Короткий разговор

- А зачем люди вообще это пишут?

-Что именно?

-Ну вот это вот:
Про какой-то памятный день. Про Донбасс.
Про войну.
Про героев.
Нет, я не против. Только мне интересно, ведь весь интернет перепостил одно и тоже. Какой в этом смысл?
Что, легче станет Донбассу? Или героям?
Нет.
Что, не известна правда? Известна.
Что меняется? Цель какая?

Ну, допустим, я написал о тех, о ком действительно широкая аудитория ничего не знает.
О безызвестных героях.
О каких-то событиях, о которых широкий круг людей не знает. Какая-то личная история. И необязательно про войну.
Про всё.
Художественный вымысел. Литература.
Информация какая-то, которой нигде нет. Хотя не представляю такого, кроме репортажа с места событий.
Или конкретное желание помочь кому-то. Сбор средств. Вещей. Подписей, наконец.
А вот это вот – «Поздравляю Вас друзья с годовщиной присоединения Крыма!»
Это зачем? Чтобы никто не забыл? Так телевизор у всех есть. Он говорит. Постоянно. Обо всём.

Ну ладно. Допустим, что я решил поздравить.
Но почему я?
И почему не конкретных людей, а обращаясь ко всем, кто есть в интернете.
Я что, президент?
Не понимаю, какой в этом смысл?
Тем более, что все публикуют одно и тоже.
Одни и те же фотографии. Одни и те же фразы. Одни и те же факты. Одни и те же лозунги. Одни и те же шутки.

- Ну, понимаешь, я думаю людям хочется объявить о своей сопричастности.
Прокричать: «Я тоже с Вами!»
В жизни у них нет такой возможности.
Не был ты на Донбассе. Не воевал. Крым не присоединял. Ни в чем не участвовал. И, вроде, от тебя ничего не зависит. А тут написал, и все узнали твою позицию. И поняли, что ты правильный человек.
Ты за наших.
Позиция у тебя есть.

- Ну хорошо. Я ж не против.
Но напиши что-то от сердца. Что-то уникальное.
Что-то свое.
Зачем же одно и тоже.
То, что у всех на страницах.

Ведь если бы это акция была какая-то. По утверждению чего-то.
Но ведь это глупость какая-то. Что можно утвердить через соцсети?
Ведь ты не СМИ.
Даже! Не СМИ.
Через них-то ничего не изменить, а тут через глупую писанину какую-то… Что кто-то умнее станет? Лучше?

- Толя, не все же умеют писать. От себя. Так, как ты хочешь прочесть.
Не у всех есть возможность подать тему интересно. Не так как везде. По-своему.
Не у всех и тема то есть.

- Не понимаю.

- Все ты понимаешь.
Просто странно тебе это.
Ты Толя пашешь целыми днями. С осколком в спине.
Вечером приходишь и хочешь в интернете прочесть что-то интересное. Я понимаю.
А это вот тебе неинтересно. Потому как, Толя, чувство сопричастности к чему-то великому тебе доказывать не надо.
Потому что ты там был.
И осколок этот в позвоночнике привез.
И теперь с ним живешь.

Работаешь с утра до ночи. И интернет с жизнью не путаешь.
Да и смотря о ком речь. Большинство тоже не путают. Живут реальностью.
Ну, зайдут туда.
Ну, напишут правильные слова. Заморским врагам вроде как отомстят.
Друзья лайки поставят.
И уже чувство, что ты не один. Ничего плохого в этом нет.

- Я понимаю.
Но вот ты мне скажи, а почему, я смотрю, у некоторых такая популярность есть? Ну, как будто они совершили что-то. Прям, ни дать, ни взять – Герой Советского Союза. Не меньше.
А пишет все одно и то же. Из газет, что называется.
Что сделал в жизни - неизвестно.
Может и помог кому, но ведь не один он помог.
Не он один что-то делал и делает.
Тем более, этой писаниной никому не помогает точно.
У нас вот, ты знаешь, ребята… И воевали они, и помогали, и помогают, но из них слова об этом не вытянешь. Если только в этом нужды у них нет.
И практического смысла.

