Из зрительского дневника

И СНОВА «ЧТО НЕПРАВИЛЬНО»

На этот раз впечатления от случайно увиденного сюжета «Классное видео» («Ералаш», «юбилейный трёхсотый» выпуск). Кто не знает, там два ученика договариваются снять ролик на тему «Сумасшедшая училка», что ли, и один из них начинает провоцировать учительницу истории и ведёт себя … сказать «ненормально» - ничего не сказать, но провокация не срабатывает. Зато учительница заявляет, что, в отличие от их камеры, школьная камера слежения никогда не выключается, и она выложит его поведение с Интернет под названием «Школьный дурачок» (это точно помню), собрав при этом в YouTube два миллиона просмотров.

Мой подход «что здесь неправильно?» применим даже по счёту «Ералаша»:
1.Как изображена учительница? Мне вспомнился пример из монографии Анны Даниловой «Манипуляция в СМИ». Копию прилагаю.

2.Учительница просто «похищает шоу» у незадачливого ученика, говоря языком западных СМИ конца 1980-х годов. ПОБЕДИТЕЛЕМ В ИТОГЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИДЕОБЛОГГЕРСТВО, общественная вредность которого подтверждается в сюжете.

3.Поведение класса: никто из других учеников НИКАК себя не ведёт, даже тем, кому поведение протагониста причиняет вред (разбросанные вещи, сломанные парты и пр.). Все сидят, как будто эта ненормальность – «в порядке вещей».

В итоге: стирание противоположностей между критикой и рекламой. Конечно, я знаю о «продвижении через отрицательные отзывы», даже работу на такую тему брать отказался, поскольку я работаю не только на совесть (хорошо и правильно), но и по совести (задумываюсь о влиянии написанного на общество и не рассчитываю, что не будут читать). Но если «всё реклама, кроме некролога», то почему не прекратили своё существование клевета и шантаж, например?

DEDICII

Отдыхая в области, вернувшись в номер раньше намеченного из-за дождя со снегом, я решил посмотреть телевизор. Приемлемого очень немного, правительственные новости, военная и «шпионская» история, отдельные советские ретро-показы, да ещё теледетективы. И хотя их нравственный смысл – любое преступление можно раскрыть, я больше задумываюсь о криминологии. О фоновой среде, порождающей преступность.

Я вижу сцену, как странные и страшные существа в масках демонов и уродов хватают красивую женщину, фотомодель, в её гримёрной и начинают подвергать чудовищным пыткам. И хотя влечение бывшего «мальчика с фермы» к таким женщинам давно исчезло, обострённое чувство справедливости осталось.

Как мне хотелось оказаться рядом, и чтобы у меня в руках был лазерный меч!

А потом … я узнаю, что это была всего лишь фотосессия, и выставка с её «продукцией» «прошла успешно».

Только для выставок зрители нужны, готовые платить свои деньги за то, чтобы смотреть такое.

Я не стану делать этого: с души воротит от антикультуры.

Какая разница между этим и творчеством шестидесятников, создавших «фотографию настроения» как жанр!

Может быть, большинству людей всё это не нравится. Но они считают, что «ничего нельзя сделать». Даже люди с достаточно передовым пониманием так считают.

У меня постоянно вспоминается латинское слово dedicii – сдавшиеся. Так назывались самые бесправные из общин Италии, завоёванной Римом. И это же – поведение большинства, которое платит деньги, например, за посещение скандальной выставки Евгении Васильевой. Для меня эта выставка, судя по репортажам в Интернете, дважды антикультура. Бездарная, антихудожественная мазня. И то самое бесстыдство после греха, которое хуже самого греха.

ОДНО СЛОВО

Включив телевизор в гостинице, я стал смотреть новости на канале ОТР. Это было в мартовские выходные, и все телеканалы воспроизводили речь Президента об «Интернет-клубах самоубийц». Но там было одно слово, которое мне не понравилось: «А некоторые ещё и ЗАРАБАТЫВАЮТ на этом».

«Господин Президент, Вы ошиблись: НАЖИВАЮТСЯ, а не зарабатывают»,- я не удержался от комментариев.

И сюжет, который шёл следом, подтвердил мои худшие представления о том, что сейчас смешивают критику и рекламу. Рассказывали о каком-то «мега-старт-ап-пилотном-и-прочее проекте» на тему блоггерства, и это организуется в Саратове.
Что этот проект даст обществу, а не кучке его организаторов и непосредственных участников, которые суть продолжение организаторов?

Разве это массовое производство нового мощного трактора, как «Кировец» К-700? Начало строительства космической базы на Луне? Введение в строй новой атомной электростанции? Создание речных судов с низкими рубками для Волго-Балтийского пути, которые не нуждаются в разводке мостов? Разработка школьных программ обучения начальным приёмам наступательной информационной войны?

Ради любого из названных направлений стоило изъять деньги из массовой рекламы, этой инсценировки рынка с признаками кормушки для угодных!

Но сомневаюсь, что при нынешних настроениях - как во власти, так и в населении (не знаю, уместно ли здесь написать «народ») – возможно такое волевое решение. Помню заявление одного из депутатов или чиновников осенью 2018 года после одного из громогласных преступлений участников сообщества «Арестантское уголовное единство». Было сказано, что это следствие снижения уровня нравственности и образования. Только и всего, и практических последствий это не получило, даже запретили это сообщество не сразу, а через два года!


Рецензии