Имения Никифоровка и Лебедёвка
Село Никифоровка (раньше Введенское, Печенярь) располагается на левом притоке Веж-Няньги - речушки Печенярь. Говорят, в начале 18 века здесь были земли подьячего Пензенской приказной избы Никифора Кондратьевича Лебедева, в честь него и назвали.
В селе Никифоровка к началу Первой мировой войны насчитывалось 160 дворов, в которых обитало около1050 человек . На усадьбе же самих Мартышкиных в 1914 году по статистическим данным было 4 двора и 31 житель, работала водяная мельница.
Родной брат Никифора Кондратьевича Лебедева – Иван Кондратьевич возглавлял пензенскую коммерческую контору, а с 1730г. исправлял должность пензенского воеводы.
Ему также как и брату принадлежали земли в 6 верстах от Пензы, где было основано село «Лебедёвка» – названное в честь его основателя. Хотя первоначально сельцо именовалось в честь его владельца иначе: не по фамилии, а по имени владельца — «Ивановское».
Иван Кондратьевич ещё прославился тем, что в конце XVII века построил первый в истории города крупный мост через реку Пензу. Мост соединял основную часть города с островом «Пески», на котором находилась его усадьба, богадельня и Казанская церковь. Мост этот тоже назывался «Лебедевским» или «Казанским». И сегодня на острове Пески есть Лебедёвская улица.
В 1773 году село перешло дворянам Вигелям, так как одна из девиц рода Лебедевых - Мавра Петровна вышла замуж за первого губернатора Пензы Филиппа Лаврентьевича Вигеля. В 1812 году он построил в Лебедёвке новый каменный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Филипп Лаврентьевич оставил и мемуары, благодаря которым имена дворян Лебедевых и Вигелей сохранились в истории Сурского края.
А теперь вспомним, что село Воскресеновка тоже было основано в самом конце XVII века теми же братьями, дворянами Лебедевыми.
Интересно то, что в конце ХIХ плодородные земли всех трёх сёл также приобретают для сельхозпроизводства два брата: Яков и Иван Мартышкины. Но на этом совпадения не заканчиваются.
Местные краеведы считают, что одним из потомков Никифора Лебедева был видный государственный деятель России 19 века Кастор Никифорович Лебедев (1812- 1876) – юрист, сенатор, известный писатель – публицист, одноклассник и сподвижник В.Г. Белинского.
Кузеном же Елизаветы Петровны Мартышкиной и Петра Фёдоровича Чубова, ещё одним внуком дворян Ивана Афанасьевича и Жозефины Трофимовны Горбуновых был другой известный литератор – руководитель издательства «Посредник», просветитель и ближайший соратник Л.Н. Толстого – Иван Иванович Горбунов – Посадов (1864- 1940) . О значении этой влиятельной творческой личности в послереволюционной судьбе семьи Ивана Мартышкина ещё будет рассказано в этой книге.
*
Имения Никифоровка и Лебедёвка стали популярны в семье Мартышкиных для летнего отдыха в те времена, когда стали выходить замуж одна за одной дочери.
Сельская молодёжь теперь после реформы 1861 года всё больше покидала сёла, предпочитая городскую деятельность железнодорожными рабочими или работниками крупных пензенских фабрик, где гарантировали зарплату, предоставлялись общежития, школу детям, медицинское обслуживание и относительные коммунальные удобства. Крестьяне становились рабочими, всё меньше уделяя внимание земле, тяжёлому пахотному, не всегда благодарному труду.
Но крестьянским женщинам всё же жилось на природе привычнее и после зимнего затишья, Никифоровка и Лебедёвка снова оживали звоном детских голосов, звуками протяжных песен и соседскими спорами.
В Лебедёвке с 1890 года по инициативе учительницы г-жи Бураковой почти в каждом доме женщины ткали сарпинки, которые так и назывались «лебедёвской тканью». Собирались женщины и в артель. Говорят, замечательные из лебедёвской сарпинки получались мужские косоворотки, женские блузки и скатерти.
Сначала готовую ткань складывали в большие короба и возили на базар, разносили по пензенским домам под заказ. А позднее, пошли заказы из Пензы, Воронежа, Калуги, с Кавказа, из Санкт-Петербурга, из Казани, Козлова, Саранска, Н-Ломова, Чембара, Ростова и других мест.
