколько евро за бутылку, можно брать почти самое дешевое из тех, что в стеклянной таре.
В номере регулярно запах табака. Открыл окно - отрава летит с соседних балконов, где хозяевами заботливо расставлены пепельницы. Закрыл окно - прорывается по вентиляции или откуда-то еще. Номер оплачен – некурящий и недешевый.
В номере раскиданы чьи-то длинные волосы - на постели, на полу, на мебели. Видимо, решено привлекать этим туристов-мохнатофетишистов. В остальном чисто.
Косяк двери отваливается, вода из раковины подтекает на пол.
В дверь ломятся ширококостные британские бабки в коротких сверху и измочаленных снизу платьях с тортом в прозрачной упаковке. Судя по разбитому дверному косяку – ломятся не первый раз именно в этот номер. Открываю, смотрю на них молча. Торт – гадость, один крем. Бабки галдят, таращатся на меня, размахивая тортом. Через некоторое время до них доходит, что это не я нелегально проник к ним в номер, а они недоползли до своей двери. Бабки разворачиваются и отчаливают, на спинах мелькают синие партаки*****, свидетели бурной молодости и не менее бурной старости.
Шум моря слышно, но тише, чем в Амфоре – нет камней и слабее ветер.
Кроме этого, слышно соседний отель, за забором слева. У них там караоке в щелястом сарае из старых циновок под пальмами. Репертуар и исполнители наши. Особенно запомнилась композиция «Тоша-Говнозад». Сделал поиск в интернете. Оказалось, это «сТо шаГов назад».
Пляж нашпигован окурками. Уборка пляжа есть, крупный мусор ежедневно пропадает. Но обслюнявленные бычки пролетают сквозь сито механизированной уборки, особенно если курильщики закапывают их в песок, надеясь откопать и докурить завтра. Я советую курильщикам съедать свои окурки, так как самый полезный никотин содержится именно в фильтре.
Битого стекла на пляже нет, так как стеклотара запрещена. Элиас Бар на берегу наливает в пластиковые стаканчики, о чем жалуются некоторые неразумные соотечественники в отзывах по отелю... Кстати, прибрежный барный сервис был наилучший по отелю.
Ждем, когда вместе со стеклом запретят и курение.
Итого:
В Амфоре лучше вид на море, кровать, санузел, питание, чистота, бесшумность и невонючесть.
В Элиас лучше трансфер из Ларнаки, вайфай и больше пляж.
«Все включено» не просто бесполезно, а снижает качество обслуживания. Брать надо завтрак и ужин или вообще только завтрак.
Амфору – надо будет повторить, Элиас – отказать.
«В бассейн - только по нужде!» - сообщил мне мой мировой эксперт в области туризма.
Учитывая наличие моря - я с этим согласен. О четырех бассейнах в Элиасе и примерно двух в Амфоре, ничего сказать не могу. Однако, заметил, что в Элиасе вода переливается из взрослого бассейна в детский, а не наоборот. Очень толково! Не исключаю, что дальше она переливается во взрослый бассейн соседнего отеля, отчего там каждый вечер грустно поют «Тоша-Говнозад».
5. ПРОКАТ АВТО
Достопримечательностей в любом из городов на день осмотра, далее надо брать машину. В обоих случаях подходящая машина находилась во второй-третьей несетевой прокатной конторе считая от отеля, не более 200 метров пешком.
Права подходят наши российские "пропуск к кондорам" (permis de conduire), аренда 25-28 евро (Киа Пикантис) 30-35 евро (Мицубиси Кольт) в день, просят показать загранпаспорт, могут попросить залог 100 или 200 евро - я предпочел оставить наличку вместо кредитки. Они только рады, так как банк берет с них побор 2% за кредитки.
Если не заказывать через интернет, то можно торговаться. В первый день я просто попросил скидку. На второй день, когда я пришел забирать машину, я показал визитку из соседней конторы с указанием цены за соседнюю машину, мне снизили цену. Машины брал на 6 дней, так как с этого срока идет заметное снижение цен (по сравнению с 1-3 днями).
