О важности классики в жизни и вообще

На войне, в опере, на футбольном поле, каждый с легкостью опознает «своего», для него не составить труда встать в строй, занять свое место в зале, узнать команду, за которую нужно и важно болеть, потому что все эти занятия говорят о «своем», и лишь учитель в школе говорит об общем, поэтому учеба так скучна, учителей не слушают, не понимают. Самое трудное для него это добиться внимания. Для этого ему приходиться говорить много слов, и здесь ему могла бы помочь классика, которая в этом преуспела. Так много знакомых человечеству слов уже сказано, и учителю стоило бы знать хотя бы некоторую их часть, чтобы заполнять ими неизбежные пустоты. Что бы мы делали, не будь Толстого, Достоевского, Гоголя, Пушкина и их классических текстов? Классика способна выручить учителя в любую минуту, вернуть ему внимание аудитории, избавить его от стыда профессионального бессилия. Разговор об общем важен сам по себе в мире, разделенном на «своих» и «чужих». Знание классики способно выручить в любой трудной ситуации, даже такой сомнительной, как роль подменного преподавателя математики в вечерней школе.

Даже если бы мне пришлось преподавать математику, я бы обратился к классике. Я представляю, какой бы шум это наделало среди коллег. Мне даже снилась подобная история, в которой я начал с текста на доске, и какой-то великовозрастный школьный шалопай, принялся стирать его с доски, так что я рассердился и точным ударом отправил его в нокаут. Это вызвало шум в классе, но несмотря на это я пытался продолжить урок, а когда баламут поднялся, он лишь изобразил мне в отместку легкую пощечину, и галопом пробрался в задний ряд парт, приплясывая на ходу.

Я был подменным учителем и на доске остался математический пример из футбола, с которого мне следовало бы продолжить объяснение, но я откровенно признался в том, что ничего не смыслю в футболе, зато я кое-что понимаю в литературе, и принялся цитировать кого-то из классиков, по ходу объясняя важность значения классики в трудных жизненных ситуациях каждого человека. Урок я провел, и даже раздал ученикам какие-то пособия, разработанные мною лично, после чего на следующий урок явился один из учеников, который размахивая пособием утверждал, что коллеги-математики подвергли его критике, отмечая, однако же, хороший слог и стиль, которым написаны методические материалы.

- Вот видите, - торжественно провозгласил я, - даже мои критики, отметили достоинства моего стиля, что, согласитесь, не так уж мало для начинающего учителя. Хорошее начало – это фундамент всего начинания, а, следовательно, и само дело не может быть дурно, если в его основании лежит правильная речь и логические заключения.


Рецензии