Переезд в дом Мартышкиных

Произойдёт переезд семьи Вярьвильских в дом на улице Дворянской осенью 1910 года, когда вся семья Ивана Егоровича Мартышкина переберётся на постоянное жительство в С-Петербург.

К тому времени в Санкт Петербурге будет активно набирать обороты по торговле пензенским солодом предприятие «Е.Ф. Мартышкина сыновья» и Ивану Егоровичу потребуется чаще бывать в петербургской конторе.
Фирма Мартышкиных по продаже вырабатываемого в Пензе качественного солода будет уже очень известна на петербургской бирже, а её продукция  будет ходко расходилась как по России, так и в Финляндии.
 
Уже здесь выйдет замуж их дочь Зиночка, Женя будет учиться на высших курсах, а остальные дети перейдут в петербургские школы.
Таким образом, исполнится и давняя мечта Елизаветы Петровны - она снова вернётся на свою малую родину.

Однако, красивейшую усадьбу в Пензе на улице Дворянской было бы продавать очень жалко. Тем более, дело предполагало частые поездки в Пензу, где теперь оставался один «солодовенный король» - представитель торгового дома Мартышкиных в Пензе – Яков Егорович.
И вот на большом семейном совете был разработан план дальнейших действий по развитию предприятия:

1.Поскольку сыновья Якова и Ивана ещё малы, в дело предполагалось вступить ближайшему родственнику обоих братьев Мартышкиных Давиду Васильевичу Вярьвильскому.

2.Переехать семье Давида и Елизаветы Вярьвильских в дом Мартышкиных на ул. Дворянской.

3.Продать большой новый дом Вярьвильских на улице Московской (ныне дом со львами Клодта фон Юргенсбурга на ул. Московской, д.17), а часть вырученных от продажи денег вложить в солодовенное дело Мартышкиных.

Здесь надо пояснить. Дело в том, что хотя Давид Вярьвильский с братом и реализовали торговое дело отца (продали своим приказчикам), но все вырученные деньги ушли на раздачу долгов кредиторам (партнёрам по бизнесу и банку). Тогда братья под залог старой недвижимости (домов на усадьбе улиц Московская - Троицкая) взяли большой банковский кредит на строительство (реконструкцию) недвижимости: Михаил – дом на усадьбе отца на «Верхнем гулянии», а Давид – дом на усадьбе отца на улице Московской.

Дом на Московской улице уже был построен, и Елизавета с Давидом сначала жили там в большой квартире с балконом на третьем этаже. Остальные 13 квартир и весь первый этаж семья сдавала в наём жильцам, аптеке и под магазины, что служило неплохим подспорьем семье для постепенной выплаты банковской ссуды. Других крупных доходов в то время Давид Васильевич не имел, так как с 1909 по 1911 год работал заместителем городского Головы и занимался благоустройством города и изданием «Пензенского городского вестника». Поэтому переезд семьи Вярьвильских в дом Мартышкиных  на Дворянской позволил бы продать дом на Московской улице, и, освободившись от бремени кредита, вложить некоторую вырученную сумму в развитие солодовенного предприятия.

Вот как описывает жизнь семьи Давид Васильевич Вярьвильский после переезда в дом на улице Дворянской в 1910 году:

«Там было хорошо. Дом расположен в самой верхней части города, улица очень тихая, и при доме был великолепный огромный фруктовый сад, который вполне мог заменить дачную жизнь.
 
Я этот сад помню ещё в те времена, когда он принадлежал одному из наших помещиков, Навохацкому. Помню, как я мальчиком вместе с покойной своей матерью приезжал в этот сад осенью покупать на зиму яблоки. И вот спустя 20 лет пришлось мне тут пожить уже со своей семьей. Детям было очень хорошо гулять в этом саду, в особенности весной, когда этот чудный сад зацветал. Тогда он мне напоминал чеховский «Вишневый  сад». Там были и яблоки, и сливы, и вишни и даже особый её сорт – очень крупной и сладкой, который рос не на открытом воздухе, а в грунтовом сарае. В конце сада, примыкающего к большому Клубному саду, была группа сосен и лиственных деревьев, а на площадке был грот, около которого, бывало, мы посиживали с Лизой, когда она была моей невестой.
 
Новая квартира, конечно, была чересчур была велика для нас, и нам пришлось устроить два кабинета, дети заняли большую комнату, где жили дети Мартышкиных, а мы с Лизой заняли две смежные комнаты около столовой, где сделали будуар и спальню. Остальные комнаты с полной обстановкой пустовали, ожидая приезда своих петербургских хозяев.