Оформляется рукописный самокопирующийся бланк, в который надо вписать залог, уровень топлива и повреждения от ДТП, что я ленюсь делать - все машины слегка побиты по кругу. Так делать нельзя, я учу плохому.
Особенно внимательно надо разглядывать отремонтированные повреждения передней части авто. Красят на острове нормально, но готовить поверхность ленятся и через краску видны риски от шкурки.
За таким ремонтом может крыться полный развал схождения и увод машины в сторону, как случилось с Пикантисом. Увод обнаружился только на трассе после того, как я заправил полный бак, деньги за топливо не возвращают — это прописано в договоре. Я ослабил увод, накачав по-разному передние колеса, и продолжил движение. Так делать нельзя, я опять учу плохому. Надо идти и скандалить, но другой машины в этом прокате может не быть.
Вместо описи повреждений я фотографирую машину по кругу плюс салон - при получении и при сдаче.
Перед сдачей надо заправить так, чтобы топлива было как при получении. Бензоколонка - любая по дороге, 95й 1.10-1.15 евро за литр, расход у Пикантиса с автоматом, кондиционером по горам или по проселку 5-6 литров на сотню.
Кольт неудобен для езды по горам из-за двойной стойки между лобовым и дверным стеклом. В стекло между стойками дорогу не видно. В крутом повороте на горном серпантине при переводе взгляда с лобового стекла на боковое эта двойная стойка путается в полях зрения, сбивая фокусировку и ориентировку, скорость движения падает.
Выезд на арендованной машине в оккупированный турками Кипр запрещен.
Страховка на грунтовках не действует. Отчего я немедленно проехал по всем проселочным дорогам. Пикантис отлично едет по грунтовкам, можно не брать вездеходы. Кольт едет хуже. Вообще, никаких документов по страховке я не видел, мне устно сообщали есть или нет франшиза и я верил на слово. Так делать нельзя. Все надо проверять.
Так как праворульный Пикантис является транссексуалом от нормальнорульного, то руль с замком зажигания и педали перенесли вправо, а некоторые гениталии, в частности, управление центральным замком не успели (или денег не хватило). Поэтому, командной дверью ЦЗ осталась левая, что очень «удобно» для запирания багажника - надо обойти вокруг машины и повернуть ключ в левой двери. Кнопки ЦЗ в салоне нет. "Проверяй какого пола твой сосед", - пел тов. Высоцкий, вероятно, о корейских трансах. Из багажника, который я по незнанию оставлял открытым первые пару дней, ничего не украли, хотя везде предупреждают о том, что надо все убирать и запирать.
Кроме этого, надо проверить состояние колес (одинаковость модели покрышек и их износ), работу фар (ближний и дальний свет, габариты сзади), работу прикуривателя с вашим зарядным устройством. По этим позициям у меня были претензии при аренде машины в Крыму и на Кипре.
Учитывая горный характер кипрских дорог и большое количество грунтовок, я поворачивал руль до упора и визуально проверял состояние передних тормозных шлангов и рулевых тяг. Претензий не было.
Покрышки на машинах стояли самые дешевые, узкие, китайские. Но при температуре +36 днем и +24 ночью размягчается пластмасса, из которой их делают, и они очень неплохо держат дорогу в горных поворотах и при торможении. В дождь не ездил - было сухо.
6. АВТОБУС
В воскресенье и в национальные праздники прокатчики работают вяло, пришлось первый день покататься на автобусе. Остановка прямо перед отелем - верю, что это проплачено - коррупция налицо. Проезд 1.5 евро в одну сторону или 5 евро на весь день. Кондиционер работает. Автобус может не останавливаться на остановке - надо вспоминать наши навыки по торможению маршруток. Надпись над лобовым стеклом "out of order" вместо номера маршрута ничего не означает, смело кидайтесь ему под колеса, и он вас примет в переднюю дверь. Водитель на беглом английском подтвердил, что в Old Fort Limassol он едет. Выход из средних и задних дверей по звонку – жать на кнопку. Скорость - около 35остановок за 45-50 минут, примерно 15 км расстояние. Автобусы ходят каждые 15 минут, но в 21ч вечера на 30м маршруте последний автобус.
