Все решала сама...
В открытую форточку дышала весна, врываясь в комнату птичьим гомоном, запахом влажной земли и воздухом, особым, какой бывает, когда снег сошел совсем недавно. На широком подоконнике стояла вазочка с веточками вербы. Нина сидела за столом, перелистывая альбом со старыми фотографиями. Комната была чужой. Нина прикасалась к лицам на фото пальцами и, казалось, они согревали, дарили ей тепло из далекого прошлого. В этой чужой комнате она встречала свою семидесятую весну. Юбилей! Рядом никого из близких нет, да и уже не будет. Жизнь прошла, пронеслась, пролетела, как одно мгновение.
Вот на этой фотографии Нина после окончания восьмого класса: белые банты в темных кудрях. Помнит, как вприпрыжку шла по улицам незнакомого города И банты подпрыгивали вместе с ней от радости. Спешила на почту, чтобы сообщить родителям хорошую новость: ее приняли! Экзамены в педагогическое училище сдала успешно. Нина радовалась больше не тому, что поступила, а больше тому, что можно уехать из своей деревни. Мечты стать учителем у нее не было. Но почему бы нет? Можно и на учителя поучиться. Городок, в котором ей предстояло теперь жить, был провинциальный, небольшой, но это все равно-город. Здесь все новое для нее, другое, интересное.
Педагогическое училище располагалось в старинном трехэтажном здание, с яркими цветочными клумбами у входа. Сад во дворе, Большая спортивная площадка, общежитие. Но Нина устроилась на квартиру в доме напротив. Теперь у нее даже отдельная комната была. Так решили родители, хотели, чтобы дочка жила с комфортом. Девочки в группе почти все деревенские, только трое местные. Жили по квартирам в основном парами или по трое, дружили тоже так. А Нине нравилось одной. С самого утра в училище начиналась оживленная жизнь. Открывались кабинеты, девчонки толпились у расписания, потом расходились по этажам. после звонка на урок, царила тишина, лишь из музыкальных кабинетов слышалось пение или звуки музыки. Зато после третьей пары уроков коридоры оживлялись. Девчонки бренчали на мандолинах тут и там, в спортивном зале свои занятия, на сцене актового зала - свои. Так жили и учились будущие педагоги. И Нине эта жизнь нравилась. Она не блистала на уроках, но училась на стипендию. Много занималась спортом. Правда ни с кем из девочек тесно не сдружилась. Только к концу второго курса сблизилась с одной из местных. С ней и оказалась на одном из весенних праздников в веселой молодежной компании.
Ребята все жили на одной улице, знали друг друга детства. Нина легко с ними познакомилась, общаться интересно было. Она жила далековато. Провожали ее всей компанией и не один раз. Но Нина как-то выделила из всех мальчишек одного. Хотелось узнать его поближе. Да, и он был не против. Виталий, так его звали, стал часто провожать Нину без сопровождения друзей. Он был на год моложе Нины, но крепкий, рослый выглядел старше. Шутить умел остро и метко, спортом увлекался, музыкой, хорошим рассказчиком был. Нине все чаще хотелось увидеться с Виталием, нравилось, как он смеется, разговаривает. Любовалась им, иногда просто тонула в его глазах, тепло и хорошо становилось, когда он рядом. Влюбилась и взаимно. Нине почему-то казалось, что рядом с ней не молоденький паренек, а надежный, сильный мужчина, способный защитить ее от всяких бед и жестокости этого мира.
Виталий, действительно, относился к своей девушке трепетно и нежно. У них были свои любимые уголки для прогулок в городе, на берегу реки. Они часто уезжали с компанией на лодке за Волгу, оставались там на ночь.Кормили комаров, ловили рыбу, пели песни у костра, смотрели на звезды, как все влюбленные, мечтали. Но никогда Виталий не позволял себе ничего лишнего, берег Нину. Тогда это было принято, если серьезно относишься к девушке. Однажды Нина даже намекнула ему, что мог бы быть посмелее. Виталий ослабил объятия, посерьезнел, отодвинул Нину от себя, посмотрел ей в глаза и как-то очень веско сказал: " Все у нас с тобой хорошо будет, после свадьбы. Ты только дождись меня из армии!"
Время шло, отношения становились крепче. И уже никто не сомневался в том, что эта пара не потеряет друг друга. Но бывают события, круто меняющие судьбу и самого человека. Нина к окончанию четвертого курса поняла, что с ее женским здоровьем творится что-то неладное. Она и раньше замечала в себе проблемы, но надеялась, что, может быть, повзрослеет и все наладится. Поход к врачам огорчил, пришлось пройти обследование. И... Вынесли судьбоносный приговор: лечиться бесполезно, детей не будет никогда.
После больницы жизнь Нины внешне не изменилась. О своей беде она никому, кроме мамы, не сказала. Поблекли краски окружающего мира. На Виталия теперь Нина смотрела , как на свое счастливое прошлое. Свое будущее она рядом с ним не видела. Не хотела делать несчастным человека, которого очень сильно любила. Семья без детей -не семья. Нина молча все для себя решила. Получив диплом и направление на работу, она не сказала, куда уезжает, пообещала написать и, зная, что этого не будет, рассталась с Виталием.
