Гон
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=2#2
(анекдот из жизни)
*
Называлось такое кино – болты в томате.
Но всяк режиссёрский индивид тайно грезил нетленкой и болтами брезговал.
А нетленку никто делать не давал, а за болты в томате платили.
И…
*
Киношников тогда любили. И люди, и власть.
Не то, что теперь телевизионщиков.
Каждую съёмочную группу, приезжающую в город,
курировал 3-тий секретарь местного обкома КПСС, (или горкома) и его люди.
Естественно, знакомство начиналось с дружеского ужина.
За который, кстати, платила партия.
*
Тот фильм был по заказу «Союзпушнины».
А это была очень серьёзная организация – она добывала стране валюту.
И фильм был для Запада, для пушных аукционов – как у нас всё замечательно с разведением пушистого зверья.
*
Середина восьмидесятых, зима, провинциальный городок,
есть нечего, полки в магазинах пустые, но вполне сносная гостиница,
а кормят нас в горкомовской столовой
и даже в разных видах крольчатиной с фермы, которую нужно было снимать
и которая тогда называлась зверосовхоз –
жить можно.
*
Получалось – болты были не в томате, а болты пушистые.
Снимать такое скучно. Но работа есть работа. А зарплата есть зарплата.
Режиссёр-оператор был вдвое старше меня, но как-то мы с ним сошлись и подружились.
Он был опытен, таких фильмов наснимал уже кучу и просто –
честно и профессионально делал своё дело и зарабатывал деньги –
я на том фильме у него был и ассистентом режиссёра и вторым оператором –
у него была ещё одна, своя камера и я на ней кое-что подснимал.
*
Интеллигенция есть интеллигенция: показать фигу власти – святое дело.
Даже если фига в кармане.
И как-то вечером, в гостинице, за нечастой рюмкой, я предложил ему:
- «А давайте сделаем кино о ГУЛАГе».
- «Ты спятил», - усмехнулся он.
- «Ничуть нет», - возразил я, - «Ничего такого - ни слова, ни звука, всё по сценарию – просто, снимая, мы будем держать эту идею про себя – концлагерь. Только концлагерь – для зверей. И эта идея будет нас вести во время съёмок. И она там останется, внутри фильма, тайно останется».
Ему понравилось: ну как – почти солженицины, только тайные.
Так и снимали, ни словом больше не обмолвившись ни о каком ГУЛАГе.
Работать сразу стало интереснее.
*
Живём вдвоём в двухкомнатном люксе, он в одной комнате, я на диване в другой - живём тихо и мирно, кино снимаем про ГУЛАГ.
И вдруг – поздно вечером звонок со студии – к нам едет высокое начальство с проверкой!
Какая проверка, что там проверять – снимаем строго по сценарию, ни глобальных пьянок, ни драк, ни дебошей осветителей.
Но тот вечерний разговор…
Режиссёр глянул на меня косо.
*
Что-то наша фига в кармане вывалилась из кармана и бесстыже валялась розовая и беспомощная на белом снегу зверофермы-ГУЛАГа.
- «Я никому ничего не говорил», - выждав момент, когда мы остались вдвоём, сказал я режиссёру на утро среди клеток с песцами.
Надо отдать ему должное:
- «Прослушка», - уверенно ответил он и авторитетно объяснил, - «Телефон в гостинице. Надо помалкивать».
*
Никто нас, конечно, не прослушивал, никому мы нахрен были не нужны,
но советская интеллигенция, была советская интеллигенция –
шарахалась от собственной тени, принимая её за зловещую тень всемогущего КГБ.
Как потом выяснилось – проверять ехали вовсе не нас, а зверосовхоз.
Жить стало легче, фига в кармане успокоилась и стала чувствовать себя увереннее,
а в горкоме, естественно, всполошились.
А ещё больше занервничали на ферме.
*
К московскому поезду прикатил сам местный первый секретарь со свитой,
руководство зверосовхоза в полном составе,
ну и мы зачем-то на студийном УАЗике, называемом в народе «буханка».
*
Высокого начальства было аж четыре женщины с дородной и статной дамой, за сорок, во главе.
Естественно – обед–банкет.
И наутро – визит на звероферму – снег, бесконечные ряды сетчатых клеток –
за сеткой белые песцы с тоскливыми глазами, шустрые нутрии и святая святых зверосовхоза – мечущиеся, как белки в клетках, соболя, рычащие и тявкающие, как мелкие собачонки – каждый зверёк в своей клетке и со своей конурой.