Так что здесь трудолюбивые крестьянские семьи не бедствовали, даже те, которые были сыновьями обделены. Работали и молодухи, и вдовы, и жёны неспособных к работе крестьян.
Вот как описывалась организация лебедёвского ткачества со всеми бухгалтерскими выкладками в Пензенском городском вестнике за 1895 год:
«…Иногда недостаток средств на покупку материала заставляет ткачиху обращаться к другой, хотя бы и менее опытной, но более достаточной. Иногда наоборот, начинающая достаёт денег и просит более опытных принять её в артель.
Делается и так: две или три одинокие крестьянки соединяются в одной избе и сменяя друг друга по очереди ткут день и ночь. При этом, одна исполняет все домашние работы, а другая заготавливает шпульки и др. для третьей, спит, когда третья ткёт.
Случается так, что одна из них идёт сдавать заказ, брать новый и получать материал, а две работают. Заработок делится между всеми поровну.
Подобное соединение, по словам г-жи Бураковой, очень полезно в таких семьях, где по две, по три и по четыре женщины: старшая, обыкновенно хозяйничает и исполняет все домашние работы за остальных, а остальные исключительно занимаются ткачеством…
Одна работница в день (на простом станке с узким 10-12 вершковым бедром) может выткать пять аршин. Считая по 15 копеек за аршин, валовой заработок дня равняется 75 коп., из которых 35 коп. составляют чистую прибыль. Соразмерно с увеличением ширины ткани увеличивается и сама стоимость ткани, а, следовательно, и прибыль.
Например, в одной семье работает 55-летняя старуха с двумя дочерями, из которых старшая 16-ти лет, прекрасно ткёт, а младшая делает заготовку шпуль и иногда помогает сестре. С октября 1890г. и по апрель 1891 г. ими было приготовлено 650 аршин ткани и получено чистой прибыли не менее 50 рублей.
Во второй семье в 1894 году работала старуха лет 60-ти, её невестка 30 лет и внучка - двенадцатилетняя девочка. Из чистой прибыли этой семьи на 20 руб. было куплено муки, 10 руб. отдали в уплату податей, 15 руб. употреблено на поправку избы, рублей 30 израсходовано на покупку одежды, обуви и нарядов, и до 20 руб. осталось в обороте.
Годовой заработок этой семьи до 100 руб.Но эта семья самая энергичная и работающая круглый год. Летом, когда вся семья занята полевыми работами, ткёт одна старуха...».
Мужское же население, помимо ежедневных крестьянских забот и плотницких занятий, занималось выкорчёвкой корней, так называемого, «чёрного дуба» со дна речки Ардым.
Чёрный или морённый дуб – самая редкая в мире древесина, изделия из которой преподносились в подарок в особо торжественных случаях и передавались из поколения в поколение, из чёрного дуба делалась дворцовая мебель и царские троны. Узорчатый, с разводами чёрный дуб очень красив, сверхпрочен, но сложен в обработке. Специалистов по работе с этим материалом называли «чёрнодеревщики». Лишь потом, когда редкий чёрный дуб стал заменяться красным деревом из Африки и Южной Америки, высококлассных специалистов по работе с деревом стали именоваться «краснодеревщики». Лебедёвские мужики владели секретами обработки морёного дуба со дна реки Ардым. В домашнем хозяйстве почти каждой семьи этого села были ложки, лохани, шкатулки и другие бытовые изделия из этого редчайшего дерева.
В Лебедёвке постоянно жила и занималась хозяйством племянница братьев Мартышкиных Ольга. В годы никому не понятной Русско-Японской войны женская половина семьи Мартышкиных с детворой, как и женщины в других дворах этого села, долгими вечерами сиживали за самоваром с беспокойными разговорами о судьбах тех, кто находился вдали, на фронте, за чтением писем от мужей.
На этот раз испытания для семьи Мартышкиных закончились благополучно: оба зятя Ивана Егоровича и Елизаветы Петровны Пётр и Давид вернулись домой живыми и здоровыми.
А вот младший брат Давида Борис Вярьвильский пал смертью храбрых.
На фронте Борису не везло, он попал сначала в дивизионный обоз, что могло бы сохранить его в войне. Но он возмутился своим начальством за их пьянство и мошенничество по отношению к окружающим кадровым офицерам. И потому лично упросил командующего дивизиона перевести его в строевую часть. Его назначили в Оровайский полк. Он славно провёл Ляоянский бой, и за отличие получил орден Станислава с мечами. Однако, в следующем – Мукденском сражении, во время атаки получил две сквозные пули из пулемёта в живот, и через несколько дней скончался в Мукденском лазарете. Схоронен в братской могиле. На войне гибнут лучшие!