Рассталась, не писала письма, не давала о себе знать, а из сердца вычеркнуть не могла. Вспоминала ежедневно. Чтобы помочь себе, решила замуж выйти. Ей и доктор советовали это сделать, как можно быстрее для поддержки женского здоровья. В деревне, где она начала работать в школе, женихов практически не было, лишь в школе преподавал историк, недавний выпускник института. Молодую учительницу приметил сразу: яркая, симпатичная, только глаза грустные почему-то. Влюбился, ухаживать начал. А Нине он совсем не понравился, но ухаживания приняла: чем не жених. Сразу ему правду о себе сказала. Ему можно и нужно знать. Больно сделать не боялась. А Денис, так его звали, никакого значения этому факту не придал. "Мне ты нужна, остальное неважно!"- так ответил. Быстро свадьбу сыграли. Прожили года четыре вместе, а у Нины душа не на месте, так и рвалась Виталия увидеть. Разошлась с Денисом. Поехала в город, где когда-то счастливой была. Повидалась с Виталием. Рассказал он ей, как переживал из-за ее молчания долго. А потом, отслужив в армии, женился. Случилось это за месяц перед тем, как они увиделись. Узнав о причине из-за которой Нина с ним порвала, не выдержал и даже пощечину ей отвесил: "Как же ты могла и за себя, и за мня решать? Троих несчастливыми сделала: себя, меня и жену мою!" Больше они не виделись.
Нина снова приняла судьбоносное решение: вернулась к Денису. Но семью хотела иметь нормальную, стать мамой, заботы материнские почувствовать. А Денис против не был, он делал все, как хотела Нина. Малыша взяли двухнедельного отказного. Мама советовала Нине взять двух-трехлетнего, но Нина упрямо заявила, что хочет испытать все, начиная с первых дней жизни ребенка. Переехали в деревню, где жили родители Нины. Радость появилась: пеленки, распашонки, маленький человек в доме. Но малыш рос каким-то не таким. Не понимал Никита игрушек, не реагировал на разговор взрослых, совсем не мог спокойно на руках сидеть. Нина говорила, что такой у Никиты характер, а мама в ответ только горестно молчала.
Когда Никите исполнился годик, врачи признали ребенка больным, сказали, что учиться он не сможет, посоветовали Нине в интернат определить малыша. И снова судьбоносное решение приняла Нина одна:"Нет, не смогу!" Муж молча согласился. Покатились годы совсем другой жизни. Нина с больным ребенком дома. Она так привыкла к Никите, что он ей и больным-то не казался. Разговаривала с ним, ка с нормальным. Не всегда понимал. Но и научила Нина сына многому. Простейшие гигиенические процедуры Никита делал сам. Даже читать по слогам детские книжки научился, правда, на вопросы ответить не мог. Любил просто рассматривать картинки, слушать радио. Играл с местными малышами, никогда их не обижал, будучи уже взрослым дядей. Болезнь часто прорывалась приступами, с которыми справляться было трудно. Сила мужская нужна, чтобы во время эпилепсии удержать человека. Подростком Никита был, когда, намучившись, родители определили его в интернат, снова по инициативе Нины. Но, не выдержав, через месяц забрали домой.
Нина любила Никиту и не представляла свою жизнь без него, ведь постоянно рядом была. Друзей не имела,мало с кем общалась. Люди сторонились ее из-за странного, больного сына. Ее дом был ее миром. Окраина села, рядом сосновый бор, озеро. Место для прогулок отличное. За грибами ходила с Никитой, на озеро. Зимой на лыжах катались. Мужа так и не смогла полюбить, прожив с ним долгие годы. Часто даже признавалась ему в этом, рассказывая о своей любви к Виталию в молодости. Не понимала, что делает больно, вернее не замечала или не хотела замечать. А Денис все ее капризы выполнял. В доме все было так, как она хотела. И однажды все закончилось. Денис ушел из жизни мгновенно. Нина сразу осознала свою беспомощность. Не умела ничего в бытовых вопросах, не могла справляться с Никитой. А у него приступы участились. Нине сложно было справляться с ними даже физически. Морально еще тяжелее. И здоровье ухудшилось. А выхода никакого найти не могла. Подумав, собрала документы и отвезла Никиту в интернат.
Рыдая, вернулась в опустевший большой дом. Здесь ничего не радовало. Из родных осталась только племянница, живущая своей жизнью. А Нине предстояло полное одиночество. Страшно! И она решила, что лучше быть на людях. Люди-это интернат. Сама себя туда определила: пусть государство заботится, хотя здоровье еще не совсем ослабло.
И вот она в доме-интернате, на людях... И совсем одна, чужая всем и чужие вокруг. Только фотографии в старом альбоме дарят тепло.
Фото из интернета.
Свидетельство о публикации №221032900733
С уважением,
Людмила Каштанова 28.05.2023 15:35 Заявить о нарушении
Татьяна Буйнова 28.05.2023 21:58 Заявить о нарушении