А у этих молва такая, что вроде они пострадали за правду.
И уважение к ним.
И пиетет.
И все их обожают.
И верят каждому слову.
Это что? Почему так? С чего?

- Это тебя, Толя, жизнь научила не верить каждому слову неизвестных тебе людей.
Это ты никогда не станешь говорить о себе.
Требовать поддержки, а потом, благосклонно снизойдя, благодарить за неё.
Это ты не станешь делать ничего ради количества лайков и хайпа.
И легенду о себе создавать не станешь.
И уж, тем более, образ борца пострадавшего делать не будешь.
Не нужно тебе это всё, Толя. Смешно тебе это. Непонятно.

Но, пойми, интернет дал людям такую возможность. И в отсутствие жизни и подвига они создают себе и жизнь, и подвиг, и образ - там. И почитателей. Тщеславие еще никто не отменял.

Ну, да, забываются.
Путают, где они и кто. Искренне верят, что нужное дело делают. И борцами себя ощущают. Пишут, вроде, про Донбасс, про Сирию, про Крым, про Путина, а не замечают уже, что пишут-то про себя любимых.
Про то, какие они.

Тщеславие!
А людям, тем, что вокруг, не так много и нужно.
Правильные слова. И всё.
И поддержание образа.
Даже термин такой появился – «диванные войска».
Так вот те, о которых ты спрашиваешь – они генералиссимусы этих войск.
А остальным нужна сопричастность.
И те, кто им эту сопричастность обеспечит.
И генералиссимусы обеспечивают.
И даже собственные мысли для этого не нужны.
Нужны просто общие «правильные», слова.
Вот и всё.
Ну и привет вам всем с информационного фронта борьбы!
С началом весны Вас!
От меня.

Ну и подлость там, конечно, есть.
Причем, от тех же самых «борцунов».
И тщеславие.
И все проявления человеческие. Ну все как в жизни.
Только не настоящая это жизнь. И правила поведения соблюдать необязательно.
Или можно наврать, что соблюдаешь.
А они сами себя, да и поклонники их, так долго в этом убеждают.
В том, что они настоящие. Стоящие.
И все у них в голове перепутывается, в конечном итоге.
Если тебе каждый день будут писать, что ты такой, то рано или поздно ты действительно начнешь считать, что ты такой. Избранный. Уникальный. Герой. Забыв, что ты это сам себе придумал и рассказал.

В общем, напиши о героизме - сам прослывешь героем. Напиши чужие умные мысли - сам за умного сойдешь.
Напиши о великом событии – и вроде как ты тоже руку приложил.
И отвечать там ни за что не придется.
Ни за правду.
Ни за неправду.
Ни за что.
И это очень сильно развращает.

Пустота и глупость.
Тщеславие и обман.
Дешевая популярность и ложное ощущение значимости.
И власти над людьми. Удовлетворение того, чего не достает в реальной жизни.

Временами эти «диванные войска» и их предводители секты напоминают.

В общем, полная подмена чувств, страстей, намерений и действий.

Я бы и сам уже оттуда ушел.
Из сетей этих.
Да и некогда мне. Ты знаешь.
Но ты же первый меня уговариваешь не уходить.

- Нет. Ты останься.
Ты хорошо пишешь. Интересно. Я несколько человек читаю, которые от себя пишут.
Свое, а не общие слова.
В этом хоть какой-то смысл есть. Это литература.
И книжку покупать не надо.

- Да ладно тебе, Толя. Это баловство, а не литература.

-Да… кучеряво всё там… В интернете этом... Непонятно.
На передке проще…(Улыбается)

-Да, Толя, проще.
Наверно.
Тебе виднее.