Не дождалась домой с Русско- Японского фронта своего кормильца и семья с четырьмя детьми Рябовых из села Лебедёвка.
Крестьянин Василий Тимофеевич Рябов был направлен на Манчжурский фронт в возрасте 33 лет. Служил в разведывательной роте. Как-то в одежде китайского крестьянина был схвачен японцами, но даже перед лицом смерти не выдал стратегических секретов. Перед расстрелом он успел сказать: „Умираю за Веру, Царя и Отечество“.
В российские газеты попала записка японского офицера, которая звучит как представление к награде: «Наша армия не может не высказать наших искренних пожеланий уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких истинно прекрасных, достойных, полного уважения воинов».
Стойкость Василия Рябова из пензенского села Лебедёвка стала известна всей России. По окончанию военных действий Синод Русской православной церкви разрешил перезахоронение героя на его Родине. На всём пути следования от Читы до Пензы поезд с останками солдата встречали толпы людей с иконами и цветами. Люди пять лет собирали добровольные пожертвования семье В.Т. Рябова и на строительство новой школы в Лебедёвке. Сам император Николай Второй пожертвовал тысячу рублей на школу и тысячу — семье солдата.
Хочется обратить внимание на характер войн, которые имели место в прошлом. Тогда ещё воюющие стороны придерживались правил Кодекса чести. В российской императорской армии, например, русские офицеры и солдаты обязаны были во всём соблюдать воинский устав, в котором предписывалось:
1.Воюешь с неприятельскими восками, а не с мирными жителями. Неприятелями могут быть и жители неприятельской страны, но лишь в том случае, когда видишь их с оружием в руках.
2. Безоружного врага, просящего пощады не бей.
3. Уважай чужую веру и их храмы.
4. Мирных жителей неприятельского края не обижай, их имущества сам не порти и не отымай, да и товарищей удерживай от этого. Жестокость с обывателями только увеличивает число наших недругов.
Помни, что солдат – Христов и Государев воин, а потому и должен поступать, как Христолюбивый воин.
5. Когда окончилось сражение, раненого жалей и старайся по мере сил помочь ему, не разбирая свой ли он или неприятельский. Раненный уже не враг твой.
6. С пленными обращайся человеколюбиво, не издевайся над его верою, не притесняй его.
7. Обобрание пленных, а ещё хуже того раненных и убитых - величайший стыд для честного солдата, польстившемуся на такое действие грозят тягчайшие наказания, как за разбой.
8. Если представлен будешь к пленным, охраняй их от приставания посторонних. При попытке пленного бежать задерживай его, зови на помощь, в крайности действуй оружием.
9. Палатки и дома, где находятся раненные и больные, обозначены всегда белым флагом с красным крестом – в эти места не стреляй и не ломись.
10. Не трогай людей, хотя бы и в неприятельской форме, у которых на рукаве белая повязка с красным крестом – они ухаживают за больными и раненными и лечат их.
11. Увидишь неприятеля с белым флагом – не стреляй в него, а направь к начальству – это переговорщик – лицо неприкосновенное.
Источник: Полевой устав для унтер - офицера. 1913г. (упразднён в 1918г.)
Примерно такие же пункты воинских уставов имелись и в других странах, и они выполнялись в обязательном порядке. Поэтому письмо командованию русской армии от японского офицера, восхваляющего подвиг вражеского солдата перед расстрелом не вызвало в то время такого недоумения, которое, наверняка, возникло у современного читателя этой главы.
*
Сейчас от усадьбы в Никифоровке остались только части фундаментов в глубоких ямах, да обломки кирпичной кладки стен метровой толщины. Ничего не осталось и от церкви. Всё сожгли сразу после революции, когда делили «буржуйское добро». Да и деревня сама умерла почти. В советское время ещё совхозы были, а сейчас-тишина. Здесь нет ни газа, ни водопровода – водонапорную башню давно сдали на металлом. Сюда не ходит общественный транспорт, нет магазинов. В хозяйствах: огороды, одна корова, куры, да несколько коз. Говорят, приезжают на останки усадьбы чёрные археологи - что-то ищут с металлоискателями. А что здесь можно найти? Ценности-то другими были: трудолюбивые мужики да бабы, многодетные семьи, да большая любовь к родной земле-кормилице, - а этого металлоискателю теперь здесь не обнаружить.