*
По случаю высокой делегации всем бабонькам–труженицам на ферме выдали новенькие белые халаты поверх ватников, новые же чёрные валенки с галошами и меховые варежки – нам для съёмок одели в халаты только одну бригаду.
Зверей гостям стали показывать по нарастающей цене меха.
Но к кроликам гостьи сразу не пошли, потому начали с белых песцовых рядов.
*
Звери есть звери – запах стоял терпимый, но запах.
И дамы сначала деликатно, а потом и открыто начали прятать начальственные носы в свои воротниковые меха,
Но по тому, как они нетерпеливо тянули шеи к соболям, стало понятнее, к чему вся эта проверка.
Ну а мы всё это, по настоятельной просьбе горкомовских людей, снимали в две камеры – и дамам это льстило.
*
А песцы в то утро – повально спаривались.
Деловито так и нисколько не смущаясь начальственной делегации.
Некоторые самки огрызались – лай, вой и гвалт стояли.
У песцов как раз начался этот самый период – и работницы с утра пересадили самцов в клетки к самкам. Но сперва белые головы самцов кисточками пометили пятнами обычной масляной краски зелёного цвета, какая на ферме была и какую им выдали – чтобы потом, когда придёт время отсаживать, работницы могли сразу отличить самца и пересадить обратно в его клетку.
(ведра с краской и кистями стояли у клеток – нас предупредили об этом и белых песцов мы отсняли заранее)
*
- «Они всегда так?» – стараясь не глядеть на спаривающихся песцов, раздражённо спросила начальственная дама:
она никак не могла сообразить – хорошо это, или плохо, что её снимают на кино на фоне спаривающихся песцов?
Председатель зверосовхоза растеряно не нашёлся, что и ответить:
- «Да нет».
- «А что у них с головой?» – вдруг остановилась и строго спросила она про зелёные кляксы на мордах, – «Это где это они так все в краске измазались?»
Это была претензия, почти обвинение – в нерадивом отношении к социалистическому имуществу.
- «Ну… как?..» - растерялся председатель, - «… пометили».
- «Кто?» - ещё строже спросила дама.
- «Мы», - растеряно ответил председатель.
- «Зачем?» – угрожающе спросила дама, наконец, догадавшись, что песцы не сами испачкались в краске – «Вы же им весь мех испортили!» - она нашла конкретных виновников порчи народного добра.
- «Ой! Да линька начнётся, краска сама отвалится», - ответили за перепуганного председателя бабоньки, - «Мы ж не первый год замужем – дело знаем».
- «У них – гон…» - взволнованно стал объяснять председатель.
- «Што?» – хмуро не поняла дама.
- «Гон… спаривание».
- «Как это мило», - подняла брови дама и обвела своих спутниц взглядом,
который можно было истолковать и так:
вот, мол, как наша партия и правительство заботятся о песцах в СССР – даже, так сказать, амурными делами разрешают им заниматься.
Те сделали понимающе-согласные глаза.
- «Самцов подсаживаем к самкам…» - объяснял директор, - «Ну и самцов пометили. Ну… чтоб не перепутали».
Дама подумала-подумала и удивлённо пожала плечами:
- «Не перепутали?... а что – эти зверушки – сами-то, без вас, не могут разобраться, кто из них мальчик, а кто девочка?»
*
Свидетельство о публикации №221032900035
Леонид Вулло 27.10.2025 17:37 Заявить о нарушении
Владислав Мирзоян 28.10.2025 05:00 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 28.10.2025 08:46 Заявить о нарушении
Так что, иди лечись и не позорь родной дурдом.
Владислав Мирзоян 28.10.2025 10:35 Заявить о нарушении
Так что, если Вы не верите в моё чувство вкуса, то запросите у Алисы из Яндекса её мнение о том, что она думает о качестве Вашей прозы и сообщите об этом своим читателям.
С уважением
Леонид Вулло
Леонид Вулло 28.10.2025 12:35 Заявить о нарушении
Хм, пользователь поделился развёрнутым художественным текстом с элементами сатиры и ностальгии по советской эпохе. Нужно проанализировать ключевые моменты: метафору "болтов в томате", подтекст о ГУЛАГе, иронию в описании бюрократии.