Нам удалось приобрести новую мебель для гостиной: венскую с шёлковой обивкой, а для кабинета – стол, и поставили серый отцовский мягкий диван и кресло, обитое серой клеёнкой. Все комнаты мы уютно обставили мебелью, коврами, драпировок было много. У нас с Лизой была хорошая спальня, а у детей около гостиной была обширная столовая, где  под обеденным столом лежал мой китайский жёлтый ковер, который я привёз в 1900 г. По фасаду рядом с кабинетом мы выкроили ещё одну комнату, запасную, где проживали приезжающие к нам гости. Мы с женой любили уютно устроить свои комнаты и это нам удавалось...

В нашем распоряжении были и имевшиеся у Мартышкиных лошади и экипажи.
Жили мы скромно и тихо. Я всё время был занят своей городской службой, Лиза хозяйничала и заботилась о девочках…»

Гостями семьи Вярьвильских были близкие родные и друзья: семья врача Просвирнина и санитарный врач Н.П. Данилов, секретарь городской Управы П. К. Соколов с семьёй, машинистка барышня Зина Бржозовская, городской архитектор В.В. Ган, городские инженеры А.Е. Яковлев (отец Татьяны Яковлевой – последней любви В. Маяковского) и В. Н. Любимов (тесть В.М. Терёхина - надворного советника, хранителя имперского музея при Пензенском художественном училище).

Усадьба Мартышкиных на Дворянской постоянно перестраивалась и достраивалась. Вот и теперь, когда сюда переехала молодая семья, Иван Егорович поручил своему зятю курировать строительство ещё одного большого кирпичного здания, третьего по счёту. Предполагалось, что три сына Ивана: Сергей, Николай и Владимир Мартышкины получат в наследство каждый по дому.
Проект и строительство поручили своему хорошему знакомому архитектору В.В. Гану.

На дату начала строительства  (1910 год) перепись Оценочным отделением пензенской губернской земской управы недвижимого имущества содержала следующую информацию:

Пенза, ч.2, ул. Дворянская, № владения 10
Владелец земли Мартышкин Иван Егорович, купец 2 гильдии
Купчая от 1899 года
Площадь 42*87, 25000 руб.
Двор, сад: 300 яблонь, 200 кустов малины, 20-вишен, 20-слив, 10-груш

Квартира 1. занята с 1899 г. хозяином. Вода проведена в квартиру, имеется ватер клозет, электрическое освещение, имеется ванная комната, сад. Находится в единоличном пользовании.

Квартира 2. Пустует. 3 печки, 5 окон

Квартира 3. Кирпичная, под железной кровлей, 2 этаж, 17 светлых комнат. 9 печей, один камин. Занята с 1909г., квартиронаниматель Иван Иванович Сивохин.

Квартира 4. Кирпичная, под железной кровлей, 1 этаж, 7 светлых комнат, 13 окон, 6 печей. Занята с 1907 г., квартиронаниматель Александра Парфирьевна Трофимова.

Новый дом запроектирован был каменным, в два этажа, большой жилой площадью,  с удобно расположенными комнатами и со всеми удобствами.  Дом построен был за два строительных сезона, и семья Давида и Лизы перебралась из большого дома на второй этаж этого нового строения (снесён сто лет спустя).  В то время, как главное усадебное здание было сдано в аренду управляющему Государственным банком М.Н. Рудзевичу.

Михаил Николаевич Рудзевич (1849 —1919) был вторым (после И.Н. Бекмана) и последним управляющим Пензенского отделения Государственного банка России в 1889—1918 годах.
Но он был ещё и сильнейшим шахматистом Пензы. В 1913 году, когда Михаил Николаевич уже жил в доме Мартышкиных на ул. Дворянской,
он играл с будущим чемпионом мира, великим шахматистом  А. А. Алехиным, который с этой целью приезжал в город. В 38-ом номере журнала «Огонёк» за 1913 год была опубликована фотография одной из этих шахматных партий со следующей подписью : «Несмотря на тяжелые условия игры – А.А.Алехин давал своему противнику коня вперед – он не проиграл ни одной партии». Не в этом ли здании проходил шахматный турнир?

После того, как заканчивались учебные занятия у детей Ивана Егоровича и Елизаветы Петровны, большая семья Мартышкиных из Петербурга приезжала в Пензу. Для этого они за лето ещё выстроили деревянный дом -дачу с выходом в сад и жили в нём. Хотя чаще отдыхали в любимой Воскресеновке или Никифоровке.

Когда же к концу детских каникул все снова возвращались в столицу, в доме на Дворянской у Вярьвильских наступала непривычная тишина, и Лиза очень скучала в одиночестве. Поэтому зимой, не редко, семья Вярьвильских совершала ответный визит к семьям Мартышкиных, Петровых (семья Жени) и Чубовых (семья Зины) в столицу.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

На фото:
 
Дом на бывшей усадьбе Мартышкиных

План владения Мартышкиных по ул. Дворянской (ГАПО Ф.158,оп.3,д.1187)

Елизавета Ивановна Вярьвильская, ур.Мартышкина с детьми Софьей и Катей и их няней

Давид Васильевич Вярьвильский.


ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/05/25/1300

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5


Рецензии