*
А вот коротко хронология ликвидации имения братьев Мартышкиных в Лебедёвке (ГАПО Р 526 Оп.2 Д.59)
1. С 18 января 1918 года имение при селе Лебедёвка братьев Якова и Ивана Егоровичей Мартышкиных было безвозмездно «взято в своё заведывание»
Валяевским Волостным Земельныи Комитетом по решению Лебедёвского сельсовета под председательством Валяевского Волостного Земства Степана Васильевича Арсеньева, председателя Валяевского Волостного Земельного комитета Егора Ивановича Безяева, гласного Волостного Земства Петра Фёдоровича Ерёмина и представителей Лебедёвского общества.
2. Комиссия составила опись «живого и мёртвого» имущества бывшего имения.
Опись
Имущества братьев И.Е. и Я.Е. Мартышкиных, находящегося при селе Лебедёвка валяевской волости Пензенского уезда.
Жилые постройки:
-Дом в саду с мезанином на каменном фундаменте и с башней, 4 комнаты,крыт.железом- 2500 руб., обмер 12*16 арш.
- Каменный дом в обмере 15*30 арш., 7 комнат, крыт. Железом -3500 руб.,
- В саду кухня бревенчатая, размер 9*10 крытая тёсом, маленькие тесовые сенки с чугунной плитой-200 руб.
-Жилой ветхий построй или бывшая людская, при ней птичная со свинарником бревенчатые, в размере 8*16 арш., крытая тёсом – 100 руб.
Надворные постройки:
-птичня бревенчатая 7*7 арш.. крытая тёсом 30 руб.
- крытый тёсом сарай половинчатый с начинками и денниками-75 руб.
- ветхая бревенчатая жилая постройка с тесовыми санками 7*8 арш.
- бывшая мельничная крытая тёсом -25 руб.
- баня бревенчатая 6*7 арш.,крытая тёсом -30 руб.
- каретник половинчатый 9*12 арш. Крытый тёсом -150 руб.
- конюшня половинчатая 9824 арш. Крытая тёсом -250 руб.
- запасный амбар бревенчатый 10*30 арш. Со входной наверх лестницей, крытой железом -300 руб.,
- молотилка с установленным барабаном, крыт. Железом – 25 руб.
- водяная мельница с 4-мя мукомольными поставами и с просо-дранкой из коих одна снасть разобранная от которой оба жернова находятся в мельничном амбаре с 5 на них железными обручами и вне мельницы находится негодящий жёрнов с одним железным обручем -500 руб.
- сад в 4 десятины бездоходный -4 дес.
-------------------------------
Итого: 8818 руб.
Подписи: Председатель зем комитета, председатель Сельского Комитета Аленин(рука уже не трясётся), гласный волостного Земства, Комиссия:…
3. Комиссаром в имение назначен А.М. Алёшин и утверждён с окладом 75 руб. в месяц при готовой квартире от имения.
В функции комиссара входит ведение наблюдения за имением-экономией, и отвечать за сохранность последнего, как перед населением Валяевской Волости, так и перед Уездным и Губернским Комитетом (заметьте, не руководить работами в экономии, и не работать самому, а лишь следить за сохранностью, то есть караулить).
4. Раньше на приусадебном хозяйстве Мартышкиных постоянно находился управляющий и жили работники. На всю зиму 1918г. братьями Мартышкиными, как обычно, были с осени сделаны припасы кормов и сена для скота и птицы.
Теперь же Комиссия принимает решение:
«Принимая во внимание отсутствие рабочих рук при имении, и необходимого количества корма для скота, комиссия считает необходимым предъявить Волостной Земельной Управе ликвидировать при имении находящийся скот.
Лебедёвское сельское общество от 17 января сего 1918 года при полном собрании в присутствии сельского Председателя Алексея Михайловича Аленина постановило:
1). Так как одной коровой и означенной домашней птицей удовлетворить беднейшее население не представляется возможным, по оценке комиссии, общество решило продать с торгов, кому найдёт возможным, по производственным ценам.
2). Свиней порезать, и сколько будет чистого веса в тушах, то так распределить по твёрдым ценам среди населения.