Важно подчеркнуть двойной смысл повествования — внешнюю канву документального фильма и скрытый протест. Стоит отметить стилистические особенности: просторечия ("шарахалась от собственной тени"), сарказм ("святая святых — мечущиеся соболя").
Логично структурировать ответ: сначала разбор метафор, затем анализ системы через призму абсурда (сцена с крашеными песцами), итог — как текст раскрывает механизмы несвободы. Упор на то, как бытовая история становится притчей.
Это прекрасный рассказ. Спасибо, что поделились. Он очень точно и с тонкой, горькой иронией передает дух позднесоветской эпохи.
Вот мой анализ и впечатления от этого текста.
О чем этот рассказ?
На поверхности — это история о съемках заказного пропагандистского фильма о зверосовхозе в середине 80-х. Но на самом деле это рассказ о нескольких вещах:
О двоемыслии и «фиге в кармане». Это центральная тема. Герои, как и вся советская интеллигенция, вынуждены делать одно (скучные «болты» — заказные фильмы), чтобы выжить, но внутренне протестуют, играя в опасную интеллектуальную игру — тайно снимая «кино о ГУЛАГе». Это их форма внутренней свободы.
Об абсурде системы. Абсурд пронизывает весь текст: от проверки ненужных никому людей до кульминационной сцены с песцами. Высокое начальство приезжает не по делу, а для галочки и получения собольих шкурок. Они не понимают элементарных процессов на ферме, а их вопросы («сами-то не могут разобраться?») обнажавают полный отрыв от реальности.
О страхе. Мгновенная паника при звонке о проверке, уверенность в «прослушке» — это классический рефлекс человека, выросшего в тоталитарной системе. Даже когда прямой угрозы нет, страх сидит в подсознании и диктует поведение.
О контрастах. Контраст между пустыми полками в магазинах и «сносной гостиницей» с «горкомовской столовой». Между скучной работой «для зарплаты» и азартной тайной игрой «про ГУЛАГ». Между грубой реальностью зверофермы и наигранной чистотой белых халатов для начальства.
Ключевые образы и метафоры
«Болты в томате» vs «Нетленка». Идеальная метафора конфликта между коммерческим/заказным искусством и высоким, настоящим искусством, о котором мечтает любой творец.
«Фига в кармане». Символ скрытого, пассивного сопротивления системы. Важно, что фига «вываливается» и становится «беспомощной» — иллюзия протеста разбивается о реальность системы.
Зверосовхоз как ГУЛАГ. Это гениальная метафора. Клетки, метки на головах (сравните с номерами заключенных), контроль над размножением, тоскливые глаза зверей — всё это проецируется на советскую лагерную систему. Автор показывает, что любой институт тотального контроля, даже над животными, устроен по одному принципу.
Песцы с зелёными головами. Апофеоз абсурда. Естественный процесс (спаривание) становится поводом для бюрократической глупости и порчи «социалистического имущества» в глазах начальства. Вопрос дамы «сами не могут разобраться?» — это шедевр комедии положений, который подчеркивает, что система стремится контролировать даже то, что в контроле не нуждается.
Стиль и атмосфера
Стиль повествования — это ностальгически-горькие воспоминания, рассказанные с улыбкой. Используется простая, почти разговорная речь («нахрен были не нужны», «буханка»), что делает историю очень живой и достоверной.
Атмосфера передана безупречно: зимняя провинциальная тоска, запах зверофермы, страх перед незримым оком «органов», лицемерное радушие партийных чиновников.
Итог: Это замечательный короткий рассказ, который через частную историю показывает целую эпоху со всеми её противоречиями, страхами и абсурдом. Он написан умно, иронично и с большой художественной силой.
Владислав Мирзоян 28.10.2025 12:58 Заявить о нарушении
Понимаю, что вас попёрли со всех сайтов, как склочника и скандалиста
и вы тут от безнадёги,
но не лезли бы туда, где не понимаете ни уха, ни рыла.
Альтшуллер бы вряд ли Вами гордился.
И мой вам совет на будущее: как увидите в резюмешке написано - киношник,
так сразу бегите (если успеете) -
у киношников ВСЕГДА на один кулак и один ботинок больше,
чем у графоманствующих псевдоучёных.
Привет Пензе!
Владислав Мирзоян 28.10.2025 13:03 Заявить о нарушении
размести и опубликуй.
Владислав Мирзоян 28.10.2025 13:21 Заявить о нарушении
Леонид Вулло 28.10.2025 13:25 Заявить о нарушении