Есть сайт, на котором все расписано и расжевано по поводу автобусного сообщения, вот пример по маршруту 30, который идет из Лимассола вдоль берега на восток: http://www.cyprusbybus.com/RouteDetails.aspx?id=40
7. ПДД
• Следить за машинами с красными номерами — это прокатные авто, которые путают, куда смотреть и куда ехать. Киприоты часто пропускают красные номера вне зависимости от правил. Местные жители очень терпеливо относятся к туристам, за 12 дней езды мне посигналили всего два раза – я тащился в правом (быстром) ряду и нарушил рядность кольцевого движения. Я сигналил туристам больше – кто-то из наших с рожей, красной как номера, поехал по кольцу в другую сторону. В остальном движение спокойное - никто не лезет без очереди, не подрезает, не выдавливает, не идет на таран; подрезав, не бьет по тормозам перед вами по три раза подряд; не бьет кулаками по стеклу, не пытается давить неправильно переходящих пешеходов. Это вам не наша «культурная» столица!
• С удовольствием ехать по встречке в крайнем левом ряду и обгонять всех справа.
• Пропускать тех, кто на круговом движении.
• При выезде с второстепенных улиц смотреть сначала направо (и при переходе улицы!)
• Соблюдать рядность при въезде на круговое движение: левый ряд - первый выезд, средний - второй выезд, правый ряд - третий выезд. Или: левый ряд 1-2 выезды, правый ряд 2-3 выезды.
• В некоторых случаях сделана срезка - для поворота налево в ближайшую улицу минуя кольцо.
• Говорят, что помеха справа - как у нас (нелогично, но привычно), но чаще нарисована стоп линия у тех, кто должен пропускать. В неясных ситуациях я пользовался правом проезда по красным номерам :)
• Ограничения скорости 30 км\ч в пешезоне, 50 по городу, 65 или 80 за городом, 100 на автостраде (до Пафоса на западе до Айя-Напы на востоке, до Никосии на севере). 105-110 по спидометру это примерно 100 по GPS. Местные тащатся 90-95 или превышают 115-120 по GPS. Вся автострада увешана табличками про камерный контроль скорости, ни одной камеры ни разу не видел. Киприот в прокате сообщил, что камеры сняли на ремонт и потеряли.
• За прогон Пафос- Ларнака или Лимассол - Айя-Напа встречается в среднем один патруль с радаром. Один раз шел пешком и наткнулся на потного киприота в кустах со спидганом в зоне 50 кмч. Трафик был нулевой - праздничный день. Провинился, бедненький. Наверное, план не выполнил, не заслал начальству. Спидган у него был размером с МР-40, с таким же складным прикладом, килограмм пять на вид. Машина заныкана на прилегающей парковке. Я от испуга сбавил ход, перешел две улицы в неположенном месте и скрылся в частном секторе.
• Парковка может быть запрещенная (желтые линии вдоль тротуара) или платная. В Лимассоле оплата в автомат у машины, в Айя-Напе в порту - надо побегать и поискать табличку Pay Here. Местные паркуют как попало, особенно на автобусных остановках.
8. НАВИГАЦИЯ
Везде висят четкие указатели коричневого цвета по достопримечательностям, продублированные по-английски. В отеле выдают бесплатную карту любого крупного города, по которой удобно ходить пешком.
В телефоне установлены Гуглокарты - работают в режиме онлайн и bGEO (бесплатный вариант Ситигида) - работает он- и оффлайн без дополнительных усилий пользователя.
Гуглокарту тоже можно перевести в оффлайн, скачав область себе на телефон, но это как-то слабо помогает – маршруты без доступа в интернет не прокладываются.
В Ларнаке Гугл за 30 минут три раза завел под кирпич. В Лимассоле и Пафосе регулярно предлагал развернуться в неположенном месте и не знал разрешенных разворотов. После чего я окончательно перешел на bGEO.
Кроме этого, у Гугла какое-то болезненное стремление завести на узкие односторонние улочки (зеркалами по стенам!) при наличии нормальных дорог. Причем, заезд будет одной ширины, а дальше постепенное сужение - хаотичная застройка. Если в Гугле есть опция отключения проулков, то я ее не нашел.
