РЕКА, КИТЫ и ДЕТИ
Застолбила душу грусть, одолела! Где то яркое июльское, " без огня горящее" солнце? Где шелестящая зеленая листва, восторженные крики ребятишек, плескающихся в реке? Все это в недавнем прошлом.
Изрядно залитую осенним дождем землю поутру схватывает морозец - теленком покусывает и без того жухлую траву. Блекло в небе. Призрачно Как на замедленной пленке, режет небо клин журавлей. Легко ли им прощание е родиной? Тяжко! Курлычут они прощально, как бы спрашивая: “Все ли назад вернемся, все ли?..’ “Все, - машу я им рукой, - хотелось бы так..” Сколько за их отсутствие воды в реке утечет, сколько ветров прошумит, сколько с небесной крыши снега свалится? То ни журавлям, ни людям неведомо. Внезапно время где-то рядом мелькнет: в зарослях ивняка птичкой вспорхнет, упругим щучьим хвостом по безмолвной речной глади бухнет - круги по воде. Хожу с дочуркой за руку вдоль берега. Дочь задает нескончаемые “почему?”.
- Пап, а речка больсая?
- Большая, 164 километра. Тут же чувствую, как она
сжимает мою руку, сейчас последует новый вопрос. Желая предупредить его и упростить до предела, отвечаю:
- Сто шестьдесят четыре километра - это приблизительно, как от нашего села до райцентра сходить туда и обратно десять раз.
Она задумчиво кивает половой: “Много,..”
-А где начинается река, как называется?- вопросы сыплются один за другим.
- Начинается она в соседней Рязанской области, а называется Лесной Воронеж.
- Соседняя - значит другая, не наса?
-Да
- А почему не в насей? - дочь останавливается и, прищурившись, смотрит на меня.
Внутренне я уже начинаю стонать от всех этих вопросов, однако терпеливо объясняю:
- В другой области она начинается потому, - на минуту я замолкаю, - что так захотела природа, - и туг же быстро продолжаю: Воронеж - потому, что наша река впадает в реку Воронеж, а Лесной, потому что раньше по берегам реки рос густой лес
Конечно, я не хочу осложнить свое положение какими-либо дополнительными сведениями. Дочь еще мала, и возникнет уйма вопросов, на которые ответить будет крайне сложно. Когда она подрастет, я расскажу ей о реке все, что знаю. К примеру, что она берет свое начало северо-восточнее села Воронежские Верхи Ухоловского района Рязанской области. Протяженностъ ее составляет 164 километра. Бассейн реки вытянут с севера на юг. В нашей области она протекает по трем районам.
С незапамятных времен человек селился по берегам рек. Они кормили его рыбой, в голодные времена - ракушками, На реках сооружали плотины, строили водяные мельницы, на которых мололи зерно. Позднее на реках ставили гидротурбины, и в домах жителей загорался электрический свет,
На реке Лесной Воронеж водяные мельницы были построены в населенных пунктах Мезинец, Земледелие, Маяк. На плотине между селами Заворонежское и Большая- Дорога также стояла мельница.
В 1963 году началась электрификация с. Чурюкова. Местная совхозная электростанция освещала лишь ее часть. На плотине, между селами Заворонежское и Большая - Дорога основные работы уже были выполнены, гидротурбина установлена, но запускать ее не стали, так как отпала необходимость - электроэнергия пришла с Волгоградской ГЭС. Со временем плотину подмыло, и турбина затонула в болоте.
Много интересного можно будет рассказать дочери, когда она подрастет Лишь бы не пропало это детское любопытство, а сейчас я просто перевожу разговор в другое русло:
- Доча, а помнишь, летом купались в реке, жара была, я сажал тебя на спину, и через глубину мы заплывали с тобой на песчаную отмель?-Помнишь, ты еще немного боялась течения? Ты вновь хватала меня за шею, и мы плыли с тобой дальше?
-Ты был больсой кит, да?! - дочь восторженно смотрит на меня своими синими глазками.
- Хочешь и сейчас поплывем? - внутренне меня сотрясает от смеха.
- Нет, она задумчиво качает головой,- сейчас сапоги надо снимать, култку...
- Пожалуй, действительно, много хлопот, - соглашаюсь я, - а то бы непременно поплавали.
Когда-то давно я также приходил с отцом на реку. Он сажал меня на опину, и мы плыли.
С замиранием сердца я восседал на нем. Горячо палило солнце полноводная река представлялась мне морем, а отец был для меня большим и сильным китом, несущимся по теплым волнам.
Эта неотъемлемая часть воспоминаний о детстве будет со мною всю жизнь. Где бы мы ни были, всегда помним свою малую родину: родительский дом, людей, живущих в родном поселке, реку. Все обязательно повторяется, как, например, времена года.
Сейчас глухая осень. Шуршит под осенним ветром ломаный сухой камыш, сетует на скуку, разводя ветвями, плакучая ива: “Дожить бы до лета, не люблю одиночества!"
Река тоже одиночества не любит: мельниц, электростанций не строят. И от переживаний сих она мельчает, позволяя камышу и зарослям ветлы наступать на свою территорию Но это далеко не конец. Наступят холода, скует реку льдом, заметет снегом. А придет весна, разорвет она ледяной панцирь, вырвет старый камыш с корнем, унесет его, закрутив в водоворотах. И вернутся журавли на родную землю, и в синюю майскую ночь придут влюбленные пары на берег реки. А с наступлением жаркого летнего дня на больших и сильных "китах" поплывут счастливые дети.
Свидетельство о публикации №221032900723