3). Хлеб, который на мельнице по сбору гарнцев с помольщиков, продавать по твёрдым ценам голодающему населению.
Собранные деньги от ликвидации живого и мёртвого инвентаря и продажи хлеба поступают в фонд Земельного комитета.
Подписи: Председатель Волостного Земельного Комитета, Председатель Волостной Земельной Управы (малограмотный), Гласный Волостного Земства, Председатель Сельской Управы Аленин (малограмотный), представители…»
5. 12 марта 1918 года «для обривизирования действий находящегося в экономии комиссара гражданина Александра Михайловича Алёшина» в Лебедёвку приезжает председатель Земской Коллегии Валяевского волостного Совета Крестьянских Депутатов Дмитрий Осипов. Созданная им на месте ревизионная комиссия из граждан села проводит проверку имущества, вверенного комиссару и выявляет отсутствие оправдательных документов по приходно-расходной книге.
Комиссия принимает решение: «от должности комиссара при экономии бр. Мартышкиных Александра Михайлова Алёшина удалить, как не соответствующего своему назначению, в виду неблагонадёжности».
Исполнять должность Комиссара при упомянутой экономии поручить вновь назначенному Ивану Петрову Маркушеву с окладом жалования по 150 т. руб. в месяц с квартирой и отоплением за счёт экономии.
С оклада в 75 рублей, положенному комиссару А.М. Алёшину в январе 1918 года – на оклад 150 тыс. руб. – положенному комиссару И.П. Маркушеву уже через три месяца!
*
Это начиналась эпоха «военного коммунизма».
Одними из первых мероприятий советской власти был захват Государственного банка и национализация коммерческих банков, были упразднены государственные земельные банки. Таким образом, в руки большевиков перешёл золотой запас России и контроль над эмиссией бумажных денег, которая в итоге оказалась бесконтрольной. Страну охватил денежный хаос.
Заработная плата, которая сначала росла, как на дрожжах, становилась все более безденежной, натуральной. Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, проводилось по искусственно низким твердым ценам, которые никак не соответствовали рыночным. В итоге, бумажные деньги потеряли свой смысл – превратились в фантики, и поэтому стали излишними и цены на продукты и товары. Их стали выдавать бесплатно.
Вот так и начал действовать коммунизм: у буржуев забирали всё бесплатно, у крестьян забирали всё бесплатно (продразвёрстка), бесплатно работающие рабочие в городах жили в бесплатных комнатушках, бесплатно ездили на общественном транспорте, гроздями свешиваясь с подножек трамваев.
К власти рвались те, «кто был ничем». Именно они стали определять потребности людей и удовлетворять их самым убогим образом. И чем усерднее они пыталось все планировать и распределять, тем меньше оставалось того, что можно было распределить.
Коммунизм с его главным лозунгом: «всем по потребностям» на деле обернулся системой массовой нищеты и неприкрытого принуждения.
*
6. С назначением в бывшем имении братьев Мартышкиных «Лебедёвке» нового комиссара работа пошла…С «живым имуществом» разобрались разумно, накануне страшного массового голода в Поволжье 1921 года. Наступил черёд «мёртвого имущества» братьев Мартышкиных.
Итогом четырёхлетнего распределения «мёртвого имущества» из имения братьев Мартышкиных можно считать то, что оно не досталось, никому.
Культ - Просвет общество постоянно просит выделить ему людскую, или половину каменного дома при мельнице, или сарай-каретник, или хотя бы амбар для обустройства там избы-читальни, или театра, или детского сада ( детский сад в амбаре?), акты, протоколы комиссий и заявления передаются в разные депутатские инстанции, включая область, для согласований. А пока рабочие и крестьянские депутаты решают и согласовывают - местные крестьяне, не столь грамотные и спорые на бюрократию, растаскивают под покровом ночи добротное имущество и постройки на дрова и заплатки к своим хибарам.
Имущество у буржуев Мартышкиных конфисковали. Но стал ли кто-нибудь богаче в Лебедёвке?
Исполком передаёт Культ - просвет обществу людскую за плату во временное пользование, с условием освободить её потом по первому требованию. При этом, Культ-просвет общество обязано ещё и отремонтировать дом за свой счёт (вот тогда их и попросят освободить помещение).
А Культ-просвет общество тоже «не лыком шито»: не получив ещё свою требуемую половину каменного дома, уже требует выселить семьи в составе 20 человек из второй его половины.