- А вот, почему ты из отпуска не пишешь?
Фотки не выкладываешь? Видео?
Отдыхаешь от письма? (Улыбается)

- Да. Отдыхаю.
Да и потом, фотки и видео я тебе и так покажу, когда приеду.
А писать что-то патриотическое оттуда у меня как-то рука не поднимается.
Что люди подумают?
Ну порадуются те, кто хорошо относится.
Не стыкуется у меня как-то сидеть под пальмами в Эмиратах или на Мальдивах и писать о патриотизме, выражать озабоченность и солидарность. И уж, тем более, писать оттуда о том месте, где идет война. Что-то пошлое в этом есть.

- Дурак ты!
Чего тут такого?
Ты же заработал. Не украл.

- Не знаю Толя.
Что-то не то в этом.
Не украл, конечно. И, вроде, право имею.
Но какая-то фальшь в этом будет.
Лицемерие.
Любовь... Любовь к себе и тщеславие черное.
Это ты, Толя, не то, что отдыхать там должен, а жить.
Причем, за счет государства.
Ты заслужил.
И писать всё, что захочешь. Только ведь ты не станешь писать.

- Я и жить там не стану.
А ты дурак, что беспокоишься о том, что и кто подумает. Я тебе уже говорил.

- Да, хватит об этом. Пустое это все.
Я пытаюсь вымыслом заниматься, потому что только вымысел и может обрести смысл в бессмысленном пространстве.
Ладно…

Толя, а расскажи мне о войне. Мне тема нужна.
И сюжет. Ч
тобы я написал так, как ты говоришь.
Так, чтобы это читать стоило.

Я решаюсь сменить тему разговора на нужную мне.
Толя полностью меняется. Видно, что и мысли его, и чувства, и настроение становятся другими.

- Да… Нечего рассказывать… Ранило меня. Списала меня война. Ты всё знаешь…
Если бы не это, и сейчас бы был там. И рассказывать было бы некогда.
Что там особенного?
Про меня…
Про меня не стоит писать.
Я же не Герой Советского Союза! И я не Крым… (Смеется)

Пойду я.
Чего-то спина разнылась.

Он встал.
И, как всегда, с шутками собрался и ушёл.

Он всегда так делает, когда разговор доходит до этой точки.

Завтра ему надо на работу.
У него трудная жизнь.
И материальная тоже.
Хотя он так не считает и ни на что никогда не жалуется.
И вообще не считает, что пострадал.
И не считает, что сделал что-то значительное.
И героем себя не считает.

Когда он ушел, я думал о нём.
О том, что в жизни есть закономерность.
Есть то, что никогда не меняется. И те, кто никогда не меняются.

Есть те, кто умирают.
И не говорят никогда.

Есть те, кто говорят.
О тех, кто умирает за них.
Или хотя бы пытаются.

И есть те, кто, казалось бы, говорят о тех, кто умирает за них, а на самом деле говорят о себе.
И не замечают этого.
Так было всегда.
И в прошлую войну.
И в эту.
И в мирное время.
И в любое время.
И, видимо, так будет всегда.

Толя, с осколком в спине, два часа вел бой вместе со старшим.
В окружении.
А потом ещё столько же времени тащил его на себе, к своим.

Старший живет в другом городе. Они перезваниваются каждый день.
Толя мечтает познакомить его со мной, а старший считает это огромной честью для себя. Потому как я актер и «писатель».

Когда я об этом думаю, я ненавижу себя, как никогда. Именно за то, что он считает это честью для себя.
А не для меня.
Какое-то подлое чувство.
Всё не так в этом.
Всё с ног на голову.
Должно быть всё наоборот.
Хотя это, конечно, честь для меня.
Как и то немногое, что Толя мне позволяет знать о себе.

Что тут писать ещё?
Это всё.
Да и Толя ничего никогда не расскажет.
Это уже ясно.


Рецензии