Голосовые подсказки Гугла на Кипре звучат так: “Turn left on alfa-gamma-ipsilon…” - далее перечисляются все греческие буквы несколько раз, прерываясь на следующую подсказку. У меня возникала полная дезориентация. Зачем проговаривать побуквенно название улицы на греческом, если есть английский эквивалент? Особенно смешно, если улица названа по-турецки.
Гугл остается для поиска неизвестных туристу достопримечательностей и удобного просмотра отзывов и фоток по ним. Поиск в Ситигиде-bGEO провальный - если не знаешь точного адреса, то ничего не найти. Поэтому я скачал путеводитель по Кипру, который использовал для компенсации недостатков bGEO. Путеводитель не понравился и во второй заезд я купил местную симку.
Итого:
Все варианты Гугла и Ситигида-bGEO не понравились, и после Кипра я перешел на Maps.me.
Симка любого местного провайдера, купленная прямо в аэропорту на выходе из зала прибытия, будет дешевле роуминга МТС. При покупке симки требуйте ее установки и настройки телефона. Если вы задерживаете автобус Библио Глобуса – арендуйте машину в аэропорту и езжайте самостоятельно, сэкономите кучу времени. Возьмите телефон вашего гида и предупредите ее о вашей самостоятельности устно и письменно.
9. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
На Кипре везде очень хорошо и красиво – на пляже, в горах, в лесах, на автостраде, на горных серпантинах и на пешеходных тропах. Не очень понравилось только в каком-то монастыре, где православные монахи в большой черный потертый армейский бинокль подглядывали за турецкой стороной острова, но я не любитель монастырей, если честно. Выходя из машины или гуляя по ущелью, смотрите под ноги. Имейте в виду, что некоторые постройки были восстановлены – читайте таблички: “The Temple of Apollo Hylates has been RESTORED…”. Все достопримечательности отмечены в Maps.me.
Заповедник Akamas чрезвычайно энергетическое место. Исходя из моего самочувствия после перелета, я планировал пройти в первый день метров пятнадцать до машины и обратно. Выйдя из машины сфотографировать вон тот камень у обочины, я с удовольствием отмахал по горам Akamas километров 15 в тапках на босу ногу. Есть медитативные места, в которые возвращаешься для дальнейшего созерцания. Даже, если для этого надо карабкаться по козьим тропам с осыпями острых камней.
Если вы уехали с Кипра и не посмотрели Akamas, Troodos, Lara beach и Aphrodita Rock то вообще непонятно, чем вы там занимались, и вам надо ехать на Кипр снова!
10. Глоссарий
* FAQ for cheechakos – Чечако это неопытный путешественник, ищущий золото. Употребляется в северных рассказах Джека Лондона.
** элитная хрущевка - раздельный санузел, повышенные потолки, стены из натурального кирпича, полы из массива дерева, эркер с видом на парк и усадьбу графа Ланского.
*** На двери вывеска TEZ Tour, на ваучере указано Библио Глобус. Ни в каких других документах упоминания TEZ Tour и Библио Глобус не обнаружено. Летит Россия, но электронный билет выдан «Flataus Investments» LTD c адресом на Кипре. Россия – дочерняя компания Аэрофлота, но на хвостах самолетов стоят коды VQ-В, VP-B (самолет в лизинге, зарегистрирован на Бермудах) и EI (самолет в лизинге, зарегистрирован в Ирландии). В договорах на бронирование тура указаны туроператоры ООО «Максима СПб», «Павиор», «ТК Амботис Турс Сервис» и еще несколько ООО с приставкой страховые.
**** бибендум – сказочный персонаж из рекламы Мишлена, одновременно олицетворяющий собой резинотехнические изделия фирмы и блюда Мишленовских ресторанов с повышенным содержанием карбогидратов.
***** партак – от слова напортачить. Плохо сделанная, халтурная татуировка, полученная хозяином в период полного отсутствия мозгов.
Свидетельство о публикации №221032902126