Начали граждане села Лебедёвки, самовольно, засучив рукава, «расширять молотильный сарай, находящийся рядом с мельницей», с целью передать его потом в ведение Школьного Совета для нужд столярной мастерской и для оборудования сцены (интересный симбиоз).
Причём, Школьный Совет предупреждает исполком, «что от сарая остались всего стены, и в недалёком будущем он будет расхищен без всякой надобности».
Похоже, что пока до самого повального голода (1921 г.) всё делили, организовывали народные театры и читали лекции, работал лишь один кузнец Железин, который здесь же, при арендованной кузнеце и жил (а скорее всего только жил, т.к. ковать рядом с постелью и едой не возможно).
Больше всего Ефима Фролова Безяева жалко. Мужик покорнейше просил «хоть что-нибудь» выделить ему под жильё из бывшего имения Мартышкиных. Писал заявления и на «летнюю кухню», и на «людскую», и на «избу при мельнице», и на «что-то бывшей вроде скотной», и на «бывшую баню»…приезжают комиссии, подтверждают его нищету: «имущественное положение у Безяева только лишь одна овца»… и ото всюду отказ.
Но лебедёвское общество, которое первым делом почувствовав свободу, стало рубить лес, нарубило и Безяеву 70 деревьев: бери и стройся, но нет…перевезти не может…желательно ему «получить мельничную избу владельца бывш. Мартышкина при селе Лебедёвки, в которой он в настоящее время и проживает».
Говорят, раньше тем, кому трудно всей деревней на Руси помогали. Так и просится вопрос в то послереволюционное прошлое: «А работать - то не пробовали?»
Лишь спустя четыре года, наконец, все враждующие стороны пришли к примирению: поступило чёткое распоряжение народной власти:
«Ввиду открытия Совхоза в имении Мартышкина постройки никому отпущены быть не могут».
Но жизнь продолжалась, медленно протаривая себе новую колею. В голодный и холодный 1919 год в Пензе был открыт институт народного образования (первое высшее учебное заведение в Пензе). И студенты, и преподаватели института получили бывшее имение братьев Мартышкиных в Лебедёвке для своего пользования. Они стали ухаживать за садом с плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, сажали огороды, устанавливая дежурства. Как вспоминала Людмила Ивановна Спрыгина – дочь И.И. Спрыгина - выдающегося учёного-ботаника, преподавателя пензенского института: «Сложился свой «лебедёвский» быт. Много было молодёжи, а значит, было веселье, складывались романы, иногда на долгую жизнь».
ПРИЛОЖЕНИЯ
На фото:
- Руины храма Владимирской Божьей Матери в дер. Лебедёвка
- Часть семьи Мартышкиных-Петровых-Лобановых-Чубовых в д. Никифоровка, 1912 г.
Сидят слева-направо: Лобанов Александр Иванович (г. Каменка), первый муж Елены Ивановны, урожд. Мартышкиной; врач Чубов Петр Федорович (С-Пб) - муж Зинаиды Ивановны, урожд. Мартышкиной и двоюродный брат Елизаветы Петровны Мартышкиной с дочкой Галюшей; Нина Ивановна Мартышкина (замуж не выходила); Евгения Ивановна урожд. Мартышкина с мужем- инженером Петром Александровичем Петровым
- Речка Ардым в с. Лебедёвка, воды которой вращали мельничные колёса мельницы Мартышкиных. Дно реки до сих пор выстлано знаменитым "чёрным дубом".
- 1904г. «Это свидание с Борисом было последним. Мы на память снялись в фотографии Екатеринбурга, и у меня хранится эта карточка, где запечатлены мы оба брата в офицерской форме: я в белом кителе, а Боря в походном кителе защитного цвета. Борис, как бы предчувствуя свою трагедию, любовно обнял меня…»(Давид Вярьвильский "Мои жизненные воспоминания")
- Елизавета Петровна Мартышкина (слева) с детьми и внуками
- Памятник на могиле В.Т. Рябова в с. Лебедёвка.
Надписи на памятнике:
Василий Тимофеевич Рябов 1871 -1904
Герой Русско - Японской войны 1904 -1905 гг
Погиб за Веру, Царя и Отечество 17 сентября 1904 г.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/06/09/1108
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5
Свидетельство о публикации №221032900385